Ближний и Средний Восток и Северная Африка

Регион переживал период потрясений и перемен. Продолжали набирать обороты опасные кризисные проявления в таких странах, как Сирия и Ливия, сложной оставалась обстановка в Ираке и Йемене, а также Ливане. Серьезно деградировала ситуация в палестино-израильском урегулировании. Одновременно отмечен взрывной рост террористической активности, охватывающей все более обширные территории, – все эти актуальные вызовы и угрозы, негативно воздействующие на международную безопасность и затрагивающие национальные интересы России, требовали неослабного внимания на протяжении всего года.

Особенно острым вызовом международной безопасности стала стремительная активизация в регионе террористических группировок. Летом 2014 г. боевики одной из них – «Исламского государства Ирака и Леванта» (или «Исламского государства», ИГ) – начали массированное наступление на иракской территории, захватив в короткое время целый ряд провинций на севере и западе страны. Наряду с приграничными сирийскими районами они удерживаются ими до сих пор.

В ответ США и ряд союзных им государств в обход Совета Безопасности ООН развернули операцию против ИГ с применением авиации на территории Ирака (с августа) при одобрении иракских властей, а также Сирии (с сентября) без согласия властей страны.

В связи со сложным положением в ближневосточном регионе Россия продолжала линию на недопущение деградации ситуации в арабских странах и поддержку международных усилий по разрешению региональных кризисов. Российское видение проблемы базировалось на четком понимании того, что усилия по сдерживанию угрозы со стороны «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других радикальных группировок, ставящих под угрозу будущее целых государств, должны выстраиваться без двойных стандартов и скрытой повестки дня на прочной основе международного права – прежде всего, базовых антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН 1373 и 1624. Поддержали также резолюцию СБ 2170, нацеленную на усиление санкционного давления на террористов, действующих в Сирии и Ираке. Содействовали закреплению в долгосрочной повестке дня Совета Безопасности ООН вопросов, связанных с феноменом иностранных террористов-боевиков, наращивающих присутствие в ближневосточном и афгано-пакистанском регионах, Ливии и Мали. Основные позиционные подходы России к данной теме нашли отражение в резолюции СБ 2178.

Руководствуясь стремлением предотвратить эскалацию кризисов в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, российские эксперты принимали участие в заседаниях Международной группы поддержки Ливана (Париж, март; Нью-Йорк, сентябрь; Берлин, октябрь), Международной конференции по Ливии (Рим, март), Международной конференции в поддержку вооруженных сил Ливана (Рим, июнь), Международной конференции по обеспечению мира и безопасности в Ираке (Париж, сентябрь), Группы друзей Йемена (Нью-Йорк, сентябрь), Берлинской конференции по проблематике сирийских беженцев (Берлин, октябрь), Контактной группы Африканского союза по Ливии (Аддис-Абеба, декабрь).

Предпринимали последовательные шаги по содействию политико-дипломатическому урегулированию внутреннего конфликта в Сириичерез налаживание межсирийского инклюзивного диалога без предварительных условий на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., одобренного резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН. В контексте данных усилий вели подготовку к организации на «московской площадке» консультативной встречи представителей оппозиции и Правительства Сирийской Арабской Республики, намеченной на 2015 г. Оказывали всестороннюю помощь международной операции по химическому разоружению Сирии.

Выступали за сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности Ирака, поддерживая продвижение всеобъемлющего политического процесса в интересах обеспечения согласия всех политических сил и этноконфессиональных групп страны. В постоянном режиме контактировали с представителями широкого спектра политических движений Ирака, включая курдские.

После неудачи очередного раунда палестино-израильских переговоров (апрель) диалог между сторонами фактически зашел в тупик. В этой связи Россия выступила за повышение роли ближневосточного «квартета» международных посредников (Россия, США, ЕС, ООН) в мирном процессе. Удалось активизировать контакты в данном формате на уровне спецпредставителей. Был проведен ряд встреч, телеконференций, состоялось министерское заседание «четверки» (Мюнхен, февраль). На фоне резкой эскалации обстановки на палестинских территориях во второй половине 2014 г. (летом – вокруг сектора Газа, осенью – в Восточном Иерусалиме) в контактах с конфликтующими сторонами и в публичных заявлениях последовательно призывали к отказу от насилия, к созданию атмосферы, благоприятной для возобновления мирных переговоров.

Выступили в поддержку выдвинутой Египтом (июль) инициативы по долгосрочному урегулированию ситуации вокруг Газы. «На полях» 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь) участвовали в очередном министерском заседании Временного координационного комитета по помощи палестинцам. Российские представители приняли участие в Международной донорской конференции по восстановлению сектора Газа (Каир, октябрь).

Поддержали поставленный Иорданией на голосование в СБ ООН проект резолюции по палестино-израильскому урегулированию (декабрь). Исходили из того, что документ опирается на общепризнанную международно-правовую базу мирного процесса, включая соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и Арабскую мирную инициативу.

В условиях сохраняющейся тенденции к обострению внутриливийского конфликта сфокусировали работу на содействии международным и региональным усилиям по поиску путей нормализации ситуации в Ливии. В контактах с ливийцами и зарубежными партнерами указывали на необходимость налаживания всеобъемлющего переговорного процесса с участием всех слоев населения, социальных групп, племенных и политических объединений. В ходе обсуждения ливийской проблематики с представителями стран региона, в том числе министрами иностранных дел ОАЭ, Египта, Туниса, Алжира, Судана и Мавритании, а также в рамках участия во втором министерском заседании Российско-Арабского Форума сотрудничества в Хартуме и заседании Контактной группы Африканского союза по Ливии в Аддис-Абебе (3 декабря) настраивали собеседников на принципиальную поддержку суверенитета и территориальной целостности ливийского государства, невмешательства в его внутренние дела. Поддерживали усилия главы Миссии ООН в Ливии Б.Леона по налаживанию диалога между противоборствующими ливийскими сторонами. В частности, поддержка его работе была выражена в ходе встречи со специальным представителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем Министра иностранных дел России М.Л.Богдановым (Москва, ноябрь). В рамках усилий по противодействию расползанию оружия из Ливии в сопредельные государства и его дальнейшему попаданию в руки экстремистских сил содействовали принятию резолюции СБ ООН № 2174 от 27 августа 2014 г., ужесточившей санкционный режим в отношении поставок вооружений в Ливию.

Продолжали наращивать с государствами Ближнего Востока и Северной Африки взаимовыгодное двустороннее сотрудничество.

Работа по дальнейшему развитию отношений с Египтоми защите российских интересов в этой стране проводилась на фоне процесса консолидации власти вокруг А.Сиси, избранного в мае Президентом АРЕ, сохраняющихся в Египте повышенных рисков в сфере безопасности, высокой социальной активности населения.

В ходе встречи президентов В.В.Путина и А.Сиси (Сочи, 12 августа) были согласованы конкретные практические шаги по дальнейшему наращиванию двустороннего многопрофильного сотрудничества, включая взаимодействие в международных и региональных делах. Проведен второй раунд стратегического диалога в формате «два плюс два» с участием министров иностранных дел и обороны двух стран (Москва, февраль). Возобновлена деятельность Совместной Российско-Египетской комиссии по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Москва, март). Каир с рабочим визитом посетил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович (16 декабря).

Поступательно развивались отношения со странами арабского Магриба.

В мае состоялся официальный визит в АлжирПредседателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, которая провела переговоры с Президентом АНДР А.Бутефликой,
Премьер-министром А.Селлялем, председателями Совета нации А.Бенсалахом и Национального народного собрания М.Халифой. По итогам поездки подписан Меморандум о взаимопонимании между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Нации АНДР.

Москву посетили Министр иностранных дел Алжира Р.Ламамра (февраль) и Министр-делегат по магрибинским и африканским делам при Министре иностранных дел Алжира А.Мессахель (ноябрь). «На полях» 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась еще одна встреча министров иностранных дел двух стран (Нью-Йорк, сентябрь). В ходе контактов был рассмотрен весь комплекс российско-алжирских отношений, определены наиболее перспективные направления их дальнейшего развития, зафиксировано общее понимание необходимости вывода нынешнего двустороннего взаимодействия на новый, более качественный уровень.

В сентябре в Алжире состоялось подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Документ создал необходимую правовую базу для налаживания практического взаимодействия на новом и перспективном направлении.

Обоюдная заинтересованность в углублении взаимовыгодного сотрудничества была подчеркнута в ходе рабочего визита в Москву (июль) Министра иностранных дел и сотрудничества Марокко С.Мезуара и его переговоров с С.В.Лавровым. Стороны договорились о поддержании тесной координации в международных и региональных делах на основе совпадения или близости их подходов к ключевым проблемам современности.

Успешно функционировали механизмы взаимодействия в различных областях: проведено пятое заседание Межправительственной смешанной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству (Рабат, сентябрь) и второе заседание Смешанной Российско-Марокканской комиссии по военному и
военно-техническому сотрудничеству (Москва, сентябрь).

В центре внимания на переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и сотрудничества Мавритании А.Тегеди (Москва, июнь) оказались вопросы двусторонней повестки дня, актуальная международная проблематика, ситуация на Африканском континенте.

Активизировались политические контакты с Тунисом. В марте состоялся насыщенный рабочий визит С.В.Лаврова в эту страну, где он провел переговоры с Президентом М.Марзуки, Премьер-министром М.Джомаа и Министром иностранных дел М.Хамди. В сентябре главы внешнеполитических ведомств двух стран встретились в Москве.

Заметно вырос объем товарооборота, достигнув по итогам 2014 г. отметки в 1 млрд. долл. США. В ходе пятого заседания Российско-Тунисской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству (Тунис, май) подписаны Программа культурного сотрудничества на 2014-2016 гг., Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма и Соглашение между Информационным агентством России «ТАСС» и Тунисским информационным агентством (ТАП). По данным Министерства туризма Туниса, страну в 2014 г. посетило более 263 тыс. российских туристов.

В связи с резкой деградацией военно-политической ситуации в Ливии практически в замороженном состоянии оказались двусторонние связи. По соображениям безопасности в августе была временно приостановлена деятельность Посольства России в Ливии, а дипломатическая миссия переведена в Тунис. Тем не менее, стремились задействовать все возможные каналы для сохранения контактов с представителями ливийских легитимных властей. «На полях» второй министерской сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества (Хартум, декабрь) спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов встретился с Министром иностранных дел Ливии М.Дейри.

Продолжалось активное и многоплановое взаимодействие с Ираком. Регулярный характер носил политический диалог: в феврале состоялся визит в Багдад Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, в марте Ирак посетил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович, в апреле в Москве был принят первый заместитель Министра иностранных дел Ирака Н.Хейралла для консультаций по линии внешнеполитических ведомств.

Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в Ираке, продолжалась реализация масштабных инвестиционных проектов с участием крупных российских компаний, включая ОАО «НК «Лукойл» и
ОАО «Газпром нефть». В конце марта силами ОАО «НК «Лукойл» состоялся ввод в промышленную эксплуатацию месторождения «Западная Курна-2» в провинции Басра, а в конце августа к добыче «первой нефти» приступили на разрабатываемом ОАО «Газпром нефть» объекте «Бадра». Важное место в структуре двусторонних связей сохранило военно-техническое сотрудничество. Заметный прогресс достигнут в сотрудничестве в области образования: в 2014 г. 343 иракских студента проходили обучение в российских вузах за счет средств федерального бюджета.

Динамично развивались двусторонние связи между Россией и Иорданией, в том числе и на высшем уровне. Состоялось два рабочих визита в Москву Короля Абдаллы II (апрель и октябрь). Проведено второе заседание Российско-Иорданской Межправительственной комиссии по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества (Москва, ноябрь).

Поддерживали линию на укрепление политического диалога и развитие двусторонних отношений с Сириейи Ливаном, совершенствование договорно-правовой базы двусторонних отношений. Все более заметное влияние на их динамику и перспективы стал оказывать фактор международного терроризма. Исходя из складывающихся в регионе реалий, оказывали содействие официальным властям двух стран для противостояния террористическим вызовам, в том числе поддерживая процесс укрепления возможностей национальных вооруженных сил и правоохранительных органов и предоставляя Дамаску и Бейруту финансовую и гуманитарную помощь.

Насыщенностью контактов на высшем и высоком уровнях, по линии советов безопасности, парламентов, профильных министерств и ведомств отличались российско-израильские отношения.Состоялось 6 телефонных разговоров Президента Российской Федерации В.В.Путина с
Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху.

Сохранению набранных темпов делового сотрудничества способствовало результативное заседание Смешанной
Российско-Израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (Иерусалим, октябрь).

Традиционно интенсивный политический диалог между Москвой и Рамаллой играл определяющую роль в сохранении устойчивого характера российско-палестинских связей. Состоялись визиты в Россию Президента Государства Палестина М.Аббаса (январь, июнь). Российская Федерация продолжала в различных формах оказывать Палестине гуманитарную и финансовую помощь. Приступила к работе Российско-Палестинская Рабочая группа высокого уровня для проведения консультаций по экономическим и инвестиционным вопросам.

Плотным оставался график контактов на высшем и высоком политическом уровнях с руководством государств Аравийского полуострова. Состоялись официальные визиты в Россию Короля Бахрейна Хамада Аль Халифы (12 октября), Наследного принца Абу-Даби, заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммада Аль Нахайяна (22-23 октября); визиты Эмира Государства Катар Тамима Аль Тани (5 февраля), Наследного принца Бахрейна Сальмана Аль Халифы (28 апреля). Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел две встречи с Министром иностранных дел Королевства Саудовская Аравия С.Аль- Фейсалом (20 июня и 21 ноября).

Центральными темами обсуждений в ходе переговоров стали внутренний конфликт в Сирии, ситуация в Ираке, Йемене, ближневосточное урегулирование, а также вопросы безопасности и установления стабильности в зоне Персидского залива.

На поиск путей повышения отдачи от взаимодействия в политической, торгово-экономической, инвестиционной и других областях были нацелены встречи в рамках стратегического диалога Россия – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В феврале глава российского внешнеполитического ведомства принял участие в третьем министерском заседании ССАГПЗ (Эль-Кувейт), а в сентябре «на полях»
69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк) встретился с делегацией ССАГПЗ.

Сохраняли активную вовлеченность в процесс межсуданского урегулирования и нормализации в Дарфуре, действуя в рамках ООН и опираясь на принципы уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Судан.

В апреле Москву с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел PC А.Карти. В декабре визит в Хартум нанес Министр иностранных дел России С.В.Лавров – состоялись его переговоры с Президентом PC О.Баширом и с А.Карти. В декабре проведено второе заседание Российско-Суданской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (Москва).

В развитие имеющихся договоренностей с Лигой арабских государств состоялась вторая сессия Российско-Арабского Форума сотрудничества на уровне министров иностранных дел (Хартум, декабрь) с участием С.В.Лаврова, в ходе которой, в частности, был проанализирован ход совместной работы по выполнению Плана действий по реализации принципов, целей и задач Форума на 2013-2015 гг.

Работали над укреплением многопланового взаимодействия с Исламской Республикой Иран в двустороннем и многостороннем форматах.

Активно развивались контакты на высшем и высоком уровнях. Президенты В.В.Путин и Х.Рухани трижды встречались «на полях» многосторонних форумов (май, сентябрь), провели четыре телефонных разговора. Состоялись визиты в Тегеран Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина (16-17 ноября) и Секретаря Совета Безопасности Н.П.Патрушева (20-22 октября), а также визит в Россию Вице-президента ИРИ С.Саттари (27-30 октября) и переговоры в Москве Министра иностранных дел М.Дж.Зарифа (16 января и 29 августа). С.В.Лавров провел в Москве два раунда переговоров со своим иранским коллегой М.Дж.Зарифом (январь, август). Поддерживались многоплановые межведомственные контакты.

Приоритетной задачей оставалось наращивание двусторонних связей в торгово-экономической сфере. На это были нацелены положения заключенного в Москве 5 августа межправительственного Меморандума о взаимопонимании, а также решения 11-го заседания Межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (Тегеран, 8-9 сентября). Принят пакет документов, закладывающих основу для расширения двустороннего партнерства в сфере мирного использования атомной энергии
(Москва, ноябрь).

Развивалось взаимодействие на контртеррористическом и антинаркотическом направлениях. По итогам переговоров в Москве Министра внутренних дел ИРИ, Генерального секретаря Штаба по борьбе с наркотиками (ШБН) ИРИ А.Р.Рахмани-Фазли (8-9 декабря) был подписан План совместных действий ФСКН России и ШБН Ирана в сфере противодействия наркоугрозе на период 2015-2018 гг. Объявлено о решении Ирана присоединиться к деятельности «Центральноазиатского антинаркотического квартета».

Взаимодействие с Организацией исламского сотрудничества (ОИС) выстраивалось в соответствии с подписанным 1 октября 2013 г. Рамочным соглашением о сотрудничестве между МИД России и Генеральным секретариатом ОИС. Во время своего визита в Саудовскую Аравию С.В.Лавров посетил штаб-квартиру Организации в Джидде, где провел переговоры с Генеральным секретарем ОИС И.Мадани (июнь). Еще одна встреча состоялась «на полях» 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Центральной темой обсуждений стала текущая ситуация на пространстве Ближнего и Среднего Востока с акцентом на возможные действия международных игроков по содействию урегулированию региональных конфликтов.

Предметной дискуссии по широкому кругу вопросов международной и региональной повестки дня был посвящен очередной раунд политических консультаций между МИД России и Генеральным Секретариатом ОИС (Джидда, октябрь).

Африка

Продолжали углублять взаимодействие с африканскими партнерами по широкому спектру вопросов глобальной и региональной проблематики, включая обеспечение международной стабильности, укрепление центральной роли ООН, борьбу с международным терроризмом, поиск путей урегулирования и предотвращения региональных конфликтов.

По восходящей развивались отношения с Южно-Африканской Республикой – одним из наших ключевых партнеров на континенте, о чем свидетельствует высокая интенсивность контактов как в двустороннем формате, так и на многосторонних площадках. Особое внимание уделялось диалогу на высшем уровне: президенты В.В.Путин и Дж.Зума провели беседы в Форталезе (июль) и Москве (август). В декабре подписано соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и верхней палатой Парламента
ЮАР – Национальным советом провинций.

Состояние и перспективы связей с Республикой Мозамбик были проанализированы на встрече Председателя Правительства России Д.А.Медведева с Премьер-министром Мозамбика А.Вакину, находившимся в июле в нашей стране с рабочим визитом. На переговорах глав внешнеполитических ведомств (Москва, апрель) обсуждался комплекс возможных мер в таких сферах, как геологоразведка, горнодобыча, черная металлургия, нефтехимия, сельское и рыбное хозяйство, энергетические и инфраструктурные проекты.

С.В.Лавров посетил Зимбабве и Эфиопию, где встретился с руководством этих государств (сентябрь), принимал в Москве коллег из Эритреи (февраль), Анголы (апрель), Зимбабве (апрель), Гамбии (май), Уганды (май), Мали (сентябрь), Южного Судана (декабрь). «На полях»
69-й сессии Генассамблеи ООН (Нью-Йорк, сентябрь) Министр провел встречи с президентами Гамбии и Экваториальной Гвинеи, а также с мининдел Нигерии и Сьерра-Леоне.

Активно использовался механизм межмидовских политических консультаций. В июне заместитель Министра М.Л.Богданов совершил рабочую поездку в Камерун и Габон, в сентябре – на Маврикий, Мадагаскари Сейшельские острова. Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2014 г. №701 М.Л.Богданов назначен специальным представителем Президента по Ближнему Востоку и странам Африки.

Предпринимались целенаправленные шаги по расширению связей с ведущими межгосударственными объединениями Африки.

В ходе своего визита в Эфиопию С.В.Лавров провел переговоры с Председателем Комиссии Африканского союза (КАС) Н.Дламини-Зумой. Была предметно затронута проблематика региональных конфликтов в контексте нарастающей террористической угрозы. Рассмотрены возможности подключения российских экономоператоров к реализации крупных проектов, в частности в рамках программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Подписан Меморандум о взаимопонимании между МИД России и КАС относительно механизма проведения политических консультаций.

«На полях» «министерской недели» 69-й сессии Генассамблеи ООН С.В.Лавров принял участие в первой в своем роде коллективной встрече в формате круглого стола с министрами иностранных дел государств Сообщества развития Юга Африки (САДК), по итогам которой были намечены дальнейшие шаги по наращиванию взаимодействия России с этой структурой.

В декабре С.В.Лавров и главный посредник по Южному Судану Межправительственной организации по развитию(ИГАД) С.Месфин обменялись оценками перспектив урегулирования южносуданского конфликта, обсудили отношения между Эфиопией и Эритреей, а также российско-эфиопские связи.

Аккредитованные в качестве представителей при Экономическом сообществе западноафриканских государств(ЭКОВАС), Общем рынке Восточной и Южной Африки(КОМЕСА), Восточноафриканском сообществе(ВАС) послы Российской Федерации участвовали в ключевых мероприятиях на площадках этих субрегиональных объединений.

В декабре учрежден пост специального представителя Министра иностранных дел по связям с африканскими региональными организациями. Эти обязанности возложены на директора Департамента Африки МИД России В.И.Уткина.

Продолжалась активная политическая работа в интересах укрепления мира и безопасности в Африке. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН вносила весомый вклад в стабилизацию ситуации в Сомали, Южном Судане, Центральноафриканской Республике, Мали, других горячих точках, включая помощь странам региона в формировании собственного антикризисного потенциала. При этом исходили из того, что ключевая роль в определении путей решения проблем континента должна принадлежать самим африканцам при содействии международного сообщества.

Всемерно поддерживали настрой Африканского союза и субрегиональных структур на развитие конструктивного взаимодействия с ООН в сфере миротворчества. В целях «сверки часов» по вопросам обеспечения региональной стабильности Москву посетили специальный посланник Афросоюза по Западной Сахаре, бывший президент Мозамбика Ж.Чиссано (август) и комиссар по вопросам мира и безопасности АС С.Шерги (декабрь).

Существенные результаты достигнуты в деле расширения взаимовыгодных торгово-экономических и научно-технических связей со странами Африки, создания условий использования потенциала африканского рынка в интересах развития отечественной экономики. Ключевая роль в этих усилиях отводилась межправительственным комиссиям (МПК) и рабочим группам. Взаимный настрой на придание дополнительной динамики сотрудничеству во всех областях подтвержден на заседаниях МПК с Республикой Конго (Москва, апрель), Эфиопией (Москва, июнь), Зимбабве (Хараре, сентябрь), Ганой (Москва, сентябрь), ЮАР (Претория, ноябрь).

МИД России во взаимодействии с министерствами экономического блока продолжал оказывать энергичное дипломатическое сопровождение работающим в Африке крупным отечественным компаниям: АК «Алроса» в Анголе и Ботсване, ОК РУСАЛ в Гвинее и Нигерии, ОАО «Газпром» в Мозамбике, ОАО «Газпром нефть» в Экваториальной Гвинее и Анголе,
ОАО «ЛУКОЙЛ» в Гане, Кот-д’Ивуаре и Сьерра Леоне, Госкорпорации «Росатом», ОАО «Интер РАО», ОАО «ВО «Технопромэкспорт»,
ОАО «Силовые машины», ОАО «Росгеология» в ЮАР, ОАО «РЖД» в Намибии и Эфиопии, «Ви Холдинг» в Зимбабве.

Наметились дополнительные перспективы в инвестиционном сотрудничестве, чему способствовали предпринятые Россией шаги по масштабному списанию задолженности африканских государств, в том числе в рамках соглашений с Танзанией, Замбией и Мозамбиком по программам «долг в обмен на развитие».

Оказывали весомую поддержку подготовке африканских национальных кадров. В общей сложности в российских вузах обучалось свыше 6,5 тыс. африканцев. На 2014/2015 учебный год странам континента было предоставлено более 1,6 тыс. государственных стипендий.

В профильных учебных заведениях МВД России реализовывались программы подготовки афромиротворцев. Ежегодно до 80 сотрудников африканских правоохранительных органов проходят подготовку на базе Всероссийского института повышения квалификации, 300 мест выделяется для желающих пройти тематические краткосрочные стажировки.

Закреплению позиций на африканском континенте призвано способствовать участие России в деятельности международного сообщества по оказанию гуманитарной и продовольственной помощи. В 2014 г. за счет наших взносов в фонды Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН гумпомощь была предоставлена Малави, Лесото и Танзании, по линии Международной организации гражданской обороны
(МОГО) – Камеруну, Лесото и Мали. В декабре Правительством Российской Федерации одобрены ассигнования в ВПП ООН на сумму 4 млн. долл. США в связи с предоставлением продовольственной помощи Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне; принято решение о выделении в 2015 г. в качестве единовременного взноса в фонд МОГО до 6,6 млн. долл. США, которые планируется направить на закупку и поставку в Гвинеюи Либерию российских медицинских модулей, мобильных медицинских складов и специализированных автомобилей КАМАЗ.

Наша страна одной из первых отреагировала на вспышку эпидемии геморрагической лихорадки Эбола в странах Западной Африки. В Гвинею направлены ведущие отечественные вирусологи, передовое диагностическое оборудование и военно-полевой госпиталь. В Сьерра-Леоне доставлен гуманитарный модуль с медикаментами и расходными материалами. Совокупный объем российских средств, запланированных на цели борьбы с Эболой, составляет порядка 50 млн. долл. США.

Наши рекомендации