Эксплуатационным повреждением считается.

2.5.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна или дру­гого судна, или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-хи­мических свойств, не подпадающие под признаки, указанные в пп.2.4.1., 2.4.4.. 2.4.5. настоящего Положения.

При отсутствии утраты мореходных качеств судна и/или создания пре­пятствий в производственной деятельности б связи с появлением эксплуата­ционных ограничений - АС относится к классу эксплуатационных повреждений.

Планируемые остановки СЭУ в открытом море для осуществления тех­нического обслуживания или устранения возникшего дефекта, другие мелкие повреждения корпуса, его конструкций, механизмов, систем, устройств и обо­рудования, не создавшие препятствий для производственной деятельности судна и устраненные силами судового экипажа, к классу эксплуатационных повреждений не относятся.

2.5.2. АС, в результате которого произошло повреждение судна при пра­вомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях независи­мо от утраты мореходных качеств.

2.5.3. АС, в результате которого произошло повреждение судна при пра­вомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность независимо от утраты море­ходных качеств.

2.5.4. AC, в результате которого произошло повреждение судна при пра­вомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных опе­раций независимо от утраты мореходных качеств.

Классификация АС по пп.2.5.2.-2.5.4. означает, что независимо от по­следствий АС, экипажем были предприняты действия, отвечающие требовани­ям нормативных документов и соответствующие хорошей морской практике, а сам АС произошел в силу объективных причин. В противном случае классифи­кация АС производится в зависимости от факта потери мореходных качеств.

При применении п.2.5,3, ПРАС-90 причина АС должна согласовываться с определением навигационной безопасности, указанной в п.1.2.5. ПРАС-90. Для возможности четкой дифферентации эксплуатационных повреждений (ЭП) при классификации АС орган расследования должен отразить, при каких конк­ретных условиях произошло повреждение судна. Например, при классифика­ции по п.2.5.2. ПРАС-90 в заключении необходимо указать: "эксплуатационное повреждение, связанное с плаванием судна в ледовых условиях".

2.5.5. АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации,

2.5.6. АС, в результате которого произошло повреждение судна при пра­вомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее под признаки, указанные в п.2.4.1. настоящего Положения.

Применяется при условии, что:

- операции происходили в местах (открытое море, залив, пролив, рейд и т.д.) без участия береговых организаций (лоцманское, буксирное обес­печение);

- АС не вызвал повреждений, приведших к потере мореходных качеств судна (судов).

2.5.7. АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 часов и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной дея­тельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

В этом случае капитан судна не освобождается от необходимости предъя­вить судно Регистру или иностранному классификационному обществу для освидетельствования.

2.5.8. АС, связанный с незначительным повреждением судном подвод­ного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.

2.6. Классификация АС в соответствии с настоящим Положением осу­ществляется капитаном судна и капитаном морского порта.

2.7. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.

Предварительная классификация АС, осуществляемая капитаном судна, становится окончательной, если она подтверждена капитаном порта.

В порядке осуществления надзора за расследованием капитанами су­дов эксплуатационных повреждений (п.3.3. ПРАС-90), судовладелец может потребовать от капитана судна передать необходимые документы капитану порта для окончательной классификации АС. При этом решении об утрате силы действия судовых документов принимается только инспекцией Регист­ра или другого классификационного общества по результатам освидетельство­вания судна.

2.8. На основе документальных данных капитан порта производит окон­чательную классификацию АС, подпадающих под признаки, указанные в пп.2.2.-2.4., а также в п.п.3.6.-3.8. настоящего Положения.

2.9. После АС (пп. 2.3.2., 2.4.1., 2.4.3., 2.4.5. ,2.5.2., 2.5.4., 2.5.7.) свиде­тельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, клас­сификационное свидетельство и другие судовые документы Морского Регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельство­ванию Морскому Регистру или по его поручению иностранному классификаци­онному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.

Освидетельствование судов должно производиться после каждого аварийного случая в целях определения характера, объема и причин повреждения, а также условий устранения последствий и/или дальнейшей эксплуатации.

Судовладелец обязан предъявить судно к внеочередному освидетель­ствованию Регистру в порту, где произошел аварийный случай, или в первом российском порту захода.

Если аварийный случай произошел в иностранном порту или таковым является первый порт захода, в котором нет возможности предъявления Регис­тру, то судно должно быть предъявлено иностранному классификационному обществу.

2.10. Классификация АС по видам и причинам выполняется в соответ­ствии с классификационной таблицей (приложение 1 к Положению).

Приложение 1.

Классификационная таблица аварийных случаев (АС). (По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству)

N   Виды, причины, последствия АС   Учетный индекс  
     
     
1.1 1.1.1. 1.1.2.   1.1.3.   1.1.4. 1.1.5.   1.1.6.   Виды АС При определении вида АС за основу принимается его первопричина, независимо от характера и размера по­следствий. Навигационные АС: Посадка на грунт - посадка судна на мель, касание грун­та и подводных препятствий; выброска на берег. Столкновение - контакт или соприкосновение судов между собой в процессе их движения или одного из них; контакт с судном, стоящим на якоре или на мели; контакт с любым плавающим в море объектом или пред­метом, являющимся судном в контексте МППСС-72; контакт с отдельно стоящим в море сооружением (нефтебуровые платформы, вышки и др.) Навал - контакт судна со стационарным или времен­ным гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов (причалы, пирсы, молы, доки и т.д.) или ограждением акватории портов; контакт судна с другим судном происшедший в процессе выполнения швартовных операций, а также в результате неблагоп­риятных гидрометеорологических условий погоды (дрейф судна, обрыв цепей и тросов и др.); контакт суд­на со средством навигационного оборудования. Потеря остойчивости, плавучести - образование аварийного крена судна из-за недостаточной остойчивости, опрокидывание, затопление. Штормовые повреждения - повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна в результате воздействия штормового ветра и волнения. Ледовые повреждения - повреждения корпуса, механиз­мов, систем, устройств и других элементов судна при плавании во льдах.     П   С     Н     Ш   Л
     
.1.7.   1.2. 1.2.1.   1.2.2.   1.2.3.   1.2.4.   1.2.5.   1.2.6.   1.3.   1.3.1. 1.3.2. 1.4.   Прочие - все остальные повреждения, связанные с работой судоводителей и влиянием внешних условий (намотка троса или сетей на гребной винт, повреждение подводного ка­беля, трубопровода, удар о притопленный предмет и др.) 1.2. Технические АС: Повреждение главного двигателя - повреждение механизмов, обеспечивающих движение судна (судовой энергетической установки, ее трубопроводов, центральных постов управле­ния, электрооборудования и др.) Повреждение вало-винтового комплекса - повреждение валопроводов, дейдвудов, гребных винтов, ВРШ и др. Повреждение вспомогательных механизмов, обеспечиваю­щих нормальную эксплуатацию судна (двигателей судовых электростанций, механизмов, обслуживающих СЭУ, устройств, систем, а также их электрооборудования). Повреждение корпуса - возникновение дефектов корпуса судна и его элементов в результате физического износа и др. Повреждение судовых устройств - повреждение якорного, рулевого, шлюпочного, грузового и прочих судовых уст­ройств, их электрооборудования. Прочие - все остальные технические повреждения, связан­ные с работой судомехаников. Взрывы горючих газов при искрообразовании, разрядов статического и атмосферного электричества и др. подразделами: По службе эксплуатации. По службе технической эксплуатации. Пожары от небрежного обращения с открытым огнем, с электронагревательными приборами, в результате неисправнос­ти электрооборудования, освещения и нарушения правил эксплуатации, неудовлетворительного состояния в машинных отделениях судов защиты горячих поверхностей от по­падания на них масла и топлива, а также защиты топливных трубок высокого давления, предотвращающей попадание топлива на источники воспламенения; от искрообразования при работе котлов камбуза; от самовозгорания и самовосп­ламенения грузов; нарушение правил проведения огневых работ и др. с подразделами:     Х     Д   В   М   К     У   Ф   ЗС ЗМ   Ж  
1.4.1. 1.4.2. 1.5.     2. 2.1.   2.2.     2.3.   2.4.   2.5.     2.6.   2.6.1 2.6.2   По службе эксплуатации. По службе технической эксплуатации. Повреждение судна - повреждение корпуса, механизмов, си­стем, устройств и других элементов судна, затопление судо­вых помещений от применения снарядов, мин, ракет и дру­гого оружия. Причины АС (по вине экипажа). Нарушение МППСС и местных правил плавания - наруше­ние правил, регламентирующих режим плавания и расхож­дение судов. Нарушение правил судовождения - нарушение положений о подготовке перехода, предварительной и исполнительной прокладки, определениях места судна, использовании тех­нических средств навигации, использовании картографичес­кой и гидрометеорологической информации, неудовлетвори­тельный контроль за положением судна во время якорной стоянки, игнорирование основ судовождения. Несоблюдение общепринятых практических приемов и спо­собов управления судном - нарушение положений о взаимо­отношениях с лоцманом, неучет или неверный учет манев­ренных элементов,неиспользование якорей, неверный выбор скорости при маневрировании, допущение ошибок и просче­тов при управлении судном и др. Нарушение нормативных документов по безопасности морс­кой перевозки грузов - нарушение технологического режима безопасности погрузки, размещения, крепления, перевозки и выгрузки грузов и др. ТС Неоправданный риск - ошибочный выбор пути, риск плава­ния по которому превышается ожидаемый эффект, пренеб­режение усилением вахты в сложных условиях плавания, необоснованный отказ от лоцманского, буксирного, ледоколь­ного обеспечения, нарушение практики при плавании во льдах, неоправданный выход в море с неполным экипажем или неработающими техническими средствами и др. Нарушение трудовой дисциплины - грубое пренебрежение служебными обязанностями, сон на вахте, исполнение обя­занностей в нетрезвом состоянии, игнорирование приказов и распоряжений с подразделами: По службе эксплуатации. По службе технической эксплуатации.   ЖС ЖМ     Р     АС     БС   ВС   ТС     PC   ТД ТДС ТДМ  
       
3.8. 3.9. 4. 5. 5.1. 5.2.     5.3.   5.4. 5.5.   5.6. 5.6.1. 5.6.2. 5.7. 5.8. Стихийные условия - непреодолимые обстоятельства, при­ведшие к АС (ураган, цунами, сложные ледовые условия др.). Не установлено - расследование не выявило причины АС. В процессе выяснения. Последствия АС: Гибель людей - если это явилось следствием АС. Кораблекрушение - затопление судна и невозможность или нецелесообразность его подъема; полное конструктивное разрушение судна вследствие посадки на мель, пожара, взрыва и др., исключающие возможность или целесообраз­ность его восстановления. Повреждение судна с потерей мореходных качеств, повреж­дение подводного кабеля, трубопровода, берегового соору­жения, приведшие к выводу их из эксплуатации. Эксплуатационное повреждение судна. Смещение, изменение свойств груза, приведшее к потере мореходных качеств судна в соответствии с правилами Мор­ского Регистра. Нахождение судна на мели, независимо от повреждений, возникших в результате посадки. 24 часа и более Менее 24 часов Загрязнение окружающей среды. Потеря времени - непроизводительный простой судна вслед­ствие АС (не повлекшего повреждений судна или других объектов, сооружений). СУ НУ ПЯ   ГЛА   ККА     МУА МУЭ   СИГ   НСМ НСМБ НСМИ ЭОС НПС

Примечание: совместно с последствиями указываются убытки.

4. Определение "оправданного риска в мореплавании" согласно ПРАС-90.

5.12. Риском в мореплавании применительно к настоящему Положению признается такое действие управляющего судном лица, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможно большего вреда судну, грузу и людям. При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть значительно меньше сто­имости сохраненного имущества и/или приобретенной выгоды, а лицо, допус­тившее в своих действиях риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда.

В процессе мореплавания нередко возникают элементы неопределенно­сти, стимулирующие формирование и развитие аварийной ситуации, нейтра­лизация которой обычно требует неоднозначного решения, при выборе которого возникает риск, снижающий вероятность благополучного выхода из создавшейся ситуации. Как правило, многовариантный выбор решения возникшей задачи усложняет риск, снижая при этом уровень безопасности плавания.

В итоге, при наличии риска, деятельность капитана судна сопровожда­ется рядом особенностей, к основным из которых можно отнести:

- возникновение неопределенности при выборе решения;

- необходимость принятия и осуществления решения для снятия неопре­деленности:

- быстротечность развития аварийной ситуации;

- многовариантность выбора решения и стремление принять единствен­но правильное решение для выхода из аварийной ситуации при жес­тком, как правило, дефиците времени для этого.

5.13. Риск признается оправданным лишь при одновременном наличии следующих условий:

а) риск должен соответствовать цели, для которой он предпринимается;

б) цель не может быть достигнута обычными не связанными с риском действиями;

в) риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;

г) предметом риска должны являться материальные объекты, но не жизнь людей.

Наши рекомендации