Эксплуатационным повреждением считается.
2.5.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна, или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не подпадающие под признаки, указанные в пп.2.4.1., 2.4.4.. 2.4.5. настоящего Положения.
При отсутствии утраты мореходных качеств судна и/или создания препятствий в производственной деятельности б связи с появлением эксплуатационных ограничений - АС относится к классу эксплуатационных повреждений.
Планируемые остановки СЭУ в открытом море для осуществления технического обслуживания или устранения возникшего дефекта, другие мелкие повреждения корпуса, его конструкций, механизмов, систем, устройств и оборудования, не создавшие препятствий для производственной деятельности судна и устраненные силами судового экипажа, к классу эксплуатационных повреждений не относятся.
2.5.2. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях независимо от утраты мореходных качеств.
2.5.3. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность независимо от утраты мореходных качеств.
2.5.4. AC, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций независимо от утраты мореходных качеств.
Классификация АС по пп.2.5.2.-2.5.4. означает, что независимо от последствий АС, экипажем были предприняты действия, отвечающие требованиям нормативных документов и соответствующие хорошей морской практике, а сам АС произошел в силу объективных причин. В противном случае классификация АС производится в зависимости от факта потери мореходных качеств.
При применении п.2.5,3, ПРАС-90 причина АС должна согласовываться с определением навигационной безопасности, указанной в п.1.2.5. ПРАС-90. Для возможности четкой дифферентации эксплуатационных повреждений (ЭП) при классификации АС орган расследования должен отразить, при каких конкретных условиях произошло повреждение судна. Например, при классификации по п.2.5.2. ПРАС-90 в заключении необходимо указать: "эксплуатационное повреждение, связанное с плаванием судна в ледовых условиях".
2.5.5. АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации,
2.5.6. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее под признаки, указанные в п.2.4.1. настоящего Положения.
Применяется при условии, что:
- операции происходили в местах (открытое море, залив, пролив, рейд и т.д.) без участия береговых организаций (лоцманское, буксирное обеспечение);
- АС не вызвал повреждений, приведших к потере мореходных качеств судна (судов).
2.5.7. АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 часов и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
В этом случае капитан судна не освобождается от необходимости предъявить судно Регистру или иностранному классификационному обществу для освидетельствования.
2.5.8. АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.
2.6. Классификация АС в соответствии с настоящим Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.
2.7. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.
Предварительная классификация АС, осуществляемая капитаном судна, становится окончательной, если она подтверждена капитаном порта.
В порядке осуществления надзора за расследованием капитанами судов эксплуатационных повреждений (п.3.3. ПРАС-90), судовладелец может потребовать от капитана судна передать необходимые документы капитану порта для окончательной классификации АС. При этом решении об утрате силы действия судовых документов принимается только инспекцией Регистра или другого классификационного общества по результатам освидетельствования судна.
2.8. На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию АС, подпадающих под признаки, указанные в пп.2.2.-2.4., а также в п.п.3.6.-3.8. настоящего Положения.
2.9. После АС (пп. 2.3.2., 2.4.1., 2.4.3., 2.4.5. ,2.5.2., 2.5.4., 2.5.7.) свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Морского Регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому Регистру или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.
Освидетельствование судов должно производиться после каждого аварийного случая в целях определения характера, объема и причин повреждения, а также условий устранения последствий и/или дальнейшей эксплуатации.
Судовладелец обязан предъявить судно к внеочередному освидетельствованию Регистру в порту, где произошел аварийный случай, или в первом российском порту захода.
Если аварийный случай произошел в иностранном порту или таковым является первый порт захода, в котором нет возможности предъявления Регистру, то судно должно быть предъявлено иностранному классификационному обществу.
2.10. Классификация АС по видам и причинам выполняется в соответствии с классификационной таблицей (приложение 1 к Положению).
Приложение 1.
Классификационная таблица аварийных случаев (АС). (По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству)
N | Виды, причины, последствия АС | Учетный индекс | |
1.1 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4. 1.1.5. 1.1.6. | Виды АС При определении вида АС за основу принимается его первопричина, независимо от характера и размера последствий. Навигационные АС: Посадка на грунт - посадка судна на мель, касание грунта и подводных препятствий; выброска на берег. Столкновение - контакт или соприкосновение судов между собой в процессе их движения или одного из них; контакт с судном, стоящим на якоре или на мели; контакт с любым плавающим в море объектом или предметом, являющимся судном в контексте МППСС-72; контакт с отдельно стоящим в море сооружением (нефтебуровые платформы, вышки и др.) Навал - контакт судна со стационарным или временным гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов (причалы, пирсы, молы, доки и т.д.) или ограждением акватории портов; контакт судна с другим судном происшедший в процессе выполнения швартовных операций, а также в результате неблагоприятных гидрометеорологических условий погоды (дрейф судна, обрыв цепей и тросов и др.); контакт судна со средством навигационного оборудования. Потеря остойчивости, плавучести - образование аварийного крена судна из-за недостаточной остойчивости, опрокидывание, затопление. Штормовые повреждения - повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна в результате воздействия штормового ветра и волнения. Ледовые повреждения - повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна при плавании во льдах. | П С Н Ш Л | |
.1.7. 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.2.3. 1.2.4. 1.2.5. 1.2.6. 1.3. 1.3.1. 1.3.2. 1.4. | Прочие - все остальные повреждения, связанные с работой судоводителей и влиянием внешних условий (намотка троса или сетей на гребной винт, повреждение подводного кабеля, трубопровода, удар о притопленный предмет и др.) 1.2. Технические АС: Повреждение главного двигателя - повреждение механизмов, обеспечивающих движение судна (судовой энергетической установки, ее трубопроводов, центральных постов управления, электрооборудования и др.) Повреждение вало-винтового комплекса - повреждение валопроводов, дейдвудов, гребных винтов, ВРШ и др. Повреждение вспомогательных механизмов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна (двигателей судовых электростанций, механизмов, обслуживающих СЭУ, устройств, систем, а также их электрооборудования). Повреждение корпуса - возникновение дефектов корпуса судна и его элементов в результате физического износа и др. Повреждение судовых устройств - повреждение якорного, рулевого, шлюпочного, грузового и прочих судовых устройств, их электрооборудования. Прочие - все остальные технические повреждения, связанные с работой судомехаников. Взрывы горючих газов при искрообразовании, разрядов статического и атмосферного электричества и др. подразделами: По службе эксплуатации. По службе технической эксплуатации. Пожары от небрежного обращения с открытым огнем, с электронагревательными приборами, в результате неисправности электрооборудования, освещения и нарушения правил эксплуатации, неудовлетворительного состояния в машинных отделениях судов защиты горячих поверхностей от попадания на них масла и топлива, а также защиты топливных трубок высокого давления, предотвращающей попадание топлива на источники воспламенения; от искрообразования при работе котлов камбуза; от самовозгорания и самовоспламенения грузов; нарушение правил проведения огневых работ и др. с подразделами: | Х Д В М К У Ф ЗС ЗМ Ж | |
1.4.1. 1.4.2. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.6.1 2.6.2 | По службе эксплуатации. По службе технической эксплуатации. Повреждение судна - повреждение корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна, затопление судовых помещений от применения снарядов, мин, ракет и другого оружия. Причины АС (по вине экипажа). Нарушение МППСС и местных правил плавания - нарушение правил, регламентирующих режим плавания и расхождение судов. Нарушение правил судовождения - нарушение положений о подготовке перехода, предварительной и исполнительной прокладки, определениях места судна, использовании технических средств навигации, использовании картографической и гидрометеорологической информации, неудовлетворительный контроль за положением судна во время якорной стоянки, игнорирование основ судовождения. Несоблюдение общепринятых практических приемов и способов управления судном - нарушение положений о взаимоотношениях с лоцманом, неучет или неверный учет маневренных элементов,неиспользование якорей, неверный выбор скорости при маневрировании, допущение ошибок и просчетов при управлении судном и др. Нарушение нормативных документов по безопасности морской перевозки грузов - нарушение технологического режима безопасности погрузки, размещения, крепления, перевозки и выгрузки грузов и др. ТС Неоправданный риск - ошибочный выбор пути, риск плавания по которому превышается ожидаемый эффект, пренебрежение усилением вахты в сложных условиях плавания, необоснованный отказ от лоцманского, буксирного, ледокольного обеспечения, нарушение практики при плавании во льдах, неоправданный выход в море с неполным экипажем или неработающими техническими средствами и др. Нарушение трудовой дисциплины - грубое пренебрежение служебными обязанностями, сон на вахте, исполнение обязанностей в нетрезвом состоянии, игнорирование приказов и распоряжений с подразделами: По службе эксплуатации. По службе технической эксплуатации. | ЖС ЖМ Р АС БС ВС ТС PC ТД ТДС ТДМ | |
3.8. 3.9. 4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.6.1. 5.6.2. 5.7. 5.8. | Стихийные условия - непреодолимые обстоятельства, приведшие к АС (ураган, цунами, сложные ледовые условия др.). Не установлено - расследование не выявило причины АС. В процессе выяснения. Последствия АС: Гибель людей - если это явилось следствием АС. Кораблекрушение - затопление судна и невозможность или нецелесообразность его подъема; полное конструктивное разрушение судна вследствие посадки на мель, пожара, взрыва и др., исключающие возможность или целесообразность его восстановления. Повреждение судна с потерей мореходных качеств, повреждение подводного кабеля, трубопровода, берегового сооружения, приведшие к выводу их из эксплуатации. Эксплуатационное повреждение судна. Смещение, изменение свойств груза, приведшее к потере мореходных качеств судна в соответствии с правилами Морского Регистра. Нахождение судна на мели, независимо от повреждений, возникших в результате посадки. 24 часа и более Менее 24 часов Загрязнение окружающей среды. Потеря времени - непроизводительный простой судна вследствие АС (не повлекшего повреждений судна или других объектов, сооружений). | СУ НУ ПЯ ГЛА ККА МУА МУЭ СИГ НСМ НСМБ НСМИ ЭОС НПС |
Примечание: совместно с последствиями указываются убытки.
4. Определение "оправданного риска в мореплавании" согласно ПРАС-90.
5.12. Риском в мореплавании применительно к настоящему Положению признается такое действие управляющего судном лица, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможно большего вреда судну, грузу и людям. При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть значительно меньше стоимости сохраненного имущества и/или приобретенной выгоды, а лицо, допустившее в своих действиях риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда.
В процессе мореплавания нередко возникают элементы неопределенности, стимулирующие формирование и развитие аварийной ситуации, нейтрализация которой обычно требует неоднозначного решения, при выборе которого возникает риск, снижающий вероятность благополучного выхода из создавшейся ситуации. Как правило, многовариантный выбор решения возникшей задачи усложняет риск, снижая при этом уровень безопасности плавания.
В итоге, при наличии риска, деятельность капитана судна сопровождается рядом особенностей, к основным из которых можно отнести:
- возникновение неопределенности при выборе решения;
- необходимость принятия и осуществления решения для снятия неопределенности:
- быстротечность развития аварийной ситуации;
- многовариантность выбора решения и стремление принять единственно правильное решение для выхода из аварийной ситуации при жестком, как правило, дефиците времени для этого.
5.13. Риск признается оправданным лишь при одновременном наличии следующих условий:
а) риск должен соответствовать цели, для которой он предпринимается;
б) цель не может быть достигнута обычными не связанными с риском действиями;
в) риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;
г) предметом риска должны являться материальные объекты, но не жизнь людей.