Кафедра трубопроводного транспорта
Существует множество способов транспортировки нефти и газа.
1) Авиационный
2) Водный
3) Автомобильный
4) Железнодорожный
5) Трубопроводный
А) Надземный
Б) Наземный
В) Подземный
Г) Морской
Наиболее эффективным среди перечисленных, является трубопроводный транспорт.
(+)
- Возможность повсеместной укладки трубопровода.
- Низкая себестоимость транспортировки.
- Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.
- Меньшая материало- и капиталоёмкость.
- Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.
- Малочисленность персонала.
- Непрерывность процесса перекачки.
- Относительно малое отрицательного воздействия на окружающую среду.
(-)
Главным недостатком данного вида транспорта является его узкая специализация.
Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на
глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и
дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах -
установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) ираспределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают
специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через
каждые 100 – 150 км. - промежуточные. В состав сооружений трубопроводного
транспорта входят перекачивающие станций, резервуарные парки, компрессорные
станции, газоперекачивающие агрегаты и газораспределительные станции.
На полигоне, который мы посетили, нам представили следующие оборудывание:
- Магистральный насос предназначен для транспортирования по магистральным
трубопроводам нефти.
- Предохранительный клапан - защищает оборудование от недопустимого давления
посредством сброса избытка рабочей среды и прекращает сброс при давлении закрытия и
восстановления рабочего давления.
- Затвор обратный - служит для предотвращения обратного потока среды.
- Скребок очистной - предназначен для очистки внутренних поверхностей
трубопроводов от парафиносодержащих отложений, мусора, металлических предметов и
продуктов коррозии.
- Герметизатор - предназначен для перекрытия внутренней полости трубопровода с
целью предотвращения выхода горючих газов, нефти и ее паров при ремонтных работах с
вырезкой участков трубы.
- Машина для безогневой резки труб - предназначена для резки труб диаметром от
219 до 820 мм и от 325 до 1420 мм лезвийным режущим инструментом с одновременной
разделкой кромок под сварку. Применяется для выполнения работ по вырезке дефектных
участком трубопроводов и линейной арматуры при истечении нефти без избыточного
давления и предварительного опорожнения трубы.
7. Московский нефтеперерабатывающий завод.Московский нефтеперерабатывающий завод был введён в эксплуатацию в 1938
году. В первые годы эксплуатации на завод в качестве сырья поступал мазут из Баку. В
годы Великой Отечественной войны завод не прекратил выпускать продукцию и
поставлял топливо на фронт. После чего был награждён боевым орденом Великой
Отечественной войны.
За время существования было осуществлено 4 реконструкции, а с приходом в 2009
году ОАО «Газпромнефть» началась самая масштабная реконструкция завода, которая
продлится до 2020 года.
Установленная мощность завода — 12,15 млн тонн в год.
Предприятие занимает ведущие позиции в производстве высокооктановых бензинов
и дизельных топлив, обеспечивая порядка 40% потребностей Московского региона в
нефтепродуктах.
Выпускаемая продукция завода:
- Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными
экологическими свойствами АИ-80 ЭК, АИ-92 ЭКп, АИ-95.
- Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин.
- Бензин прямой перегонки экспортный (нафта).
- Топливо дизельное. Летнее Л-0,2-6262
-Топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами.
- Топливо для реактивных двигателей;
- Топливо нефтяное. Мазут;
- Битумы нефтяные дорожные вязкие;
- Сера техническая газовая;
- Газы углеводородные сжиженные топливные;
- Фракция бутан-пропиленовая;
- Фракция бутан-бутиленовая, марка В;
- Топливо дизельное ЕВРО;
- Сырьё для производства вязких дорожных битумов.
Атмосферно-вакуумная установка АВТ-3Атмосферно-вакуумная установка АВТ-3 предназначена для переработки обезвоженной и
обессоленной нефти с целью получения продуктов первичной перегонки: компонента
прямогонного бензина, компонента топлива для реактивных двигателей, компонентов
«летнего» и «зимнего» дизельного топлива, атмосферного газойля, вакуумного газойля,
мазута, гудрона.
Мощность установки ЭЛОУ-АВТ-3 3,6 млн. тонн в год. Режим работы установки -
непрерывный, с межремонтным пробегом 2 года. Номинальная производительность
установки ЭЛОУ-АВТ-3 по сырой нефти - 625т/час.
Атмосферная перегонка предназначена для отбора светлых нефтяных фракций -
бензиновой, керосиновой и дизельных, выкипающих до 360°С, потенциальный выход
которых составляет 45-60% на нефть. Остаток атмосферной перегонки - мазут.
Процесс заключается в разделении нагретой в печи нефти на отдельные фракции
в ректификационной колонне - цилиндрическом вертикальном аппарате, внутри которого
расположены контактные устройства (тарелки), через которые пары движутся вверх, а
жидкость - вниз. Предусматривается подвод тепла в нижнюю часть колонны и отвод тепла
с верхней части колонны, в связи с чем температура в аппарате постепенно снижается от
низа к верху. В результате сверху колонны отводится бензиновая фракция в виде паров, а
пары керосиновой и дизельных фракций конденсируются в соответствующих частях
колонны и выводятся, мазут остаётся жидким и откачивается с низа колонны.
Вакуумная перегонка предназначена для отбора от мазута масляных дистиллятов на
НПЗ топливно-масляного профиля, или широкой масляной фракции (вакуумного
газойля) на НПЗ топливного профиля. Остатком вакуумной перегонки является гудрон.
Необходимость отбора масляных фракций под вакуумом обусловлена тем, что при
температуре свыше 380°С начинается термическое разложение углеводородов (крекинг), а
конец кипения вакуумного газойля - 520°С и более. Поэтому перегонку ведут при
остаточном давлении 40-60 мм рт. ст., что позволяет снизить максимальную температуру
в аппарате до 360-380°С.
Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга.На ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» эксплуатируется установка, предназначенная для
гидроочистки бензина каталитического крекинга, введенная в эксплуатацию в 2012 году.
Объект предназначен для выпуска бензина со сверхнизким содержанием серы, полностью
удовлетворяющего нормам Евро-5, что соответствует концентрации серы не более 10
ppm.(10млг/1кг)
Сущность гидроочистки бензина каталитического крекинга заключается в разделении
исходной широкой фракции бензина на легкую и тяжелую фракции с последующей
гидроочисткой тяжелой фракции в присутствии катализатора и смешением легкой
фракции с гидроочищенной тяжелой фракцией. Процесс гидроочистки тяжелой фракции
проводят при температуре 200-320°С, давлении 1,0-3,5 МПа, объемной скорости подачи
сырья 1-10 ч
-1 в присутствии катализатора, содержащего 8-19% МоО3 и 2-6% СоО и/или
NiO, остальное - Al2О3.
Производительность 1,2 млн т/год, а получаемое на установке топливо соответствует
стандарту Евро-5, содержание серы в нём снижено в 15 раз по сравнению с бензином 3-го
экологического класса.