Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов
Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов характеризует возможности АТП выполнять перевозки грузов рентабельно и с меньшими затратами. Исходим из принципа меньших издержек по отношению к доходам. Поэтому в качестве оценочного показателя предлагается соотношение доходов и расходов.
Если соотношение доходов и расходов АТП составляет 1,3 и более это свидетельствует об экономичной работе АТП, производительном использовании транспортных средств и рентабельной работе предприятия. Следовательно, и конкурентоспособность АТП с позиции данного показателя является высокой и может быть оценена коэффициентом =1. Уменьшение этого соотношения приводит к соответствующему снижению конкурентоспособности АТП по данному показателю, а если соотношение доходов к расходам менее 1, т. е. расходы превышают доходы, предприятие следует признать неконкурентоспособным.
Коэффициент конкурентоспособности определяется по формуле:
, (5)
где - доходы АТП за определенный период, руб;
- расходы АТП за тот же период, руб.
1,3 - соотношение доходов и расходов при коэффициенте конкурентоспособности 1.
Расходы определяются по следующей формуле
, (5.1)
где - сумма всех переменных расходов, а также расходы на з/п водителей (с начислениями), накладные расходами АТП за определенный период, руб;
- среднесуточный пробег, км;
- списочное количество автомобилей, ед;
- коэффициент использования парка;
- количество дней в году (принимаем 300 дней).
Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости от соотношения доходов и расходов определяется по табл. 4.
Таблица 4
Уровень конкурентоспособности в зависимости от соотношения
Доходов и расходов
Показатели | Конкурентоспособность | Неконкурентоспособность | |
высокая | средняя | ||
, % | 1,3 и 1,25-1,28 более | 1,24 - 1,00 | Менее 1,00 |
1 (0,90 - 0,98) | 0,95 - 0,76 | 0,45 |
4.6. Количество видов перевозок, выполняемых автотранспортным
предприятием
В условиях рынка высокий уровень специализации автотранспортного предприятия необходим как основа для выполнения перевозок на высоком качественном уровне. Рыночные условия и транспортный рынок подвержены различным, в т.ч. значительным колебаниям спроса на транспортную продукцию. Поэтому, с целью сглаживания негативных последствий рынка, автотранспортные предприятия должны заниматься и другими видами перевозок (междугородными международными и др.) или другими видами деятельности, например, транспортно-экспедиционным обслуживанием и т.п.
В методике предусмотрена зависимость коэффициента конкурентоспособности АТП от количества видов осуществляемых перевозок, которые для целей настоящей методики имеют следующую классификацию:
- внутригородские и пригородные перевозки товаров народного потребления;
- перевозки грузов самосвалами;
- внутриобластные перевозки;
- междугородные перевозки;
- международные перевозки.
Наибольший коэффициент конкурентоспособности =1 имеют АТП. которые осуществляют 3 и более видов перевозок, меньшее количество видов перевозок снижает коэффициент конкурентоспособности (табл. 5).
Таблица 5
Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от количества
выполняемых видов перевозок (видов деятельности)
Количество видов перевозок | 3 и более | ||
0,6 | 0,8 |