Выход экскурсантов из автобуса и движение по территории предприятия в сторону экскурсионного объекта, раритетного автомобиля ЗИС-5.
Предприятие образовано 20 мая 1957 года в составе Ишимского автотреста. На пустыре за поселком огородили территорию и построили сначала столярный цех, где делали не только двери и окна для будущего предприятия, но и детали кузовов автомобилей. С момента образования и до нынешнего времени предприятие осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. Все прежние руководители автотранспортного предприятия (АТП) - Д.Пономарев, И, Калиниченко, Н, Щеглов – работали над развитием производственной базы: строили гаражи, ремонтные мастерские административное здание, учебный класс. АТП всегда самостоятельно осуществляло ремонт имеющегося транспорта. Для этого были построены ремонтно-механические мастерские, где разместились цехи: медницкий, моторный, аккумуляторный, токарный, вулканизации, по ремонту электрооборудования, по ремонту топливной аппаратуры автомобилей КамАЗ, оборудованы зоны технического обслуживания. Строительство цехов было завершено в 1982 году. Настоящий директор продолжил добрые дела коллег. Была благоустроена территория, закончено строительство производственного комплекса, построены котельная, общежитие, 18-квартирный жилой дом, который находится рядом с АТП. Также были построены два арочных гаража, газораспределительная станция и АЗС возле проходной на территорию предприятия, построен новый автовокзал по ул. Вокзальной.
Сегодня ЗАО «Автотранс» – одно из градообразующих предприятий Голышмановского района, где трудоустроены около 270 человек. В наличии всего 140 единиц техники, большинство – грузовые автомобили. Ежегодно обновляется подвижной состав. В 2017 году планируется приобретение автомашин грузоподъёмностью больше 20 тонн, чтобы улучшить производительность труда и по себестоимости быть конкурентоспособными. В 2016 году удалось пополнить автопарк шестью новыми самосвалами за счет собственных средств, десятью новыми автобусами, два из которых малой вместимости. На эти цели были выделены субсидии из областного и муниципального бюджетов. Перевозчиков становится всё больше и задача АТП – соответствовать современным требованиям.
Предприятию есть кем гордиться: лучшими водителями автобусов (А.Кельном, В. Сапуновым, В. Солдатовым), водителями, удостоенными званиями и знаками отличия: «Заслуженный работник транспорта России» (Харлов В.), Почетный работник транспорта Росссии (Ю. Чепурнов, Е. Глыбочко), награжденными орденом Трудовой Славы (Н. Роганов), медалями «За трудовое отличие» (Ф. Столбов), «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (В. Горбунов). Нет на предприятии «лишних», случайных людей, они сразу отсеиваются. Работают здесь целые семейные подряды, династии: Глухаревы, Кутыревы, Гусевы, Федюнины, Глыбочко, Балуковы, Изох, Харловы, Рычковы, Вагнер, Южаковы, Чубыкины, Щегловы, Смирновы, Молодых, всех даже и не перечислишь.
В целом автопарк предприятия конкурентоспособен. Здесь работают самосвалы, бортовые КамАЗы, самосвалы марки HOWO, а также автобусы марки ЛАЗ и ЛиАЗ. Это автомобили, произведенные в России, Украине, Китае.
А вот первые автобусы были марки «Кубанец» и ГАЗ-651. Более современный новенький автобус предприятие получило в 1964 году – это был автобус ЛиАЗ, который закрепили за маршрутом до Усть-Ламенки. А первые пассажирские маршруты были проложены до деревень Шулындино, Черемшанка. В 1988-1991 годах на маршруты выходило 24 рейсовых автобуса. Это был самый пик пассажирских перевозок. Сегодня автобусы предприятия связывают с райцентром 62 населенных пункта. За прошлый год было перевезено 465 тысяч человек, это на 60 тысяч больше, чем в предыдущем. Предприятию удаётся сохранить маршруты во все уголки района. В посёлке Голышманово действуют три маршрута, два из которых были открыты по просьбам жителей. У жителей района и поселка есть возможность съездить на автобусе в районную поликлинику, в гости к родным, на рынок, в магазины райцентра. Если пассажиропоток на маршруте снижается, то предприятие отправляет мини-автобус, увеличивается – снова запускается автотранспорт большей вместимости.
Первые газогенераторные грузовые автомобили ЗИС предприятия требовали «твердое» топливо - дрова. Для них в построенной столярной мастерской заготавливали чурки. Шло время, и на смену им пришли бензиновые автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-25. Грузовой автотранспорт был задействован на посевной, уборке урожая. На зиму переоборудовался в лесовозы. А вот первые КамАЗы предприятие получило в 1980 году. С тех пор этот грузовой автомобиль - один из ведущих автомобилей АТП, который служит для перевозки тысяч тон груза. Например, при строительстве моста через железную дорогу в р.п. Голышманово автотранспортом АТП было перевезено более 150 тонн глины, щебня, песка.
История развития отечественного автомобилестроения очень богата. Первый отечественный автомобиль был изготовлен на Русско-Балтийском вагонном заводе и вышел с конвейера в мае 1909 года. Первую модель этого автомобиля еще в 1886 году представили на всеобщее обозрение его создатели И.А. Яковлев и П.А. Фрезе. Это событие произошло на Всероссийской промышленно-хозяйственной ярмарке в Нижнем Новгороде.
В журнале «Автомобиль» того времени о вышедшем автомобиле было написано: «На улицах Петербурга» на днях появилась коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекающая внимание своим видом и русским флажком у переднего щитка». В дальнейшем на заводе был освоен выпуск автомобилей различных моделей и назначения. Уже в 1934 году было выпущено 180 тысяч грузовиков.
Мы подошли к самому главному экскурсионному экспонату – раритетному автомобилю ЗИС-5. Это действующий автомобиль, который и сегодня выполняет свою почетную миссию: выезжает на парады, посвященные Дню Великой Победы 1945 года. Именно этот трехтонный автомобиль, а также полуторатонный автомобиль ГАЗ-АА (для сравнения современные автомобили ЗИЛ – 4 тонны, МАЗ – более 7 тонн) во время Великой Отечественной войны эвакуировали население, вывозили оборудование и другие материальные ценности в тыл страны к железнодорожным станциям, а в послевоенное время были задействованы для восстановления разрушенного хозяйства, на посевных и уборочных сельскохозяйственных работах.
Как появился ЗИС-5 в автопредприятии? Это интересная и немного курьезная история. Руководство АТП узнало, что в с. Ламенка, которое находится примерно в 30 км от р.п. Голышманово, чудом сохранился автомобиль ЗИС-5. Чтобы притащить в райцентр будущий музейный экспонат, отправили за ним грузовой автомобиль ГАЗ-53. Взяли автомобиль на буксир, потащили, но по дороге ГАЗ-53 сломался. Тогда, вы не поверите, завели раритетный ЗИС-5, а сам «газон» прицепили к буксиру. Вот и стоит этот автомобиль возле административного здания предприятия, как знак уважения к людям нелегкой профессии автотранспортников. В любой момент этот автомобиль может выехать на линию собственным ходом и выполнить поставленную перед ним задачу, потому что работники предприятия ЗАО «Автотранс» любят своих «железных помощников» и бережно о них заботятся, вот и они отвечают им тем же.
Уважаемые ребята, вы можете посидеть в кабине автомобиля ЗИС-5 и сделать фотографии, затем мы отправимся к следующему экскурсионному объекту.