При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

69. Правила поведения при захвате в заложники.

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться в качестве заложника у преступников. При этом они могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

Во всех случаях, Ваша жизнь становиться предметом торга для террористов.

Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

Если Вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:
основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники;
на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови.

    1. Правила поведения заложников при освобождении.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимые действия по Вашему освобождению.

Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;
если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

    1. Роль гражданина в предотвращении террористического акта.

Вы можете оказаться в ситуации, когда Вам станет известно о готовящемся или совершенном преступлении, возможно, кто-то знает о готовящемся преступлении против Вас. Как поведете Вы, так, возможно, поведут себя и другие.
Меры безопасности

Меры безопасности при угрозе проведения террористических актов.

а) Будьте предельно внимательны к окружающим Вас подозрительным предметам. Не прикасайтесь к ним. О данных предметах сообщите компетентным органам.

Если Вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

Если Вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома – опросите соседей, возможно от принадлежит им. Если владелец не установлен- немедленно сообщите о находке в Ваше отделение милиции.

Если Вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.

Во всех перечисленных случаях:
не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
зафиксируйте время обнаружения находки;
постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы, помните Вы являетесь важным очевидцем.

Помните, внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.
Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье Ваших детей.

Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде может представлять опасность.

    1. Аудит безопасности - система независимой оценки рисков .

- Аудит безопасности - более широкое понятие, охватывающее все сферы компетенции МЧС России, а не только пожарную. Пожарный аудит - лишь «первая ласточка» в построении общей системы механизма независимой оценки рисков.

    1. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

В соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" в Ставропольском крае создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН).
Информационные центры предназначены для планирования и проведения информационных операций, управления трансляциями на терминальных комплексах в зоне ответственности и функционированием информационных центров, анализа информации об обстановке в местах массового пребывания людей, контроля работоспособности функционирования терминальных комплексов, организации взаимодействия с территориальными Центрами управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС), системами информирования и оповещения населения другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности. Терминальные комплексы предназначены для приема, обработки и отображения аудиовизуальных сообщений, а также приема и передачи в информационные центры информации об обстановке в местах массового пребывания людей. Они разделяются на стационарные терминальные комплексы (далее - СТК) и мобильные терминальные комплексы (далее - МТК). СТК включают технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения. К техническим средствам сбора информации относятся обзорные видеокамеры, позволяющие фиксировать и передавать информацию об обстановке в местах расположения терминальных комплексов, на наиболее потенциально опасных направлениях в местах массового пребывания людей. К средствам радиационного и химического контроля относятся автоматизированные комплексы, включающие датчики, блоки детектирования, коммутирующие устройства, блоки сбора и хранения данных по радиационной и химической обстановке в местах массового пребывания людей. Средства звукового сопровождения включают устройства усиления звука, динамики и другое оборудование, необходимое для звукового оповещения населения. Технические средства отображения информации включают уличные светодиодные экраны, плазменные панели внутри зданий, экраны «бегущая строка». По местам установки и составу оборудования СТК подразделяются на пункты уличного информирования и оповещения населения (далее - ПУОН) и пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (далее – ПИОН). ПУОН располагаются вне зданий и включают светодиодный экран, камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, оборудование для радиационного и химического контроля и др.ПИОН располагаются в зданиях с массовым пребыванием людей и включают полноцветный экран (плазменный или жидкокристаллический) или устройство бегущей строки, камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, оборудование для радиационного и химического контроля и др. Пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ) включают терминальные комплексы, устанавливаемые на транспортных средствах общего пользования, например, в вагонах поездов, метро, автобусах, троллейбусах и.т.д., в состав которых входят электронное табло типа «бегущая строка», радиотрансляционные сети. МТК включают транспортные средства, на которых размещаются светодиодные экраны с оборудованием, необходимым для отображения видео и аудио информации, видеонаблюдения, обеспечения связи, создания информационного контента, а также мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки, автономного энергоснабжения и другим оборудованием. Распределенные автоматизированные подсистемы предназначены для обеспечения сопряжения между информационными центрами и терминальными комплексами и включают подсистемы массового информирования, наблюдения и сбора информации, связи и передачи данных, информационной безопасности, радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и информирования, контроля и управления ОКСИОН, часофикации, и другие. Структура ОКСИОН федеральный информационный центр (ФИЦ), межрегиональные информационные центры (МРИЦ), региональные информационные центры (РИЦ) и муниципальные информационные центры (МИЦ); терминальные комплексы; распределенные автоматизированные подсистемы. В соответствии с положениями Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и других нормативных правовых актов создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем информирования и оповещения является важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. По данным Государственных докладов о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящее время более половины технических средств информирования и оповещения находится в неработоспособном состоянии, морально и физически устарело. С учетом отсутствия концепции и программы модернизации и развития существующей системы информирования и оповещения населения особенно остро стоит вопрос об использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий в интересах информирования и оповещения населения. Для целенаправленной и комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий в интересах информирования и оповещения населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, МЧС России совместно с МВД России и ФСБ России организовано выполнение мероприятий по созданию Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН). С учетом этого, а также в связи с тем, что задачи оповещения и информирования населения и его подготовки к действиям в ЧС различного характера непосредственно решаются на региональном и местном уровнях особую значимость приобретают мероприятии по развитию территориальных подсистем ОКСИОН в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Основными задачами ОКСИОН являются: повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях; увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения; повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического наблюдения; организация сбора информации и наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей; осуществление радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и оповещения, обеспечения безопасности информации.
В Ставропольском крае создано:

 региональный информационный центр (далее – РИЦ) – 1;

 муниципальный информационный центр (далее – МИЦ) – 3;

 пункт уличного информирования и оповещения населения (далее – ПУОН) – 4;

 пункт информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (далее – ПИОН) – 32 (плазменный экран (ПЭ) – 168, бегущая строка (УБС) – 75).

Наши рекомендации