Организация партийно-политической работы

Великая Отечественная война с первых дней приняла ожесточенный характер. Боевые действия нашей авиации развертывались в условиях преодоления огромных трудностей войны с опытным противником. Приходилось переживать горечь поражений и неудач. Все это тщательно изучалось командирами, политорганами и партийными организациями.

Воспитание у личного состава беспредельной преданности своей Родине, народу и партии, готовность отдать жизнь за защиту завоеваний Великого Октября, воспитание массового героизма, стойкости и уверенности в нашей победе — все это являлось главным содержанием партийно-политической работы.

Высокое политико-моральное состояние всего личного состава истребительной авиации, как и всей Советской [41] Армии, всегда было одним из главных факторов, решавших успех воздушных боев и сражений. Воспитание у личного состава дивизии высокого морального духа и стойкости являлось основной и постоянной заботой политических органов и партийных организаций.

Важнейшая задача командиров, политических органов и партийных организаций в период всей войны заключалась в том, чтобы каждый летчик-истребитель, техник и все воины частей и подразделений дивизии глубоко осознали значение каждого воздушного боя в осуществлении разгрома немецко-фашистской авиации и общей задачи наших Вооруженных Сил по защите Родины. Необходимо было добиться того, чтобы, несмотря на большие трудности и сложность наземной и воздушной обстановки, особенно в первый период войны, весь личный состав дивизии сохранил уверенность в нашей победе, высокий моральный дух и глубокую преданность партии и народу.

На протяжении всей войны политработники и партийные организации всегда были опорой и боевыми помощниками командиров частой и подразделений дивизии при Подготовке и в ходе боевых действий. Качество и эффективность партийно-политического влияния на личный состав были много раз подтверждены подвигами многих летчиков-истребителей в многочисленных воздушных боях, которые они провели в годы Великой Отечественной войны с противником.

Большая роль принадлежала политорганам и партийным организациям в деле укрепления воинской дисциплины, организованности в подготовке материальной части, освоении новой боевой техники и тактики воздушного боя, в повышении роли штабов, в организации культурного отдыха и воспитании товарищества, дружбы и взаимного уважения личного состава.

Партийно-политическая работа в дивизии проводилась с учетом конкретной обстановки и была очень многообразной. Ее воздействие на личный состав было очень действенным. Наибольшее значение имели такие формы, как митинги, политбеседы, политинформации, когда живое партийное слово доходило до сердца и сознания людей и вело их на подвиги. Политработники и парторганизации через дивизионную печать и личное общение вели большую работу по пропаганде подвигов героев летчиков-истребителей. Большое значение в деле повышения эффективности партийно-политической работы играл личный [42] пример политработников и коммунистов, которые всегда были в первых рядах, там, где было наиболее трудно, где решался успех воздушного боя.

Исключительно важное значение имели организация и проведение партийно-политической работы среди личного состава в первое время войны, когда трудности ведения оборонительных наземных операций, вынужденный отход в глубину страны, невыгодная воздушная обстановка в результате численного превосходства немецко-фашистской авиации, ожесточенность воздушных боев и значительные потери истребителей в воздухе вызывали у отдельных летчиков-истребителей неуверенность и даже боязнь воздушного противника и недооценку наших самолетов-истребителей. Политические работники и руководители партийных организаций делали все, чтобы враг не сломил боевой и моральный дух летчиков-истребителей; они были уверены, что только проявлением мужества, стойкости и организованности можно выдержать удары противника и нанести ему еще большие ответные удары и в конце концов полностью разгромить его.

Политорганы и парторганизации большое внимание уделяли вступлению в ряды партии лучших летчиков-истребителей, техников, солдат и сержантов, отличившихся в боевых действиях, и поэтому в большинстве авиаэскадрилий дивизии к концу 1941 г. были созданы полнокровные партийные организации, быстро приобретающие опыт партийной работы в различных условиях сложной воздушной обстановки. Это имело немаловажное значение для общего успеха, так как коммунисты выполняли наиболее трудные и ответственные боевые задания и тем самым увлекали на подвиги весь личный состав. Поэтому на повестке дня партийных собраний, в беседах и лекциях находили место такие, например, темы: «Ленин о дисциплине в Советской Армии», «Трус и паникер — худший враг Родины», «Ни шагу назад». Действия лиц, нарушающих воинскую дисциплину, проявивших трусость и другие недопустимые для военного времени проступки, резко осуждались коммунистами и всем личным составом дивизии.

В октябре 1942 г. был издан приказ Народного комиссара обороны № 307 «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии», который имел большое значение для укрепления дисциплины и повышения боеспособности истребительной авиации. Командир дивизии становился полновластным [43] руководителем всего личного состава соединения. В соответствии с этим приказом политорганы и парторганизации развернули и провели большую работу по воспитанию среди личного состава уважения и беспрекословного выполнения приказов своих командиров. Воспитание у летчиков-истребителей этих качеств имело особо важное значение, обусловленное спецификой ведения воздушного боя, где вера в командира должна быть абсолютной, а выполнение его приказов и а земле и в воздухе — точным и быстрым. Все это нашло отражение в системе агитационно-пропагандистской работы политорганов и парторганизаций, что еще в большей степени способствовало укреплению воинской дисциплины и повышению боеспособности частей и подразделений дивизии.

В ходе всей войны коммунисты и беспартийные летчики-истребители совершили много героических подвигов и показали примеры мужества и стойкости. Это явилось источником воспитания патриотических качеств у остальных. Пропаганда опыта летчиков-истребителей, проявивших мужество и героизм, нанесших поражение врагу в воздушных боях, занимала большое место в партийно-политической работе.

На Юго-Западном фронте родилась слава летчика 91-го истребительного полка младшего лейтенанта Ковтюева Д. В. и младшего лейтенанта Князева В. А. из 252-го истребительного полка{43}. Оба эти летчика в последующем были удостоены звания Героя Советского Союза.

Все эти и другие примеры героизма летчиков-истребителей вызывали законную гордость и служили примером для подражания многим. В одном из политдонесений Управления пропаганды Западного фронта от 3 июля 1941 г. указывалось: «Героически дерутся наши летчики. В партийно-политической работе авиачастей основное внимание уделяется обеспечению авангардной роли коммунистов и комсомольцев в бою»{44}. Так реагировали политорганы на первые успехи летчиков-истребителей. Героизм летчиков-истребителей в скором времени стал массовым. Примером массового героизма могут служить воздушные бои под Ленинградом. Из 4306 немецких самолетов, участвовавших в налетах на Ленинград с 1 июля по октябрь 1941 г., к городу [44] прорвалось только 508. Наши летчики сбили в воздушных боях 333 самолета{45}.

Перед Сталинградской битвой политорганы и парторганизации уже имели значительный опыт партийно-политической работы. Выросла партийная и комсомольская прослойка в летных частях дивизии. В дивизиях 8-й воздушной армии на 1 октября 1942 г. коммунисты и комсомольцы составляли 59,6% всего личного состава, в том числе члены и кандидаты в члены партии 28,4%{46}. Особое внимание в партийно-политической работе было обращено на воспитание личного состава в духе советского патриотизма, любви к Коммунистической партии и социалистической Родине. Постоянно пропагандировались и разъяснялись величайшие достижения нашего государства в деле защиты завоеваний социализма. Надо было показать личному составу, что за спиной защитников Сталинграда стоит наша великая социалистическая Родина.

В начальный период войны политорганы авиасоединений особое внимание обращали на пропаганду успехов авиационной промышленности, с тем чтобы показать летному составу, что в ближайшее время будет ликвидировано численное и качественное превосходство противника в авиации. Между личным составом авиационных соединений и авиационными заводами была установлена тесная связь. Например, рабочие одного авиационного завода приняли шефство над истребительной авиационной дивизией 8-й воздушной армии, и их делегации нередко прилетали на фронт. Большая работа проводилась в связи с получением летчиками-истребителями именных самолетов, построенных на средства трудящихся.

Постоянно в работе политорганов и парторганизаций большое внимание уделялось воспитанию у личного состава ненависти к врагу. Для этих целей нередко использовались труды видных советских писателей Алексея Толстого, Ванды Василевской, Ильи Эренбурга, Михаила Шолохова, в которых описывались зверства и насилия, чинимые врагом на захваченной территории.

Для пропаганды героизма и храбрости истребителей применялись самые различные формы. Широко объявлялись Указы Президиума Верховного Совета СССР о присвоении [45] звания Героя Советского Союза, приказы командующих о награждении орденами и медалями. Торжественно вручались награды. Отдельным героическим поступкам посвящались специальные выпуски боевых листков и дивизионных газет. Устраивались встречи Героев Советского Союза с молодыми летчиками. О боевых подвигах истребителей писались письма в колхозы, на заводы и в учреждения, где они работали до призыва в армию. Полученные ответы публиковались в дивизионной печати.

Немаловажное значение в работе политорганов и парторганизаций имела военно-техническая пропаганда. В ней разъяснялось, что победа в современном воздушном бою достигается не только в результате беспримерной доблести, мужества и героизма, но что она является результатом отличного овладения новой сложной техникой и умения летчиков и командиров правильно использовать эту технику. Технический состав должен постоянно обеспечивать в строю максимальное количество боеготовых самолетов.

В воздушных боях в битве под Сталинградом родилась слава многих летчиков-истребителей, в том числе таких прославленных героев, как В. Д. Лавриненков, А. В. Алелюхин, Амет-Хан Султан, В. М. Голубев и многих других. Ряд истребительных авиационных дивизий был преобразован в гвардейские и получил почетные наименования.

Решающее значение в воспитании личного состава имел личный пример командиров эскадрилий, полков и дивизий, которые показывали высокое мастерство в воздушных боях, умело руководили боями в воздухе, оказывали летчикам помощь в критической обстановке, воспитывали взаимовыручку и показывали примеры героизма.

Главная задача партийно-политической работы соединений истребительной авиации — мобилизовать личный состав на разгром противника в воздухе, была достигнута. Партийно-политическая работа велась тем активнее и напряженнее, чем сложнее была боевая и воздушная обстановка. Партийные и комсомольские организации были той цементирующей силой, которая придавала летчикам истребительных дивизий стойкость и упорство в воздушных боях. [46]

Глава вторая. Борьба за господство в воздухе

Война убедительно показала, что завоевание господства в воздухе является необходимым условием, обеспечивающим планомерность и успех развития любой наземной наступательной операции, так как невозможно надежно подготовить наступление, если железные и шоссейные дороги все время находятся под ударами авиации противника; нельзя предохранять от ударов с воздуха подвозимые к фронту новые части, особенно мотомеханизированные войска, если воздушные силы противника не подавлены; невозможно быстро и планомерно осуществить прорыв укрепленной полосы противника, если не господствуешь в воздухе над полем боя; в тяжелом положении окажется и подвижная группа, развивающая успех, если в момент ввода в прорыв и действий в оперативной глубине она будет непрерывно подвергаться атакам авиации противника.

Война показала также, насколько успехи и неудачи в действиях наземных войск и авиации зависят от степени завоевания господства авиации в воздухе. Следует подчеркнуть, что немецко-фашистское командование в начале войны не предпринимало ни одной наступательной операции, не обеспечив себя достаточно мощной авиационной группировкой. Так, к началу наступления на Москву немецко-фашистское командование сосредоточило крупную авиационную группировку, входящую во 2-й воздушный флот. В составе этого флота было 950 самолетов, из них 495 бомбардировщиков{47}. [47]

В нашей предвоенной теории были решены принципиальные положения об организации и ведении борьбы за господство в воздухе в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах.

Конкретизируем понятие господство в воздухе в зависимости от его стратегического, оперативного и тактического значения, поскольку оно по масштабам, времени и пространству оказывается различным. Здесь же необходимо оговориться, что точные рамки между ними установить трудно и поэтому нередко встречается термин — «оперативно-тактическое», «оперативно-стратегическое» господство в воздухе, что следует, видимо, признать также законным и правильным.

Стратегическое господство в воздухе — господство на всем фронте действий вооруженных сил страны (наше господство на советско-германском фронте в 1944 — 1945 гг.) или на отдельном стратегическом направлении, на котором действуют одновременно несколько фронтов, решая стратегическую задачу, например: Белорусская операция 1944 г., в которой одновременно наступало четыре фронта.

Стратегического господства в воздухе воюющие стороны добиваются в течение продолжительного времени, нередко в течение всей войны. Оно включало в себя подрыв военного потенциала противника (уничтожение военно-промышленных объектов, в первую очередь авиапромышленности, авиабаз, авиации на аэродромах, центров обучения летного состава и аэродромной сети) и способность защитить от ударов с воздуха свои наземные войска, авиацию, морской флот, коммуникации и государственный тыл страны.

В это же понятие входит создание количественного и качественного превосходства в материальной части, в выучке и мастерстве летного состава, умелом оперативно-стратегическом использовании авиации. Завоевывается стратегическое господство всеми видами авиации. С первых же дней войны, несмотря на временные неудачи, наши ВВС по решению ВГК начали вести борьбу за стратегическое господство в воздухе. Из общего количества самолето-вылетов, произведенных нашей авиацией в годы Великой Отечественной войны, на борьбу за господство в воздухе было затрачено фронтовой авиацией 35,1%, авиацией дальнего действия — 9,6%, военно-воздушными силами ВМФ — 55,2% и ИА ПВО страны — 83,8% всех [48] совершенных самолето-вылетов. Всеми видами и родами авиации на решение указанной задачи было произведено более 1,4 млн. боевых самолето-вылетов{48}.

Оперативное господство в воздухе — в масштабе одного или более фронтов на период проведения всей наступательной операции, когда авиация фронтов сохранила за собой инициативу в воздухе, полностью выполнила задачи обеспечения действий наземных войск, одновременно подавляя авиацию противника, лишая ее возможности организованно и массированно действовать по наступающим войскам, аэродромам, фронтовому тылу и коммуникациям.

Завоевывалось оперативное господство совместно бомбардировщиками, штурмовиками и истребителями по замыслу и решению командующих фронтами, утвержденному Ставкой, уничтожением авиации противника в воздушных боях и на его аэродромах.

Для завоевания оперативного господства в воздухе необходимо было численное и качественное превосходство нашей авиации над авиацией противника (качество самолетов, подготовка и моральное состояние летного состава ВВС).

Борьба за оперативное господство в воздухе велась на важнейших направлениях в интересах отдельных стратегических или фронтовых операций. Опыт войны показал, что между стратегическим и оперативным господством в воздухе существовали тесная связь и взаимозависимость. Поэтапное завоевание оперативного господства в воздухе на важнейших направлениях действий сухопутных войск способствовало победе в стратегическом масштабе на всем советско-германском фронте. Вместе с тем и при наличии стратегического господства в воздухе не исключался захват противником на короткий промежуток времени оперативного господства в воздухе на отдельных направлениях, как, например, в Белорусской и Львовско-Сандомирской операциях. Поэтому после завоевания стратегического господства в воздухе перед ВВС возникала задача удержания этого господства, а на отдельных направлениях — и ведение ожесточенной борьбы за оперативное господство в воздухе. [49]

Тактическое господство в воздухе — в пределах поля боя в интересах наземных войск и своей авиации, действующих на главном направлении.

Продолжительность тактического господства была равна времени, необходимому для решения тактических задач, что в среднем составляло 2—3 суток. Тактическое господство имело целью обеспечить свободу действия своим наземным войскам и авиации, в то же время лишить авиацию противника возможности организованно и массированно действовать по нашим войскам на поле боя и по ближайшему войсковому тылу.

Тактическое господство завоевывалось как совместными действиями истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации путем уничтожения самолетов противника в воздушных боях и на аэродромах, так и действиями одних истребителей, которые уничтожали авиацию противника в воздухе, не допускали ее в районы боевых действий наземных войск, блокировали ближайшие аэродромы врага.

Решающее значение в разгроме авиации противника и завоевании господства в воздухе во время Великой Отечественной войны имели воздушные бои и сражения, в ходе которых уничтожались не только самолеты, но и в 70—80% случаев погибали летные экипажи.

С начала войны по 28 февраля 1945 г. немецко-фашистская авиация на всех театрах военных действий потеряла около 55 тыс. человек{49}. Из этого числа советской истребительной авиацией было уничтожено не менее половины{50}.

Преимущество воздушных боев состояло в том, что, как правило, с уничтожением самолета погибал и экипаж, а для страны, имеющей сильную авиационную промышленность, было легче восполнить потери материальной части, чем потери летного состава, требующего длительного периода обучения и больших материальных затрат. Еще большее значение имел подрыв морального состояния летного состава противника, что приводило к снижению его активности, подрывало его наступательный дух. [50]

Наши рекомендации