Развитие организационной структуры дивизии в годы войны

Введение

Впервые авиация приняла участие в боевых действиях в итало-турецкой войне 1911 г., затем в балканской войне 1912 г. Более широкое применение она нашла в первой мировой войне.

Вначале авиацию использовали главным образом для ведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня, осуществления связи. По мере того как боевые возможности самолетов возрастали, они стали использоваться и для нанесения бомбовых ударов.

Рост активности действий авиации и эффективность ее Применения привели к необходимости создания специальных самолетов, предназначенных для борьбы с другими летательными аппаратами в воздухе.

Так, в феврале 1915 г. у французов появился одноместный истребитель «Ньюпор-Бебе», вооруженный одним пулеметом, стреляющим через винт. Летом того же года в Германии был принят на вооружение истребитель «Фоккер», также оснащенный одним пулеметом.

В России первый истребитель РВБЗ-С-16 с пулеметом на борту был создан тоже в 1915 г. В том же году в русской армии были сформированы два авиационных отряда, предназначенных для борьбы с воздушным противником, а в 1916 г. в состав первой авиационной группы Юго-Западного фронта вошли уже три таких авиационных отряда{1}.

С развитием истребительной авиации рождалась и тактика ее применения.

Еще до появления специальных самолетов-истребителей русские летчики искали пути повышения эффективности применения авиации в вооруженной борьбе, предугадывая [4] возможность использования самолета, в том числе и как средства борьбы с вражескими самолетами.

Значительный вклад в дело развития отечественной тактики авиации внес талантливейший летчик своего времени П. Нестеров. Люди, знакомые с историей авиации, знают, что фигура пилотажа «мертвая петля» названа его именем. И это не случайно. Впервые в мире эту фигуру выполнил он, чем внес большой вклад в дело развития отечественной школы техники пилотирования.

Летом 1913 г. Нестеров проводил опыты на артполигоне под Киевом по взаимодействию авиации и артиллерии. Из его отчетов видно, что было испытано десять способов целеуказания и корректирования артогня с самолета.

В том же году Нестеров возглавил перелет группы из трех самолетов на расстояние 300 км. В этом перелете перед летчиками были поставлены задачи: сбор группы после взлета, перестроения в воздухе по сигналу командира, выбор посадочных площадок на незнакомой местности и посадка на них. Этот перелет подтвердил мысль о возможности групповых действий авиации.

В этом перелете на самолет Нестерова был установлен киноаппарат и было отведено место для оператора, который производил съемку маршрута. С высоты 1000 м были сняты Киев, окрестности Нежина, Козельска, зафиксирован перелет через Днепр и Десну, сделаны снимки облаков. Это был первый в России опыт применения фотоаппаратуры в полете, имевший впоследствии огромное значение при ведении воздушной разведки.

На осенних войсковых маневрах 1913 г. Нестеров командовал авиационным отрядом. Ему пришлось решать задачи выбора полевых аэродромов, перебазирования, ремонта самолетов и осуществления связи с общевойсковым командованием и наземными войсками и планомерности в действиях авиации.

Занявшись применением авиации в ночных условиях, он на практике доказал, что оно вполне возможно. Освоив посадку при кострах, Нестеров затем сконструировал и поставил на своем самолете прожекторную установку для выполнения разведки и посадки ночью.

В журнале военных действий 11-го корпусного авиационного отряда с 6 по 19 сентября 1913 г., который он вел, много интересных замечаний и выводов о работе отряда. В этом документе и в своих отчетах о маневрах Нестеров указывал на необходимость усиления тренировки [5] военных летчиков в перелетах и посадках на незнакомой местности, на способы поддержания надежной связи с наземными войсками, ставил вопрос о применении фотосъемки при воздушной разведке.

В одной из сложившихся ситуаций на маневрах он встретил в воздухе самолет «противника» и умелым маневрированием своей машины заставил его прекратить разведку и вернуться в свое расположение.

Маневры позволили Нестерову окончательно убедиться в правильности своего предположения о том, что в недалеком будущем бои в воздухе неизбежны{2}.

Опыт первой мировой войны подтвердил это предположение.

Сам Нестеров в 1914 г. провел первый в мире воздушный бой, в котором таранил самолет врага и при этом погиб.

Большой вклад в дело развития отечественной теории и практики ведения воздушных боев внес русский летчик-истребитель Е. Крутень. Он лично сбил 15 самолетов. Им было написано семь брошюр по истребительной авиации, разработано более двадцати способов атак и выхода из них для различных типов самолетов.

В своей работе «Тип аппарата-истребителя» Е. Крутень, учитывая свой опыт и многочисленные наблюдения, выдвигал следующие требования к качеству нового самолета-истребителя: 1) скорость вертикальная и горизонтальная, 2) верткость аппарата, 3) высокий потолок.

Скорость, маневренность (верткость), высотность и на сегодняшний день остаются важнейшими требованиями к самолету-истребителю.

В вопросах тактики воздушного боя Е. Крутень считал необходимым умело сочетать маневр и огонь. «Надо подойти к противнику в упор, — говорил он, — и только тогда открывать огонь наверняка»{3}. Эти же требования были главными и в ходе всей Великой Отечественной войны.

Е. Крутень пришел к выводу о целесообразности парного построения боевого порядка, обеспечивающего лучший маневр и взаимодействие в воздушном бою. Это было сделано раньше, чем на Западе.

Приходится только сожалеть, что этот боевой порядок не сохранили впоследствии, и мы его вынуждены были снова осваивать уже в ходе Великой Отечественной войны. [6]

В советский период тактика истребительной авиации получила наибольшее развитие.

После окончания гражданской войны Коммунистическая партия и Советское правительство наметили необходимые мероприятия для развития отечественного самолетостроения. Были созданы авиационные конструкторские бюро, возглавляемые А. Н. Туполевым, Н. Н. Поликарповым, Д. П. Григоровичем, а также конструкторские бюро по разработке новых авиационных двигателей, авиационного вооружения и пилотажного оборудования самолетов. В развитии отечественного самолетостроения большую роль сыграл Центральный аэрогидродинамический институт под руководством Н. Е. Жуковского. Наши военные специалисты скрупулезно обобщали опыт использования военной авиации, итоги учений. А разработка ими теории боевого применения истребительной авиации во многом способствовала выработке правильных взглядов на ее предназначение.

Из работ того времени можно выделить статьи С. А. Меженинова «Воздушные силы в войне и операции», «Основные вопросы применения военно-воздушных сил», труд А. В. Сергеева «Стратегия и тактика Красного Воздушного Флота» и рецензии на этот труд видного авиационного начальника В. В. Хрипина.

Ценным научным исследованием в области тактики истребительной авиации была вышедшая в свет в 1926 г. книга Н. А. Лапчинского «Тактика авиации». Она была первой капитальной работой по тактике истребительной авиации, опубликованной не только в СССР, но и за рубежом. На опыте боевого применения авиации в первую мировую войну и по состоянию истребительной авиации в послевоенный период автор глубоко исследовал основные положения только что создаваемой тактики ВВС и подробно рассматривал вопросы, связанные с воздушным боем.

Большинство авторов, изучая вопросы тактики истребительной авиации, разрабатывая основные положения теории ведения воздушного боя, исходили из утверждения советской военной доктрины о том, что победа в бою и операции достигается совместными усилиями всех видов Вооруженных Сил и что все рода авиации, в том числе и истребительная, предназначались для совместных действий с наземными войсками. Истребительной авиации отводилась [7] главная роль в деле уничтожения вражеской авиации в воздухе.

В 1939 г. вышел в свет крупный труд Н. А. Лапчинского «Воздушная армия», где были изложены основные положения о возможном характере боевых действий Военно-Воздушных Сил в начальный период войны, и в частности о борьбе за господство в воздухе.

Подробно тактика истребительной авиации была изложена в книге П. П. Ионова «Истребительная авиация», изданной в 1940 г., а также в книге Б. Л. Теплинского «Основы общей тактики Военно-Воздушных Сил». В этих трудах авторы использовали все лучшее из полученного боевого опыта и развития отечественной авиации. Они исходили из того, что основным принципом боевого применения истребительной авиации следует считать боевые действия в интересах боя и операций сухопутных войск в тесном с ними взаимодействии, не исключая при этом самостоятельных действий авиации.

После гражданской войны началась планомерная разработка уставов и наставлений. Так, в 1929—1930 гг. вместо существовавшего временного руководства был издан Боевой устав ВВС РККА. В нем наиболее полно был обобщен опыт первой мировой и гражданской войн и отражены изменения, происшедшие в Вооруженных Силах в результате военной реформы 1924—1925 гг.{4}

Были определены назначение и задачи истребительной авиации: «Истребительная авиация принимает участие в самостоятельных операциях ВВС и действует в тесной оперативно-тактической связи с общевойсковыми соединениями, выполняя задачи по уничтожению авиации противника на его аэродромах и в воздушном бою. В некоторых случаях истребительная авиация может привлекаться и для нападения на цели, находящиеся на земле (колонны на марше, скопление войск, поезда и т. д.). Не исключена возможность использования истребителей и для разведки как в интересах наземных войск, так и в интересах ВВС»{5}.

В 1937—1940 гг. в связи с дальнейшим техническим оснащением ВВС Боевой устав ВВС РККА был переработан.

В 1940 г. вышел Боевой устав истребительной авиации. В нем указывалось, что «истребительная авиация является [8] главным средством борьбы с воздушным противником и имеет своим основным назначением уничтожение его на земле и в воздухе»1. Основными задачами истребительной авиации являлись: прикрытие войск и важных объектов тыла, фронта и территории страны; обеспечение действий других родов авиации, борьба с воздушными и морскими десантами противника. В особых случаях истребители могли привлекаться для ведения воздушной разведки и уничтожения войск в местах их сосредоточения и в движении.

Уставом были определены способы боевых действий истребительной авиации в зависимости от конкретно выполняемой ими задачи. В частности, при прикрытии войск и объектов предусматривались патрулирование в воздухе и вылеты из положения дежурства на аэродроме. К патрулированию рекомендовалось прибегать при слабо организованной службе воздушного наблюдения, оповещения и связи и при наличии достаточных сил истребителей. Указывалось, что патрулирование в зонах лучше строить эшелонированно по высоте в три яруса на высотах 600 — 2000—3500 м. Для борьбы с воздушными разведчиками рекомендовалось применять «засады на земле». Обеспечение истребителями действий других родов авиации предусматривалось непосредственным сопровождением самолетов до цели и обратно. Истребители выполняли полеты в плотных боевых порядках. Деление на подгруппы тактического предназначения — ударную и прикрывающую — допускалось только при одновременном полете не менее 30—45 самолетов{6}. При обеспечении других родов авиации способом непосредственного прикрытия боевой порядок истребителей должен был состоять из группы непосредственного прикрытия (1/3 сил) и ударной группы (2/3 сил), следующих в стороне и выше прикрываемых групп.

При уничтожении авиации противника на аэродромах и боевой техники противника на поле боя боевой порядок истребителей предполагалось строить из двух групп: ударной и прикрывающей. Атаку рекомендовалось производить с высот от 300—400 до 10—15 м, применяя пулеметно-пушечный огонь и, как дополнительные средства, мелкие осколочные бомбы. [9]

В Боевом уставе истребительной авиации были определены основы управления. Предусматривалось, что боевую задачу истребительным авиационным соединениям и частям, учитывая характер задач и их многообразие, целесообразно ставить только на один день и даже на один вылет.

Определялось место, откуда командир соединения осуществлял управление своими частями на земле и в воздухе. Обычное место командира истребительного соединения (части) и его штаба при вылетах на боевое задание частей (подразделений) — на главном аэродроме аэродромного узла. Командир истребительного соединения (части), входящего в состав пункта ПВО, должен был находиться на командном пункте (КП) начальника ПВО, а начальник штаба авиасоединения — оставаться со штабом на главном аэродроме.

При выполнении задачи по прикрытию своих войск командиру авиасоединения (части) рекомендовалось находиться на КП одного из стрелковых корпусов, обычно центральном, и иметь радиосвязь с самолетами, находящимися в воздухе, а также проводную и радиосвязь с главным аэродромом и КП соседних корпусов, на которых должны быть его наблюдатели. Подобное управление должно было обеспечить наблюдение и анализ воздушной обстановки и своевременное принятие решения. При вылете большой части или всего состава соединения (части) на выполнение одной и той же боевой задачи командир соединения (части) ведет сам соединение (часть) в воздухе и управляет им с флагманского самолета.

Разработанные и закрепленные в боевых уставах в предвоенные годы способы боевого применения истребительной авиации прошли суровую проверку в Великой Отечественной войне. Одни, например принципы воздушного боя (активность, наступательный характер, преимущество первой атаки и др.), подтвердились на практике, другие оказались нежизненными и были в ходе войны заменены на более совершенные.

Много ценного и поучительного в науку побеждать врага в воздухе для летчиков частей и подразделений, которыми автору довелось командовать во время войны, внес дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Хрюкин Т. Т. [10]

Глава первая. Организация и боевые возможности истребительной авиационной дивизии

Боевые порядки истребителей

Опыт войны показал, что, поскольку истребители в основном могут успешно действовать лишь группами, расположение самолетов в группе и взаимное размещение этих групп в воздухе оказывало большое влияние на выполнение тактических задач каждой группой и ведение воздушного боя.

Расположение самолетов-истребителей в группе и взаимное размещение групп было таким, чтобы истребители, находясь в составе группы, могли наилучшим образом использовать в воздушном бою свои сильные стороны и создавать благоприятные условия для выполнения своих задач.

Сильными сторонами самолета-истребителя в годы войны являлись следующие:

— огневая мощь пулеметно-пушечного и ракетного вооружения;

— большая горизонтальная скорость;

— большая скороподъемность;

— маневренность, позволяющая создавать численное превосходство в нужном месте или участке боя.

Слабыми сторонами истребителя были невозможность отражения атак сзади, плохой обзор с задней полусферы и ограниченное количество боеприпасов и горючего. Однако [27] правильный выбор и построение боевых порядков позволяли компенсировать указанные недостатки.

Это достигалось выбором наиболее удобных для боя и управления боевых порядков. Умение выбрать наиболее выгодный для воздушного боя боевой порядок являлось большим искусством командира.

Война показала, что более эффективными боевыми порядками истребителей являлись боевые порядки, разомкнутые по фронту и эшелонированные по высоте. В этом случае возможна была одновременная атака нескольких истребителей по одной цели. Такое построение обеспечивало сохранение максимальной скорости полета и скороподъемности групп, значительно повышало маневренность группы, особенно пары истребителей, основной огневой единицы боевого порядка. Кроме того, создавались наилучшие условия для отражения атак противника сзади.

В 1942—1943 гг. от трехсамолетного звена истребители перешли к четырехсамолетному звену, состоящему из двух нар, действующих в расчлененных боевых порядках на увеличенных дистанциях и интервалах{31}. Такое звено могло действовать в боевом порядке «фронт», «пеленг» или «колонна пар».

Боевые порядки эскадрильи и полка состояли из групп различного тактического назначения. Так, уже осенью 1941 г. в битве под Москвой практиковалось их деление на прикрывающую и ударную группы{32}. В полете прикрывающая группа следовала с превышением над ударной на 1000—1500 м. Прикрывающая группа выполняла задачу непосредственной обороны ударной группы и поэтому для отражения атак истребителей противника могла отходить от нее только на время отражения атаки и должна была быстро вновь занять исходное положение для обороны ударной группы.

В боевом порядке дивизии выделение отдельной группы прикрытия не предусматривалось.

В целях быстрого сосредоточения основных сил истребителей на одном из участков боя для разгрома основной группы самолетов противника другие группы самолетов необходимо было сковывать небольшими силами. Для этого в боевом порядке дивизии предусматривалось создание [28] специальной сковывающей группы. Такая группа выделялась только в случае, если дивизия действовала одновременно всем составом, что было обычно при отражении крупных сил авиации противника. По своему тактическому предназначению она отличалась от группы непосредственного прикрытия, была по сравнению с ней более свободна в своих действиях, могла удаляться от ударной группы на значительное расстояние; иногда ее высылали вперед, чтобы она отвлекала истребителей противника и могла начать бой раньше ударной группы.

При невозможности своевременно определить состав, численность и направление полета групп авиации противника создавали группу резерва в составе одной-двух эскадрилий; эта группа могла быть использована для усиления действий ведущих бой истребителей или для выполнения самостоятельной задачи по разгрому той или иной группы противника, угрожающей действиям наших истребителей.

В предвидении боя с истребителями противника все группы строили свой боевой порядок широко расчлененным по фронту и эшелонированным по высоте. Подобный боевой порядок обеспечивал высокую маневренность и более полное использование в бою возможностей каждого самолета и не давал возможности противнику одновременно атаковать или сковать значительные силы наших истребителей.

В предвидении боя с бомбардировщиками истребители ударной группы строили свой боевой порядок более компактно, эшелонируя его в глубину с таким расчетом, чтобы иметь возможность последовательно наращивать удары при атаках бомбардировщиков, следующих, как правило, в плотных боевых порядках. Ударную группу можно было эшелонировать и по высоте для нанесения одновременного удара по возможно большему количеству самолетов-бомбардировщиков и расчленения их боевого порядка.

При сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков боевые порядки истребителей состояли из группы непосредственного прикрытия, ударной группы и иногда группы резерва. Состав и положение этих групп в боевом порядке при сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков были различными.

Каждая группа бомбардировщиков имела свое достаточно сильное оборонительное вооружение и имела возможность сама отразить атаки отдельных самолетов или [29] небольших групп истребителей противника. Истребителям сопровождения важно было не дать возможности истребителям противника выполнить организованную атаку одновременно большим количеством самолетов. Для этого основные усилия истребителей сопровождения должны быть направлены на расчленение боевых порядков и уничтожение истребителей противника, до того как они перейдут в атаку. Поэтому в состав ударной группы истребителей при сопровождении бомбардировщиков выделялось до 2/3 всех сил сопровождения. Истребители ударной группы следовали рассредоточение, попарно и звеньями на вероятных направлениях атак истребителей противника. Группа в целом выполняла полет в стороне от бомбардировщиков на удалении 3—4 км с превышением над бомбардировщиками на 1 — 1,5 км, поддерживая зрительную связь и радиосвязь с ними.

Группа непосредственного прикрытия бомбардировщиков находилась ближе к бомбардировщикам вне зоны их оборонительного огня примерно на удалении от них 1 — 1,5 км и в направлениях, где огонь бортового оружия обеспечиваемых самолетов был менее эффективен, в голове колонны или между группами. Основная задача этой группы состояла в том, чтобы атаковать и расстроить боевые порядки противника, до того как он войдет в зону оборонительного огня бомбардировщиков.

При сопровождении штурмовиков группа непосредственного прикрытия находилась на удалении 150—200 м от сопровождаемых самолетов, а ударная группа не более 400—600 м с превышением на 600—800 м.

В ряде случаев в составе боевых порядков дивизии предусматривались еще и небольшие группы в качестве разведывательных дозоров, которые просматривали угрожаемые направления на флангах или по курсу полета боевого порядка и предупреждали по радио о воздушном противнике и обстановке.

Ведение воздушного боя

Истребительная авиационная дивизия решала свои боевые задачи путем ведения активных наступательных воздушных боев в целях уничтожения самолетов противника.

Для совершенствования тактики воздушного боя в годы Великой Отечественной войны большое значение имел [30] приказ Народного комиссара обороны от 17 июня 1942 г., который требовал от истребителей: главными силами атаковать бомбардировщиков, сковывая мелкими группами истребителей сопровождения. Таким образом определялся основной объект атаки истребителей. В этом же приказе перед летчиками-истребителями ставилось требование разнообразить способы боевых действий, применять наступательный воздушный бой на вертикалях{33}.

В большинстве случаев воздушный бой был групповым. Поэтому только хорошо организованное взаимодействие пар, звеньев, эскадрилий и полков и возможность непрерывного и четкого управления обеспечивали успех дивизии в воздушном бою.

Основное содержание группового воздушного боя составляли действия тактических групп истребителей, направленные на уничтожение самолетов противника, находящихся в воздухе. Тактическую группу составляло подразделение или часть истребителей, выполняющих одну общую боевую задачу в одно и то же время, в одном районе или зоне, тесно взаимодействуя между собой, оказывая друг другу поддержку и помощь атаками, огнем и наблюдением.

Воздушному бою всегда были свойственны решительность действий, высокая маневренность, большой пространственный размах, а также динамичность и быстрота развития. Он подразделялся на ряд этапов, главными из которых были: сближение, атака, выход из атаки, сбор и выход из боя.

Этапы могли повторяться в течение одного воздушного боя. Так, например, выход из боя повторялся в целях сбора группы и изменения тактики боя с последующим возобновлением атаки.

Каждому воздушному бою предшествовал поиск противника. Поиск не являлся этапом воздушного боя, но оказывал большое влияние на его успех. Победа в воздушном бою во многом зависела от того, кто из противников первым обнаруживал цель при поиске. Тот, кто обнаруживал цель первым, мог выбрать направление сближения и атаки противника с учетом конкретных условий обстановки.

После обнаружения противника перед завязкой боя истребители всегда стремились к достижению тактического превосходства над ним. [31]

Это превосходство заключалось в преимуществе по высоте, скорости и внезапности атаки. Внезапность атаки одиночного самолета или небольшой группы, особенно истребителей, иногда была такой, что противник обнаруживал атакующих истребителей только в момент открытия ими огня. Достигнуть этого при атаке больших групп бомбардировщиков было очень трудно. Поэтому тактическое превосходство истребителей при атаке в этом случае достигалось быстротою маневра, концентрацией огня по наиболее важным целям или группам, до того как противник осуществлял маневр или перестраивался для ведения оборонительного огня или перехода к ответным атакам, а также для атаки с разных направлений.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что первая атака всегда давала наибольший результат по той причине, что в ней элемент внезапности наиболее вероятен. Кроме того, в первой атаке создавалась возможность более четко организовать взаимодействие между группами боевого порядка полков и дивизий.

Примеры действий ряда истребительных авиационных дивизий в различных крупных операциях, проведенных нашими войсками в период 1944—1945 гг., показывают, что с первых атак было уничтожено до 75% немецких самолетов, в последующих атаках — 20—25%{34}. Конечно, надо иметь в виду и то, что к этому времени немецко-фашистская авиация была уже подавлена, бои велись в основном с истребителями, которые после первых атак стремились выйти из боя и не всегда проявляли высокую активность. Но это характерно для боя с истребителями. Бомбардировщикам сложно было выйти из боя или совершить маневр, затрудняющий атаку истребителей, поэтому повторные атаки истребителей, как правило, имели более высокий результат, чем первая, так как первой атакой истребителей обычно был расстроен боевой порядок бомбардировщиков и ослаблена их огневая оборонительная система. Не расстроив же боевой порядок бомбардировщиков первой атакой истребителей, повторными атаками это сделать было труднее, так как требовалось время на ее организацию, за которое противник мог выйти к объектам бомбометания и выполнить свою задачу.

Если при уничтожении бомбардировщиков можно было все силы истребителей сосредоточить для разгрома одной [32] группы, а потом перенести усилия на другую группу, то в бою с истребителями противника это было делать нецелесообразно. Бомбардировщики в воздушном бою только обороняются, а истребители сами нападают, поэтому при вступлении с ними в бой наши летчики стремились к тому, чтобы по возможности все истребители противника были втянуты в бой или скованы в своих действиях и не имели свободных самолетов для создания превосходства в силах над нашими истребителями.

При отражении" налетов групп бомбардировщиков противника, прикрытых истребителями, обычно первый эшелон дивизии в составе до полка должен был сперва произвести атаку по бомбардировщикам, а потом связать боем истребителей прикрытия, с тем чтобы обеспечить возможность вторым эшелонам дивизии нанести сосредоточенный удар по группам бомбардировщиков. Таким образом, первый эшелон дивизии, если позволяла обстановка, как правило, двумя эскадрильями наносил первый удар по бомбардировщикам, а одна эскадрилья этого эшелона связывала боем истребителей прикрытия.

Полки дивизии, предназначенные для уничтожения бомбардировщиков, могли последовательно наносить удары по одной группе противника или каждый полк получал для уничтожения свою цель. Все это зависело от боевого порядка и количества групп бомбардировщиков противника. По опыту войны бомбардировщиков противника, следующих в узкой длинной колонне, было целесообразно атаковать одновременно в нескольких частях боевого порядка. При широком построении боевого порядка бомбардировщиков и при условии, что встреча произошла на дальних подступах, наибольший успех получался при одновременном ударе основных сил истребителей по головной и хвостовой частям колонны. Если встреча происходила вблизи к линии фронта или прикрываемым объектам, основные усилия истребителей во всех случаях были направлены по головной части колонны.

При совместных действиях дивизии с другими истребительными соединениями фронтовой авиации, и если дивизия предназначалась только для борьбы с истребителями прикрытия, а другие дивизии предназначались для уничтожения бомбардировщиков, бой велся следующим образом. При ведении воздушного боя только с истребителями противника один полк истребителей дивизии должен был нанести удар по истребителям противника, выполняющим [33] задачу ударной группы прикрытия бомбардировщиков, а другой полк нанести удар по истребителям непосредственного сопровождения бомбардировщиков.

Подобное распределение усилий с другими истребительными дивизиями имело место при отражении массированных налетов бомбардировщиков противника, прикрытых истребителями сопровождения, и главное, когда другие наши истребительные дивизии были в воздухе и готовы были одновременно атаковать и бомбардировщики противника. Если же другие дивизии были на подходе к району боевых действий и не могли одновременно с первой атакой истребителей сопровождения нанести удар по бомбардировщикам, то первая атака дивизии, предназначенная для боя с истребителями сопровождения, как правило, должна была производиться по бомбардировщикам противника. Взаимное расположение полков в боевом порядке дивизии не могло иметь существенного значения, так как в этом случае огневое взаимодействие практически было невозможно. Командир дивизии свое место в боевом порядке определял в зависимости от обстановки.

Организация управления

Война показала, что умелое и твердое руководство частями на земле и в воздухе со стороны командира дивизии было решающим фактором в разгроме авиации противника с наименьшими потерями в короткие сроки.

Большие скорости полета самолетов, способность сосредоточивать крупные силы на узких участках фронта или, наоборот, вести действия одновременно на широком фронте и на большую глубину создавали весьма сложную динамичную и притом быстро меняющуюся воздушную обстановку, в которой приходилось действовать нашим истребителям.

Быстрота действий являлась характерной особенностью работы командиров и штабов дивизий и полков. Своевременное обнаружение противника, передача команды на вылет, запуск двигателей и взлет самолетов, наведение на противника, организация воздушного боя, возвращение на аэродром, посадка самолетов и подготовка к последующему вылету должны были выполняться быстро, четко, организованно.

Командиры истребительных дивизий и полков постоянно в ходе боевой обстановки изучали характер действий [34] авиации противника и своих истребителей, видели слабые и сильные стороны тактики воздушных боев и своевременно реагировали на всевозможные изменения обстановки.

Особое место в работе командира при организации управления занимала заблаговременная разработка возможных вариантов воздушного боя дивизии и полков, обеспечивающих быстрый и своевременный ввод в бой истребителей и создание необходимого тактического превосходства над противником в различных случаях конкретной воздушной обстановки.

Для командира истребительной авиационной дивизии основой организации управления являлась боевая задача, которую ему ставил вышестоящий командир. В зависимости от характера действий и обстановки задача ставилась на день, на боевой вылет или на какой-то этап операции. В практике также имели место случаи, когда дивизия получала задачу на этап операции и задача эта, кроме того, ежедневно уточнялась.

Если к отражению крупных налетов авиации противника привлекалась не одна, а несколько авиационных дивизий, управление боевыми действиями дивизии осуществлялось вышестоящим командиром и дивизия, как правило, получала задачу на один-два вылета. При обеспечении действий других родов авиации дивизия получала задачу на период или на день, при обеспечении действий авиации дальнего действия — на один вылет, при действиях совместно с истребителями, находящимися в системе Войск ПВО страны, — на длительный срок.

После того как дивизия получила боевую задачу, для командира дивизии главным вопросом являлось принятие решения, обеспечивающего полное и своевременное выполнение поставленной задачи. В соответствии с его решением штаб планировал боевые действия и организовывал управление истребителями на земле и в воздухе. Организация управления в истребительной дивизии во время ведения боевых действий должна была обеспечить командиру возможность постоянного руководства боевыми действиями частей дивизии и сосредоточения усилий всего личного состава на выполнении боевой задачи.

Штаб обеспечивал командира дивизии всеми необходимыми данными (справками, расчетами) при оценке обстановки и принятии решения, планировал боевые действия, организовывал основные виды обеспечения, быстро [35] доводил решение командира соединения до командиров авиационных частей, контролировал выполнение боевых задач, организовывал систему пунктов управления и налаживал бесперебойную связь, разрабатывал мероприятия по скрытому управлению, следил за выполнением мероприятий, направленных на повышение боевой готовности, а также выполнял другие задачи по указанию командира соединения.

Анализ показывает, что управление авиацией в годы Великой Отечественной войны неуклонно улучшалось. До мая 1942 г., когда еще не были сформированы воздушные армии и однородные авиационные соединения, организационное распыление сил авиации по общевойсковым армиям обусловливало децентрализованное руководство их боевыми действиями. С созданием новой организационной структуры фронтовой авиации основной формой руководства авиационными соединениями и частями стало централизованное управление, которое обеспечило широкое использование маневренных возможностей авиации.

Главными направлениями, по которым развивалось и совершенствовалось управление авиации в соединениях в ходе Великой Отечественной войны, являлись повышение гибкости и обеспечение устойчивости и непрерывности управления.

Это достигалось созданием в авиационных соединениях надежной системы пунктов управления, внедрением и лучшим использованием радиотехнических средств и средств связи, заблаговременным и тщательным планированием боевых действий, совершенствованием организационно-штатной структуры органов управления, организацией четкой работы командиров и штабов соединений по руководству боевыми действиями.

В ходе войны произошли также существенные изменения в организации пунктов управления авиационных дивизий. В первом периоде войны командиры соединений руководили боевыми действиями подчиненных частей, как правило, с КП, расположенных в районе базирования. В результате этого они не имели возможности наблюдать и руководить действиями своей авиации на поле боя. Это отрицательно сказывалось на итогах воздушных боев и на эффективности применения истребителей при выполнении ими совместных боевых задач с сухопутными войсками. [36]

Командующий ВВС Красной Армии в своей директиве от 31 мая 1942 г. указывал: «Управление истребителями заключается не только в том, чтобы выделить наряд сил и проследить за их своевременным вылетом, а управление состоит главным образом в том, чтобы своевременно вводить в бой дополнительные силы истребителей, чем и завоевывать господство в воздухе». Дальше в директиве требовалось от командиров авиационных соединений, чтобы они «организовали наблюдение за воздушной обстановкой на поле боя и обеспечили наведение и управление боем с земли по радио»{35}.

Пункты управления и наведения истребителей на воздушные цели стали создаваться уже в первый период войны: сначала под Ленинградом, а затем и на других участках фронта. Так, в 1942 г. в боях под Ленинградом и на подступах к Сталинграду стало успешно практиковаться управление действиями истребителей с земли по радио. Штабами 16-й и 8-й воздушных армий в сентябре 1942 г. опыт управления оповещения и наведения истребителей на самолеты противника был обобщен и в виде инструкций доведен до подчиненных частей, а затем по указанию штаба ВВС Советской Армии исполь<

Наши рекомендации