Точки крепления верхних рычагов
Процедура проверки расположения точек крепления верхних рычагов подвески та же самая, что и для нижних рычагов. Центры двух передних отверстий под болты крепления с каждой стороны шасси должны располагаться на одной высоте над полом. То же относится к центрам задних отверстий.
В противном случае нужно найти причину изменения положений точек крепления, устранить ее и провести необходимые регулировки. Это может означать смену положения кронштейнов крепления или ремонт шасси, направленные на восстановление заданного совмещения.
С этого момента известны все расстояния точек крепления подвески от пола. Все ошибки нужно записывать, чтобы после проведения остальных измерений они принимались во внимание в связи с другими ошибками, которые могут быть обнаружены. Точность установки верхних и нижних рычагов подвески должна быть одинаковой.
Лава 2. Высота подвески
Центры точек крепления (В) нижних рычагов и центры шаровых шарниров (А) нижних рычагов находятся на одном расстоянии от поверхности. Точки крепления (С) верхних рычагов ниже центров (D) шаровых шарниров на 25÷38 мм. Колеса имеют 1 градус отрицательного развала. |
Центры точек крепления (А) нижних рычагов выше центров шаровых шарниров (В) нижних рычагов на 6÷16 мм. Точки крепления верхних рычагов ниже центров шаровых шарниров на 25÷38 мм. Колеса имеют отрицательный развал 1 градус. |
Примечание переводчика: под высотой подвески понимается расстояние от центров точек крепления верхних рычагов подвески до пола у автомобиля, стоящего на колесах.
Каждый автомобиль имеет свою высоту подвески, определяемую геометрией подвески. Если автомобиль очень низкий и принято решение увеличить высоту подвески для увеличения дорожного просвета (или проделать обратную операцию для уменьшения просвета), это не всегда может быть выполнено из-за недостаточного диапазона регулировок (особенно передней подвески, поскольку она связана с рулевым управлением). К сожалению, довольно часто опускают или поднимают автомобиль без учета изменений в работе подвески, в результате ожидаемого прироста скорости не наблюдается из-за ухудшения управляемости.
При высоких скоростях прохождения поворотов с большими боковыми силами очень вероятно, что искажение геометрии подвески проявит себя.
Передняя подвеска
Высота подвески корректна по отношению к ее геометрии. |
Та же подвеска после опускания автомобиля, для сохранения стандартного дорожного просвета, при установке колес большего диаметра. Случай не идеальный. |
Та же подвеска после поднятия автомобиля для увеличения дорожного просвета. Случай не идеальный. |
Этот рычаг подвески имеет съемный шаровой шарнир. Центр шарнира расположен выше центральной линии рычага. Пунктирная линия показывает действительную геометрию подвески. |
На первых двух рисунках этой главы даны рекомендации по установке независимой передней подвески с рычагами неравной длины, обеспечивающие удовлетворительную управляемость автомобиля.
В идеальном случае предполагается возможность проведения небольших изменений. Если точка крепления нижнего рычага располагается выше центра шарового шарнира, рычаг не будет расположен параллельно земле. Такая установка рычага приводит в повороте к выталкиванию колеса наружу (добавочный отрицательный развал), но, в то же время, может противодействовать ухудшению управляемости в других ситуациях, например, при тяжелом торможении.
Конечно, поднятие или опускания автомобиля может привести к улучшению геометрии подвески (все зависит от реальной конструкции автомобиля). В отдельных случаях автомобиль может быть поднят для улучшения положения нижнего рычага подвески с перестановкой места крепления верхнего рычага, что ведет к общему улучшению геометрии подвески.
На других автомобилях для улучшения геометрии подвески место крепления верхнего рычага опускают вниз (к шасси приваривается новый кронштейн, просверливаются новые отверстия). Иногда улучшение геометрии достигается простой регулировкой положения опорного кронштейна вверх-вниз (при этом опускается точка крепления рычага).
К необходимости изменения геометрии подвески приводят несколько факторов. Например, если на автомобиль устанавливаются колеса большего диаметра, автомобиль может приподниматься до 12,5 мм и больше. Когда автомобиль приподнимается, первой естественной реакцией является желание опустить его до первоначальной высоты. Это достигается либо изменением положения седел пружин подвески, либо установкой пружин другой длины. Ниже на трех сопроводительных рисунках показан один и тот же автомобиль, но с разной высотой установки подвески. Во всех случаях развал колеса отрицательный и равен одному градусу.
В среднем опускание автомобиля на 12,5 мм изменяет угол наклона верхнего рычага до З÷35 градусов (обычно в сторону укорочения), в то время как угол наклона нижнего рычага изменяется на 2÷2,5 градуса (обычно в сторону удлинения). Такие изменения углов на трубчатом шасси на глаз обычно незаметны, особенно для нижних рычагов. Оси качания рычагов подвески на кронштейнах шасси почти всегда располагаются по центральной линии рычага (при виде спереди), то же можно сказать и о шаровом шарнире верхних рычагов. Что же касается шаровых шарниров нижних рычагов, то они, как правило, установлены со смещением относительно центральной линии рычага. Это означает, что действительный угол наклона нижнего рычага (измеряемый по линии соединения центров оси качания и шарового шарнира) часто нелегко определить по видимому положению рычага. Надо всегда помнить, что когда делаются ссылки на углы установки рычагов подвески, имеются в видудействительныеуглы, а не видимые глазом.
Поднятие автомобиля примерно на 25 мм ведет к увеличению дорожного просвета или, что более точно, высоты поддона относительно дороги. При этом угол установки верхнего рычага изменяется до семи градусов (в сторону укорочения), а нижнего рычага до пяти градусов (в сторону удлинения). Такое значительное изменение геометрии почти всегда недопустимо.
Было бы полезно, чтобы изготовители спортивных автомобилей указывали стандартное расстояние от поверхности дороги до центра колес и нижнего лонжерона. При известных корректных величинах не имеет значения, какие колеса и шины установлены на автомобиль, поскольку всегда можно провести относительные измерения.
Есть общее правило, устанавливающее ограничение в 6,3 мм регулировки стандартной высоты подвески в обе стороны. В указанных пределах регулировок проводить какие-либо модификации подвески не требуется.
Задняя подвеска