Обязанности поездной бригады по поддержанию общественного порядка в пассажирском поезде в пути следования и на станциях
В случае выявления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок:
— в спокойной, вежливой форме сделать замечание пассажиру, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок;
— если пассажир не реагирует на замечания, вызвать через поездную радиосвязь работников милиции для высадки пассажира из поезда с обязательным составлением акта о его снятии и отметкой в проездном документе (билете).
При противоправных действиях пассажиров, нарушении общественного порядка проводник вагона обязан, не вступая в словесную перепалку, не вызывая агрессии у нарушителей, по возможности как можно быстрее ПРОИНФОРМИРОВАТЬ ЛНП и сотрудников милиции для принятия соответствующих мер.
41. Дополнительные требования к обеспечению инвентарем и имуществом штабных вагонов.
5.2.1. В вагоне фирменного поезда съемный инвентарь и постельное белье не должны отличаться по цвету и рисунку.
5.2.2. В купейных вагонах фирменного поезда в коридорах должны быть дорожки, а в купе - коврики.
5.2.3. Комплект постельных принадлежностей включает матрац с чехлом, подушку с корсажем, одеяло (зимнее или летнее). В вагонах СВ - дополнительно подушку с корсажем, чехлы на спинку и полку для лежания, покрывало.
5.2.4. Комплект постельного белья включает две простыни, наволочку закрытого типа, льняное полотенце, в вагоне СВ комплект включает одну простыню и пододеяльник, два полотенца (махровое и льняное) и две наволочки закрытого типа.
5.2.5. Комплекты постельного белья упаковываются и заклеиваются в индивидуальные пакеты. Срок эксплуатации постельных принадлежностей, постельного белья и мягкого инвентаря определен в Приложении
5.2.6. Туалеты обеспечиваются дозаторами с жидким мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой, озонатором воздуха.
5.2.7. Качество стирки постельного белья должно соответствовать требованиям "Инструкции по технологии обработки белья железных дорог на фабриках-прачечных" МПС № 31-ЦЛП.
5.2.8. Дезинфекционная обработка постельных принадлежностей, мягкого инвентаря осуществляется в соответствии с требованиями "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
5.2.9. В штабном вагоне фирменного поезда должны находиться:
- журнал рейсовый,
- журнал рейсовый санитарный,
- журнал связи ВУ-8А,
- график работы радиопункта,
- текст обращения начальника поезда,
- аптечка аварийная,
- аптечка для оказания первой медицинской помощи,
- укладка противоэпидемическая,
- укладка противопедикулезная,
- книга отзывов и предложений,
- средства индивидуальной защиты при пожаре.
5.2.10. Все купейные вагоны должны иметь вешалки для одежды по одной, а в двухместных купе - по две на каждое спальное место.
Требования к условиям пребывания пассажиров в вагоне
5.5.1. Уровни освещенности, запыленности, шума, вибрации должны соответствовать требованиям Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
5.5.2. В салоне вагона температура воздуха в зимнее и переходное время года должна быть в пределах от 18 до 22 градусов Цельсия, в летнее - от 22 до 26 градусов Цельсия.
5.5.3. В течение всей поездки пассажиры должны обеспечиваться охлажденной кипяченой водой. Качество воды, подаваемой в пассажирские вагоны, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.559-96.
5.5.4. Пункт отменен.
5.5.5. Пункт отменен.
5.5.6. Для обслуживания пассажиров с детьми и инвалидов в салоне вагона-ресторана выделяются специальные столы.
5.5.7. В меню вагона-ресторана должны быть включены фирменные (или национальные блюда) и комплексные обеды, по сезону овощи и фрукты. Ассортимент блюд должен быть вывешен в салоне вагона-ресторана.
5.5.8. Детские и диетические блюда должны приготовляться по заказу пассажиров.
5.5.9. Пассажиры с детьми, престарелые, инвалиды, пассажиры вагонов с двухместными купе через проводника могут заказать завтраки, обеды, ужины и другую продукцию вагона-ресторана.
Требования к проводнику вагона по содержанию пассажирского вагона в пути следования
Соблюдение санитарных норм, чистоты, должны мыться туалеты, выбиваться пыль из ковриков, протирать поручни, выноситься мусор и утилизировать на специальных станциях, должна охлаждаться кипяченая вода, правильное хранение постельного белья, поддержание кипятка, вовремя мыться посуда, поддерживаться необходимая темпиратура, следить за своеврменной работой вентиляции, общественным порядком.
За осуществлением всего этого наблюдает го структуры, если выяляется нарешения – то записи в рейсовый журнал.
- вывесить табличку со своей фамилией, именем и отчеством на дверях служебного купе до отправления поезда и при смене дежурства;
- содержать вагон в чистоте и поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными нормами;
- следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок;
- не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.12.20.98 .
В вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления.
При уборке вагона не допускается влажная протирка радиоизотопных извещателей дыма (РИД). Очистка их от пыли должна производиться пылесосом. Мусор в вагоне должен собираться в специальную емкость "для мусора" и сжигаться в топке вагона или удаляться из вагона только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и мусор на пути, а также на пол тамбура и переходные площадки вагона запрещается;
- в вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 22.00 часов по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленной цене, а в фирменных поездах, в вагонах СВ, бизнес-класс, повышенной комфортности поездов всех категорий по требованию пассажиров в любое время суток.
При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или в фартуке;
- поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе – охлажденной воды;
- в вагонах со спальными местами выдавать постельные принадлежности пассажирам на весь путь следования за отдельную плату или бесплатно, если стоимость белья входит в стоимость билета;
По желанию пассажира и при наличии возможности заменять использованные постельные принадлежности в пути следования за дополнительную плату;
Доставлять комплекты спальных принадлежностей на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с малолетними детьми.
Уборка постельных принадлежностей и постельного белья производится после выхода пассажиров; в исключительных случаях, разрешается с позволения пассажиров убирать постельное белье не ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию высадки пассажиров;
- при отсутствии радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда, в ночное время делать это по просьбе пассажиров. Инструктировать пассажиров о правилах проведения таможенного контроля;
- следить за тем, чтобы окна вагона при необходимости открывались только с коридорной стороны, а на двухпутных участках - с полевой стороны, а в вагонах с полным кондиционированием воздуха при работе кондиционера - все были закрыты;
- обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях;
- вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках
формы ЛУ–72;
- при приеме-сдаче смены указать свою фамилию, дату и время, проверить наличие в папке билетов и соответствие занятых пассажирами мест, расход постельного белья , сделать соответствующие отметки в бланках формы ЛУ-72 ;
- оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;
- при отсутствии централизованного отопления во время топки котла твердым топливом поддерживать температуру в вагоне 18°С в соответствии с положениями Инструкции проводнику пассажирского вагона;
- непосредственная ответственность за сохранность РИД в пути следования возлагается на проводников вагонов. Запрещается вскрывать датчики РИД и извлекать из них источник излучения. Обо всех неисправностях РИД и УПС, происшедших в пути следования, проводники вагонов должны немедленно сообщить поездному электромеханику;
- в случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, требующих химической чистки, а также в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник вагона должен заявить об этом начальнику поезда, который по квитанции формы РС–97 взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате;
- во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров вагонов по концам состава должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура запираются на «секретку» и замок под трехгранный ключ.
- за 30 минут до прибытия на железнодорожную станцию, где производится высадка пассажиров, проводник обязан предупредить об этом пассажиров.
После полной остановки поезда на железнодорожной станции проводник должен открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы, при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, приступить к посадке и высадке пассажиров. При стоянке пассажирского поезда менее 5 мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить; при отправлении пассажирского поезда проводник должен закрыть и запереть дверь и провожать станцию до конца платформы. Проводники хвостового и штабного вагонов провожают станцию до конца посадочной платформы с открытой дверью, после чего также запирают тамбурные двери.
- при стоянке поезда на станции более 10 мин. проводник пассажирского вагона обязан осмотреть подвагонное оборудование, тормозную рычажную передачу и, при необходимости, в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить дефлекторы аккумуляторной батареи от льда и снега.
- проводники вагонов, стоящих на станциях пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда, обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.
- проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, курения в не отведенных для этого местах, подключения пассажирами в вагоне магнитофонов, нагревательных и других электроприборов (за исключением электробритв), не предусмотренных электрической схемой вагона, контролировать показания
Требования к вагону 1 класс
вагон I класса– купейный спальный вагон, оборудованный купе с двумя спальными диванами. В вагоне – две туалетные кабины общего пользования;
вагон II класса– купейный спальный вагон, оборудованный купе с двумя диванами и двумя полками для лежания. В вагоне – две туалетные кабины общего пользования;
вагон III класса– вагон открытого типа. В каждом отсеке три дивана и три полки для лежания. В вагоне – две туалетные кабины общего пользования;
Общие требования к готовности вагона для посадки пассажиров в пункте формирования/оборота
9.1 Основные требования к готовности вагона для посадки пассажиров в пункте формирования/оборота (в зависимости от класса вагона) определены в приложении А к Стандарту.
9.2 На двери служебного купе установлена табличка утвержденного образца с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника вагона. Фамилия и имя проводника вагона класса «Люкс» и вагона международного сообщения дублированы латиницей.
9.3 При недостаточном уровне естественного освещения включены все лампы в купе и коридоре.
9.4 Уровень громкости транслируемой по поездной радиосети информации для пассажиров оптимален.
9.5 На верхние полки, не оборудованные предохранительными скобами, установлены ремни безопасности.
9.6 В вагонах с местами для сидения спинки кресел приведены в вертикальное положение, подлокотники подняты, встроенные в кресла откидные столики подняты или убраны в подлокотники (если иное не предусмотрено конструкцией вагона).
9.7 Места для сидения экипированы подголовниками (где предусмотрено).
9.8 Столики в каждом купе опущены.
9.9 Магнитные ключи-карты для доступа в купе вагонов I класса
размещены на купейном столике[3]. Количество магнитных ключей-карт соответствует количеству посадочных мест.
9.10 Солнцезащитная штора поднята полностью.
9.11 В контейнер для сбора мусора установлены полиэтиленовые мешки. Мешки соответствуют размеру контейнера.
9.12 Туалетные кабины экипированы туалетной бумагой, бумажными полотенцами, мылом (туалетные кабины, оборудованные дозаторами, – жидким мылом) и озонаторами/освежителями воздуха. Емкость с моюще-дезинфицирующим раствором и ершиком в наличии.
9.13 Вагоны, оборудованные экологически чистыми туалетными комплексами, обеспечены одноразовыми гигиеническими накладками для унитазов.
9.14 Маршрутная доска и номер вагона установлены с обеих сторон
вагона в оконном проеме рядом с тамбуром, через который осуществляется посадка (если иное не предусмотрено конструкцией вагона).
9.15 Перечень информационных материалов и их размещение в каждом вагоне соответствует требованиям распоряжения ОАО «ФПК»
«О требованиях к размещению информационных материалов в вагонах пассажирских поездов формирования ОАО «ФПК» [17].
9.16 Временная информация о скидках, акциях, Программе лояльности «РЖД Бонус» холдинга «РЖД» может размещаться в карманах рекламно-информационных стендов (при их наличии в вагонах).
Требования к проводнику вагона при обслуживании пассажира, при посадке/высадке в вагон
Требования к обслуживанию пассажиров при посадке/высадке в вагон / из вагона
10.1 Посадка/высадка пассажиров производится в присутствии, под контролем и при участии проводника вагона.
10.2 Посадка/высадка пассажира в вагон / из вагона осуществляется после полной остановки поезда только через рабочий тамбур. В экстренных случаях, при невозможности обеспечения безопасности посадки/высадки пассажиров, по решению начальника поезда посадка/высадка осуществляется через нерабочий тамбур, а при механическом блокировании дверей вагона – через тамбур соседнего вагона.
10.3 Дверь тамбура, через который осуществляется посадка/высадка пассажиров, открыта со стороны посадочной платформы и зафиксирована.
10.4 Откидная площадка поднята и зафиксирована (при посадке/высадке пассажиров с низкой платформы / на низкую платформу).
10.5 Выдвижные ступени (при посадке/высадке пассажиров с низкой платформы / на низкую платформу) опущены, в зимний период от грязи, снега и льда очищены.
10.6 Поручни протерты. В зимний период поручни очищены ото льда и снега.
10.7 Проводник вагона находится рядом с вагоном возле открытой двери тамбура, через который осуществляется посадка/высадка пассажиров,
и располагается лицом к пассажирам таким образом, чтобы пассажиры
и обслуживаемый вагон находились в зоне его видимости, за исключением случаев исполнения других служебных обязанностей (вынос мусора из вагона на станции удаления мусора, осмотр подвагонного оборудования, очистка ходовых частей и подвагонного оборудования ото льда и снега в зимнее время и т. п.).
10.8 При неблагоприятных погодных условиях (сильный дождь, снегопад и т. п.) проводник вагона находится в рабочем тамбуре, максимально обеспечивая удобство пассажирам при посадке и высадке.
10.9 При посадке пассажира в вагон проводник вагона проверяет оригинал проездного документа (билета), документ, удостоверяющий личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), документы, подтверждающие право на льготы (при наличии льгот на проезд), а также соответствие веса, габарита ручной клади пассажира установленным нормам.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявленном проездном документе (билете), при отсутствии, изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд не допускается.
В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете), не более чем на одну букву в фамилии и не более чем на одну цифру в номере пассажир допускается к посадке в поезд.
При наличии у пассажира проездного документа (билета) и отсутствии по различным причинам документа, удостоверяющего личность, который указан в проездном документе (билете), проводник вагона осуществляет посадку пассажира в следующих случаях:
при отсутствии заграничного паспорта, если предъявлен оригинал паспорта гражданина Российской Федерации, в котором имеется информация о реквизитах заграничного паспорта;
при смене фамилии, если предъявлен оригинал паспорта гражданина Российской Федерации, содержащий информацию о реквизитах ранее выданного паспорта, по которому оформлен проездной документ (билет), или временное удостоверение личности формы № 2П и документ, подтверждающий смену фамилии;
при оформлении проездного документа (билета) по реквизитам паспорта гражданина Российской Федерации, утерянного впоследствии или срок действия которого истек, если предъявлено временное удостоверение личности формы № 2П с указанием в нем реквизитов ранее выданного паспорта и наличием фотографии или паспорт, в котором имеется информация о реквизитах ранее выданного паспорта.
При перевозке пассажиром мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц проводник вагона проверяет наличие соответствующих ветеринарных документов.
10.10 Посадка пассажиров в вагон по электронному проездному документу (билету) осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом [18], Порядка организации посадки пассажиров с электронными билетами [19], а также иными нормативными документами, регламентирующими перевозку пассажиров в поездах дальнего следования по электронному проездному документу (билету).
10.11 После проверки документов проводник вагона информирует пассажира о номере места и приглашает в вагон.
10.12 Маломобильным пассажирам, людям пожилого возраста, пассажирам с детьми проводник вагона оказывает помощь при посадке в вагон.
10.13 При посадке в вагон международного сообщения проводник вагона информирует пассажиров об обязательном наличии документов, дающих право на пересечение границы.
10.14 При отсутствии у пассажира документов, дающих право на пересечение границы, проводник вагона уведомляет пассажира о том, что он может быть удален из поезда в пункте пропуска сотрудниками пограничной службы и рекомендует воздержаться от поездки.
10.15 Руководитель организованной группы детей уведомляется
под подпись о требованиях обязательного наличия у несовершеннолетних граждан документов, необходимых для беспрепятственного пересечения границы.
10.16 На промежуточных железнодорожных станциях проводник вагона производит посадку пассажиров с проездными документами (билетами) на пассажирский поезд независимо от того, в какие пассажирские вагоны приобретены проездные документы.
10.17 С момента объявления посадки в поезд на начальной станции маршрута следования и до приветствия пассажиров после отправления начальник поезда обеспечивает трансляцию по поездной радиосети музыкальных композиций, предусмотренных информационно-развлекательным аудиоконтентом.
10.18 За 10 минут до отправления поезда с начальной станции маршрута следования пассажиры оповещаются по поездной радиосети об отправлении поезда.
10.19 Проводник вагона информирует пассажиров, в том числе находящихся на платформе, об отправлении поезда не позднее чем за
5 минут до отправления.
10.20 При стоянке поезда, составляющей менее 5 минут, и отсутствии посадки/высадки пассажиров, а также в случае сокращения времени стоянки поезда проводник вагона находится в тамбуре и рекомендует пассажирам не выходить из вагона.
10.21 При отправлении со станции пассажирского поезда,
не оборудованного системой автоматического закрытия и контроля закрытого положения боковых дверей вагонов, проводники вагонов с радиокупе (штабного) и хвостового (кроме случаев отправления поездов с тупиковых путей) показывают в сторону пассажирской платформы (до конца платформы):
днем – свернутый желтый флаг;
ночью – ручной фонарь с прозрачно-белым огнем.
Проводники остальных вагонов в момент отправления поезда закрывают боковые двери вагона и наблюдают через тамбурное окно
за возможной подачей сигналов при следовании вдоль платформы.
10.22 При угрозе жизни или здоровью пассажиров, осуществляющих посадку/высадку, проводник вагона показывает машинисту локомотива сигнал остановки:
днем – развернутый красный флаг;
ночью – ручной фонарь с красным огнем.
Проводники остальных вагонов дублируют сигнал в сторону машиниста локомотива.
Требования к информации в салоне вагона, внутрипоездной связи
Система внутрипоездной связи электропоезда должна обеспечивать:
- служебную телефонную связь между начальником поезда, машинистом, службой охраны и проводниками ;
- служебную телефонную связь между кабинами управления;
- трансляцию для оповещения пассажиров.
Пульты внутрипоездной связи должны размещаться в служебном помещении проводников, начальника поезда и кабинах машиниста.
Вход с систему должен быть защищен системой паролей.
Должна быть предусмотрена возможность приема и трансляции FM и УКВ радиовещания (в диапазоне 67 – 108 МГц) на стоянке.
В пассажирских салонах, конференц-зале и т.п. должны быть предусмотрены кнопки вызова проводника вагона пассажирами.
Поезда должны предусматривать возможность оборудования репитером системы GSM с внешней антенной и кабелем излучения, для обеспечения бесперебойной связью пассажиров – владельцев мобильных телефонов.
Должна быть реализована система бесперебойного гарантированного электропитания аппаратуры средств связи.
Система информирования пассажиров
Вагоны должны быть снабжены информационными дисплеями для высвечивания информации о маршруте следования поезда, о следующей остановке, скорости движения, погодных условиях и т.д.
Информационные дисплеи (индикаторы) в салонах бизнес и туристского классов должны размещаться на торцевых стенах над входными дверями, а в салоне люкс-класс – над входными дверями каждого купе.
Ввод данных в информационную систему должен быть защищен системой паролей.
Должна быть предусмотрена возможность ввода данных с электронных носителей, посредством ручного набора и из системы управления электропоездом.
Информационная система через интерфейс должна быть подключена к системе управления электропоездом.
Система должна иметь возможность работать отдельно на внутренние и внешние индикаторы, с целью отображения на них различной информации.
Трансляция объявлений пассажирам должна производиться через внутренние вагонные громкоговорители. В каждом вагоне должны быть предусмотрены усилители.
Начальник поезда и машинист должны иметь возможность передавать объявления на весь поезд .
Проводник должен иметь возможность передавать объявления в своем вагоне.
Требования к проводнику, связанные с оказанием услуги по предоставлению пассажирам постельных принадлежностей.