Принцип четкого установления мест стыка
В местах стыка материальный и информационный потоки переходят через границы ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы предприятия. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
Вопрос 30. Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю
Рассмотрим этапы прохождения логистического информационного потока при перевозке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном.
При перевозкахпо железной дороге используются следующие документы:
• накладная, являющаяся договором перевозки на железнодорожном транспорте;
• дорожная ведомость (документ, сопровождающий груз на всем пути следования);
• корешок дорожной ведомости (остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок);
• квитанция о приеме груза (важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя);
•вагонный лист (составляется на каждый загруженный вагон).
В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и дорогу назначения и трассу, к пункту назначения, наименование отправителя и получателя, число мест груза, род упаковки, техническую норму загрузки вагона, массу груза. Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанцию о приеме груза.
При перевозке грузовна морском транспорте различают линейную и нелинейную (трамповую) форму судоходства. В первом случае суда работают между определенными портами по заранее объявленному расписанию и единым для всех фрахтовым ставкам. При данной форме судоходства договором перевозки является коносамент.
Договором морской перевозки при нелинейных формах судоходства является чартер. А коносамент в данном случае также оформляется, но выполняет другие функции: он служит как подтверждением наличия чартера, так и принятия груза к перевозке, а также товарораспорядительным документом.
Погрузка груза на морском транспорте оформляется поручением на отгрузку экспортного груза или грузовым поручением. Выгрузка груза в российским портах оформляется генеральным актом. Если имеются расхождения по количеству и качеству груза между данными коносамента и генерального акта, то заполняется акт-извещение, в котором фиксируются все несоответствия.
Наречном транспорте перед открытием навигации отправители заключают навигационные договоры на перевозку и буксировку плотов.
Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) отправления накладную, которая является основным документом, сопровождающим груз на всем пути следования.
Для перевозки наавтотранспорте оформляется договор. Водителю при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является первичным документом работы. Перевозки грузов должны производиться при обязательном оформлении товарно-транспортного документа — накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчета заказчика с автотранспортной организацией.
ТЕМА 8. Транспортная логистика
Вопрос 31. Сущность и задачи транспортной логистики
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% общих затрат на логистику.
Транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса:
• обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса. Техническое соответствие означает согласованность параметров транспортных средств, которая позволяет работать с контейнерами и пакетами;
• обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса. Технологическое соответствие подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки;
• согласование экономических интересов участников транспортного процесса (общая методология построения тарифной системы);
• использование единых систем планирования (разработка и применение различных планов-графиков для различных видов транспорта).
К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор маршрута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства и др.
Вопрос 32. Логистический подход к организации транспортного процесса
Существует два основных транспортного процесса:
• традиционный;
• логистический с участием оператора мультимодальной перевозки.
При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия. Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 17.
При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса — единый оператор мультимодальной перевозки.
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
→ Материальный поток
↔ Информационные и финансовые потоки
Рис. 17. Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта
Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 4.
Рис. 18. Логистическая организация перевозки с участием нескольких видов транспорта
Таблица 4
Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозки
Традиционный подход (прямая смешанная перевозка) | Логистический подход (мультимодальная перевозка) |
Два и более вида транспорта | Два и более вида транспорта |
Отсутствие единого оператора перевозки | Наличие единого оператора перевозки |
Отсутствие сквозной ставки на перевозку | Единая сквозная ставка на транспортировку |
Последовательная схема взаимодействия участников | Последовательно-центральная схема взаимодействия участников |
Вопрос 33. Выбор транспортного средства с учетом логистики
Выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, определяется информацией о характерных особенностях различных его видов. Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его преимуществ — высокая маневренность. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Основными его недостатками являются:
• сравнительно высокая себестоимость перевозок;
• возможность хищения груза и угона автотранспорта;
• сравнительно малая грузоподъемность.
Преимуществами железнодорожного транспорта выступают:
• хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
• возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;
• невысокая себестоимость перевозки.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченную возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.
Основные преимущества морского транспорта — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Кроме того, морской транспорт зависит от погодных и навигационных условий.
Преимуществом речного транспорта являются низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.
К недостаткам внутреннего водного транспорта относят малую скорость доставки, низкую доступность в географическом плане.
Основное преимущество воздушного транспорта — большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.
К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий.
Трубопроводный транспорт обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности на этом виде транспорта высока. Недостатком является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов.
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 5 дается оценка различных видов транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость доставки.
Следует отметить, что данные табл. 5 могут служить лишь для приблизительной оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.
Таблица 5
Оценка различных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Вид транспорта | Факторы, влияющие на выбор вида транспорта | |||||
Время доставки | Частота отправлений | Надежность соблюдения графика | Способность перевозить разные грузы | Способность доставить груз в любую географическую точку | Стоимость перевозки | |
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Вопрос 34. Выбор маршрута транспортировки груза с учетом логистики
Основным методом логистики при определении оптимального маршрута движения груза является анализ полной стоимости. Применение этого метода означает учет всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. При этом предполагается, что в одной области можно повысить затраты, если это приведет к экономии в целом по системе.
Выбор оптимального маршрута доставки производится, как правило, экспедитором грузовладельца при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении. На основании предварительной оценки возможных решений определяются 2-4 конкурентоспособных варианта. По каждому из них собираются исходные данные, а затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант.
Рассмотрим пример определения расходов на перевозку экспортных удобрений в количестве 20 000 т из Невинномысска (поставщик РФ) в китайский порт Далянь (покупатель) при условии, что основную перевозку оплачивает поставщик. В соответствии с этими условиями грузоотправитель должен организовать основную перевозку груза, перевалку в порту или на железнодорожной станции, транспортировку от порта до места назначения. Экспедитор предложил следующие схемы доставки:
1) Невинномысск — Ж/д транспорт — порт Новороссийск — Морской транспорт — порт Далянь.
Расходы при перевозке по железной дороге от Невинномысска до Новороссийска составляют 5,06 долл./т плюс 5,8 долл./т — ставка за погрузо-разгрузочные работы в порту плюс 17,5 долл./т— фрахтовая ставка от порта Новороссийск до порта Далянь. Всего транспортировка составила 28,36 долл./т. Общая сумма = 567 200 долл.
2) Невинномысск — Ж/д транспорт — порт Одесса — Морской транспорт — порт Далянь:
18,42 + 5,1 + 17,5 = 41,02 долл/т.
Общая сумма = 820 400 долл.
3) Железнодорожный вариант от Невинномысска до города Далянь: Общая сумма = 1 130 000 долл.
По цене перевозки оптимальным будет первый вариант, однако экспедитор помимо стоимости оценивает также другие факторы:
• время транспортировки;
• вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути;
• вероятные повреждения груза.
И затем вместе с грузовладельцем отбирается наилучший вариант.
После выбора оптимальной схемы экспедитор выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры.
Вопрос 35. Определение логистических расходов на транспорте
Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта.
Стоимость транспортировки грузов определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф — цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. Фрахт — цена за транспортировку, установленная по согласованию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку (применяется в основном на морском транспорте).
Рассмотрим принципы установления цен на различных видах транспорта.
На железнодорожном транспорте тарифы устанавливаются
централизованно Министерством путей сообщений и публикуются в Прейскуранте № 10-01. Тарифы установлены в зависимости от скорости перевозки: грузовой, большой скоростью и с пассажирскими поездами. Тарифные ставки определяются расстоянием от станции отправления до станции назначения и вида отправки (повагонная, контейнерная, маршрутные отправки). При перевозках внешнеторговых и транзитных грузов может применяться международный транспортный тариф (МТТ).
На морском транспорте при линейных перевозках применяются тарифы, которые дифференцируются в зависимости от рода груза и портов погрузки и выгрузки. При трамповых перевозках цена определяется на конкретный рейс в зависимости от конъюнктуры рынка в виде ставки фрахта. При перевозках между российскими портами (каботаж) используются тарифы, утвержденные Министерством транспорта и опубликованные в Прейскуранте МаП-01. Тарифы состоят из движенческой и стояночной составляющих и зависят от рода груза, расстояния
перевозки и портов захода.
Цены за услуги автомобильных перевозчиков устанавливаются предприятиями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и тарифной схемы. Последняя представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза, типам и маркам подвижного состава.
ТЕМА 9. Логистика запасов
Вопрос 36. Классификация материальных запасов
Запас — форма существования материального потока. Если бы вся логистическая цепь, по которой движется материальный поток, работала как один механический конвейер, время ожидания можно было бы свести к нулю и отказаться от запасов. Однако в реальной жизни такого ожидать не следует.
Материальный поток на пути движения от истока до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Поэтому различают запасы сырья, материалов, готовых изделий и т.д. Все запасы можно подразделить на следующие группы:
• производственные;
• товарные.
Каждый, в свою очередь, по выполняемой функции делится на группы:
• текущие;
• страховые;
• сезонные.
Цель созданияпроизводственных запасов — обеспечение бесперебойности производственного процесса.
Товарные запасы — запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, запасы предприятий оптовой и розничной торговли, а также запасы в пути.
Текущие запасы — основная часть производственных запасов. Такие запасы обеспечивают непрерывность производственного и торгового процессов между очередными поставками.
Страховые запасы предназначены для обеспечения материальными и товарными ресурсами в случае непредвиденных обстоятельств:
• отклонение в периодичности и величине поставок;
• непредвиденное возрастание спроса.
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства (сельскохозяйственная продукция).
Классификация различных количественных уровней запасов во времени приведена на рис. 19.
Максимально желательный запас — это уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе. Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени
Объем запаса
Время
Рис. 19. Дифференциация запасов в зависимости от промежутка времени, прошедшего после очередного пополнения запаса
заказа следующих партий. Текущий запас в любой момент времени может совпадать с максимальным запасом, торговым уровнем и гарантийным (страховым) запасом.
Вопрос 37. Система управления запасами с фиксированным размером заказа и фиксированным периодом времени между заказами
Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения производства. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
• учет текущего уровня запаса на складах;
• определение размера гарантийного (страхового) запаса;
• расчет размера заказа;
• определение интервала времени между заказами.
Существуют две основные модели системы управления запасами:
• модель с фиксированным объемом заказа (Q-модель);
• модель с фиксированным периодом между заказами (Р-модель).