Тема: тяговый расчет автомобильного транспорта
Цель занятия:Произвести тяговый расчет автомобильного транспорта при транспортировке грузов, определить производительность и сменный пробег автомобиля.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Определить возможную силу тяги автосамосвала по условию сцепления с дорогой на каждом участке.
2. Определить скорость движения груженного и порожнего автомобиля на каждом участке пути.
3. Определить продолжительность движения автомобиля на каждом участке пути в оба конца.
4. Подсчитать время загрузки автомобиля.
5. Подсчитать длительность рейса автомобиля, учитывая время на разгрузку и загрузку.
6. Определить сменную производительность и сменный пробег машины.
Данные для расчета приведены в табл. 2.1 – 2.3.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА
1. Считая постоянной скорость движения определяем возможную силу тяги автомобиля по условию сцепления с дорогой на каждом участке пути (рис. 2.1) по формуле:
Н, (2.1)
где jк – коэффициент сцепления шин с дорогой на к - том участке пути (табл. 2.3).
Gсц – сила сцепления веса автомобиля, Н (табл.2.2).
Должно выполняться условие
Н, (2.2)
где Gэ – сила веса груженного автомобиля, эксплуатационная, Н (табл.2.2).
fк – удельное сопротивление движению на к - том участке пути (табл. 2.3).
iк - уклон к – того участка пути (табл. 2.1).
Рисунок 2.1 - Схема трассы движения автомобиля
2. Рассчитываем динамический фактор груженного Д и порожнего Д0 автомобиля для каждого участка по формулам
(2.3)
Пользуясь значениями динамического фактора выбираем по динамической характеристике (рис. 2.2) скорость движения груженного и порожнего автомобиля. При определении скорости порожнего автомобиля пользуемся шкалой: Д0-V, груженного автомобиля шкалой Д-V.
В случае отрицательного значения динамического фактора рассчитываем скорость движения на участке по формуле (2.4), задаваясь величиной Sт тормозного пути. Для условий строительной площадки можно принимать Sт =5 м.
м/с (2.4)
3. Определяем продолжительность движения на каждом участке трассы
с с с, (2.5)
где l1, l2, l3 – длины участков трассы, м (табл. 2.1);
- скорости движения груженого автомобиля на каждом участке пути, м/с;
- скорости движения порожнего автомобиля на тех же участках, м/с;
0,9 – коэффициент, учитывающий затраты времени на ускорение и замедление движения.
а – МАЗ-503А; б – КраЗ-256Б; в – БелАЗ-540
Рисунок 2.2 - Динамические характеристики автосамосвалов
Вычисляем продолжительность загрузки автомобиля
, c, (2.6)
где tц – рабочий цикл экскаватора, с (табл. 2.2);
n – количество ковшей вмещающихся в кузов автомобиля, (табл. 2.2).
Необходимо проверить условие грузоподъемности автомобиля
, кг (2.7)
где Qгр – грузоподъемность автомобиля, кг (табл. 2.2);
Vков – емкость ковша экскаватора, м3 (табл. 2.2);
r - насыпная плотность грунта, кг/м3 (табл. 1.5);
Q – масса груза, кг.
Если условие (2.7) не выполняется, необходимо уменьшить количество ковшей грунта, засыпаемых в кузов автомобиля и уточнить время загрузки.
Рисунок 2.3 - Схема сил, действующих на автомобиль
4. Подсчитываем длительность рейса автомобиля, учитывая время на загрузку и разгрузку
, с, (2.8)
где tразгр – длительность разгрузки автомобиля с учетом маневров, с (табл. 2.2).
5. Определить сменную производительность автомобиля
, (2.9)
и сменный пробег автомобиля
, км, (2.10)
где Т – количество часов в смену, 8,2 часа;
kв – коэффициент использования сменного времени равный 0,85-0,9.
Таблица 2.1 – Исходные данные к расчету
№ варианта | Длина участка, м(см. рис. 2.1) | Уклон участка | ||||
l1 | l2 | l3 | i1 | i2 | i3 | |
0,02 | 0,06 | 0,045 | ||||
0,03 | 0,08 | 0,035 | ||||
0,04 | 0,12 | 0,025 | ||||
0,025 | 0,05 | 0,04 | ||||
0,035 | 0,07 | 0,03 | ||||
0,045 | 0,10 | 0,02 | ||||
0,02 | 0,06 | 0,045 | ||||
0,025 | 0,08 | 0,035 | ||||
0,03 | 0,1 | 0,025 | ||||
0,04 | 0,12 | 0,04 | ||||
0,02 | 0,06 | 0,05 | ||||
0,03 | 0,05 | 0,04 | ||||
0,04 | 0,065 | 0,01 | ||||
0,02 | 0,06 | 0,045 | ||||
0,03 | 0,08 | 0,035 | ||||
0,04 | 0,12 | 0,025 | ||||
0,05 | 0,04 | 0,02 | ||||
0,035 | 0,07 | 0,04 | ||||
0,035 | 0,07 | 0,04 | ||||
0,045 | 0,07 | 0,02 | ||||
0,02 | 0,06 | 0,045 | ||||
0,03 | 0,08 | 0,065 | ||||
0,04 | 0,12 | 0,02 | ||||
0,025 | 0,05 | 0,04 | ||||
0,035 | 0,07 | 0,03 | ||||
0,045 | 0,1 | 0,02 | ||||
0,04 | 0,12 | 0,035 | ||||
0,05 | 0,07 | 0,02 | ||||
0,025 | 0,06 | 0,04 | ||||
0,035 | 0,07 | 0,03 |
Таблица 2.2 – Технические характеристики автомобилей
Показатели | Марка автомобиля | ||
МАЗ-503А | КрАЗ-256В | БелАЗ-540 | |
Вариант | 1 -10 | 11-20 | 21-30 |
Грузоподъемность Qгр, кг | |||
Сила веса груженного автомобиля, Gэ, Н | |||
Сила сцепного веса автомобиля, Gсц, Н | |||
Емкость ковша экскаватора, Vк, м3 | 0,5 | 1,0 | 4,6 |
Количество ковшей грунта, n вмещающихся в кузов | |||
Продолжительность рабочего цикла экскаватора tц, с | |||
Продолжительность разгрузки c маневрированием tразгр., с |
Таблица 2.3 – Значения коэффициентов удельного сопротивления движению f и сцепления j автомобилей
№ вариантов | Характер дороги | f | j |
1, 2, 3, 4, 5 | На первом участке асфальтированное шоссе На втором участке сухая грунтовая дорога На третьем участке песок | 0,015 0,05 0,2 | 0,65 0,6 0,7 |
6, 7, 8, 9, 0 | На первом участке гравийно-щебеночная дорога На втором участке грунтовая дорога после дождя На третьем участке степная укатанная дорога | 0,025 0,1 0,035 | 0,6 0,4 0,35 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: РАСЧЕТ ЛЕБЕДКИ
Цель занятия:По заданной схеме полиспаста подобрать электродвигатель и определить передаточное отношение редуктора.
Данные для расчета приведены в таблицах 4.1-4.2.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Определить общий коэффициент полезного действия блоков.
2. Определить усилие в канате и подобрать канат.
3. Определить основные размеры барабана лебедки.
4. Вычислить потребляемую мощность электродвигателем.
5. Вычислить общее передаточное число редуктора и лебедки.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА
1. По заданной схеме запасовки каната (рис. 4.1) определим общий коэффициент полезного действия блоков полиспаста
, (4.1)
где hбл – коэффициент полезного действия одного блока, hбл = 0,96¸0,99;
n – количество блоков.
2. Определяем растягивающее усилие и подбираем канат. Усилие, растягивающее канат, зависит от массы поднимаемого груза и схемы запасовки полиспаста
, Н (4.2)
где Qгр – сила веса груза, Н (табл. 4.1);
q – сила веса грузовой площадки, Н (табл. 4.1);
in – кратность полиспаста - определяют как отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз, к числу ветвей каната, наматываемых на барабан.
Разрывное усилие в канате определяем по формуле
, Н, (4.3)
где k – коэффициент запаса прочности.
По нормам Госгортехнадзора запас прочности канатов строительных подъемников с машинным приводом должен быть в пределах 5¸6,5.
Требуемый диаметр каната dк и другие его данные выбираем по ГОСТ 3070-74 на основании расчетного разрывного усилия (табл. 4.2).
3. Определяем основные размеры барабана лебедки (рис. 4.2).
Предварительно определяем длину каната навиваемого на барабан
, м, (4.4)
где Н – высота подъема груза, м (табл. 4.1);
l0 – расстояние от отводного блока до лебедки, м (табл. 4.1);
b – число запасных витков на барабане (обычно принимается 2-3 витка);
Dб – диаметр барабана, м; Dб = (16¸20) dк.
1 – блок; 2 – барабан лебедки; 3 – грузовая площадка; 4 - груз
Рисунок 4.1 - Схема запасовки каната в полиспастах
Вычисляем длину барабана по формуле
, м, (4.5)
где dк – диаметр каната, м;
m – число слоев навивки каната на барабане. Число m подбирается путем расчета так, чтобы выполнялось условие . Первоначально задаемся m = 2.
4. Вычисляем потребляемую мощность электродвигателя
, кВт, (4.6)
где hлеб - к.п.д. лебедки; hлеб = 0,8;
Vк – скорость движения каната.
м/с, (4.7)
где Vгр – скорость подъема груза, м/с (табл. 4.1).
По вычисленной мощности подбираем из табл. 3.10 тип электродвигателя
5. Вычисляем передаточное число редуктора лебедки
(4.8)
где nдв – частота вращения вала электродвигателя, об/мин (табл. 3.10);
nб – частота вращения барабана лебедки.
об/мин (4.9)
Рисунок 4.2 - Схема барабана лебедки
Таблица 4.1 – Исходные данные для расчета
№ ва-рианта | Сила веса груза Qгр, Н | Сила веса грузовой площадки q, Н | Высота подъема груза Н, м | Расстояние от приводного блока до лебедки l0, м | Скорость подъема груза Vгр, м/с |
1,95 | |||||
1,90 | |||||
1,85 | |||||
1,80 | |||||
1,75 | |||||
1,70 | |||||
1,65 | |||||
1,60 | |||||
1,55 | |||||
1,50 | |||||
1,45 | |||||
1,40 | |||||
1,35 | |||||
1,30 | |||||
1,25 | |||||
1,20 | |||||
1,15 | |||||
1,10 | |||||
1,05 | |||||
1,00 | |||||
0,95 | |||||
0,90 | |||||
0,85 | |||||
0,80 | |||||
0,75 | |||||
0,70 | |||||
0,65 | |||||
0,60 | |||||
0,55 | |||||
0,50 |
Таблица 4.2 – Характеристики стальных канатов по ГОСТ 3070-74
Диаметр каната dк, мм | Маркировочная группа по временному сопротивлению, разрыву, Н/мм2 | ||||
1400 (I гр) | 1600 (II гр) | 1800 (III гр) | 2000 (IV гр) | 2200 (V гр) | |
Расчетное разрывное усилие каната в целом, Н, не менее | |||||
5,5 | - | ||||
5,8 | - | ||||
6,5 | - | ||||
8,1 | - | - | |||
9,7 | - | - | |||
13,0 | - | ||||
14,5 | - | ||||
16,0 | - | ||||
17,5 | - | ||||
19,5 | - | ||||
21,0 | - | ||||
22,5 | - | ||||
24,0 | - | ||||
25,5 | - | ||||
27,0 | - |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4