Тема 2. «тяговый расчет горной

ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ»

2.1. Основные расчетные зависимости

Тяговый расчет гусеничной машины посвящен определению затрат мощности, необходимой для передвижения машины при заданной скорости, и проверке условий возможности передвижения. Расчет выполняется при движении машины по прямой и при совершении статического поворота.

Мощность для движения машины по прямой

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.1)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - суммарное тяговое усилие обеих гусеничных лент (окружное

усилие на ведущих звездочках);

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - кинематическая скорость движения;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент полезного действия передач от двигателя к

ведущим звездочкам гусеничного хода.

Тяговое усилие гусеничных цепей уравновешивает силы сопротивления движению:

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru ,

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - сила сопротивления деформированию несущего основания;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - сила сопротивления движению опорных катков гусеничного

хода по гусеничным цепям;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - сила сопротивления движению прицепной машины;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - сила сопротивления от составляющей силы тяжести при
движении машины в гору;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - сила сопротивления движению, обусловленная силами инерции
при разгоне (трогании с места) агрегата.

Составляющие суммарного тягового усилия вычисляются по формулам:

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.2)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент сопротивления мятию грунта;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - размеры опорной площади гусениц;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - давление под левой и правой гусеницами;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - среднее давление машины на опорное основание.

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.3)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент сопротивления движению опорных катков по

гусеничным цепям.

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.4)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - крюковое усилие (усилие в сцепке).

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.5)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - масса тягача;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - ускорение силы тяжести;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - угол наклона опорной поверхности (угол продольного крена).

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.6)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент, учитывающий затраты мощности на разгон

вращающихся масс трансмиссии;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - действительная скорость передвижения;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - время разгона машины;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент буксования.

Коэффициент тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru можно принимать равным 1,1, а время разгона тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru составляет 6-12 с.

Условия возможности передвижения по прямой заключаются в выполнении соотношений:

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.7)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент трения между гусеничными цепями и грунтом;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - часть коэффициента сопротивления мятию, соответствующая

силам сопротивления мятию, дающим внешнюю составляющую.

Первое соотношение (2.7) выражает условие достаточности мощности двигателя, а второе – достаточности сцепления гусениц с грунтом. Физический смысл первого условия очевиден. Для выяснения физического смысла второго условия рассмотрим силы, действующие на гусеничную цепь при движении по прямой.

 
  тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

На рис. 2.1 показаны силы, действующие на обе гусеничные ленты. Из схемы видно, что часть сил сопротивления проявляется как внешние силы, т.е. действуют на гусеничную машину в целом, а другая часть – обусловлена сопротивлением движению в самом гусеничном движителе (сила тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

Рис. 2.1. Схема сил, действующих на гусеничные цепи

 
  тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

К внутренним силам относится также часть силы сопротивления деформирования грунта, соответствующая горизонтальным составляющим сил сопротивления мятию. Поясним это, рассмотрев деформацию грунта между двумя соседними опорными катками (рис. 2.2).

Рис. 2.2. К выяснению физического смысла коэффициентов тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

Напряжение тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru сопротивления деформированию несущего основания для пассивного гусеничного хода направлено нормально к поверхности гусеничной цепи. Разложим это напряжение на составляющие по осям тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и просуммируем их по всей опорной поверхности. Заменяя суммы интегралами и учитывая равновесие самохода в вертикальной плоскости, получим

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

Кроме того, учитывая направление составляющих тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru можно записать (рис. 2.2)

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

Поэтому часть силы сопротивления мятию грунта, обусловленная составляющими тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru напряжений сопротивления деформированию является внутренней силой и учитывается коэффициентом тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

В связи с этим возможность передвижения машины сцеплению с грунтом ограничена силами сопротивления, стоящими в правой части второго соотношения (2.7).

При проведении тягового расчета гусеничной машины на повороте определяются радиус и угловая скорость поворота, тяговые усилия гусеничных лент и мощность, необходимая для совершения поворота, а также проверяются условия возможности его выполнения. Решение этих задач требует нахождения положения центров вращения опорных ветвей гусеничных цепей [2], которое в системе координат, связанной с машиной, определяется их смещениями тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru относительно геометрических центров опорных площадей гусениц (рис. 2.3).

Для определения радиуса и угловой скорости поворота машины рассмотрим ее движение как сложное, состоящее из переносного и относительного. За переносное движение примем движение опорных ветвей относительно поверхности грунта, а за относительное – движение корпуса относительно опорных ветвей. На основании теоремы о сложении скоростей в сложном движении запишем

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.8)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - абсолютная скорость;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - переносная (скорость скольжения цепей по залежи);

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - относительная.

В точках тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - центрах вращения опорных ветвей гусеничных лент – переносная скорость равна нулю. Поэтому для точек корпуса машины, совпадающих с точками тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , выражение (2.8) примет вид

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

 
  тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

Рис. 2.3. Положение центров вращения опорных ветвей гусениц

и кинематика поворота

Относительные скорости тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru корпуса равны скоростям перематывания гусеничных лент тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , а их направление совпадает с осью тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru . Таким образом, зная скорости тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru перематывания гусеничных цепей и смещения тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru центров вращения их опорных ветвей мы знаем скорости двух точек корпуса машины. Так как движение корпуса можно считать плоскопараллельным, то это позволяет определить радиус и угловую скорость поворота

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.9)

 
  тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

Смещения центров вращения определяются из уравнений равновесия гусеничного хода на повороте, которые (рис. 2.4) имеют вид:

Рис. 2.4. К составлению уравнений равновесия

гусеничного хода при повороте

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.10)

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

При составлении уравнений (2.10) внешние силы приведены к началу координат и выражены составляющими тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru главного вектора и главным моментом тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru . Распределенные силы трения опорных ветвей гусениц о поверхность грунта приведены к центрам середин опорных площадей гусеничных лент, т.е. заменены сосредоточенными.

Вследствие нелинейности уравнений (2.10) точные значения смещений тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru найти можно только в некоторых частных случаях [2]. Поэтому для их нахождения обычно пользуются приближенными способами. При сравнительно небольших значениях силы тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и момента тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru смещения тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru можно определить по формулам:

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.11)

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.12)

Более удобно и правильно вычислять тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru по специальной программе, имеющейся в составе ПО кафедры «Горные машины» и реализующей метод скорейшего спуска решения систем нелинейных уравнений.

Исходные данные для работы программы, включающие конструктивные параметры тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , внешние сдвигающие нагрузки тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru давления под гусеницами тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , коэффициент трения между гусеницами и грунтом тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru вводятся по запросу программы с клавиатуры. После определения тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru целесообразно произвести проверку решения, для чего полученные значения необходимо подставить в уравнения (2.10).

Внешние нагрузки тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и давления тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru под гусеницами при движении гусеничного хода по горизонтальной плоскости вычисляются (рис. 2.5) с учетом крюковой нагрузки по формулам:

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.13)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - расстояние от центра опорной площади до сцепки;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - угол между осью тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и направлением действия крюкового усилия;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - высота сцепки.

       
  тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru
 
    тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

Рис. 2.5. Схема для определения внешних нагрузок и давлений

под гусеницами

Тяговые усилия гусеничных лент при повороте (рис. 2.6):

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.14)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - продольные составляющие сил трения между гусеницами
и грунтом;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - арифметические суммы боковых сил, действующих на
гусеничные цепи;

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - коэффициент сопротивления движению опорных катков
по гусеничным цепям за счет действия боковых сил
(учитывают потери на трение между боковыми
поверхностями катков и направляющими гусеничных
цепей).

 
  тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

Рис. 2.6. К определению тяговых усилий гусеничных цепей при повороте:

а – забегающая гусеница; б – отстающая гусеница.

Продольные составляющие сил трения гусениц о грунт и арифметические суммы боковых сил вычисляются по приближенным формулам:

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.15)

При положительном значении смещения тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru сила тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru отрицательна. Вследствие этого тяговое усилие отстающей гусеницы также может быть отрицательным. Физически это означает, что отстающая гусеница будет перематываться за счет сил трения, действующих на нее со стороны грунта. В этом случае для выполнения крутых поворотов отстающую гусеницу нужно тормозить.

Мощность, необходимая для выполнения поворота, вычисляется в зависимости от знака тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru . Если тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru >0, то мощность определяется по формуле

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru . (2.16)

Если тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru <0, то

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , (2.17)

так как в этом случае отстающая гусеница тормозится и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

Для обеспечения возможности совершения поворота необходимо как и при прямолинейном движении выполнение двух условий. Первое из них выражает достаточность мощности двигателя и заключается в соблюдении соотношений

при положительном значении тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.18)

и при отрицательном значении тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.19)

Второе условие заключается в достаточности сцепления гусениц с грунтом. Это значит, что продольные составляющие сил трения между гусеницей и грунтом должны быть меньше предельных сил трения. С количественной точки зрения, второе условие характеризуется коэффициентом запаса сцепления, под которым понимается отношение предельной силы трения к ее продольной составляющей. Этот коэффициент вычисляется для обеих гусениц

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru (2.20)

где тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru - предельные значения сил трения.

Для обеспечения поворота необходимо, чтобы тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru .

В противном случае наступает полное буксование гусениц и движение прекращается. В том случае, когда тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru необходимо знать тормозное усилие, которое нужно приложить к отстающей гусеничной цепи для ее остановки. Это усилие не должно быть меньшим, чем модуль тягового усилия, т.е.

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru . (2.21)

2.2. Порядок выполнения расчета

Расчет выполняется в два этапа. Сначала проводится тяговый расчет при движении по прямой. При этом расчете определяется среднее давление машины на грунт

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru

и по формулам (2.2-2.6) на основании исходных данных (см. приложение 2) вычисляются силы сопротивления передвижению и суммарное тяговое усилие гусеничных цепей. После этого определяется мощность на передвижение (формула 2.1). Применяя формулу (2.1), следует помнить, что единицей измерения суммарного тягового усилия и его составляющих служит «Н», а результат вычисления благодаря переводному коэффициенту «1000» получается в «кВт». Так как в исходных данных к заданию мощность двигателя не установлена, то проверка возможности передвижения производится только по второму соотношению (2.1).

Тяговый расчет машины при движении на повороте осуществляется в следующей последовательности:

- по формулам (2.13) вычисляются внешние сдвигающие нагрузки тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и давления тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru под левой и правой гусеницами;

- определяются смещения тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru центров вращения опорных ветвей гусеничных цепей (формулы 2.12) (более надежные результаты получаются при использовании программы, имеющейся в каталоге ПО кафедры);

- согласно выражений (2.15) находятся значения продольных составляющих тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru сил трения и арифметические суммы боковых сил тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru и тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru , действующих на гусеницы;

- по формулам (2.14) определяются тяговые усилия тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru гусеничных цепей.

Дальнейший порядок расчета определяется знаком тягового усилия на отстающей гусенице. Если тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru >0, то радиус и угловая скорость поворота вычисляются по формулам (2.9), а мощность – по формуле (2.16). После этого для проверки возможности совершения поворота определяют коэффициенты запаса сцепления гусениц (формулы 2.20) и на этом расчет заканчивается.

Если тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru <0, то радиус и угловую скорость поворота находят по формулам

тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru ; тема 2. «тяговый расчет горной - student2.ru ,

мощность – по формуле (2.17) и заканчивают расчет определением коэффициентов запаса сцепления и тормозного усилия гусеничной цепи отстающей гусеницы.

Как при выполнении тягового расчета при движении по прямой проверка на достаточность мощности двигателя для совершения поворота не проводится. При использовании ПЭВМ для выполнения расчета смещения центров вращения опорных ветвей гусеничных лент определяются при помощи программы, реализующей метод скорейшего спуска для решения систем нелинейных уравнений. При этом исходные данные для работы программы готовятся вручную. Также вручную расчет заканчивается, т.е. после нахождения смещений центров вращения на ПЭВМ последующие величины определяются вручную.

Приложение 1

Наши рекомендации