Слушатели авторского класса компании «Трансойл» ознакомились с работой Лужского узла
Студенты Петербургского государственного университета путей сообщения – слушатели авторского класса «Трансойла» побывали на Лужском узле. Там они увидели совместную работу портовиков, железнодорожников и оператора как единой команды.
В порт Усть-Луга, крупнейший на Северо-Западе страны, груз доставляется со всей России. Причём 80% объёма – по железной дороге. Ежесуточно 1,2 тыс. из 3 тыс. вагонов с грузами привозит сюда «Трансойл», в частности на терминал АО «Усть-Луга Ойл».
Это наш основной получатель, везём тёмные и светлые нефтепродукты. Основной объём поступает с завода в Киришах. Но налив также идёт со станций Лембей, Яничкино, Новая Еловка, Ачинск, Комбинатская. Тут стык взаимодействия между «Трансойлом», РЖД и терминалом. Чем эффективнее работает каждое из звеньев, тем эффективнее общий процесс доставки грузов», – говорит специалист Департамента логистики и планирования «Трансойла» Юрий Веселов.
Каждую минуту в порту выгружается два вагона. Что эффективность здесь измеряется минутами, ребята убеждаются ещё на подходе к терминалу. Переезд перед ним преграждает длинный состав с цистернами. Когда он уходит, инженер по организации производства Владимир Корженко объясняет, почему стояли на переезде: «Здесь две горловины, нечётная и чётная. С нечётной стороны состав прибыл, а с чётной ещё не убыл. Ждали, пока состав уберут с эстакад. Тепловоз на пять минут замешкается, остальные стоят и ждут».
У терминала четыре эстакады, способные выгружать единовременно 526 вагонов. Есть свои ёмкости для хранения грузов. Несмотря на колоссальное развитие, здесь хорошо понимают, что значит работать в рамках единого технологического процесса и как выстроить эффективную логистическую цепочку доставки грузов.
«На самом деле цепочка от места добычи нефти до терминала очень короткая, – объясняет студентам Владимир Корженко. – Это добыча, завод, колёса и мы. Затык в любом из звеньев приведёт к последствиям. На терминале заполнились ёмкости, поезда встали, потому что выгружать некуда, заводу грузить тоже некуда, потому что нет порожних составов, и так вплоть до остановки работы завода. У нас была ситуация, когда забастовка докеров в порту Роттердама на одни сутки привела к отставлению от движения 22 поездов на подходах к Усть-Луге. Налив, который шёл в адрес порта Роттердама, оставался в Усть-Луге, ёмкости на терминале переполнились, вот поезда и встали. А своевременный подвод поездов важен: один задержавшийся может остановить всю логистическую цепочку, которая должна работать равномерно. Это выгодно всем участникам перевозочного процесса. «Трансойл», как специализированный оператор, это чётко понимает».
Ребята впитывают информацию, как губка, внимательно изучают эстакады и танкеры, работу дежурных, отвечающих за координацию технологических процессов на терминале.
Студент Вадим Печкуров признаётся, что авторский класс даёт ему многое. «Мы как раз проходим таможенное дело, доставку опасных грузов, – говорит он. – Сейчас мы приехали на предприятие, где с этим работают. Увидели, как на деле всё происходит, как работают люди. Это интересно и даёт понимание в отношении своего будущего».
Не меньший интерес у студентов вызывает работа станции Лужская – крупнейшей в Европе. За протяжённость в 22 км и близость к порту с его ветрами среди железнодорожников станция получила название «аэродинамическая труба». В неё, впрочем, вложены новейшие технологии и техника. Особенность Лужской в том, что здесь предусмотрен полностью автоматизированный роспуск вагонов, в том числе с опасными грузами второго класса, а также управление стрелками, замедлителями и осаживателями. Это происходит на посту ГАЦ (горочной автоматизированной централизации).
Преподаватели университета очень много рассказывают о порте Усть-Луга и станции. Слышала, что это современная станция, где внедряются новые технологии. Всегда хотелось здесь побывать. Рада, что мы приехали сюда в рамках авторского класса. Сейчас нам как раз преподают материал по работе сортировочных горок. Её мы здесь и увидели, закрепили теорию практикой», – говорит студентка Ирина Левченко.
На встрече с ребятами начальник станции Валерий Баккал тоже останавливается на вопросе взаимодействия терминалов, станции и оператора. Говорит, что это главное для успешной работы всего узла. А ещё даёт студентам совет: «Изучайте грузовую работу. Движенец, который не знает грузовой работы, стоит на одной ноге. Передвижение вагонов – это не только физическое перемещение, а ещё обеспечение документацией. Есть и финансовый аспект – сколько стоит проворот колеса, а также оценка рисков. В «Трансойле» всё это отлично понимают».
Может быть, поэтому для студентов авторского класса нет понятия несущественной информации. На участке технического осмотра и ремонта вагонов и в цехе ремонта колёсных пар они задают вопросы. Например, сколько весит корпус буксы колёсной пары, какие бывают основные неисправности колёсных пар, из чего состоит технологическая цепочка ремонта. Им это важно знать так же, как представлять цепочку доставки грузов.
«Самое интересное в поездке было расспрашивать людей, которые уже работают и у которых есть опыт. Это нужно, чтобы понять, как они мыслят. Это даёт понимание, какую информацию искать, где делать в учёбе акцент», – делится студент Илья Меркушев.
На обратном пути ребята активно обсуждают летнюю практику. Говорят, что хочется поработать уже сейчас, чтобы быть готовыми к будущей деятельности в компании.
Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург
Справка «Гудка»
Дополнительная образовательная программа «Работа операторских компаний в рыночных условиях» разработана для студентов очной формы обучения сверх основной образовательной программы подготовки специалистов, предусмотренной соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
В первый набор слушателей программы отобрано 15 студентов ПГУПСа из 118 подавших заявки на обучение.
Каждому из них гарантирована стипендия, а также возможность трудоустройства в случае успешного прохождения обучения по программе. Состав слушателей представлен студентами факультетов «Управление перевозками и логистика», «Транспортные и энергетические системы», «Экономика и менеджмент».
Учебный план программы ориентирован на корпоративные стандарты «Трансойла» и состоит из 12 модулей, включающих классические управленческие и специализированные железнодорожные дисциплины. Программа рассчитана на 1,5 года обучения (3 семестра) и предполагает прохождение практики в компании. После окончания третьего семестра обучения слушатели программы защищают диплом по одной из рекомендованных компанией тем.
Выпуск № 82 (26221) 23.05.2017
1 полоса | Развитие
Колея меняет экономику