Диагностика неисправностей освещения и световой сигнализации ВАЗ
Таблица 2.2.1 - Диагностика неисправностей
Тип неисправности | Причина неисправности | Способ устранения |
Не горят лампы фар, фонарей | Перегорела нить лампы | Замените лампу |
Плохой контакт в патроне лампы | Зачистите поверхности, обожмите патрон | |
Перегорел предохранитель | Проверьте защищаемую перегоревшим предохранителем цепь на отсутствие замыкания на "массу", замените предохранитель | |
Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники | Обожмите клеммы, замените неисправные провода | |
Окислены контакты реле, перегорели их обмотки, неисправны выключатели | Замените реле, выключатели, обожмите клеммы, зачистите контакты | |
Контрольная лампа указателей поворота мигает с удвоенной частотой | Перегорела одна из нитей ламп указателей поворота | Замените перегоревшую лампу |
Неисправно реле указателей поворота и аварийной сигнализации | Замените неисправное реле | |
Рычаг переключателя указателей поворота не возвращается в исходное положение, не фиксируются рычаги подрулевого переключателя | Сломаны фиксаторы, потеряны пружинки | Замените неисправный переключатель |
Запотел рассеиватель блок-фары | Между корпусом и рассеивателем проникает вода, трещины в рассеивателе | Промажьте щели герметиком, замените треснутый рассеиватель или блок-фару |
Вода попала со стороны моторного отсека | Вынув лампу, промокательной бумагой удалите воду. При мойке отсека под давлением закрывайте фары | |
Не включается свет заднего хода (см. "Не горят лампы фар, фонарей") | Неисправен выключатель заднего хода (на коробке передач) | Замените выключатель |
Не работает аварийная сигнализация (см. "Не горят лампы фар. фонарей") | Неисправно реле аварийной сигнализации | Замените неисправное реле |
Тип, причина и способ устранения неисправностей (таблица 2.2.1).
Как правило, неисправности системы освещения и световой сигнализации возникают из-за износа ламп или нарушения контактов в электрической цепи. Из-за обрыва провода в электрической цепи может не работать вся система освещения или могут не гореть отдельные лампы, перегорать нити накала или ослабляться их свечение.
Проводку и электроприборы от сгорания в случае короткого замыкания защищают предохранители. Заменять перегоревший предохранитель следует только после того, как будет выявлена причина короткого замыкания.
Способы обнаружения и устранения неисправностей во всех цепях освещения и световой сигнализации аналогичны. Причину отсутствия света в отдельных лампах определяют при помощи переносной контрольной лампы по схемам электрооборудования. Они представлены в руководстве по эксплуатации. Обычно эта неисправность бывает вызвана перегоранием нити лампы, плохим контактом в патроне, ненадежным; соединением проводов в переключателях, соединительных проводах.
Способы и последовательность действий по выявлению неисправностей.
Если не горит фара, то причиной этого, как правило, является выход из строя лампы. Для того, чтобы в этом убедиться, вначале необходимо снять стекло фары, вынуть лампу и проверить, не перегорела ли ее нить. Для полной уверенности нужно включить проверяемую лампу последовательно в цепь контрольной переносной лампы, которую подключают одним проводом к аккумулятору, а другим к «массе» автомобиля. Если проверяемая лампа исправна, тогда проверяем поступает ли ток к центральному контакту патрона. Дотрагиваемся до него концом провода контрольной лампы переноски. Если лампа не горит, переносим провод к клемме переходной колодки. Лампа загорелась, значит, обрыв в проводе, соединяющем центральный контакт патрона лампы, которую проверяют, и переходную колодку. В этом случае заменяют провод.
Если фара или подфарник светит тускло, следует проверить надежность контакта в цепи, очистить и подтянуть соединения, крепления лампы, определить, не загрязнены ли рассеиватели и отражатели, не попала ли вода в полость фары, не покрылась ли стеклянная колба лампы темным налетом. После осмотра и выявления причины неисправность удаляют.
Если свет фар или подфарников слабый при неработающем или работающем на малой частоте вращения коленчатого вала двигателе, то причиной может быть разрядка аккумуляторной батареи. Для устранения неисправности нужно зарядить аккумулятор. Так же причиной может служить плохой контакт или же окисление на контакте.
При отсутствии света в фарах или подфарниках причиной может быть перегорание предохранителей или неисправность переключателя света. Следует заменить неисправные переключатель и предохранители.
Неисправность стоп-сигналов обнаруживают нажатием на тормозную педаль. Если во время торможения света в стоп-сигнале нет, а остальные потребители действуют нормально, то причиной неисправности стоп-сигнала может быть нарушение соединения проводов с выключателем или неисправность выключателя. В этом случае необходимо очистить от пыли и грязи поверхность выключателя стоп-сигнала, проверить крепление проводов к зажимам и крепление самого выключателя. Если необходимо, следует заменить неисправный выключатель, обжать наконечники проводов, идущих к выключателю стоп-сигнала.
Стоп-сигналы не включаются при нажатии на педаль тормоза, и при этом не работают все приборы щитка. Возможно, перегорел предохранитель. Причина устраняется заменой предохранителя. В случае, когда при включении освещения приборов не горят лампы, причин неисправности могут быть две: либо вышел из строя выключатель освещения, либо перегорели лампы. Для проверки выключатель необходимо вынуть из гнезда в панели приборов и при включенных габаритных огнях соединить между собой клеммы выключателя. Если свет появится, значит, неисправен выключатель. Его нужно заменить. Если перегорела лампа, заменяют ее, вынув щиток приборов из панели.
Проверка указателей поворотов.
Если при включении сигнала поворота лампы фонарей не горят и не работают контрольно-измерительные приборы, то причиной неисправности может быть выход из строя предохранителей. Перегоревшие предохранители заменяют.
Если при включении сигнала поворотов указатели поворотов не мигают, а горят непрерывно, то причиной неисправности является повреждение реле-прерывателя. При измененной частоте мигания контрольной лампы при работающих указателях поворота причиной может быть перегорание лампы в одном из фонарей либо повреждения электрической цепи реле-прерывателя, расположенного за щитком приборов.
Проверка исправности цепи системы освещения и сигнализации.
Схема проверки (рисунок 2.2.6).
Рисунок 2.2.6 Схема проверки исправности цепи.
1 - блок-фары; 2 - монтажный блок; 3 - замок зажигания; 4 - переключатель наружного освещения; 5 - задние фонари; 6 - переключатель света фар; 7 - предохранитель цепи заднего противотуманного света; 8 - выключатель заднего противотуманного света; 9 - комбинация приборов с контрольными лампами дальнего света фар (справа) и заднего противотуманного света (слева); К5 - реле включения дальнего света фар; К11 - реле включения ближнего света фар.
1 метод проверки:
А1 – место проверки исправного состояния электропроводов от АКБ до монтажного блока;
м1 – место проверки целостность проводки в монтажном блоке;
з1 – место проверки целостность электропровода от монтажного блока до замка зажигания;
з2 – место проверки замка зажигания. При ключ зажигание должен быть повернут до положения 1, момент когда функционирует система зажигания автомобиля;
п1 – место проверки целостности электропровода от замка зажигания до переключателя наружного освещения;
п2 – место проверки переключателя наружного освещения. Переключатель должен находится в положения «вкл»;
п5 – место проверки целостности электропроводки от переключателя наружного освещения до переключателя света фар
п4 – место проверки исправной работы переключателя для ближнего света. В данном случае переключатель должен быть в положение «вкл. ближний свет фар»
м5 – проверка целостности электропровода от переключателя света фар до монтажного блока.
б1 и б2 – места проверки исправности монтажного блока и реле ближнего света фар.
б3 и б4 – места проверки исправности электропроводов от монтажного блока до правой и левой блок-фар
п4 – проверка исправной работы переключателя света фар для дальнего света. В данном случае переключатель должен быть в положение «вкл. дальний свет фар».
м4 – проверка исправности электропровода от переключателя света фар до монтажного блока.
д1 и д2 – проверка исправности монтажного блока и реле дальнего света фар.
д3 и д4 – проверка исправности электропроводов для дальнего света фар от монтажного блока до правой и левой блок-фар.
если лампы в блок-блок фарах не горят, то для этого есть места проверки в1 и в2, а так же ф3 и ф4 для задних противотуманных фонарей.
п6 – место проверки целостность электропровода от переключателя наружного освещения до предохранителя цепи заднего противотуманного света.
п7 – место проверки исправного состояния предохранителя цепи заднего противотуманного света.
п8 – место проверки целостность электропровода от предохранителя до выключателя заднего противотуманного света.
п9 – место проверки выключателя заднего противотуманного света. В данном случает выключатель должен находиться в положение «вкл».
м3- место проверки исправной работы монтажного блока для задних противотуманных фонарей.
ф1 и ф2 – место проверки целостности электропроводов от монтажного блока до задних противотуманных фонарей.
2 метод проверки:
По падению напряжения во всей цепи с помощью мультиметра и сравнение с допустимыми нормами, при превышение проверять на участках.
3 метод.Например, з1лампочка горела, а на контакте з2 лампочка не горела, контакты з1 и з2 соединить напрямую, если в цепи появится ток, неисправен замок зажигания (рисунок!!!!!!!!!!!!!!!!).
Монтажный блок является разборной единицей. В случае выхода из строя электропроводов внутри монтажного блока, производится его разборка и в последствие визуально будет видно место обрыва цепи.
Реле является неразборной единицей, а соответственно при его выходе из строя, производится его замена.
Проверки производятся с помощью контрольной лампы (рисунок 2.2.7). Клемма котрольной лампы фиксируется на корпус автомобиля, а соответствующий контрольный щуп фиксируется в место проверки. Если лампочка загорается, то цепь работает исправно. Если же не загорается, следовательно, цепь не исправна.
Рисунок 2.2.7 - Контрольная лампа
Так же помимо контрольной лампы можно проверять и тестером (рисунок 2.2.8). У него отсутствует клемма. Его щуп фиксируется в точке проверки, если цепь исправна то загорится зеленый индикатор на тестере, если же цепь неисправна, то загорится красный индикатор и раздастся звуковой сигнал.
Рисунок 2.2.8 - Тестер