Николай Бесклевный – не только о рыбалке
Апреля 2017.
Так и манит мартовская Желча. Воспоминания прошлых лет не дают нам покоя – 3- и 4-килограммовые щуки в тех уловах бывали обычной нормой. Но в эту весну зубастая нас почему-то проигнорировала. И погода похожа на прошлые годы, и воды примерно столько же (хотя очень мало для весны, паводком это ну никак не назовешь), и время щучье, но преднерестового жора нет и в помине. За четыре рыбалки нашей компанией поймано было не более десятка разбойниц, но лишь две из них достигали двухкилограммового веса. А потому рассказ мой совсем не о рыбе…
30 марта. С каждым весенним днем в Желче прибавлялось не только рыбы в реке, но и пернатых в округе – и лебеди, и цапли, и журавли вернулись на родину, мелкие пташки появились. Вот только почему-то аистов не видно, а ведь они одни из самых первых всегда прилетали. Что это? Сбой в природе? По какой причине они вековое расписание прилета поменяли? А может, в этом году и не прилетят вовсе? Какой-то тревожный сбой.
Март 2017 года, река Желча.
Стук сердечка уточки был слышен не только мне, но и моему напарнику.
Но зато уток – множество, и самых разных. И наших привычных, кряквами которых называем, и белогрудых северных. Наши серые уточки в большинстве своем уже все парами плавают-летают. А вот северные пока еще держатся небольшими стайками по 5-10 штук. То ли это еще прошлогодние семьи, то ли по каким другим причинам они держатся ватагами. А может потому, что перелет их еще не закончен. Здесь, на Псковщине, они пережидают, чтобы чуть позже отправиться гораздо севернее. Ну а пока почти беззаботно плавают, ныряют, летают. И с одной из этих красавиц мы встретились в буквальном смысле нос к носу.
Дорожили (способ ловли рыбы спиннингами с лодки. – Прим. авт.) мы в одном из самых широких мест Желчи, у деревни Кола, спускаясь вниз по течению. Нет, это не поклевка была. Я сразу понял, что это крепкий зацеп. Скомандовал напарнику убрать его спиннинг, дал задний ход двигателю и сам потихоньку начал выматывать свой шнур. Одновременно боковым зрением вижу, какое-то ненормальное поведение черно-белой уточки метрах в двадцати от нас – и не улетает, и даже не уплывает.
Продолжаю сматывать шнур спиннинга – и точно, так и думал, браконьерская сетка поперек всей Желчи, в нее мой воблер (искусственная приманка для хищной рыбы. – Прим. авт.) и угодил. Товарищ, в отличие от меня охотник опытный, тут же предположил, что и утка попалась в эту же западню. Так и оказалось. Вырезав из лесочной сети свою приманку, я начал перебирать верхний шнур сети по направлению к пернатой пленнице. При нашем приближении уточка пару раз все же попыталась нырнуть, но тут же вновь оказывалась на поверхности. Как давно она запуталась, сказать трудно, но то, что из сил она выбилась, было очень заметно. Да и понятно почему – верхний шнур сети находился примерно в полуметре под водой, пернатая северянка, очень хорошая ныряльщица, может быть, в азарте погони за рыбкой не заметила смертельной опасности, головой и шеей влетела в рыболовную сетку, запутавшись и крыльями, и лапками. И хорошо, что попалась в ее верхнюю часть, только благодаря этому утке удалось всплыть. Как поплавок она какое-то время держалась на поверхности.
Но сеть неуклонно тянула вниз, и как долго бы еще продержалась наша «белая шейка» – сказать трудно.
Товарищ держал шнур сетки и лодку, а я взял бедолажку в руки, достал нож и с его помощью освободил от пут сначала крылья, а затем и лапки. Красивая пленница с белой грудкой, белыми щечками, черно-белыми крылышками, ярко-желтыми глазками вела себя внешне очень спокойно. Но только внешне, а вот внутри я отчетливо слышал, как бешено колотилось ее сердечко. Видимых повреждений у уточки я не заметил и, чтобы не подвергать еще большему стрессу, почти сразу же отпустил ее, только вот сфотографировались на память о встрече. И лишь только она коснулась поверхности воды, как тут же резко нырнула. Мы стали смотреть, где же она и когда вынырнет, как поведет себя дальше, поплывет, а может и полетит? До ближайшего берега было не менее пятидесяти метров, и мы надеялись, что вот-вот увидим вынырнувшую счастливицу. Но прошла одна минута, вторая, пятая – так никто и нигде на зеркальной поверхности реки и не появился. Ну не может, по нашему мнению, эта утка пронырнуть такое большое расстояние до берега и укрыться в камышах. И куда же она тогда подевалась? И тут меня как током ударило! Какой же я болван! Наша уточка, скорее всего, опять угодила в сеть и на этот раз уже по моей вине! Ведь мы мотор не заводили, веслами не гребли, а поэтому от сетки почти не удалились. И течение здесь слабое. Вот почему никто и не вынырнул. Стоило ли все это затевать, спасать-вызволять, когда загнали утку еще в более тяжелую ситуацию. И теперь уже точно в безнадежную. Надо было бы отплыть от треклятой сетки подальше, а уж потом отпускать.
Я чувствовал себя отвратительно, клял последними словами и не знал, что предпринять? Нет, все же я должен убедиться, погибла утка или нет. Надо теперь специально найти сеть и просмотреть ее от начала до конца. И если ее там не найдем, то тогда и вздохну спокойно. Но вот незадача, два раза прошли над предполагаемым местом, но за сеть так и не зацепились. Когда не надо – пожалуйста, а когда край как необходимо – ну никак. «Выручил» третий наш товарищ, рыбачивший неподалеку на другой лодке, – он тоже влетел в эту засаду в клеточку. Да еще не только обоими воблерами, а и на винт сеть намотал. И тут уже мы не выдержали, отрезали грузы на краях сетки и, нещадно кромсая ножами, выволокли ее на берег. Когда тянули, я жадно вглядывался в каждый метр браконьерской сети – нашей уточки там не было. Мы никогда не поступали так беспардонно с сетями, они хотя и браконьерские, но все же чужие. Но в этот раз разорвали их в клочья безо всякого зазрения совести.
Любопытно мне стало, и заглянул я в энциклопедии и охотничью литературу. Ба-а! Так наша «северная утка» не кто иная, как утка-гоголь, одна из самых красивых нырковых уток. И нырять, оказывается, она может на несколько десятков метров. И еще много интересного узнал. В весеннем оперении самца сочетаются иссиня-черные и снежно-белые цвета. Особенно резко выделяются белые пятна по бокам черной головы. Одного этого признака достаточно, чтобы отличить самца гоголя от других нырков.
Гоголь гнездится исключительно в дуплах. В одном дупле иногда устраиваются по несколько самок, но при таком «общежитии» птенцы чаще всего погибают. Вылупившиеся после 30 дней насиживания молодые гоголята, пользуясь острыми коготками и жестким хвостом, по зову матери уже на второй день после рождения выбираются из дупла. Один за другим пушистые комочки спрыгивают вниз и благодаря небольшому весу не разбиваются, даже если дупло расположено высоко. Через 2 недели после рождения птенец становится полностью самостоятельным: может ходить, нырять под воду. В таком возрасте утенок может сам добывать себе пищу и не нуждается в присмотре матери. Возможность полета появляется после 2 месяцев жизни, когда утенок уже окрепнет. Как молодые, так и взрослые особи питаются беспозвоночными организмами, которых находят на дне реки или озера. Также утки питаются мелкой рыбой, которая плавает в водоемах.
И оказывается, самцы и самки зимуют отдельно друг от друга в разных широтах, а спариваются во время прилета. По окончании брачной поры самцы-гоголи, объединившись в стаи, покидают гнездовую область и откочевывают на юг.
Все мы слышали про манеру походки людей «ходить гоголем». Поинтересовался историей происхождения этого привычного изречения. Узнал, что эти птицы на суше имеют своеобразную походку: выпучивают живот, задирают назад голову, медленно прохаживаются. Вот такая манера вальяжной ходьбы птиц и перенеслась на высокомерных людей.
И еще, великий русский писатель Н.В. Гоголь совсем не «виноват» в том, что этих уток так называют.
Вероятнее, что его фамилия пошла от названия этих птиц, как Гусев или Воробьев. Возможно, что с этими уточками у писателя связана какая-нибудь история, благодаря которой у него и такая фамилия.
Вот с какими интересными птицами я встретился на реке Желче в марте этого года.
http://rybalka.ru/content/vykhodnye-na-zhelche
Выходные на Желче
Пнд, 11/07/2011 - 14:45 Макс Ronin Голубев Дата рыбалки: Птн, 08/07/2011
Текст отчета.
Коллеги пригласили меня съездить в Псковскую область на реку Желча. Конечно я ухватился за эту возможность. Эта река впадает в Чудское озеро, так что можно было предположить достаточную её рыбность. Игорь (Violator) постоянно привозил оттуда щуку, правда размер её не впечатлял. Но что смотреть на былое – надо пробовать.
Приехали в пятницу, но припозднились, поэтому выход на воду уже отложили на утро. Стоянку организовали на озере Велено, что входит в водную систему Желчи. Озеро интересное, как своими глубинами, так и рельефом, но к сожалению у меня не было с собой эхолота, поэтому я оставил данную акваторию "на потом".
Утром выехали – ребята на "корсаре" под 15-сильным Mercury, а я "вагоном" на резиновом "туристе". Да, не самый идельный вариант передвижения, но, во-первых, я получал "личную свободу" действий, во-вторых – отсутствие необходимости толкаться в лодке втроем. Ну и получил все минусы – лодка с мягким дном, поэтому ловить только сидя и конечно без мотора. Ребята дотащили меня до середины участка между собственно Чудским и Велено, где река изобилует старицами, заросшими кувшинками.
Я расчехлил все возможные "вездеходы" из арсенала моих приманок и принялся за дело. "Дело" пошло сразу. Первую щуку, после нескольких промахов, поймал на Sebile Magic Swimmer Soft, но не с штатным крючком, а с Owner Twist-lock Weighted 7/0. Да, конечно невозможно регулировать игру приманки грузами, но все-равно вполне рабочий вариант. Щучка на трофей никак не тянула – дай боже если в ней полкило есть, но "лиха беда начало". Начало как раз получилось сумбурным, так как дальше получилось куча промахов. По радиусу бурунов я понимал, что там тоже не трофеи, но раз рыба есть, то решил поэксперементировать с приманками. Так сказать field test. Первой по "ковру из белых лилий" пошла "лягушка" Rota Frog от R2S. Проходимость идеальная. Приманка обладает явной отрицательной плавучестью, что позволяет топить её в окнах между кувшинками. Своим весом она спокойно продавливает растительный ковёр. А вот с засекаемостью у неё тоже проблемы – плата за проходимость. Я думаю, на больших экземлярах щуки проблем не было, но на размере "до кило" это проявилось в полный рост.
Возвращаюсь к неогруженной резине. Беру YUM Samurai Shad на офсетном крючке без огрузки. Приходится ловить на флюрокарбон, так как под щуку у меня всего два комплекта. Один с намотанным флюрокарбоном Berkley Vanish Transition 16 lb, а второй слишком тяжелый для такого варианта – ABU Garcia Ambassadeur C4 5601 c 80lb шнуром от FINS. Вторым комплектом небольшую резину просто не кинуть. Все бы ничего – появилась реализация (две щуки, грамм по 600 каждая), но ловить некомфортно, так как проводить через кувшинки на слишком растяжимом флюрике слишком нервная работа. Решаю вернуться в тяжелую весовую категорию.
Следующими в воду пошли спиннербейты. Они и стали приманками №1 для ловли в этих условиях. Причем использовал от самых легких V-3 Midge от Megabass до унцового Bottom Dweller от Strike King. Последний продавливал кувшинки просто "на раз". А топ-приманкой стал Tux&Tails от Booyah с трейлером из Gary Yamamoto Hula Grub. Проходимость великолепная, отличная вертикальная составляющая игры за счет усиленной юбки. А вот размер трофеев опять не радует. Уже шла по счету седьмая или восьмая щука, а размер еле приблизился к кило. Ну раз ударился в эксперименты, то нужно идти до конца.
Беру и пробую "мохнатый" джиг от Booyah. Особой надежды на поимку не было, но я просто хотел получить опыт подачи и проводки приманки. В оригинале это флиппингово-питчинговая приманка, где используется только вертикальная составляющая проводки, а именно просто падение в точке лова. Сначала так и использовал. Результат нулевой. Все-таки щука – это не басс. Добавляю немного горизонтали и ловлю... окуня грамм на 300. Наш полосатый решил постоять за честь мундира окуневой породы. Бассы-карабасы... типа мы тут тоже не лыком шиты.
Тем временем погода начала меняться. Из абсолютной жары, когда мне приходилось обливать борта лодки водой, прежде чем сесть, погода ненавязчиво намекала о предстоящей грозе. То ли громом, то ли молниями на горизонте намекала. Ну и как водится перед грозой, установилась "тишь да гладь, божья благодать", чем не приминул воспользоваться окунь. Он стал кативно гонять малька, вдавливая его в берег. Сначала я поймал нескольких на свой любимый Pantoon21 Crack Jack 58SP-MR, но слишком уж это показалось мне банальным. Проводка – окунь, проводка – окунь. Скучно. Ну а зеркальная водная гладь просто просилась для ловли на поверхностники. Очень давно у меня в коробке валяется приманка Daiwa Presso Cicada Pencil. Я никак не мог придумать ей применение. Для ловли на течении она не подошла, когда я пытался ею ловить голавля. А тут просто идеальные условия. Волкерная проводка с этой приманкой не катит – необходима чисто попперная. Приманка конечно не создает такого брызгообразования, как чистый поппер, но окуню этого вполне хватило. Мне очень понравилось. Правла размер окуня сразу уменьшился, поэтому после удачного завершения эксперимента я поставил нормальные поперы от YO-ZURI (сначала Yo-Zuri ZZ Pop CS, потом DUEL / YO-ZURY 3D Popper). Они тоже не подвели. Правда размер не сильно увеличился, просто увеличилось количество промахов мелкого окуня. Связано это с тем, что основную популяцию в реке составляет мелкий травяной окунь. Он отличается от озерного более темной окраской.
То же самое со щукой. На фарватере реки я её искать отказался по двум причинам. Во-первых, нет ярко выраженного рельефа за который можно было бы зацепиться, так как дно илисто-песчаное, а во-вторых, на фарватере идет жесткий прессинг "дорожечников". Троллингистами их назвать сложно, так как в большинстве своем это пару мужиков на ПВХ-лодке с 2-3 сильным мотором, вяло тянущих за собой колебалки на китайских телескопах. Ну а самые брутальные экземпляры выступают на видавших виды и лично Александра невского гребных судах всех времен и мастей, просто зажав леску во рту. Вот это просто the best. И вот траффик данной категории рыболовов по реке просто огромный – раз в 5 минут точно проезжает одна, а то и две лодки в надежде на польстившегося из кувшинок шнурка. Прессинг через чур сильный.
Вечером я выбрался на озеро Велено, прямо напротив стоянки, но определить свал на глубину "на потык" так и не смог – нужен эхолот. Следующий раз исправлю данную оплошнось в надежде на судака. Потом я сместился к стене тростника, стоящей перед первым свалом, но кроме пару шнурков ничего выдернуть не удалось. Вскоре я подвергся налету комариного "люфтваффе", которые проигнорировали мою "зенитную оборону" в виде риппелента, и я был вынужден отступить на базу за положенными "фронтовыми".
На следующий день я попал в экипаж "корсара", заменив выбышего Антона по причине "вы едьте, а я еще посплю". Игорь со своим отцом как раз относятся к категории "дорожечников". То есть они собирались проокатиться вдоль речки, таща за собой с двух сторон колебалки. Меня такое действо не очень устраивало, так как даже на самой малой скорости троллинга скорости моих катушек просто не хватало для нормальной проводки. Поэтому личным примером я решил перевоспитать "подопечных". У Игоря опыт ловли в заброс практически никакой, но он все схватывает на лету. Не договориваясь решилось так – троллим, потом кидаем, потом опять троллим. В конечном итоге я показал эффективность спиннербейта над троллингом со счетом 3:1. Счет мог быть и более разгромным, но часто мешала избыточная скорость плавсредства и не удавалось доловить промахнувшуюся щуку. Тем более, что щука ушла глубоко в заросли и дорожкой оттуда её было нереально выманить. Экземпляры – уже стандарт для этой речки, от 400 до 800 грамм.
Выводы:
Река безусловно имеет интерес для оттачивания навыков ловли, в том числе по сложному ковру, но с точки зрения ловли трофеев абсолютно бесперспективна. Но проточные озера этой речной системы представляют намного больший интерес. Насколько большой – покажут следующие выезды.
P.S. К сожалению без фото, так как забыл фотоаппарат, а телефон не справился
http://www.voloyarvi.ru/index.php?topic=962.0