Мероприятия в очаге (на рыбалке было 6 человек)?

Наблюдение за лицами, употреблявшими подозрительный продукт в течение 10-12 дней. С профилактической целью в/м вводят поливалентную противоботулиническую сыворотку ½ лечебной дозы по методу Безредко. Если тип токсина не установлен, вводят по половине лечебной дозы всех типов моновалентных сывороток. При положительной внутрикожной пробе сыворотку не вводят.

Задача № 123

Больной 10 лет поступил в инфекционное отделение на 6 день болезни. Из анамнеза известно, что заболевание началось остро с повышения температуры до 39°, головной боли, слабости. Периодически беспокоили боли в животе, на второй день присоединилась рвота 2-3 раза в день, стул задержан. Температура все дни высокая, с размахами между утренней и вечерней, носит стойкий характер, кратковременно снижается от дачи жаропонижающих средств. Амбулаторно лечился участковым врачом с диагнозом «ОРВИ», отсутствие положительной динамики явилось основанием для госпитализации в стационар.

Состояние при поступлении тяжелое: вялый, заторможен, жалуется на головную боль, боли в животе, аппетит отсутствует. Кожа бледная, суховатая, отмечается желтушность подошв и ладоней. Над легкими жесткое дыхание. Тоны сердца приглушены, пульс 64 удара в минуту. Язык обложен густым коричневым налетом. В зеве умеренная гиперемия. Живот слегка вздут, при пальпации отмечается болезненность и урчание в правой подвздошной области, крепитация. Печень на 2,5 см выступает из-под края реберной дуги. Стула не было 3 дня, мочится достаточно. Менингеальных знаков нет.

Из эпиданамнеза известно, что месяц назад ребенок отдыхал в городе Ташкенте.

1. О каком заболевании и на основании чего можно думать?

2. Назначьте необходимое лабораторное обследование.

3. Назначьте больному лечение.

4. Показания для выписки больного из стационара.

Укажите план диспансерного наблюдения.

Эталон ответа к задаче№123

1. О каком заболевании и на основании чего можно думать?О диагнозе «Брюшной тиф, типичный, тяжелая форма» можно думать на основании длительно сохраняющейся лихорадки, симптомов интоксикации, анорексии, болей в животе, запоров, выявление при объективном осмотре бледности кожного покрова на фоне гипертермии, «тифозный язык», симптома Филипповича (желтушное окрашивание ладоней и стоп), угнетение сознания (сонливость, заторможенность), урчание, болезненность в правой повздошной области, увеличении размеров печени, (+) симптом Падалки, а также принимая во внимание данные эпидемиологического анамнеза (пребывание в регионе с высоким уровне заболеваемости брюшным тифом).

Назначьте необходимое лабораторное обследование.

- Общий анализ крови и мочи;

- Бактериологическое исследование: гемокультура, копрокультура, уринокультура, биликультура;

- Серологическое исследование: обнаружение специфических антител в крови больного (реакция Видаля, РНГА, РПГА с эритроцитарным О-диагностикумом, Н- и Vi антигеном, ИФА).

Назначьте больному лечение.

Режим – строгий постельный в течение всего лихорадочного периода и еще 5-7 дней с момента нормализации температуры тела, затем разрешается сидеть в кровати, а с 10-12 дня ходить; диета – из питания исключаются продукты, содержащие грубую клетчатку, усиливающие газообразование и перистальтику кишечника, подключают кисло-молочные продукты, расширение диеты на ранее 6 дня нормальной температуры тела из-за опасности развития кишечного кровотечения и перфорации кишечника; Дезинтоксикационная терапия в/в капельно 50 мл/кг массы тела в сочетании с оральной регидратацией; Этиотропная терапия: левомицетина сукцинат 50 мг/кг/массы тела в сутки, при отсутствии эффекта препараты резерва (цефтриаксон, цефоперазон, фторхинолоны); Симптоматическая терапия (жаропонижающие, анальгетики).

4. Показания для выписки больного из стационара: а) клиническое выздоровление; б) нормализация лабораторных показателей; в) 3-х кратные отрицательные результаты посева кала и мочи и однократного посева желчи (у детей школьного возраста), взятые на 5, 10 и 15 день нормальной температуры.

5. План диспансерного наблюдения: диспансерное наблюдение в течение 3-х месяцев с ежемесячным исследованием копро- и урокультуры, на 4-м месяце проводится исследование желчи и постановка РПГА с цистеином, при отрицательных результатах переболевший брюшным тифом снимается с учета.

5.

Задача № 124

Ребенок 6 лет посещает детский сад, где зарегистрировано несколько случаев заболевания кишечными инфекциями. Заболел остро: повысилась температура тела до 39 0 С, была повторная рвота и жидкий стул с примесью слизи и зелени. К концу суток температура повысилась до 40,50С, появились кратковременные судороги клонического характера, участился стул до 14 раз, появились прожилки крови в кале, боли в животе перед актом дефекации.

При поступлении в стационар: состояние тяжелое, отмечается общая вялость, сменяющаяся беспокойством. Продолжает высоко лихорадить, но судороги после литической смеси и седуксена прекратились.

В сознании, на вопросы отвечает неохотно. Кожа бледная, конечности горячие на ощупь. Язык густо обложен, сухой. Зев гиперемирован, наложений нет. В легких хрипы не выслушиваются, частота дыхания 40 в мин., тоны сердца звучные, систолический шум на верхушке сердца. Живот мягкий, втянут, болезненный в подвздошной области. Печень выступает на +1 см из-под края реберной дуги, селезенка не увеличена, сигмовидная кишка спазмирована, болезненная. Анус податлив, явления сфинктерита. Стул скудный, с большим количеством мутной слизи, сгустков крови. Не мочится, отмечается ригидность затылочных мышц, синдром Кернига и Брудзинского - положительные.

Клинический анализ крови:Hb - 150 г/л, Эр - 4,0 х 1012 /л, Лейк - 9,6х 109 /л; п/я-12%, с/я- 60%, э-2%, л- 20%, м-6%, СОЭ- 22 мм/час.

Копрограмма: конс.- жидкая, слизь - большое кол-во, реакция кала - щелочная, стеркобилин (-), билирубин (-), мышечные волокна (+), нейтральный жир (+), жирные кислоты (-), мыла (+), Крахмал (-), йодофильная флора (++), лейкоциты -30-50 в п\з, эритроциты - до 100-150 в п\з, яйца глистов - отрицательно.

РНГА:с сальмонеллезным диагностикумом – отрицательная.

1. Поставьте клинический диагноз с указанием ведущего синдрома, определяющего тяжесть заболевания.

2. Определите тип диареи. Предполагаемая этиология заболевания.

3. Какие результаты дополнительных исследований могут подтвердить предполагаемый диагноз?

4. Назначьте лечение (неотложные мероприятия, средства этиотропного и патогенетического воздействия).

Когда больной может быть выписан из стационара и допущен в детский коллектив?

Эталон ответа к задаче№124

Наши рекомендации