Определение передаточных чисел трансмиссии
Общее передаточное число трансмиссии на I-ой передаче должно обеспечивать движение машины в самых трудных условиях, т.е максимальное сопротивление дороги при полной нагрузке:
, (4.1)
где Pkmax - максимальная сила тяги, Н;
Rk - динамический радиус колеса, м;
hтр - КПД трансмиссии;
Меmax- максимальный крутящий момент на валу двигателя, Н*м.
Pkmax берем из раздела 2.1. из первого режима при Vmin, fmax, amax;
Pkmax = 3210,4 H; hтр= 0,8317; Memax =1734,8534 Hм (из раздела 3.1).
Для определения динамического радиуса рассчитываем нагрузку на одно колесо машины Zk:
, (4.2)
где n- общее число шин.
Для МАЗ - 5434 принимаем n = 6, т.к. передние колеса – односкатные, а задние – двускатные.
Н.
По Zk подбираем соответствующую шину. Т.к. Zk- средняя величина нагрузки, то при подборе шины нагрузку учитываем с запасом в 10-15%.
Тогда подходящей шиной будет - шина 370 - 508 (IIII)* (из табл.6 [1]).
Краткая техническая характеристика шины 370- 508 (IIII)*:
-наружный диаметр: D= 1260 мм;
-максимальная нагрузка: Zk= 28,6 кН;
-давление, соответствующее максимальной нагрузке: Р= 390 кПа = 0,39 МПа.
Тогда динамический радиус Rk вычисляем следующим образом:
Rk= , (4.3)
где l- коэффициент радиальной деформации.
Шина 370 - 508 (IIII)* является шиной низкого давления, т.е. Р < 0,45 МПа, то при-нимаем l = 0,934 (с.38 [1]).
мм = 0,5884 м.
Тогда: .
Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче, исходя из условия сцепления, определяем следующим образом:
, (4.4)
где - вес, приходящийся на ведущие колеса машины, Н;
m- коэффициент перераспределения веса машины, m=1 (для полноприводных ма-шин);
jmax- максимальный коэффициент сцепления с дорогой; принимаем jmax = 0,62 -сухое покрытие, шины повышенной проходимости (с.98 [1])
a - руководящий подъем; a = 3 º.
Сцепной вес определяем по следующей формуле:
Н.
.
Окончательный выбор общего передаточного числа трансмиссии на первой переда-че производим из следующего условия:
Принимаем : =35.
Рассчитаем передаточное число трансмиссии на высшей передаче машины без груза с максимальной скоростью:
, (4.5)
где ne- номинальная частота вращения двигателя.
.
Общее передаточное число трансмиссии:
,
где – передаточное число коробки передач;
– передаточное число, обеспечиваемое главной и конечной передачами;
– передаточное число в раздаточной коробке.
Тогда можно записать:
где ,
Установим в коробке передач ускоряющую передачу и примем = 0,75 (стр.39 [1]), а в раздаточной коробке :
.
Определяем минимальное количество ступеней в коробке передач n:
, (4.6)
где – частота при максимальном крутящем моменте.
(4.7)
Принимаем количество ступеней в коробке передач n = 4.
Определяем знаменатель прогрессии для разбивки передаточных чисел в коробке передач:
.
При наличии в коробке передач ускоряющей (высшей) передачи, как правило, ей предшествует прямая передача. Очевидно, при 4-хступенчатой коробке с ускоряющей передачей . Тогда передаточное число в раздаточной коробке на низшей передаче:
Передаточные числа коробки передач определяем следующим образом:
;
;
;
.
Произведем корректировку передаточных чисел коробки передач, исходя из следующего условия:
·
1,73952 > 1,7395 > 1,33333.
Условие перекрытия выполняется.
Определяем передаточные числа трансмиссии:
;
;
;
;
;
;
;
.