Определение передаточных чисел основной коробки передач

3.1. Расчет передаточного числа первой ступени.

Передаточное число первой ступени коробки передач (iк1 ) определяется из условий преодоления заданного коэффициента сопротивления дороги (ψmax) и обеспеченности сцепления ведущих колес с асфальтобетонной дорогой в хорошем состоянии (φx =0,7…0,8). Указанные условия соответствуют следующему диапазону передаточных отношений первой ступени КП:

Ga ψmax rk Ga φxrk λφ

iк1 = iк1iк1= _________________ . . . ___________________ (3.1)

Memax io idв ηтр Memax io idв ηтр

где Ga - полный вес автомобиля, н;

λφ -коэффициент сцепной массы автомобиля;

Memax- максимальный крутящий момент двигателя, н*м;

ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии.

Под коэффициентом сцепной массы автомобиля понимается отношение веса автомобиля, приходящегося на ведущие колеса к полному весу машины, т.е.

G2

λφ = ______ ,(3.2)

Ga

где G2 - вес, приходящийся на ведущие колеса машины, н.

Вес, приходящийся на ведущие колеса машины G2 и ее полный вес Ga определяется на основании данных [ 4 ], по базовой модели. При этом к расчету принимаются данные соответствующие полному весу машины. В случае если рассчитываемый образец специальной автомобильной техники имеет большую массу, чем базовая модель (что может быть установлено на основании справочных данных из [1, 2, 3 ] ), то вес, приходящийся на ведущие колеса может быть определен на основании соотношения G2 и Ga для базовой машины.

При этом, в процессе расчетов должно быть обязательно соблюдено неравенство:

φx

______ λφ > 1(3.3)

ψmax

Значения коэффициента полезного действия трансмиссии ηтр ориентировочно устанавливаются из диапазона ηтр = 0,75 - 0,85. При этом меньшие значения принимаются для трехосной полноприводной специальной автомобильной техники, большие - для двухосных неполноприводных машин.

Таким образом, передаточное число первой ступени коробки передач может быть принято любым из расчетного диапазона, определяемого формулой (3.1). При этом обязательно соблюдение неравенства (3.3, свидетельствующего о соблюдении обеспеченности сцепления ведущих колес с дорогой. Несоблюдение неравенства (3.3 для автомобилей типа 4 х 2 и 6 х4 означает необходимость соответствующего увеличения коэффициента сцепной массы за счет приближения центра тяжести к ведущим колесам и увеличения их загрузки, либо изменения предъявляемых к автомобилю требований (снижение max ,увеличение x) или перехода к модели полноприводного автомобиля типа 4 х 4 и 6 х6. В случае, если возникает необходимость значительного изменения положения центра тяжести автомобиля с целью увеличения загрузки ведущих колес, весь расчет, связанный с конструктивными параметрами автомобиля, и определяющий его весовые характеристики производится заново.

В формуле (3.1) передаточное число idв высшей ступени дополнительной коробки передач обычно берется равным единице, т.е. idв =1 . У двухосных автомобилей с одним ведущим мостом дополнительная коробка обычно отсутствует (idвпринимается равным единице).

3.2. Выбор числа передач.

Количество передач определяется диапазоном передаточных чисел (ДКП), т.е. отношением передаточного числа первой ступени к передаточному числу высшей ступени, обеспечивающим необходимое соотношение удельных сил на низшей и высшей передачах:

iк1

Дкп= ______ ,(3.4)

iкв

При диапазоне передаточных чисел до семи (Дкп < 7) выбирается четырехступенчатая коробка передач. При диапазоне передаточных чисел, находящихся в интервале 6,8 < Дкп < 8,5 применяется пятиступенчатая коробка передач. Для диапазона 8,5 <Дкп < 10 - шестиступенчатая. В случае Дкп > 10 принимается решение об установки дополнительной коробки. При этом ориентировочное значение iдн определяется следующим образом:

iдн = 2 iдв (3.5)

После этого определяется уточненное значение передаточного числа первой передачи основной коробки передач по формуле:

iк1* = iк1 / 2(3.6)

Подставляя полученное значение iк1* в формулу для определения диапазона передаточных чисел ( 3.4.) определяем уточненное значение Дкп, на основании которого принимается решение о количестве ступеней в основной коробке передач.

3.3. Выбор передаточных чисел промежуточных передач.

Передаточные числа промежуточных передач (между первой и высшей) передачей подбирают из условия наиболее интенсивного разгона (по закону геометрической прогрессии).

Расчет передаточных чисел ведется по формуле:

n - 1

ik =V (iк1)n-k (iкв)k - 1, (3.7)

где k - порядковый номер рассчитываемой передачи;

n - общее число передач, не считая ускоряющую передачу и передачу заднего хода.

Передаточное число заднего хода определяется во время компановки и в тяговом расчете определению не подлежит. В настоящее время для коробок передач практически всех автомобилей иногда применяют ускоряющую передачу, которая выбирается из условия обеспечения хорошей топливной экономичности машины при работе на загородных дорогах с асфальтобетонным покрытием и малыми подъемами. При этом передаточное число ускоряющей передачи обычно принимается равным 0,7 . . . 0,9. Это передаточное число не входит в геометрический ряд и высшей передачей в этом случае условно считают следующую за ускоряющей, которая выполняется прямой (iкв = 1).

Выбранные теоретическим путем передаточные числа впоследствии слегка корректируются при проектировании коробки передач (при определении межосевого расстояния между валами коробки и при выборе чисел зубъев шестерен).

Наши рекомендации