Классификация грузов. Упаковка и транспортная маркировка грузов. Методы исследования свойств грузов.

Грузоведение

27. Понятие груза. Транспортная характеристика груза с кратким пояснением ее составляющих. Понятие транспортного состояния груза с примером. Условия транспортабельности грузов.

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз.

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

· находится в кондиционном состоянии;

· соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

· имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

· надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия; не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

Основы логистики

Структура логистической системы, цели, задачи, базисные и поддерживающие функции элементов логистической системы.

логистическая система– это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистичес­кие функции. Она, как правило, состоит из нескольких под­систем и имеет развитые связи с внешней средой. В каче­стве логистической системы можно рассматривать промыш­ленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие.

Структура:

система есть целостная совокуп­ность элементов, взаимодействующих друг с другом. Деком­позиция логистических систем на элементы осуще­ствляется по разным уровням. На макроэкономическом уровне при прохождении ма­териального потока от одного предприятия к другому в ка­честве элементов могут рассматриваться сами эти предпри­ятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступ­ление материального потока в логистическую систему.

Производство – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выпол­нения различных технологических операций, превращаю­щих предмет труда в продукт труда.

Системы управления запасами, параметры систем управления запасами.

Управление запасами - это определенный вид деятельности, объектом которого является создание и хранение запасов. Управление запасами - это функциональная деятельность, целью которой является свести к минимуму общую сумму ежегодных расходов на содержание запасов при условии удовлетворительного обслуживания клиентов.

Грузоведение

27. Понятие груза. Транспортная характеристика груза с кратким пояснением ее составляющих. Понятие транспортного состояния груза с примером. Условия транспортабельности грузов.

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз.

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

· находится в кондиционном состоянии;

· соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

· имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

· надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия; не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

Классификация грузов. Упаковка и транспортная маркировка грузов. Методы исследования свойств грузов.

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса. На транспорте установлены следующие основные виды грузов: наливной- жидкий груз, перевозимый наливом; сухой - любой груз, кроме наливного; навалочный - сухой груз, перевозимый без тары навалом; насыпной— зерновой груз, перевозимый без тары; штучный - сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест; генеральный - различные штучные грузы.

Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (AT) применяется несколько систем классификации грузов.

Кнавалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально - строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:

· не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);

· подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).

Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй - в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.

Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно- штучных грузов.

Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам): металлопродукция: металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;

подвижная техника: подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;

железобетонные изделия и конструкции: балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;

контейнеры: крупнотоннажные - масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные - от 3 до 5 т., малотоннажные - от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;

пакетированные грузы - грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без нес: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп- пакеты;

тарно-упаковочные и штучные: с массой одного места менее 500кг, тяжеловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие: длина более Зм, ширина 2,6м, высота 2,1 м, негабаритные - высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;

катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;

лесоматериалы: круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;

к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, птицы, пчёлы и живая рыба.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:

· скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;

· гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;

· грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;

· грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);

· грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);

· навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);

· слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);

· опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;

· грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).

По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:

· ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;

· грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.

· грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.

Одним из надежных, наиболее эффективных способов защиты груза от вредного (агрессивного) влияния окружающей среды является его упаковка. Основное назначение упаковки – защита от неблагоприятных внешних условий, а также от возможного попадания частичек товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду. Итак, уменьшаются потери самых товаров, а главное – не загрязняется окружающая среда.

Современная упаковка, кроме основной своей функции, – обеспечивать сохранность товара – оказывает содействие ускорению продвижению продукта от производителя до потребителя, улучшает учет и сбыт продукции, повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений. Цветистое оформление упаковки рекламирует продукцию, доказывает к потребителю сведения о качестве товара и правила обращения с ним, влияя тем самым на покупательный спрос.

Упаковка, являющаяся неотъемлемой частью товара, носит название внутренней или потребительской тары. Она входит в непосредственную цену (стоимость) товара, как правило, является одноразовой и предназначена для удобства потребления (использования) и хранения товара (продукта).

Материал упаковки бывает 5 видов:

· влагонепроницаемая – не пропускает влагу воздуха;

· водонепроницаемая;

· прочная – прочная на разрыв в нормальных условиях;

· плотная – предохраняет от просыпания;

· инертная – не вступает в реакции.

Помимо наружной упаковки, для обертки и прокладки между помещенными внутри тары продуктами или изделиями, зачастую применяются различные упаковочные материалы: сено, солома, опилки, стружка, картон, бумага и пр. К упаковочным материалам относятся также стальные и синтетические ленты, проволока, шпагат и т.п., используемые для обвязки и обивки грузовых мест или укрупнения мелких грузовых мест в более крупное (пакет).

В зависимости от назначения упаковочные материалы разделяют на изолирующие, поглощающие и амортизационные.

Маркировка– надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовое место или на специально закрепленные ярлыки для опознания груза и указания способов перевозки, обработки и хранения. Все данные маркировки должны соответствовать сведениям, указанным в перевозочных документах.

Маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи .

Манипуляционные знаки – изображения, указывающие на способ обращения с грузом.

Основные надписи должны содержать:

· полное (условное), зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

· наименование пункта назначения с указанием при необходимости станции или порта перегрузки;

· число грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии

Дополнительные надписи должны содержать:

· полное (условное), зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

· наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

· надписи транспортных организаций, содержание и порядок нанесения которых устанавливаются правилами транспортных министерств.

Информационные надписи должны содержать:

· массу брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать число изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или число изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

· габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота).

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами.

По назначению маркировка бывает: товарная, отправительская, транспортная, железнодорожная, складская, специальная.

Товарная (фабричная)наносится изготовителем товара и содержит: название, местонахождение и марку изготовителя; название, тип, сорт, артикул товара; дату выпуска; номер стандарта, массу места брутто и нетто.

Отправительская наносится отправителем до предъявления груза к перевозке. Она включает: наименование отправителя; пункты отправления, назначения и перевалки; получателя и дробное число (числитель – номер места и знаки отправителя, знаменатель – общее число мест). Знак отправителя наносят, если различные грузы отправляют в одинаковой таре. Если пунктом назначения является железнодорожная станция или порт, должно быть указано полное наименование станции или порта и сокращенное наименование дороги или пароходства назначения.

Транспортная наносится транспортной организацией, принявшей груз к транспортировке, на все грузовые места в виде дроби через косую черту. Числитель – порядковый номер, за которым данный груз принят к перевозке, в знаменателе – число мест в данной отправке.

Железнодорожная наносится грузоотправителем на все грузовые места, отправляемые мелкими партиями (до 10 т), в виде дроби. В числителе – порядковый номер по книге приема к перевозке и через тире – количество мест, в знаменателе – условный номер дороги отправления и через тире – условный номер станции отправления.

Эти две маркировки указывают в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные грузы в однотипной таре или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в партии однородных.

Складская наносится при хранении на складе. Ее вид не регламентируется, а основное назначение – предотвращение пересортицы груза.

Специальная маркировка (манипуляционные знаки) наносится в виде знаков (надписей) заводом–изготовителем (отправителем груза), если груз требует особого обращения при перевозке или перегрузке.

Большинство транспортных характеристик грузов определяется при исследовании их свойств. Различают следующие методы исследования свойств грузов: органолептический, натурный и лабораторный.

Органолептический метод (сенсорная оценка) – это определение показателей качества груза на основе анализа восприятия их человеком при помощи его органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Метод наиболее часто применяется при определении качества пищевых и других скоропортящихся грузов. При исследовании груза (образца) определяют внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность, наличие или отсутствие плесени, запаха, консистенцию и другие свойства. Метод является качественным, но обладает существенными недостатками – субъективность и затруднительность количественной оценки свойств.

Натурный метод позволяет получить данные в производственных условиях при помощи простейших приборов: рулеток, весов, угломеров, термометров, гигрометров, психрометров. Обычно этим методом определяют объемно–массовые и температурные характеристики груза и параметры окружающей среды. Метод достаточно прост и применяется на практике довольно часто.

Лабораторный метод (измерительный) – определение свойств и качества отобранных проб груза при помощи приборов, аппаратов и химических реактивов в оборудованной для этой цели лаборатории.

Наши рекомендации