Государственное регулирование, надзор
и содержание внутренних судоходных путей
Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в том числе внутреннего водного транспорта, возложены на Министерство транспорта Российской Федерации.
Разрешительные, контрольные и надзорные функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в составе которой образованы территориальные органы государственного надзора на внутреннем водном транспорте.
Управление федеральным имуществом в речных портах, а также полномочия собственника по передаче этого федерального имущества юридическим и физическим лицам осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, является Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
На региональном (бассейновом) уровне управление, содержание и развитие внутренних водных путей в настоящее время осуществляют 15 федеральных государственных учреждений — государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна» и федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы».
В составе ГБУВПиС на правах филиалов функционируют 89 районов водных путей и районов гидротехнических сооружений, подразделения технологической связи, ремонта судов и других технических средств путевого хозяйства. Общая численность работающих в организациях внутренних водных путей составляет свыше 28 тыс. человек.
Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства были образованы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 12 от 5 января 1995 г. В соответствии с уставами, государственные бассейновые управления водных путей и судоходства оказывают государственные услуги, осуществляют хозяйственную, предпринимательскую и иную, приносящую доход, деятельность. Основными функциями ГБУВПиС являются: осуществление во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации эксплуатации и развития водных путей и гидротехнических сооружений, государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов.
С 2004 г. функции контроля за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности, надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, были закреплены за Ространснадзором.
Нормативами для определения необходимых объемов финансирования текущих затрат на содержание внутренних водных путей Министерства транспорта Российской Федерации (за счет всех источников финансирования), утвержденными Минтрансом России 21 декабря 2001 г. по согласованию с Минфином России, установлены следующие характеристики внутренних водных путей Российской Федерации:
1. Водные пути с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой.
2. Водные пути с гарантированными габаритами и светоотражающей обстановкой.
3. Водные пути с гарантированными габаритами и неосвещаемой обстановкой.
4. Водные пути с освещаемой обстановкой без гарантированных
габаритов.
5. Водные пути со светоотражающей обстановкой без гарантированных габаритов.
6. Водные пути с неосвещаемой обстановкой без гарантированных габаритов.
В современных условиях необходимо разработать единые требования к качеству водного пути и транспортно-эксплуатационные показатели внутренних водных путей, что становится особенно актуальным с точки зрения совершенствования системы финансирования содержания внутренних водных путей и их нормативного обеспечения.
В настоящее время Министерством транспорта проводится работа по совершенствованию системы государственного управления и обеспечению эффективного использования инфраструктуры внутренних водных путей. С этой целью разработана и утверждена Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации.
Стратегической целью Концепцииявляется реформирование системы управления внутренними водными путями, позволяющее обеспечить эффективное использование бюджетных средств на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций, удовлетворение потребности населения, бизнеса и государства в экономичном и безопасном перемещении людей, грузов и товаров по всей сети внутренних водных путей, повышение устойчивости работы внутреннего водного транспорта, формирование единой гармоничной транспортной системы страны, реализацию транзитного потенциала внутренних водных путей Российской Федерации.
Это позволит сформировать эффективную государственную систему для обеспечения безопасности судоходства, повысить коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты, в том числе на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций.
Реализация Концепции позволит переключить часть существующих грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный транспорт, что будет способствовать снижению себестоимости перевозок грузов и пассажиров и уменьшению экологической нагрузки на окружающую среду.