Финансовые факторы,влияющие на выбор транспорта для певевозки грузов.

Основой выбор вида транспорта оптимального для конкретной перевозки служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться до пункта назначения с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят и срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное число перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта кроме малой скорости доставки относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества: наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта.

Инкотермс 2010,FOB

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 - «Free On Board» («Свободно на борту» указанный порт отгрузки) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA.
Термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.
Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

4. Понятие «логистического цикла»

При организации логистического процесса часто приходится иметь дело с повторяющимися (возобновляемыми) во времени последовательностями операций, образующими так называемые логистические циклы. Одним из основных понятий применительно к концепции интегрированной логистики является цикл исполнения заказа, иногда в зарубежной литературе, называемый полным или функциональным логистическим циклом (Order lead time).

Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.

В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:

время на составление заказа и его оформление в установленном порядке;

· время на передачу заказа поставщику;

· время выполнения заказа поставщиком, включая время ожидания постановки заказа в очередь на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;

· время на доставку продукции заказчику.


Иногда полезно выделить более подробную структуру цикла исполнения заказа.

Можно выделить функциональные логистические циклы, охватывающие определенные части логистического процесса, или функциональные области. Например, Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс с позиций интегрированной логистики выделяют наряду с полным логистическим циклом три функциональных логистических цикла: цикл снабжения, цикл обеспечения производства и цикл физического распределения. При этом они считают, что исследование параметров логистической интеграции на основании функциональных циклов позволяет определить динамику, взаимосвязи и решения, в совокупности образующие операционную систему логистики.

Динамику функциональным циклам придает необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». «Входом» функционального цикла является заказ, который определяет требования к продукту или сервису. ЛС, способная полностью выполнить заказ любого объема, как правило, нуждается для этого в «комбинированных» функциональных циклах, включающих на разных стадиях разные сделки и операции. «Выход» системы — ожидаемые результаты выполнения логистических операций. В той мере, в какой они удовлетворяют операционным потребностям, можно говорить об эффективности структуры функционального цикла. Эффективность же функционального цикла напрямую связана с затратами ресурсов. Эффективность и производительность функциональных циклов — ключевые показатели в логистическом менеджменте.

Функциональные циклы формируют единую цепочку поставок и связывают между собой ее участников. Таким образом, функциональный цикл — основной объект проектирования и оперативного управления в ЛС, его структура является основой построения интегрированной логистики.

Обычно в структуре полного логистического цикла выделяют следующие основные циклы (интегрированный логистический подход):

цикл передачи заказа;

· цикл создания (поддержания) запасов;

· цикл обработки заказов;

· цикл организации закупок и размещения заказов;

· цикл доставки (МР, ГП, сервиса);

· операционный (производственный) цикл;

· цикл сбора заказов и подготовки документации;

· цикл анализа и подготовки отчетов.

Билет№28

Понятие страхового запаса на складе. Страховой товарный запас — это запас, который постоянно лежит на складе на случай непредвиденных обстоятельств. Чаще всего страховой запас используют для покрытия рисков попадания в дефицит при следующих ситуациях:

· изменение скорости продаж

· задержка срока поставки товара (здесь покрываются риски по задержке производства у поставщика, задержки доставки или оформления груза — в общем риски по всему циклу исполнения заказов)

На практике страховой товарный запас редко лежит без движения. Поэтому при расчете заказов поставщику нужно каждый раз учитывать, что к моменту прихода следующей партии товаров на складе должен оставаться страховой товарный запас.Т.о. Данная величина имеет непосредственное влияние на расчет заказов поставщку. Так же страховой запас является важным компонентом при расчете плановой оборачиваемости товаров. Существует много формул по расчетам страхового запаса, но многие из них громоздкие и на середине зрасчетов абываешь что было в начале.

Прежде всего страховой запас должен быть разным для разных позиций. Т.е вначале расчетов рекомендуется провести АВС анализ товарной матрицы и далее определить для каждой из групп свой страховой запас.

Удобнее всего страховой вычислять как коэффициент от среднемесячных продаж, т.к. В этом случае при изменении скорости продаж будет меняться и страховой. Это поможт избежать ситуаций, когда, например, спрос упал в два раза, а на складе продолжает поддерживаться страховой в больших размерах.

Важно: чем больше срок поставки товар, чем больше скачки в продажах и чем больше риск по задержке товара, тем больше страховой запас нам необходимо иметь на складе.

Наши рекомендации