Понятие логистических запасов
Понятие логистических запасов
Материальный запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
На всем протяжении логистических цепей запасы присутствуют в том или ином виде.
Классификация запасов.
1. По этапу бизнес-процесса (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары, отходы)
2. По месту нахождения (запасы в снабжении, производственные запасы, товарные запасы, складские запасы, транспортные запасы)
3. По функциональному назначению (текущие запасы, страховой запас, подготовительный запас, сезонные запасы, запасы продвижения, спекулятивные запасы, устаревшие (неликвидные) запасы)
4. По времени (максимальный желательный запас, пороговый уровень запаса, текущий запас, страховой запас)
Типы запасов.
1. Буферный запас формируется между поставщиком и потребителем.
2. Запасы готовой продукции обеспечивают производство продукции партиями оптимального размера, удовлетворяют предвиденный спрос.
3. Запасы для обеспечения ожидаемого спроса делаются, чтобы удовлетворить прогнозируемый спрос.
4. Гарантийный запас способствует удовлетворению непредвиденного увеличения спроса.
Страховой запас предназначен для сокращения денежных рисков, объединенных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обещаний по поставкам материального сырья, срывами в производственно-технологических циклах и иными непредусмотренными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем.
Инкотермс 2010, вид поставки CPT
Условия поставки CPT Инкотермс 2010 - «Carriage Paid To» («Фрахт/перевозка оплачены до» указанное название места назначения) означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до указанного места назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Термин CPT содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах.
Термин CPT может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.
Базис поставки CPT Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
Экзаменационный билет №2
Логистика закупок
Логистика закупок представляет собой комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объем готовой продукции, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Основной целью логистики закупок является удовлетворение потребностей компании (производства) в продукции (материалах) с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности логистики закупок составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в т.ч. возможных логистических расходов и сроков поставок. Закупочная логистика — важная составляющая общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия потребителя.
Функции логистических закупок: определение потребности в необходимых материальных ресурсах, получение и оценка предложений, выбор поставщиков, согласование цены и заключение договоров, формирование заказов, контроль за количеством и сроками поставок, входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе, управление запасами и контроль.
Задачи закупочной логистики:
1) обеспечение закупки материальных ресурсов по минимальным ценам и с максимальным качеством. Снижая закупочные цены материалов, можно значительно сократить себестоимость продукции;
2) обеспечение своевременной доставки материалов для производственных потребностей;
3) соблюдение сроков закупки сырья и комплектующих изделий;
4) определение оптимального размера поставок;
5) соблюдение соответствия количества поставок с потребностями производства;
6) контроль за качеством сырья и комплектующих изделий;
7) обеспечение складирования материальных ресурсов (готовой продукции) с минимальными затратами. Управление закупками представляет собой комплекс
Экзаменационный билет №3
Экзаменационный билет №4
Экзаменационный билет №5
Функции склада
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.
3. Преобразование МП. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида МП: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.
4. Сокращение затрат на перевозку.Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию,т.е. объединениенебольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы МР от разных поставщиков. Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории.
5. Предоставление услуг.Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
· подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
· проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
· придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
· выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка);
· доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;
· транспортно-экспедиционные услуги;
· услуга «запасы, управляемые продавцом» и др.
Экзаменационный билет №6
1. Понятие логистических запасов
Материальный запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
На всем протяжении логистических цепей запасы присутствуют в том или ином виде.
Классификация запасов.
1. По этапу бизнес-процесса (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары, отходы)
2. По месту нахождения (запасы в снабжении, производственные запасы, товарные запасы, складские запасы, транспортные запасы)
3. По функциональному назначению (текущие запасы, страховой запас, подготовительный запас, сезонные запасы, запасы продвижения, спекулятивные запасы, устаревшие (неликвидные) запасы)
4. По времени (максимальный желательный запас, пороговый уровень запаса, текущий запас, страховой запас)
Типы запасов.
1. Буферный запас формируется между поставщиком и потребителем.
2. Запасы готовой продукции обеспечивают производство продукции партиями оптимального размера, удовлетворяют предвиденный спрос.
3. Запасы для обеспечения ожидаемого спроса делаются, чтобы удовлетворить прогнозируемый спрос.
4. Гарантийный запас способствует удовлетворению непредвиденного увеличения спроса.
Страховой запас предназначен для сокращения денежных рисков, объединенных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обещаний по поставкам материального сырья, срывами в производственно-технологических циклах и иными непредусмотренными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем.
Категория «А»
Страховым случаем является повреждение, порча, утрата и/или уничтожение груза, произошедших в результате следующих событий:
1) пожара и взрыва;
2) крушения и столкновения судов, посадки судна на мель, выброса на берег, затопления или перевертывания (опрокидывания) морского или речного судна (баржи и т.п.);
1) опрокидывания или схода под откос (с рельсов) грузовых машин и железнодорожных вагонов при наземной транспортировке;
2) аварии воздушных судов;
3) столкновения или касания судна или другого транспортного средства с любым другим предметом, исключая воду (лед при этом водой не считается);
4) разгрузки судна в порту в результате аварии;
5) умышленного пожертвования грузом в случае общей аварии (во имя спасения) на морском транспорте;
6) разгрузки транспортного средства в месте катастрофы;
7) воздействия морской или речной (озерной) воды на груз;
8) выброса (смывания за борт) груза в море в момент катастрофы;
9) противоправных действий третьих лиц, при этом, третьими лицами не признаются контрагенты Страхователя, с которыми у Страхователя имеются договорные отношения;
10) землетрясения, извержения вулкана или удара молнии;
11) погрузки или выгрузки груза с транспортного средства, связанных с отправлением/получением/перевозкой груза;
12) гибели или повреждения груза в результате воздействия других товаров (грузов), перевозимых одновременно, когда такие товары возможны к перевозке одновременно, а также, если гибель или повреждения груза произошли не в результате свойств таких товаров (грузов);
13) расходы на оплату взносов по «общей аварии»;
14) расходы на оплату необходимых, целесообразных и достаточных мероприятий по спасанию застрахованного груза и уменьшению убытков.
Страховая премия - сумма денег, которую страхователь обязан уплатить страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату выгодоприобретателю в размере, определенном договором страхования. Она зависит от факторов, влияющих на степень рисков, а также от конкретного объекта страхования и устанавливается в пределах от 0,16%-0,5% от страховой суммы.
Страховая сумма - действительная стоимость груза на момент начала перевозки устанавливается согласно транспортной накладной (инвойсу). Представляет собой предельный объем ответственности Страховщика при наступлении страхового случая.
Страховая выплата - сумма денег, выплачиваемая страховщиком страхователю (выгодоприобретателю) в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая.
Безусловная франшиза – сумма денег, которая подлежит безусловному вычету из суммы убытков при определении размера страховой выплаты по каждому страховому случаю, определяется в процентах от страховой суммы либо в абсолютном значении (прописывается в договоре).
Страховая защита действует в период перевозки груза с пункта отправления до пункта назначения.
Страхованию подлежат все виды грузов, перевозимых железнодорожным, автомобильным, авиационным, морским, речным, или другим видом транспорта, включая трубопроводы или другие коммуникации, принадлежащего Страхователю (Застрахованному) на праве собственности или по иным основаниям.
Экзаменационный билет №7
1. Правила перевозки опасных грузов
В зависимости от видов опасности, а также их физических, химических и биологических свойств, все опасные грузы разделяются на такие классы опасности:
класс 1 взрывчатые вещества и изделия;
класс 2 газы;
класс 3 легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1 легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2 вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3 вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1 окисляющие вещества;
класс 5.2 органические пероксиды;
класс 6.1 токсичные вещества;
класс 6.2 инфекционные вещества;
класс 7 радиоактивные материалы;
класс 8 коррозионные вещества;
класс 9 прочие опасные вещества и изделия.
Порядковый номер класса опасности не отвечает степени опасности опасного груза.
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка".
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие
окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично*.
----------------
* Герметичная тара - тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из
гофрированного картона.
Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы.
Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках,
бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные
ящики или обрешетки.
Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или
фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).
При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого
места не должна превышать 50 кг.
Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.
Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.
2.1.9. Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846-79 "Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и
хранение".
При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в транспортное средство не менее 1% мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.
2. Проблемы учета логистических затрат на предприятии \
Логистика материальных потоков изучает комплекс операций, обеспечивающих продвижение вещественных предметов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечному потребителю. Принятие решений по этим операциям с позиции интересов сквозной системы позволяет говорить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное “логистический” будет неуместно.
Использование термина “логистические операции” предполагает конечную цель логистического менеджмента — рационализацию именно сквозных цепей.
Логистические издержки (logistical cost) — затраты на выполнение логистических операций.
Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.
Основными составляющими логистических издержек являются:
- транспортнозаготовительные расходы
- затраты на содержание запасов.
Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства и обращения.
В общенациональном масштабе логистические издержки рассчитываются в процентах от ВНП. Например, в США в 1987 г. логистические издержки составляли 462 млрд долл. или 10,27% ВНП. Из них 285 млрд долл. — транспортнозаготовительные расходы, 158 млрд долл. — затраты на формирование и хранение запасов, 19 млрд долл. административноуправленческие расходы [16, с. 123].
В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают [16]:
- в процентах от суммы продаж;
- в процентах от стоимости чистой продукции;
- в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.
При росте качества работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально (рис. 35). Например, для того чтобы повысить показатель готовности сбытовой системы к поставкам1 с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Рост готовности к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но уже в области высокого сервиса) потребует совершенно иных ресурсов — издержки на содержание страхового запаса в этом случае необходимо будет увеличить более чем на 13%.
Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.
Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят “сквозь” организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.
Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию.
В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях.
Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе “пронизывает” предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. На рис. 78 представлена
декомпозиция процесса товароснабжения на отдельные операции. Расходы, связанные с общим процессом, складывается из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально организованного учета весьма сложно.
Например, одно из предприятий пищевой промышленности Москвы при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных маршрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку, т.е. одинаковые товары, заказанные разными магазинами, собирались на одном поддоне. Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент — повышение эффективности использования транспорта. Комплектацию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, насколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно.
Управлять процессом, не зная точно, как в ходе его реализации расходуются ресурсы — это управлять автомобилем с завязанными глазами.
Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.
Подводя итог, сформулируем основные проблемы, связанные с учетом издержек в логистике.
- Высокая доля затрат на операции, связанные с продвижением товарных и материальных ресурсов в сферах производства и обращения, в общем объеме издержек. Постоянный, опережающий общий уровень инфляции, рост стоимости работ на большинстве из этих операций
- Отсутствие, в общем случае, при традиционно организованном учете критерия принятия решений по рациональной организации логистического процесса
- Резкий рост чувствительности логистических затрат к изменению качественных показателей работы логистических систем в области высокого качества их функционирования, характерной для конкурентных рынков.
3. Складская документация
В целях усиления информационной готовности предприятия все процедуры по приему, хранению и сбыту продукции оформляются с помощью документов.
Прием товара регламентируется следующими документами:
1) накладные от внешних поставщиков – являются основанием для оприходования продукции на складе, т. е. основой для создания приходных накладных;
2) приходная накладная – предназначена для учета поступающей на склад продукции;
3) акт о приемке материалов – применяется для оформления приемки продукции, имеющей расхождения по количеству и качеству, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Данный акт составляется также при приемке продукции, поступившей без документов. Акт служит юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю). Перемещение продукции внутри предприятия регламентируется следующими документами:
1) требование-накладная – применяется для учета движения продукции внутри организации между материально ответственными лицами различных структурных подразделений;
2) ведомости (карты) использования лимитов – применяются при оформлении отпуска материалов на производство требованиями, а также возврата из производства и перемещения материалов со склада в кладовую цеха (участка) накладными. Данные ведомости составляются для контроля над отпуском материалов в пределах лимита.
Отпуск продукции со склада на сторону оформляется такими документами:
1) указание на отгрузку – поступает из отдела продаж, содержит ссылку на счет и договор, согласно которому поставляется продукция, номенклатуру продукции, которую необходимо отгрузить, ее количество, стоимость, форму оплаты, срок и способ доставки. Указание на отгрузку – директивный документ для отдела логистики на начало отгрузки продукции заказчику;
2) заборный лист;
3) расходная накладная и др.
Информация о хранении продукции оформляется документами:
1) карточка учета материалов – применяется для учета движения продукции на складе по каждому сорту, виду и размеру продукции. Карточки учета материалов выпускаются бухгалтерией по мере поступления приходных документов в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам (кладовщикам, заведующим складом) под расписку в реестре вместе с приходными документами для осуществления сортового учета;
2) отчет о проводимых инвентаризациях – сличительные ведомости – составляются по видам продукции, при инвентаризации которых были выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между данными учета и данными инвентаризационных описей (фактическим наличием продукции).
На основании всех первичных документов по требованию руководителя могут составляться следующие отчеты:
1) ежедневный отчет о состоянии хранящейся продукции, баланс остатка продукции на вечер предыдущего рабочего дня(содержит данные о всех перемещениях продукции на складе и конечный остаток товара);
2) отчет по срокам годности продукции (предупреждение об окончании срока годности продукции за 6 месяцев до его истечения по каждому наименованию продукции).
4. Материальная ответственность работников склада
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Трудового кодекса Республики Казахстан договоры о полной индивидуальной и коллективной (солидарной) материальной ответственности заключаются с работниками, занимающие должность или выполняющий работы, связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием в процессе производства переданных ему имущества и ценностей, и работодатель заключают в письменной форме договор о полной индивидуальной материальной ответственности работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных работнику. Договоры о полной индивидуальной или коллективной (солидарной) материальной ответственности могут быть заключены как при заключении трудового договора, так и в дополнение к трудовому договору. Таким образом, при переводе на другую работу, перемещении на другое рабочее место, изменении условий труда вносятся изменения и дополнения в трудовой договор работника осуществляющего трудовую деятельность в одной организации и соответственно вносятся изменения и дополнения в договор о материальной ответственности если в нем есть противоречия с содержанием трудового и коллективного договора. |
Экзаменационный билет №8
1.Бюджетирование логических затрат
Логистика позволяет минимизировать материальные запасы и затраты на их поддержание и хранение [1]. Движение материало-потока предприятия происходит одновременно с движением денежных средств и финансовых ресурсов. для планирования и управления финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями фирмы применяется бюджетирование финансовых результатов и денежных потоков [10]. Предприятие осуществляет финансовые отношения со многими контрагентами — государством, банками, покупателями, поставщиками, работниками и др. часть финансовых взаимоотношений протекают при обращении запасов, поэтому для повышения эффективности процесса бюджетирования рассмотрим целесообразность взаимодействия и взаимодополнения бюджетирования и логистики [8].
Функции бюджетирования в логистической деятельности реализуются посредством логистического менеджмента [9].
Бюджетирование — это экономико-управленческий метод, позволяющий анализировать, планировать, контролировать, управлять финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами предприятия [2]. логистика — это процесс управления материалопотоком [7]. Можно сказать, что логистическая деятельность является частью процесса бюджетирования и помогает предприятию эффективно управлять всеми видами материальных ресурсов: сырьем и материалами, производственными запасами (незавершенное производство), готовой продукцией.
Один из подходов к постановке бюджетирования — планирование ресурсами предприятия по бизнес-процессам. особую роль в хозяйственной деятельности промышленных предприятий играет бизнес-процесс «управление, поддержание, хранение запасов». иными словами, одна из задач бюджетирования состоит в объединении в одну систему процессов управления финансовыми ресурсами и запасами (материальными ресурсами)
Бюджетирование запасов должно помогать предприятию в планировании запасов в трех стадиях: продажи, производство, снабжение [3].
Последовательность бюджетирования запасов можно выразить следующим образом:
1. Проведение маркетинговых исследований потребителей и выявление объемов предполагаемого спроса на выпускаемые товары.
2. Составление бюджета продаж с целью определения предполагаемого размера выручки от реализации продукции.
По каждой ассортиментной группе товаров выручка определяется: Выручка от реализации = цена х объем сбыта в натуральном выражении.
3. Составление бюджета производства с учетом прогнозируемого объема реализации и остатков продукции на складе: Объем производства = остатки продукции на складе на начало периода + объем сбыта - остатки продукции на складе на конец периода.
4. Определение объема закупок материалов в натуральном выражении.
5. Определение материальных затрат.
Любой системе управления, в том числе логистической, необходимо задание конкретных целей. ведь еще на этапе планирования можно учесть последствия изменения факторов микро- и макросреды, наметить реальные пути их преодоления.
Логистическим бюджетированием мы считаем регулярное целеполагание, касающееся материальных и финансовых потоков, возникающих при реализации принципов закупочной и распределительной логистики.
Субъекты логистического менеджмента — центры логистической ответственности (ЦЛО), т.е. подразделения компании, реализующие логистическую деятельность и принимающую участие в бюджетировании запасов.
Теория центров ответственности возникла по следующим причинам:
■ желание оптимизировать организационную структуру предприятия;
■ построение бюджетной модели фирмы на основе функциональности организационной структуры.
Существуют следующие подходы к внедрению центров ответственности [4]:
■ реактивный подход — изменение старых управленческих процессов и внедрение новых;
■ террористический подход — заинтересованное в изменении должностное лицо осуществляет нововведение самостоятельно без согласования с кем-либо;
■ адаптивный подход — постепенные изменения в зависимости от наличия ресурсов, актуальности тех или иных вопросов;
■ децентрализация системы.
Бюджетирование должно давать руководству компании объединенный финансовый план, представляющий собой свод доходов и расходов и дающий информацию о предполагаемом размере прибыли [5]. но прежде чем составить финансовый план, менеджеру необходимо обладать определенной информацией, отражающей различные доходы и расходы по всем видам деятельности предприятия. в конечном итоге их нужно консолидировать в общий бюджет. в связи с этим возникает вопрос о том, какое подразделение компании должно заниматься подобной консолидацией.
2. Понятие «логистического цикла»
При организации логистического процесса часто приходится иметь дело с повторяющимися (возобновляемыми) во времени последовательностями операций, образующими так называемые логистические циклы. Одним из основных понятий применительно к концепции интегрированной логистики является цикл исполнения заказа, иногда в зарубежной литературе, называемый полным или функциональным логистическим циклом (Order lead time).
Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.
В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:
· время на составление заказа и его оформление в установленном порядке;
· время на передачу заказа поставщику;
· время выполнения заказа поставщиком, включая время ожидания постановки заказа в очередь на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;
· время на доставку продукции заказчику.
Иногда полезно выделить более подробную структуру цикла исполнения заказа.
Можно выделить функциональные логистические циклы, охватывающие определенные части логистического процесса, или функциональные области. Например, Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс с позиций интегрированной логистики выделяют наряду с полным логистическим циклом три функциональных логистических цикла: цикл снабжения, цикл обеспечения производства и цикл физического распределения. При этом они считают, что исследование параметров логистической интеграции на основании функциональных циклов позволяет определить динамику, взаимосвязи и решения, в совокупности образующие операционную систему логистики.
Динамику функциональным циклам придает необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». «Входом»