Маршрутизация перевозок. Показатели работы подвижного состава на маятниковом и кольцевом маршрутах.
Маршрутизация перевозок грузов - это определение рационального порядка следования подвижного состава между корреспондирующими пунктами в течение рабочего дня.
Корреспондирующие пункты:
- грузоотправители;
- грузополучатели однородного или взаимозаменяемых видов груза
- пункты расположения АТО.
Определить рациональный порядок следования ПС между пунктами - это значит разработать последовательность движения ПС, которая при оптимальных расстояниях перевозки грузов будет обеспечивать возможно меньшую величину непроизводительных пробегов автомобилей в течение рабочего дня.
Составление плана выпуска автомобилей на линию (по согласованному с пунктами погрузки графику) обеспечивает равномерное прибытие их к местам погрузки и создает определенный ритм работы, сохраняемый, как правило, в течение дня.
Выпуск автомобилей на линию производится по графикам, составленным двумя способами:
1. Диспетчер при выписке путевых листов закрепляет автомобили за определенными маршрутами и проставляет в путевых листах номера автомобилей и фамилии водителей. При выпуске водитель получает путевой лист на закрепленный за ним объект, а диспетчер проставляет в путевом листе фактическое время выхода автомобиля. Преимущество первого способа выпуска состоит в более быстром процессе выдачи путевых листов (в них надо записать только время выхода и показание спидометра), а также в том, что водитель постоянно закреплен за определенными объектами, хорошо знаком с условиями и порядком работы на этих маршрутах. Однако это преимущество теряется при возникновении новых объектов и маршрутов, что особенно часто имеет место в АТО общего пользования. Недостатком этого способа является также трудность регулирования ритмичной подачи автомобилей на объекты, поскольку, водитель, получивший путевой лист, может по различным причинам не выехать вовремя. Кроме того, при этом способе трудно регулировать выпуск запланированного количества автомобилей на первоочередные объекты.
2. Путевые листы выписываются обезличенно, без предварительного закрепления автомобилей: при выпуске водитель получает путевой лист на очередной объект по указанию диспетчера. В этом случае все реквизиты путевого листа заполняются диспетчером в процессе выпуска. Преимущество второго способа выпуска заключается в возможности регулирования ритмичной подачи автомобилей и в выполнении выпуска запланированного количества автомобилей на первоочередные объекты. Однако следует заметить, что ритмичная подача автомобилей на объекты может быть достигнута при условии, что диспетчерская находится у выездных ворот и готовый к выезду автомобиль подается водителем к диспетчерской, откуда, получив путевой лист, тут же выезжает на линию.
Различают виды маршрутов:
-маятниковый – маршрут, при котором путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.
· с обратным не груженым пробегом (а);
· с обратным не полностью груженым пробегом (б);
· с груженым пробегом в обоих направлениях (в).
Q1— количество перевозимого груза за ездку; lн1 и lн2 — первый и второй нулевой пробеги соответственно; leг — груженый пробег; lх — холостой пробег;
-кольцевой – называется путь следования подвижного состава по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки и разгрузки:
· применяется с целью увеличения коэффициента использования пробега в случае невозможности организации маятниковых маршрутов с пробегом с грузом в обоих направлениях.
При расчете кольцевого маршрутаисходными данными являются: 1) схема размещения пункта отправки и пунктов назначения, 2) расстояния между ними, 3) объем (масса) груза поставляемого в каждый из пунктов назначения, 4) вместимость и грузоподъемность выделяемого для перевозки транспорта.
Рисунок 7 – Схема кольцевого маршрута