Корректирование исходных нормативов ТО и ТР
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Исходные данные для технологического расчета
Исходные данные корректирования Таблица 1
Показатели | Данные для расчета | ||
1.Марка автомобиля | ВАЗ 2107 | ВАЗ 2110 | ВАЗ-21099 |
2.Списочное кол-во автомобилей, шт. | |||
3. Режим работы на линии: | |||
- дни работы | |||
- среднесуточный пробег, км | |||
4.Категория условий эксплуатации | III | III | III |
5. Климатические условия | Климат умеренно холодный | ||
6. Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативной до КР, % | 0,25-0,50 | 0,25-0,50 | 0,25-0,50 |
7.Режим работы агрегатного участка: | |||
- число рабочих дней | |||
- количество смен для участка | |||
- продолжительность смены, час |
Исходные данные, принимаемые по нормативной литературе
Исходные данные периодичности ТО и ТР Таблица 2
Марка автомобиля | Периодичность, км | Трудоемкость, чел-ч | Удельная трудоемкость ТР на 1000 км, чел-ч | ||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-1 | ТО-2 | ||
ВАЗ 2107 | 2,3 | 7,4 | 2,8 | ||
ВАЗ 2110 | 2,5 | 9,1 | 2,9 | ||
ВАЗ-21099 | 2,2 | 8,1 | 2,9 |
Определение коэффициента технической готовности
2.4.1 Определим коэффициент технической готовности α т по формуле:
, (6)
где: Lсс – среднесуточный пробег автомобиля, км;
d – простой автомобиля в ТО и ТР, дней на 1000 км пробега;
D кр – простой автомобиля в КР, дней;
L кр – пробег автомобиля до КР, км.
ВАЗ 2107
ВАЗ 2115
ВАЗ-2110
2.4.2 Определение коэффициента использования автомобиля.
Определим коэффициент использования автомобиля по формуле:
, (7)
где: D рг – дни работы в году
– коэффициент технической готовности
K и – коэффициент учитывающий снижение использования
технически исправных машин в рабочие дни парка
ВАЗ 2107
ВАЗ 2110
ВАЗ-21099
Определение общего годового пробега всего парка
2.5.1 Определим общий годовой пробег всего парка:
, (8)
где: Асп – списочное количество автомобилей;
Lсс – среднесуточный пробег автомобиля;
– коэффициент использования автомобиля.
ВАЗ 2107 , км.
ВАЗ 2115 , км.
ВАЗ-2110 , км.
Определение количества ТО в год
2.6.1 Годовая программа ТО определяется по формулам:
, (9)
где: – общий годовой пробег всего парка;
– расчетная периодичность ТО-2, км.
(10)
где: – общий годовой пробег всего парка;
– расчетная периодичность ТО-1, км;
– количество ТО-2 в год.
, (11)
где: – списочное количество автомобилей, штук.
ВАЗ 2107 , обсл.
, обсл.
, обсл.
ВАЗ 2110 , обсл.
, обсл.
, обсл.
ВАЗ-21099 , обсл.
, обсл.
, обсл.
2.6.2 Определение суточной программы по ТО и метода его проведения.
Определим суточную программу по ТО и метод проведения его по формуле:
, (12)
где: – количество ТО в год;
– число дней работы зоны ТО в год.
ВАЗ 2107 , обсл.
, обсл.
Технический процесс ТО-1, ТО-2 производится на универсальных постах.
ВАЗ 2110 , обсл.
, обсл.
Технический процесс ТО-1, ТО-2 производится на универсальных постах.
ВАЗ-21099 , обсл.
, обсл
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация управления
Основная задача, к достижению которой стремятся ремонтные предприятия, это уменьшение стоимости ремонта автомобилей и агрегатов при гарантии послеремонтного ресурса, т.е. обеспечение гарантий, отвечающих интересам и требованиям потребителей. Владелец автомобиля в условиях цивилизованного общества лишь тогда платит сполна, когда заказанная им работа выполняется на высоком уровне, быстро и без унизительных для обеих сторон пререканий. Эти же требования являются главными предпосылками и стимулами к использованию в авторемонтном производстве новейших технических достижений.
Принимая во внимание то обстоятельство, что автомобиль является средством повышенной опасности, главное требование к авторемонтным предприятиям – обеспечение гарантированного качества ремонта на уровне завода – производителя автомобиля.
3.1.2 Методы организации ремонта автомобилей на предприятии
Ремонтные работы на ОАО «Омск-Лада» выполняют, как по гарантийному обслуживанию, так и по потребности владельца автомобиля.
После приема автомобиля в контрольно-техническом пункте (КПТ), автомобиль направляется в зону ожидания, если это требуется после прохождения ежедневного обслуживания (ЕО), если нет, то сразу же направляется в зону хранения . В зоне ожидания машины моют и подготавливают к ремонту или обслуживанию. После зоны ожидания направляется в соответствующий участок.
Существует два метода ремонта автомобилей: индивидуальный и агрегатный. При индивидуальном методе с автомобиля снимают поврежденные агрегаты, восстанавливают их, и после ремонта устанавливают на ремонтируемый автомобиль. Автомобиль простаивает в течение всего времени ремонта агрегатов.
Сущность агрегатного метода ремонта состоит в том, что с автомобиля снимают неисправные агрегаты и вместо них ставят отремонтированные или новые из оборотного фонда.
Прием заявок на ремонт автомобиля осуществляет мастер-приемщик. Он оформляет заказ-наряд на ремонт автомобиля, в котором указывает существующие неполадки в автомобиле и пожелания заказчика, регистрирует данные об автомобиле. Если заказчик затрудняется указать неполадки, то ему предлагают провести осмотр автомобиля.
Затем автомобиль обязательно направляют на мойку, т.к. к ремонту принимают только чистые автомобили. После мойки автомобиль поступает на производственный участок, где высококвалифицированные рабочие выполняют работы, указанные в заказ-наряде. При поступлении автомобиля на моторный участок, по желанию заказчика, может быть проведена диагностика двигателя. Проведение данного вида работ позволяет наиболее точно выявить неполадки и устранить их в максимально короткие сроки. После выполнения работ мастер производственного участка оформляет акт выполненных работ. В данном документе указывают все виды оказанных услуг, наименование и количество использованных запасных частей, а также фамилию, имя и отчество исполнителей. Акт выполненных работ передают мастеру-приемщику, который на основании данного документа выписывает заказчику справку-счет. В справке-счете указывают виды и стоимость оказанных услуг, количество и стоимость использованных запасных частей.
После оплаты всех документов заказчик получает автомобиль, справку-счет и кассовый чек. На все использованные запасные части и оказанные услуги автокомплекс предоставляет гарантию на 6 месяцев или 15000 км по пробегу.
3.1.3 Техническая оснащенность производственных участков
Техническую оснащенность предприятия, можно разделить на 3 группы:
- технологическое оборудование – к нему относят различные стенды и приспособления для ТО и Р оснащенные приводными механизмами, измерительными (диагностическими) приборами, захватами и зажимами для ремонтируемых узлов и агрегатов.
- организационная оснастка – различное вспомогательное оборудование для удобства в работе в целях складирования узлов, деталей, инструментов.
- технологическая оснастка – всевозможные виды инструмента и приспособлений, как ручных, так и механизированных.
Режим труда и отдыха
На моторном участке и предприятии в целом установлен следующий распорядок дня: рабочий день длится с 8 00 до 17 00, обед с 12 00 до 13 00, моторный участок работает в одну смену пять дней в неделю. Число рабочих дней в году – 248. По трудовому кодексу рабочий день длится восемь часов, как и установлено Российским законодательством. Начало рабочего дня в 8 00 утра, что позволяет закончить рабочий день не слишком поздно вечером, особенно зимой, чтобы добраться с работы до места проживания. Установленный обед с 12 00 до 13 00 позволяет обе половины рабочего дня работать с равномерной нагрузкой.
КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
Устройство комплекса «Гром»
-детонационная пушка и стойка-манипулятор детонационной пушки
- технологический стол для закрепления напыляемой
детали;
-система управления комплексом
Функциональные возможности комплекса
-восстановление изношенных поверхностей коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, а также любых деталей типа «вал».
-создание рабочих поверхностей деталей с требуемыми свойствами.
Технические характеристики комплекса "ГРОМ": Габаритные размеры напыляемых деталей: | ||||
Длина, мм | до 1700 | |||
Диаметр, мм | до 150 | |||
Масса напыляемых деталей, кг, не более | ||||
Вертикальное перемещение пушки, мм | ||||
Скорость перемещения пушки, мм/с | 1-50 | |||
Скорость вращения напыляемой детали, об/мин | до 125 | |||
Скорострельность пушки, цикл/сек | ||||
Толщина наносимого слоя, мкм | 10 - 3000 | |||
Адгезия, кг/мм2 (МПа) | 10-30 (100-300) | |||
Твердость наносимых слоев, ед. НRC | до 60 | |||
Микротвердость, МПа | до 14000 | |||
Рабочие газы: | ||||
"Топливо" | пропан-бутан | |||
"Окислитель" | кислород | |||
"Продувка" | воздух | |||
Напряжение питания, В | 3х380 | |||
Потребляемая электрическая мощность, кВт, не более | ||||
Технологическая карта на восстановление шатунных шеек коленчатого вала
5 ОХРАНА ТРУДА
5.1 Главной задачей государственной политики в области охраны труда является:
- создание условий для выполнения правил и норм охраны труда;
- организация безопасных условий труда;
- осуществление надлежащего контроля за их соблюдением.
В Трудовом кодексе РФ от 30.12.01 № 197- ФЗ рассматривается охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Законодательное регулирование охраны труда осуществляется:
Нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с этими законами.
Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.
Требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатацииобъектов;конструировании машин, механизмов и другого оборудования,
разработке технологических процессов;
организации производства и труда.
На каждом конкретном предприятии вопрос управления охраны труда решается согласно Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.
Управление охраной труда в организации осуществляет её руководитель. Он вводит должность инженера по охране труда, согласно Трудовому Кодексу, № 197-ФЗ, ст. 217.
Инженер по охране труда отвечает за своевременностью проведения инструктажа и обучения рабочих техники безопасности, проверяет исправность инструментов и механизмов, наблюдает за организацией рабочих.
- составление и одобрение инструкций по внутреннему распорядку, плановой и внеплановой эвакуации, схем расположения помещений, их целевого использования;
- контроль за соблюдением установленных порядков и норм трудовой деятельности;
- осуществление регулярных проверок работ вверенных подразделений;
оформление соответствующей документации;
- выдача разрешений для установки дополнительного оборудования, представляющего потенциальную пожарную опасность либо опасность иного рода;
В соответствии с Трудовым кодексом РФ на предприятии 40 ч. рабочая неделя с выходными суббота и воскресенье.
- Начало работы 8:00
- Конец работы 17:00
- Обед с 12:00 до 13:00
Рабочий день накануне праздничных дней (с 1-7января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября) уменьшается на 1 ч. (ст. 112 ТК).
Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197 - ФЗ ст. ст. 91-105.
5.2 Общие требования
К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
- предварительный медицинский;
- вводный инструктаж;
- обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда;
- первичный инструктаж на рабочем месте.
К работе с электрифицированными инструментом и оборудованием допускаются слесари, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.
Выполнение работ, не связанных с обязанностями слесаря, допускается после проведения целевого инструктажа.
Слесарь обязан:
-соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка;
-правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
-немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
-выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа;
Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально оборудованных местах.
При заболевании или травмировании как на работе, так и вне нее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.
Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
5.3 Требования безопасности агрегатного участка
Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним, при снятии и установке колес автомобиля, при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия, по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов. Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Общие требования безопасности
К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 6 месяца), не должен приступать к работе.
Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.
На агрегатном участке имеются следующие производственные опасности и вредности:
-поражения электрическим током при соприкосновении с частями оборудования, которые могут оказаться под напряжением (ГОСТ 12.1.019-79);
-шум и вибрация, возникающая при работе оборудования;
-выделение наждачной пыли при работе на точильных станках (предельно допустимая концентрация пыли искусственных абразивов равна 5 мг/м3);
-возможные травмы от технологического оборудования.
Для создания безопасных условий труда на агрегатном участке предусматривается создание приточно-вытяжной вентиляции, устройство тепловых завес, местных отсосов (ГОСТ 12.1.005-76).
Для защиты рабочих от поражения электрическим током должны быть заземлены все металлические части электрооборудования, которые могут оказаться под напряжением в случае пробоя фазного провода на массу.
В качестве заземления корпусов электродвигателей используется стальная полоса сечением 20 х 4 мм, проложенная открыто и сваренная в нахлестку.
Один раз в год проверяют сопротивления заземления, которое должно быть не более 4 Ом, и сопротивление изоляции проводов, которое должно быть не ниже 500000 Ом (ГОСТ 12.1.030-81).
Для борьбы с шумом и вибрацией применяется тщательная центровка и пригонка всех движущихся частей оборудования.
Все движущиеся части технологического оборудования должны быть ограждены защитными кожухами или решетками. Температура воздуха на агрегатном участке допускается не ниже 17 °С, влажность воздуха - не более 75, скорость движения воздуха-0,4м/с.Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг– механизированнымспособом.
Техника безопасности на агрегатном участке
· Разборка и сборка агрегатов должны производиться на специальныхустановках, стендах, верстаках, предназначенных для устойчивого положения ремонтируемых агрегатов.
· Рабочие места по разборке и сборке агрегатов должны быть оборудованы стендами, верстаками, стеллажами, специальными подставками, съемниками, приспособлениями и инструментов. Стенды верстаки должны быть устойчивыми.
· Рабочие места по разборке и сборке должны быть расположены на такой площади, которая позволяет разместить оборудование, агрегаты и узлы.
· Выпресовка и запрессовка втулок, подшипников и других вставных деталей, должны производиться с помощью специальных приспособлений.
· Запрещается сдувать пыль, стружку и другие предметы сжатым воздухом.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом работы слесарь должен:
· Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты.
· Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.
· Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.
· Поверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему непосредственному руководителю.
Включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости местную вентиляцию.
Требования безопасности во время работы
Во время работы слесарь должен:
· Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
· Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
· После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
· На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать - работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
· Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
· Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.
· Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках - козелках.
· Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
· При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).
· При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
· Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
· При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.
· Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
· Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
· Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
· Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
· Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
· Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
· Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
· При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
· Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
· При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
· При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
· Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.
· При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.
· Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
· Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.
· Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
· Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
Слесарю запрещается:
· использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
· работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
· переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
· сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
· хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
· применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;
· мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
· загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
· выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
· применять приставные лестницы;
· использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
· скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
· использовать гайки и болты со смятыми гранями;
· держать мелкие детали руками при их сверлении;
· устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
· применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
· вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
- О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, рабочий должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
- Если несчастный случай произошел с самим рабочим, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
Требования безопасности по окончании работы
По окончании работы слесарь обязан:
· Привести в порядок свое рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.
· Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
· Вымыть руки с мылом.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
Слесарь оператор при работе с кран-балкой не должен отвлекаться от выполнения своих прямых обязанностей. Запрещается допускать на кран посторонних лиц и передавать кому-либо управление краном без специального на это разрешения.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ оператор должен выполнять следующие требования безопасности:
- поднимать и перемещать груз только по сигналу стропальщика, предварительно дублируя поданный сигнал до его выполнения;
-приостановить немедленно работу по сигналу "стоп" независимо от того, кем подан сигнал;
- перед подъемом груза грузовые канаты должны находиться в вертикальном положении;
-перед подъемом груза и перед каждым передвижением крана дать звуковой сигнал;
-убедиться в отсутствии стропальщиков и других лиц при подъеме и опускании груза, находящегося вблизи штабеля, автомобиля с полуприцепом, между грузом и перечисленными объектами, а также в невозможности задевания грузом или грейфером за них;
-выполнять плавно без рывков все действия погрузочных механизмов (подъем, опускание груза и стрелы, поворот, перемещение тележки с грузом по ездовой балке и самого механизма, а также торможение во всех перемещениях);
-расстояние между обоймами крюка и блоками на стреле при подъеме груза должно быть не менее 0,5 м;
-поднимать груз во время перемещения не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
Требования безопасности по применению инструментов:
При выполнении слесарных работ особое внимание следует уделить организации труда, состоянию инструмента и соблюдению правил безопасности работы. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть соответствующее технологическое оборудование, приспособления и инструменты. При устранении неисправностей на автомобили инструмент, съемники, приспособления запасных частей располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости. Чтобы исключить возможность падения, кладут их на горизонтальной плоскости. Для хранения инструмента применяют также передвижные шкафы, столы или переносные инструментальные ящики.
На агрегатном участке при использовании многоместных верстаков или размещения их друг против друга для предупреждения травмирования работающих рядом отлетающими кусками обрабатываемого материала устанавливают сетчатую металлическую перегородку. Высота перегородки должна быть не ниже 750 мм, а размер ячеек не более 3 мм.
При работе на асфальтобетонном полу у верстака для предупреждения простудных заболеваний располагают деревянную решетку.
Ручной инструмент должен быть в исправном состоянии, чистым и сухим. Его выбраковка, как и выбраковка приспособлений, должна производиться не реже одного раза в месяц.
Молотки и кувалды должны иметь бойки с гладкой, слегка выпуклой поверхностью без сколов, выбоин, трещин и заусенцев. Их рукоятки и рукоятки других инструментов ударного действия должны быть изготовлены из древесины твердых и вязких лиственных пород (дуб, береза, кизил, бук, клен, ясень, рябина) или синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Инструмент должен быть надежно насажен на рукоятку и расклинен закругленными клиньями из мягкой стали. Длину рукоятки выбирают в зависимости от массы инструмента: для молотка 300-400 мм; для кувалды 450-900 мм. Рукоятки ножовок, напильников, отверток, шаберов должны быть стянуты бандажными кольцами.
Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны, просечки) должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов.
Гаечные ключи должны быть подобраны по размерам гаек и болтов. Размер зева ключей не должен превышать размеров головок болтов и граней гаек более чем на 0,3 мм. Запрещается отвертывать гайки ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями болтов и гаек и губками ключа, удлинять рукоятку дополнительными рычагами, другими ключами или трубами.
При работе с электроинструментом следует соблюдать меры электробезопасности. Электроинструмент должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.013-75. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен несъемным гибким кабелем (шнуром) с штепсельной вилкой. Кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения его с горячими, сырыми и масляными поверхностями. Заземление корпуса электроинструмента должно осуществляется с помощью специальной жилы, штепсельная вилка должна иметь один заземляющий контакт. При работе элекроинструментом необходимо применять индивидуальные средства защиты: диэлектрические перчатки, галоши, коврики и т.п.
Пневматический инструмент должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.010-75 и иметь исправные шланги. Присоединяют шланги к инструменту при помощи ниппелей, штуцеров или стяжных хомутов. Перед присоединением шланг предварительно продувают для удаления загрязнения. Воздух подают только после установки инструмента в рабочее положение.
Из средств индивидуальной защиты слесарю по ремонту автомобилей выдают хлопчатобумажный костюм и комбинированные рукавицы. В зимнее время, при наружных работах дополнительно выдают хлопчатобумажную куртку и брюки на утепленной подкладке. При работе с этилированным бензином слесаря дополнительно обеспечивают прорезиненным фартуком и резиновыми перчатками. При рубке, чеканке и других подобных работах слесарь должен пользоваться защитными очками, а при работе с пневматическим инструментом – виброизолирующими рукавицами. Для предупреждения кожных заболеваний слесарям рекомендуется защитно-профилактичекие средства.
Безопасность слесарных работ можно обеспечить только при строгом, обязательном выполнении инструкций по охране труда. Нельзя находится и работать под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного