Деловая игра № 2: «Построение каналов распределения готовой продукции в соответствии с выбранной стратегией сбыта»
Цель игры: научиться в заданных условиях (на примере хозяйственной ситуации производственного предприятия по производству керамической плитки) анализировать макро- и микросреду, выбирать перспективную стратегию развития подсистемы распределения готовой продукции и строить в соответствии с выбранной стратегией оптимальные каналы распределения и партнерские отношения.
Порядок деловой игры.Все студенты разбиваются на группы по 3-4 человека. Одна группа будет представлять экспертную комиссию, а остальные - рабочие группы.
Предполагается, что экспертная комиссия - это представители высшего звена (директор по производству, директор по маркетингу, директор по логистике, коммерческий директор и др.). Рабочая группа - это представили среднего звена (маркетологи, логисты, сбытовики), которым необходимо решать текущие проблемы организации в отношении сбыта готовой продукции.
Таким образом, каждая рабочая группа должна самостоятельно изучить ситуацию и в соответствии с собственными видениями предложить стратегию развития сбыта производственного предприятия. В результате у каждой рабочей группы формулируется свой вариант развития событий и своя схема распределительных каналов, которые ей предстоит представить на суд экспертной комиссии. Защиту проектов целесообразнее проводить публично.
Экспертная комиссия в свою очередь должна оценить каждый из проектов, во-первых, с точки зрения логистических подходов к ведению хозяйственной деятельности, а во-вторых, с точки зрения экономических результатов: прибыли и рентабельности.
По итогам работы экспертная комиссия выносит решение о победившем проекте.
Подробнее задания для рабочих групп и экспертной комиссии представлены ниже.
Примечание. Для получения адекватного результата предлагается ввести в игру координатора экспертной комиссии, которым Должен выступать преподаватель.
Условия деловой игры
Характеристика предприятия
ЗАО «ЧАР» зарегистрировано Московской регистрационной палатой 24 сентября 1992 г.
Фабрика расположена на небольшом расстоянии к югу от «садового кольца». Подъездные дороги являются достаточно удобными для транспортировки оборудования, сырья и продукции. ЗАО «ЧАР» арендует землю, на которой расположена фабрика. Срок действия договора аренды - до 2019 г.
ЗАО «ЧАР» производит керамическую продукцию. Основным производством является изготовление облицовочной керамической плитки, что составляет более 85%. Кроме того, на фабрике производятся декоративные керамические изделия, такие как вазы, кашпо и т. п. Общий годовой объем производства составляет около 4 млн у.е.
2. Обзор рынков сбыта
В настоящее время на внутреннем рынке строительных материалов не существует дефицита облицовочной плитки. Предлагается в широком ассортименте плитка как российских (30% рынка), так и зарубежных производителей (Итальянская, Испанская и Чешская - 70% рынка) различных типоразмеров и видов декорирования. Импортная плитка представлена в комплекте с отделочными фрагментами (филенки, вставки, бордюры, декоративные элементы).
Продукция отечественных заводов отличается по качеству в худшую сторону. Однако цены на импортную плитку (15 - 40 у.е. за 1 кв. м) значительно превышают цены на отечественную плитку (6 - 10 у.е. за 1 кв. м).
Формы продажи готовой продукции различны, в частности:
1) продажи дилерам. Эта форма позволяет уменьшить цены на плитку, выставляемые производителями. Дилеры самостоятельно обеспечивают рекламу и сбыт продукции. Производителю нет необходимости вступать в конкуренцию при продажах в данном регионе. Для дилера такая форма дает преимущество низкой цены и отсутствие конкуренции в границах данного рынка. Для производителя это преимущество - в заранее планируемой и гарантированной отгрузки продукции, по действующему с дилером договору;
2) периодические разовые, возможно неоднократные крупные оптовые отгрузки. Заказчики - крупные строительные организации, снабжающие строительные комплексы отдельных регионов. Преимуществом для заказчика в этом случае опять остаются относительно низкие оптовые цены от производителя. Для фирмы-производителя преимуществом является возможность частичной или полной предоплаты и одновременно крупные объемы отгрузки;
3) сбыт продукции в сферу торговли на различных условиях. Это могут быть крупные склады-магазины, которые, в свою очередь, продают в сеть различных строительных и хозяйственных магазинов. Такая форма предполагает длительные и достаточно стабильные отношения с этими заказчиками. Однако подобная форма требует предварительного анализа способностей партнеров и последующего контроля за выполнением ими своих обязательств по расчетам. Преимуществом такой формы для заказчика является возможность кредитного расчета и доставки продукции транспортом фирмы; Для производителя имеется преимущество достаточно стабильного планируемого сбыта;
4) сбыт через собственную торговую сеть производителя. Конечно, такая форма требует значительных затрат и усилий со стороны производителя, но и дает возможность анализа спроса для улучшения планирования производства (стиль, размеры и т. п.) продукции. Подобная форма обычно предоставляет производителю установить наиболее приемлемую цену.
Рыночный спрос имеет сезонный характер, т. е. на период ноябрь — март спрос заметно снижается по причине сокращения строительных мероприятий. Форма дилерских отношений также может быть цикличной, однако она может быть выровнена за счет торговых предложений, стимулирования сбыта и т. п., проводимых дилерами.
3. Структура отдела сбыта
На сегодняшний день отдел сбыта представляет собой иерархическую организационную структуру из 9 человек: начальник отдела сбыта, 3 менеджера по продажам и 4 помощника менеджеров.
4. Организация продажи продукции и ценообразование Располагаясь в Москве, ЗАО «ЧАР» имеет преимущество по продажам своей продукции. В настоящее время предприятие продает более 70% своей продукции в Московском регионе. Основными покупателями являются торговые и строительные организации. Организация продаж осуществляется собственными силами.
ЗАО «ЧАР» продает свою продукцию по цене в диапазоне от 6,0 у.е. До 7,2 у.е.
5. Анализ конкурентов
Сегодня среди производителей стран СНГ наибольшая конкуренция идет со стороны фабрики «Керин» в г. Минск (Белоруссия). Керин производит плитку в широком ассортименте типоразмеров, с разнообразной цветовой гаммой, с хорошим качеством и по цене, не превышающей 6,5 у.е. за квадратный метр плитки.
Совместное предприятие «Везо» (г. Орел) также является сильным конкурентом и продает через дилерскую сеть компании «Керамика», которая обеспечивает сбыт всего объема продукции, но цена на эту плитку выше цен других отечественных производителей (7,3-9 у.е.).
Другие предприятия, такие как Кучинский керамический комбинат, Волгоградский керамический завод, Смоленский завод керамических изделий, Екатеринбургский и Шахтенский заводы керамических изделий, в настоящее время производят продукцию по цене около 6-7 у.е., но их продукция имеет не лучшие качество и дизайн.
Импортная продукция имеет хорошее качество и дизайн, но продается по значительно более высоким ценам.
Цена на рынке является важным фактором конкурентоспособности. В этом плане продукция ЗАО «ЧАР» имеет преимущество при имеющейся цене 6,0-7,2 у.е. Можно сравнить ее со средней стоимостью керамической облицовочной плитки, используемой сейчас строительными организациями России - 10,5 у.е.
Организация сервиса
ЗАО «ЧАР» имеет возможность организовывать доставку продукции покупателю железнодорожным транспортом (вагон, контейнер) и автомобильным транспортом (привлекая транспортных посредников).
Затраты на транспортировку одного квадратного метра плитки железнодорожным транспортом на расстояние 1000 км составляют 0,2 у.е., автомобильным транспортом - 1,1 у.е.
Все транспортные расходы несет покупатель продукции.
При транспортировке продукции железнодорожным транспортом применяется обязательное страхование от полной или частичной утраты груза. Затраты примерно составляют 0,4% от стоимости груза. При транспортировке автотранспортом стоимость страховки от полной или частичной утраты груза включена в тариф на перевозку. Затраты по страховке несет покупатель.
Задание для рабочих групп:
1. Изучите ситуацию и определите, какую стратегию распределения, на ваш взгляд, необходимо выбрать. Аргументируйте свой выбор исходя из представленных выше фактов.
Варианты стратегий
Стратегия 1: быстро внедриться на рынок в новом качестве с целью обеспечения своевременного сбыта запланированного объема производства готовой продукции (максимальная загрузка мощностей).
Стратегия 2: постепенно завоевывать рынок посредством сближения с потребителем и оперативного реагирования на его запросы в отношении ассортимента и качества.
Стратегия 3: расширить рынок сбыта (как в экономическом, так и в географическом отношении), позиционируя на рынке свою продукцию как конкурентоспособную по цене и качеству.
Стратегия 4: полная ориентация сбыта на Московский регион с целью возможности реализации продукции по более высоким ценам.
2. В соответствии с выбранной стратегией схематично обозначьте наиболее привлекательные варианты распределения готовой продукции (каналы сбыта). Используя предложенные ниже возможные варианты партнерства, выберите наиболее подходящий для вас канал распределения. Поясните свою позицию и дайте конечную оценку предложенных вами мероприятий. При этом объясните оптимальность своего решения в данной ситуации.
Варианты партнерства в системе распределения готовой продукции
1. Продажи через мелкооптовую сеть «Строитель»
Сведения о компании. «Строитель» - это сеть из 4 магазинов мелкооптовой торговли, находящихся в Москве и Московской области (по два соответственно). «Строитель» существует на рынке 5 лет. За это время успел зарекомендовать себя среди потребителей как продавец с высоким уровнем обслуживания. «Строитель» предлагает целый комплекс дополнительных услуг в процессе продажи своих товаров, например таких как: организация доставки товаров в любое удобное для потребителя время с 7 до 24 ч, консультации по грамотному применению купленных товаров, дизайнерские услуги и т. п. Однако уровень цен на товары в данной сети немного выше среднерыночного уровня.
Фирма «Строитель» предлагает ЗАО «ЧАР» следующие условия дилерского договора. «Строитель» ежемесячно (с разбивкой в два этапа) будет покупать 20% месячного объема производства по 100%-ной предоплате и 20% брать под реализацию по цене 6,0 у.е. Риски, связанные с непродажей продукции, взятой под реализацию, ложатся на «Строитель». В конце месяца все долги по оплате ортгруженной продукции «Строитель» должен закрыть. Колебания объемов закупок могут составлять 7%.
Транспортировка товара будет осуществляться силами «Строителя». Договор предлагается заключить сроком на 3 года.
Два раза в год ЗАО «ЧАР» предлагается проводить рекламные акции в магазинах «Строителя» (покупка продукции должна сопровождаться поощрительными подарками, например коробкой клея для облицовочной плитки). Все расходы по организации акций Ложатся на ЗАО «ЧАР».
2. Продажи через компанию «Керамика»
Компания «Керамика» предлагает ЗАО «ЧАР» заключить контракт на эксклюзивную дистрибьюторскую деятельность в Центральном регионе России. Согласно этому контракту «Керамика» будет покупать у ЗАО «ЧАР» 60% его продукции по фиксированной цене 6,0 у.е. за квадратный метр и продавать продукцию в Центральном регионе России, за исключением Москвы и Московской области, дабы не создавать конкуренции самому производителю. Поставки должны осуществляться 3 раза в месяц (с равномерной разбивкой месячного объема производства).
Контрактом должно быть предусмотрено, что в случае увеличения себестоимости продукции цена может увеличиться на 5% по сравнению с предыдущей ценой не чаще, чем один раз в два месяца.
При этом «Керамика» желает получать сезонные скидки (в периоды апрель — май и август - сентябрь) в размере 0,1 у.е. за кв. м плитки для проведения рекламной кампании.
Претензии по качеству товара «Керамика» будет переадресовывать ЗАО «ЧАР», во всех остальных случаях с момента отгрузки товара вся ответственность за сохранность груза будет ложиться на компанию «Керамика».
Контракт предлагается заключить сроком на 5 лет, и по окончании этого периода, если не будет заявления о его расторжении, контракт автоматически будет продляется еще на 5 лет.
Сведения о компании. «Керамика» зарекомендовала себя как надежный дистрибьютор на рынке строительных материалов. «Керамика» уже несколько лет продает продукцию совместного предприятия «Безо», которое отмечает особую обязательность «Керамики» в отношении исполнения договоров.
3. Продажи через компанию «Стройсоюз»
Сведения о компании. Компания «Стройсоюз» представлена на рынке 2 года. «Стройсоюз» - это совместное предприятие, которое занимается закупкой строительных материалов для крупных строительных фирм, работающих в основном на территории Западной Сибири. Однако есть заказчики и среди московских фирм. Среди своих партнеров (как снабженцев, так и сбытовиков) фирма зарекомендовала себя удовлетворительно. Такая не столь высокая оценка деятельности «Стройсоюза» связана с частыми нарушениями договорных отношений, в первую очередь в отношении сроков исполнения обязательств. Причины таких отклонений, как правило, были субъективными. Однако часто партнеры «Стройсоюза» закрывают на это глаза, поскольку «Стройсоюз» работает с большими объемами, хорошими ценами и на условиях 100%-ной предоплаты.
«Стройсоюз» предлагает ЗАО «ЧАР» следующие условия партнерства. Ежемесячно «Стройсоюз» выкупает у предприятия по 100%-ной предоплате 80% месячного объема производства по цене 5,9 у.е. Поставки должны осуществляться 2 раза в месяц. При этом ЗАО «ЧАР» за свой счет организует транспортно-экспедиционное обслуживание груза и берет на себя все риски, связанные с возвратом некачественной продукции и возвратом поврежденной продукции в процессе погрузки-разгрузки и транспортировки (в соответствии с условиями договора между ЗАО «ЧАР» и организатором перевозок).
«Стройсоюз» 1 раз в год за свой счет обязуется выставлять продукцию ЗАО «ЧАР» на специализированной выставке.
Контракт предлагается заключить на 1 год, а в случае удовлетворительной работы сторон пролонгировать срок действия договора еще на 3 года.
4. Продажи через компанию «Объект»
Компания «Объект» предлагает ЗАО «ЧАР» заключить дистрибьюторское соглашение на эксклюзивную продажу продукции в Москве и Московской области. Соглашением должно быть предусмотрено следующее. «Объект» обязуется выкупать 40% объема продукции ЗАО «ЧАР» по цене 5,8 у.е. Поставки необходимо осуществлять 1 раз в месяц.
Доставка товара осуществляется силами «Объекта».
1 раз в год «Объект» собственными силами гарантирует организацию рекламных акций.
На ЗАО «ЧАР» ложатся риски по возврату некачественной продукции и риски, связанные с неверной комплектацией ассортимента.
Дистрибьюторское соглашение предлагается оформить сроком на 2 года.
Сведения о компании. Отношения партнеров к «Объекту» как к торговому посреднику неоднозначны. Примерно половина партнеров довольна работой «Объекта», вторая половина имеет претензии по выполнению договорных обязательств, и в первую очередь в отношении срывов сроков сделок. Также есть неудовлетворительные отзывы в отношении организации рекламных акций.
5. Продажи через мелких посредников
На рынке существует много мелких фирм, которые для ЗАО «ЧАР» могут выступить как торговые посредники. Имидж таких фирм оставляет желать лучшего. Однако их территориальная разобщенность позволяет предприятию быстро объявить себя и позиционировать свою продукцию не только в Москве и Московской области, но и на многих других рынках местного и регионального значения. При этом у ЗАО «ЧАР» есть возможность рассредоточить поставки во времени, тем самым обеспечив себе возможность равномерной загрузки производственных мощностей и сократив затраты на хранение.
Такие фирмы предлагают следующие условия дилерского договора. Ежемесячно закупать 10% объема ЗАО «ЧАР» по цене 6,3 у.е. Оплата: 50% - предоплата и 50% - по факту отгрузки. Объемы закупок могут колебаться в пределах 3%.
Доставку должен организовывать производитель за свой счет.
Все риски, связанные с возвратом некачественной продукции и возвратом поврежденной продукции в процессе погрузки-разгрузки и транспортировки, берет на себя ЗАО «ЧАР» или транспортный посредник (в соответствии с условиями договора между продуцентом и организатором перевозок).
Дилерские договоры в таких условиях, как правило, заключаются сроком на 1 год, с последующей пролонгацией в случае удовлетворительности сторон.
Сведения о компании. Проверить на обязательность (поскольку они часто работают с множеством оптовиков) и на качество работы с клиентами (как правило, они работают с конечными потребителями готовой продукции, причем это либо отдельно взятый потребитель, либо небольшие фирмы, занимающиеся ремонтом квартир и офисов) мелкие торговые фирмы сложнее. Согласно среднестатистическим наблюдениям партнеры и клиенты оценивают работу таких фирм по пятибалльной шкале на «3» и «4».
3.Дайте экономическую оценку вашего проекта по следующим показателям, представленным в табл.
Показатели экономической оценки проекта
Показатель | Значение |
Объем выпуска, тыс. кв. м. | |
Объем оптовых продаж, тыс. кв. м. | |
Цена оптовая 1 кв. м., у.е. | |
Полная себестоимость 1 кв. м., у.е. | 4,09 |
Прибыль на 1 кв. м., у.е. | |
Рентабельность продукции, % | |
Рентабельность продаж, % |
Примечание: рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости, а рентабельность продаж - прибыли к цене.
Задание для экспертной группы
1. Проанализируйте ситуацию и выявите наиболее важные моменты в процессе принятия решений по проектным мероприятиям в отношении построения каналов распределения готовой продукции предприятия.
2. Определите критерий оценки проектов. Это могут быть наиболее высокие показатели рентабельности, или рациональность построения логистических операций сбыта (в отношении транспортировки, хранения и т. п.), или надежность логистических посредников, участвующих в процессе распределения, и т. п.
Наиболее полной будет оценка проектов, используемая в деловой игре № 1. Для этого необходимо составить список критериев оценки, проранжировать их и присвоить каждому критерию весовую характеристику. Далее необходимо обозначить шкалу балльной оценки выбранных критериев (например, 10-балльная) и заполнить табл.
Балл с учетом веса определяется как произведение выставленного балла на присвоенный данному критерию вес.
Тот проект, который наберет наивысшую сумму, побеждает в данной игре.
ТЕСТЫ
Тесты № 1 по теме «ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА». В №1
1. Укажите наиболее верное определение «Логистика производства»:
1) логистика производства — это одна из основных функциональных подсистем логистики организации (логистической системы);
2) логистика производства — это наука о системной рационализации управления производственным процессом, как составной частью логистической цепи (закупки, производство, распределение) и как особого интегративного звена этой цепи, нуждающегося в ускоренной технической подготовке производства, в своевременном информационном обеспечении и в качественном техническом обслуживании производства с целью обеспечения своевременного выпуска продукции или оказания услуг надлежащего качества и с оптимальными затратами ресурсов;
3) логистика производства — это наука о рационализации процессов управления организацией и ее производственными процессами посредством выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организаций;
4) логистика производства — это сфера управления материальными и сопутствующими им информационными, финансовыми и другими потоками, обеспечивающими своевременный выпуск продукции или оказание услуг с минимальными затратами;
5) логистика производства — это наука о проектировании, управлении и контроллинге за движением производственных процессов, информации и прочих поддерживающих процессах в промышленных организациях.
2. Укажите неверное положение статичного представления о ходе производства:
1) расчетная длительность цикла изготовления каждой детали (заготовки) является величиной конечной, пригодной для расчета опережений запуска этой детали;
2) длительность цикла изготовления комплекта деталей определяется по ведущей детали комплекта, имеющей наибольшую длительность цикла относительно остальных деталей комплекта;
3) общая трудоемкость выполнения заказа на каждой стадии производства распределяется неравномерно относительно соответствующей стадии своего производственного цикла;
4) структура трудоемкости выполнения заказа не изменяется во времени относительно своего производственного цикла или частей этого цикла (стадий производства);
5) длительность производственного цикла выполнения заказа зависит от сложности и трудоемкости выполняемого заказа.
3. Укажите неверное положение динамичного представления о ходе производства:
1) расчетная длительность цикла изготовления каждой детали (заготовки) является величиной средне вероятностной, определяемой с точностью +40%;
2) длительность цикла изготовления комплекта деталей определяется не по ведущей детали комплекта, а по специальной формуле;
3) общая трудоемкость выполнения заказа на каждой стадии производства распределяется равномерно относительно своего производственного цикла и каждой его части соответствующей конкретной стадии производства;
4) структура трудоемкости выполнения заказа сильно изменяется во времени относительно своего производственного цикла и частей этого цикла (стадий производства) — так, что финишных операций нет в начале, а стартовых операций нет в конце цикла каждой стадии производства выполняемого заказа;
5) длительность производственного цикла выполнения заказа зависит от производственной программы и особенностей организации производства, характерных для исполнения этой производственной программы.
4. Укажите неточную характеристику проявления закона календарной синхронизации частей производственного процесса:
1) единый ритм изготовления партий деталей (Re) связывает основные характеристики производственного процесса: продолжительность планового периода, количество номенклатурных позиций в программе на этот плановый период и среднюю занятость рабочих мест участка выполнением одной операции программы рассматриваемого планового периода;
2) разные по продолжительности операции в производственном процессе выравниваются до некоторого календарного предела, который равен или больше наибольшей продолжительности операции производственного процесса в данном плановом периоде;
3) разные по продолжительности циклы изготовления деталей (предметов труда) выравниваются до самой набольшей продолжительности цикла детали из программы на данный плановый период;
4) разные по продолжительности циклы маршрутных комплектов деталей выравниваются до самого наибольшего цикла комплекта деталей изготавливаемых на рассматриваемом производственном участке в данный плановый период;
5) разные по продолжительности циклы выполнения заказов в производстве выравниваются либо до самого наибольшего из них, либо до суммы опережений между стадиями производства.
5. Укажите, какое из перечисленных ниже направлений интеграции элементов в производстве раскрыто некорректно (не полностью):
1) интеграция предметов труда, интеграция всего разнообразия изготавливаемых деталей в группы на основе тщательной их классификации по конструкторско-технологическим признакам для концентрации однородных работ;
2) интеграция оборудования, т. е. создание сети технологических ячеек (ГПМ), комплексов (ГПС, ГПУ);
3) интеграция материальных потоков в производстве — это объединение единичных маршрутов движения каждого предмета труда в общий технологический маршрут (частичный поток) предметов труда в каждом производственном подразделении и объединение общих технологических маршрутов в общую схему движения предметов труда в производстве;
4) интеграция процессов создания и производства изделий от идеи до готовой продукции — слияние воедино основных, вспомогательных, обслуживающих процессов и процессов управления под график хода основного производства;
5) интеграция обслуживания за счет слияния всех обслуживающих процессов (например, обслуживание ремонтом, инструментом, наладкой, энергией всех видов и другие) в единую систему и слияние ряда подсистем этой системы с системами: управления оборудованием, обеспечения качества, слежения за изменениями точностных характеристик оборудования, обеспечения безотказной работы и диагностики.
6. Укажите, какое направление интеграции, если иметь ввиду концептуальные положения логистики производства, раскрыто некорректно:
1) интеграция персонала в соответствии с требованиями гибкого производства за счет коллективизации труда, синтеза знаний и опыта (комплексные бригады), слияния профессий, внедрения эргономики, обеспечение непрерывности совершенствования подготовки и учета социальных последствий интегрированного производства;
2) интеграция потоков информации для принятия решения по поддержанию и прогнозированию хода производства;
3) интеграция управления всеми функциональными подсистемами и производственными процессами на основе использования ЭВМ, банков данных, программ и средств автоматизации передачи команд;
4) интеграция процессов создания и производства изделий от идеи до готовой продукции — слияние воедино процессов технической и организационной подготовки производства, процессов предупреждения возникновения брака и процессов внесения изменений в техническую документацию освоения производства;
5) интеграция материальных потоков в производстве, т. е. организация движения предметов труда по типовым технологическим маршрутам.
7. Укажите, какой из ниже перечисленных законов не является законом только оптимизации производственного процесса:
1) закон упорядоченности движения предметов труда (ПТ) в производстве доказывает, что без предварительной упорядоченности движения предметов труда нет места планированию и надежному управлению ходом производства;
2) закон календарной синхронизации частей производственного процесса проявляется в том, что неравные продолжительности технологических операций и других частей производственного процесса выравниваются до некоторого календарного предела либо за счет пролеживания предметов труда, либо за счет простоя рабочих мест, либо за счет того и другого одновременно;
3) закон непрерывности хода производственного процесса позволяет определить либо минимальные опережения между запусками деталей в производство достаточные для организации непрерывного изготовления каждого предмета труда, либо минимальные опережения между моментами включения в работу смежных операций процесса для обеспечения непрерывной загрузки плановых рабочих мест;
4) закон производственного ритма в цикле исполнения заказа проявляется в том, что в процессе выполнения заказа или его частей относительно их производственных циклов наблюдается неравномерность потребления ресурсов, прежде всего, рабочего времени рабочих и оборудования;
5) закон резервирования ресурсов в производстве утверждает, что только минимально-избыточная система является надежной и эффективной.
8. Какая из перечисленных ИСУ (интегрированных систем управления) в настоящий момент наиболее широко используется?
1) ИСУ MRP-П (Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов) включает объединение системы MRP с управлением финансами и производственными мощностями организации;
2) ИСУ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование бизнес-ресурсов организации), система которая позволяет управлять всеми ресурсами предприятия, интегрируя управление заказами, снабжением, запасами, производством, сбытом, финансами и т. д. ERP является полнофункциональной системой управления организацией;
3) ИСУ CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) включает функции ERP и охватывает также взаимодействие с клиентами: управление ресурсами синхронизированное с потребностями покупателя от проектирования будущего изделия до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи;
4) ИСУ CSM (Chain Supply Man agement — управление логистическими цепочками) включает функции CSRP и управление поставками, под контролем CSM находится материальный поток от приобретения сырья до сервиса у конечного потребителя;
5) ИСУ IRP (Intelligent Resource Planning — планирование интеллектуальных ресурсов) охватывает автоматизацию управления всеми задачами организации на базе систем управления знаниями и нейронных сетей.
9. Укажите ошибочную запись, включенную в состав следствий закона непрерывности хода производственного процесса:
1) во всех типах производства час простоя рабочего места и час пролеживания партии предмета труда противопоставляются друг другу не только как различные компенсаторы, выравнивающие длительности операций, но и как разные по величине потери производства;
2) в поточном производстве производственный процесс должен организовываться по принципу непрерывной загрузки рабочих мест в противоположность принципу непрерывного движения предметов труда в непоточном производстве;
3) при асинхронности продолжительностей производственных операций непрерывную загрузку рабочих мест можно организовать с помощью системы опережений во времени между смежными последовательными операциями процесса или группами взаимозаменяемых рабочих мест;
4) при асинхронности продолжительностей производственных операций непрерывное изготовление предметов труда можно организовать с помощью системы опережений во времени между уроками запуска предметов труда в производство;
5) в поточном производстве, на переменно-поточных линиях, где нарушается непрерывность изготовления предметов труда, наибольшая эффективность производства достигается за счет организации полной загрузки рабочих при недогрузке большей части станков переменно-поточной линии.
10. Какой уровень проявления действия закон ритма производственного цикла заказа указан ошибочно?
1) уровень изготовления детали;
2) уровень изготовления комплекта деталей;
3) уровень выполнения месячной программы производственным участком;
4) уровень изготовления изделия (выполнения заказа) в производстве;
5) уровень исполнения производственной программы предприятием или уровень единого графика хода производства.