Каналы сбыта товаров и услуг. Участник каналов распределения

Осуществить продажи или сбыт своей продукции невозможно без разработанной системы дистрибуции, проще говоря, без системы распределения по различным местам продажи. Слово «distribute» в переводе с английского буквально означает «распределять», и это распределение осуществляется через каналы товародвижения. Причем покупать продукт могут для дальнейшей перепродажи другие продавцы, и тогда данная коммуникация будет относиться к коммуникация В2В (business to business) или непосредственно частные клиенты — так называемая коммуникация В2С (business to customers). Выбранный канал сбыта влияет на все остальные решения в области маркетинга.

В системе сбыта производителя — поставщика продуктов называют «вендор» (англ. vendor — «продавец»), под его торговой маркой выпускается продукция (например, Intel, Compaq), а его партнеры по организации продаж — дистрибуторы, дилеры, ресейлоры—посредники в продажах, а также ритейлоры (розничные продажи). Английские купцы принесли многие обозначения торговых операций, которые вошли в наш лексикон, помимо из­вестного из школьного курса слова «trade» — «торговля»: используемые в рамках маркетинга трейд-маркетинг (trade marketing) и в методах стимулирования торговых каналов трейд-промоушн (trade promotoin), дилер (dealer) — посредник, ритейл (retail) — розничная торговля, commerce — торговля, коммерция. Одно из значений корня слова «ретейл» — tail — «наследование имущества». Торговую операцию часто называют обменом прав собственности — такой подход мог зародиться только в недрах нации, специализирующейся на торговле.

По определению Ф. Котлера, канал сбыта (распределения) – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Различают несколько видов каналов распределения: оптовая торговля, рассылка почтой, специализированные магазины, розничная торговля, станции обслуживания и другие.

1. Интеллектуальное обеспечение:

1) сбор информации, необходимой для планирования и обеспечения обмена, — о конкурентах, потребителях, посредниках;

разработка методов по стимулированию спроса (стандарты мерчандайзинга, информационно-рекламная поддержка, мероприятия BtL).

2. Организационное обеспечение:

1) приспособление товара — подгонка товара под требования покупателей (производство, сортировка, монтаж, упаковка);

2) организация товародвижения—транспортировка и скла­дирование товаров;

3) обеспечение выкладки товаров в торговом зале.

3. Коммуникационное обеспечение:

1) установление контактов — налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;

2) проведение переговоров — согласование цен и прочих условий для последующей передачи права собственности или владения;

3) обеспечение программ по стимулированию сбыта — распространение «увещевательных» коммуникаций о товаре: размещение рекламы «in store» (внутри торгового зала); орга­низация маркетинговых событий, распространение рекламной продукции.

4. Финансовое обеспечение:

1) изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;

2) принятие риска — принятие на себя ответственности по функционированию канала;

3) страхование операций.

Все участники коммуникативного канала в той или иной мере берут на себя ответственность за выполнение этих функций. Дистрибутор может взять на себя только организацию товародвижения, т. е. доставку, складирование и перепродажу следующему игроку в этой цепочке, а может обеспечить программы популяризации продаваемых торговых марок, например, устроив какие-то презентации или поучаствовав в специализированной выставке, и таким образом взяв на себя часть коммуникационных функций. Но, с другой стороны, и сама система дистрибуции (особенно в прямых продажах) будет оказывать влияние на коммуникативные, интеллектуальные функции.

Канал сбыта зависит от многих факторов: как от географического положения вендора и конкурентной активности, так и от особенностей товара: его транспортабельности, условий и сроков хранения (особенно это важно для овощей, цветов), широты ассортимента.

Каналы распределения могут быть трех видов:

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют эту связь и располагают ограниченными целевыми рынками. Здесь применяется, как правило, прямой маркетинг.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг через одного или нескольких независимых посредников от изготовителя к потребителю. Такие каналы обычно используют предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от части сбытовых функций и расходов и, соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы уменьшить контакты с потребителями.

Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения.

Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непосредственно потребителям при наличии собственных региональных складов. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт) изготовитель должен убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована.

Прямой маркетинг в системе сбыта используется, как правило, при сложном технологическом производстве, когда изготовитель своими силами обеспечивает монтаж сложного оборудования непосредственно на предприятиях потребителя; когда предприятие работает под заказ; когда круг его клиентов ограничен небольшой группой потребителей и т.п. Концентрация потребителей в территориально разобщенных зонах также сокращает наличие сбытовых филиалов, и прямые контакты в результате оказываются более эффективными.

Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней.

Уровень канала распространения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.

Протяженность (длина) канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней (рисунок 3).

Ширина канала распределения — количество участников на одном уровне.

Каналы сбыта товаров и услуг. Участник каналов распределения - student2.ru

Рисунок 3 – Каналы распределения

В частности существуют:

Канал нулевого уровня (прямой канал) – состоит из производителя, продающего товар непосредственно конечному потребителю.

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный продавец, а на промышленных рынках им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал – включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками становятся оптовые и розничные торговцы, промышленных рынках это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.

Трехуровневый канал - включает в себя трех посредников. Этими тремя посредниками могут быть: предприятие крупного опта, предприятие мелкого опта, предприятие розничной торговли.

Существует и большее число уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.

Таблица 2 - Достоинства и недостатки каналов сбыта разной протяженности

Тип канала Достоинства Недостатки
1. Прямой сбыт · Высокий контроль за ценами, возможность их дифференциации по регионам · Доступ к информации о рынке и потребителе · Отсутствие наценки посредников · Возможность формирования устойчивой группы клиентов · Высокие затраты на реализацию · Значительные затраты на транспортировку · Существенные затраты на организацию складского хозяйства
2. Продажа через посредника · Умеренные затраты на реализацию · Высокие наценки посредника · Относительно высокие цены для конечного покупателя · Ограниченность контроля над территориальным охватом
3. Продажа через многоуровневую систему посредников · Сравнительно низкие затраты · Отсутствие необходимости исследования и прогнозирования рынка · Отсутствие необходимости решать вопросы логистики (склады, транспорт и т.п.) · Низкий уровень контроля над ценами · Оторванность от конечного потребителя и соответственно недостаток информации о нем · Необходимость установления более тесных контактов с посредниками · Организация системы их информирования и обучения

Наши рекомендации