Особенности нормативно-правового регулирования внешнеторговых операций с товара «Автомобили легковые и прочие транспортные средства»
В данной части первой главы речь пойдет, в основном, про начисление платежей в таможенном оформлении при ввозе и вывозе транспортных средств через таможенную границу.
Но сначала кратко поясню, что ранее я отмечал использование выбранного мной вида товара в производственной, торговой и др. сферах народного хозяйства. Следовательно, очевиден тот факт, что такое использование может служить для взаимодействия различных компаний или предприятий между собой. Даже, если они находятся на территории разных стран. В таможенном деле есть документ, который регулирует международные перевозки – это «Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КОПТ) от 1956 года. СССР присоединился к ней с 1 августа 1983 года. Участницами в данное время являются более 40 стран.
Перевозки автомобильным транспортом в страны дальнего зарубежья осуществляются на основе межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении. Ими установлен разрешительный порядок перевозки грузов между Россией и соответствующими государствами, а также транзитом. Разрешение дается на каждую перевозку.
Во всех бывших социалистических республиках, которые входили в состав СССР с российских перевозчиков не взимаются таможенные сборы»[3].
Теперь перейду к описанию структуры осуществления таможенных операций в сфере таможенного дела, связанных именно с ввозом или вывозом транспортных средств физическими лицами через таможенную границу.
При таможенном оформлении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, взимаются следующие виды таможенных платежей:
1) Таможенный сбор
2) Утилизационный сбор
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" за таможенное оформление транспортных средств взимаются следующие таможенные сборы, таблица 1.
Таблица 2
Зависимость ставки таможенных сборов от величины таможенной стоимости.
Таможенная стоимость, руб. | Ставка сборов, руб. |
до 200 тыс. включительно | |
От 200 тыс. 01 коп. до 450 тыс. | |
от 450 тыс. 01 коп. до 1200 тыс. | |
от 1200 тыс. 01 коп. до 2500 тыс. | |
от 2500 тыс. 01 коп. до 5000 тыс. | |
от 5000 тыс. 01 коп. до 10000 тыс. | |
от 10000 тыс. 01 коп. |
При таможенном оформлении автомобилей ввозимые беженцами и вынужденными переселенцами, таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.
Также при ведении таможенных мероприятий осуществляется применение единых ставок пошлин, налогов.
Основным регламентирующим документом является Постановление Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования". Транспортные средства, ввозимые физическими лицами не для коммерческой деятельности, подлежат оформлению в льготном, упрощенном порядке. Этот порядок включает полное или частичное освобождение от таможенных пошлин или применение единых ставок таможенных пошлин и налогов.
Единая таможенная ставка применяется:
1) при ввозе физическим лицом автомобиля (за исключением нового) вне зависимости от страны происхождения;
2) при ввозе физическим лицом автомобиля отечественного производства.
Величина единых ставок таможенных пошлин, налогов зависит от типа автомобиля, который может быть следующим:
1) новый автомобиль иностранного производства;
2) новый автомобиль российского производства, приобретенный за рубежом;
3) подержанный автомобиль иностранного и российского производства.
Новыми автомобилями считаются автомобили, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет (год выпуска автомобиля можно определить по VIN номеру транспортного средства) вне зависимости от величины пробега. В отношении новых автомобилей иностранного производства единая ставка зависит от стоимости автомобиля и (или) объема двигателя в кубических сантиметрах (таблица 2):
Таблица 3
Зависимость единой ставки таможенной пошлины от стоимости нового автомобиля иностранного производства и (или) объема двигателя в кубических сантиметрах.
Стоимость или объем двигателя, см3 | Ставка таможенной пошлины |
Новые автомобили иностранного производства | |
не превышает 325 тыс. рублей | 54%, но не менее 2,5 ЕВРО/см3 |
более 325 тыс. рублей, но не превышает 650 тыс. рублей | 48%, но не менее 3,5 ЕВРО/см3 |
более 650 тыс. рублей, но не превышает 1625 тыс. рублей | 48%, но не менее 5,5 ЕВРО/см3 |
более 3250 тыс. рублей, но не превышает 6500 тыс. рублей | 48%, но не менее 15 ЕВРО/см3 |
более 6500 тыс. рублей | 48%, но не менее 20 ЕВРО/см3 |
более 1625 тыс. рублей, но не превышает 3250 тыс. рублей | 48%, но не менее 7,5 ЕВРО/см3 |
В целях определения размера ставки пошлины для определения таможенной пошлины понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли. Цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.
Пересчет стоимости автомобилей, указанной в иностранной валюте, производится по курсу ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.
Если стоимость автомобиля по методике расчета таможни окажется ниже заявленной таможенной стоимости, таможенный орган будет использовать для целей определения ставок заявленную таможенную стоимость.
Новые автомобили российского производства.
В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет и страной происхождения которых является РФ (страну происхождения можно определить по VIN номеру транспортного средства), применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 1 Евро за 1 см3 объема двигателя[4].