Перевозка машин на прицепах-тяжеловозах
Применяется на расстояние до 150 км и более, в основном, машин на гусеничном ходу.
Машины очищают от грязи, пыли, масла, заправляют топливом, маслом и водой (для летнего времени) или охлаждающей жидкостью (для зимнего времени). При необходимости заменяют гидравлическую тормозную жидкость. Если машина неисправна, воду, топливо, масло и другие жидкости сливают из систем машины.
Погрузка машин на гусеничном ходу на прицеп-тяжеловоз требует от машиниста знаний такелажных работ, т.к. незначительная ошибка может привести к неправильному положению машины по отношению к платформе и машина может уйти в сторону или упасть с прицепа.
При погрузке нельзя допускать буксование гусеничного хода, особенно одностороннего.
Угол подъёма трапов не должен превышать 200, т.к. в противном случае могут возникнуть буксование, перекос и падение машины.
Погрузку желательно выполнять лебёдкой тягача или прицепа, даже если машина исправна.
Расчаливание и закрепление погруженных на прицеп машин является ответственной операцией, которой часто пренебрегают.
Для расчаливания на прицепе-тяжеловозе применяют деревянные брусья сечением 10х20 и длиной 50 – 100 см.
Брусья устанавливают впереди гусениц погруженной машины, прикрепив их болтами к платформе прицепа (как исключение допускается крепление гвоздями).
Концы брусьев, прилегающие к брусьям, затёсывают по форме гусеницы.
Тормоз погруженной машины должен быть включён.
Поворотную платформу машины расчаливают и прикрепляют к ходовой раме и к платформе прицепа мягкой (отожженной) проволокой Ø 4 -6 мм.
Стрелу (экскаватора, крана) или хобот (погрузчика) машины опускают на деревянные подкладки, уложенные на платформу прицепа, и также закрепляют.
Диаметр проволоки и число нитей в каждой растяжке принимают в зависимости от массы машины, дальности транспортирования и типа дорожного покрытия (2 – 3 пряди).
Транспортирование гусеничных машин на буксире
Этот способ применяют при отсутствии прицепов.
Для сцепления ходовой рамы гусеничной машины с тяговым крюком тягача используют канаты, длину которых выбирают с таким расчётом, чтобы РО не находилось над тягачом, а сама машина не набегала на него.
При подготовке машины к транспортированию её поворотную платформу устанавливают так, чтобы РО было направлено по ходу движения и закреплено на высоте 0,8 – 1, м.
При этом необходимо выключить муфты ходового механизма, а также снять, если имеются, ходовые цепи (у неисправных экскаваторов, кранов и др.), заменить смазку во всех точках гусеничного хода и заглушить двигатель.
Машинист буксируемой машины обязан находиться в её кабине.
Передвижение разрешается со скоростью не более 3 – 4 км/ч (на I передаче) и через каждые 4 – 6 км смазывать ходовую часть в строгом соответствии с картами смазки.
Тяговые усилия тягачей выбираются в зависимости от массы транспортируемой машины и покрытия дорог.
Преодоление крутых подъёмов
При транспортировании машин приходится преодолевать подъёмы до 150 и более.
Возможность преодоления значительных подъёмов рассчитывают с учётом мощности двигателя тягача и надёжного сцепления ходовых его устройств с дорогой.
Для передвижения машин на подъёме необходимо, чтобы движущая сила на ведущих ходовых устройствах машины-тягача была несколько больше суммы сопротивлений движению как самого тягача, так и прицепа с грузом или без груза.
Если сцепление ходовых устройств с поверхностью дороги недостаточно, возникает буксование, машина будет останавливаться, а иногда, особенно в мокрую погоду, сползать вниз или в сторону.
На подъёме тяговое усилие самоходной машины-тягача, находящейся в сцепе с прицепом (трейлером), загруженным транспортируемой машиной, определяется по формуле:
(1)
где Т – тяговое усилие для самоходной машины-тягача, тс;
Q1 и Q2 – масса тягача и прицепа с машиной, тс;
f1 и f2 – коэффициенты сопротивления движению для машин на гусеничном ходу;
α – угол наклона дороги на подъёме, град.
Отсутствие буксования тягача определяется следующим условием:
(2)
где φ – коэффициент сцепления ходовой части с дорогой, φ = 0,1 – 0,7 .
Приравнивая выражения (1) и (2) получим:
Разделив обе части равенства на cosα, и учитывая что tgα = ν, будем иметь выражение, определяющий максимально допускаемый уклон подъёма i, который может быть преодолён тягачом при отсутствии буксования:
(3)
Мощность двигателя тягача можно найти исходя из суммы сопротивлений движению по преодолению подъёма пути.
Необходимым условием перемещения является: сила тяги должна быть больше всех сил сопротивления движению машины.
Так как сила тяги зависит от мощности двигателя, массы машины и скорости её перемещения, предельный угол её подъёма, преодоление которого возможно, определяется по формулам:
- для самоходной машины-тягача
(4)
- для машины-тягача с прицепом
(5)
где N – мощность двигателя, л.с.;
η – КПД двигателя.
Угол подъёма при транспортировании машин редко превышает 150 (только в отдельных случаях достигает 20 -250). Значение sinα при определении этого угла принимают по справочным математическим таблицам.
Если из-за недостаточного сцепления ходовых устройств с грунтом появляется буксование, проверку придельного угла на буксование производят по формуле:
- для самоходной машины или тягача
- для машины-тягача с прицепом
При преодолении подъёмов 20 – 250 применяют в качестве вспомогательных средств лебёдки и полиспасты.
Суммарная мощность двух тягачей не будет превышать 0,6 общей суммы их усилий.
Преодоление крутых спусков
Крутые спуски опасны тем, что могут развиться недопустимо высокие скорости, в результате чего может произойти опрокидывание.
Поэтому на крутых спусках необходимо обеспечить постоянную и безопасную скорость, при которой была бы исключена возможность опрокидывания или сползания машины и тягача.
При значительном угле наклона силы, действующие на машины, могут превышать силы сопротивлений, возникающих при их движении.
В этих случаях движение машины происходит с возрастающей скоростью даже при выключенном двигателе.
Для предупреждения появления больших скоростей необходимо обеспечить такое торможение, силы которого вместе с силами сопротивления движению оказались бы больше сил, вызывающих сползание машин под углом.
Даже при полном торможении ходовых устройств машины, если уклон дороги велик, может наблюдаться сползание машины, т.е. движение «юзом».
В этом случае движущая сила, равная Q sinα будет больше силы сопротивления движению машины, равной силе тяги I по условию сцепления с грунтом.
Исходя из этого условия, угол, при котором машина может сползать «юзом», определяется по формулам:
-для тягача с прицепом (без тормозов).
При спуске под уклон двигатель тягача должен оставаться включенным.
Торможение двигателем достигается путём соединения его с трансмиссией машины прирезком ограничении или полном прекращении подачи топлива в его систему.
Двигатель при этом перестаёт быть источником движения и вместе с другими механизмами становится потребителем энергии, которая затрачиваетя на продаление сопротивления трения.
При этом тормозная сила, создаваемая двигателем, может быть принята равной в среднем 80% от нормального тягового его усилия.
Тогда максимальный угол наклона, обеспечивающий равномерное движение тягача при торможении только одним двигателем, может быть определён из следующих выражений:
- для самоходной машины или тягача
- для тягача с прицепом .
Тормозная сила зависит от скорости движения машины – чем меньше скорость движения, тем больше тормозная сила.