Последовательность построения экономической характеристики
Экономическая характеристика строится в следующей последовательности.
Определяют мощность двигателя , необходимую для движения автомобиля с разными скоростями (от до ) для заданного значения коэффициента дорожного сопротивления :
, . (4.7)
Каждому значению скорости движения автомобиля находят соответствующие значения частоты вращения коленчатого вала двигателя , используя скоростную и динамическую характеристику или по формуле:
, (4.8)
где - текущее значение угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя, ; - передаточные числа трансмиссии на каждой передаче; - радиус колеса, .
Для полученных значений частоты вращения коленчатого вала двигателя , соответствующих характерным точкам на внешней скоростной характеристике двигателя, определяют значения удельного расхода топлива на этих режимах по формуле:
, , (4.9)
где , , - эмпирические коэффициенты
- для дизельных двигателей , ;
- для бензиновых двигателей , , ;
- минимальный удельный расход топлива, принимается по прототипу (паспортный удельный расход топлива), .
Минимальный удельный расход топлива обычно принимается из прототипа двигателя или для ориентировочных расчетов определяется по средним статистическим данным:
- для дизельных двигателей – 200-260 ;
- для бензиновых двигателей – 280-340 .
Текущий удельный расход топлива , соответствующий данному режиму работы двигателя, рассчитывают по формуле:
, (4.10)
где и - коэффициенты, учитывающие влияние скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.
Для того, чтобы получить величину коэффициента , необходимо определить процент использования мощности двигателя при движении с различной скоростью по заданному значению коэффициента сопротивления дороги .
Значения коэффициентов и можно определить по любому из трех способов:
- по вспомогательным таблицам 4.1 и 4.2;
- по эмпирическим графикам, показанным на рисунка 4.1 и 4.2;
- по эмпирическим формулам (4.9-4.11).
Таблица 4.1 – Коэффициент изменения удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя
0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | |
1,15 | 1,09 | 1,04 | 1,02 | 1,01 | 1,00 | 1,01 | 1,02 | 1,04 |
Таблица 4.2 – Коэффициент изменения удельного расхода топлива в зависимости от угловой скорости коленчатого вала двигателя
, % | |||||||||
2,11 | 1,67 | 1,33 | 1,22 | 1,11 | 1,06 | 1,00 | 1,06 | 1,11 | |
1,56 | 1,38 | 1,25 | 1,12 | 1,09 | 1,06 | 1,00 | 1,06 | 1,25 | |
Рисунок 4.1 – График зависимости поправочного коэффициента , учитывающего изменение удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя | |||||||||
Рисунок 4.2 – График зависимости поправочного коэффициента , учитывающего изменение удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя |
Коэффициент , учитывающий влияние скоростного режима на расход топлива:
. (4.11)
Коэффициент , учитывающий влияние нагрузочного режима на расход топлива:
- для автомобилей с бензиновым двигателем:
. (4.12)
- для автомобилей с дизельным двигателем:
. (4.13)
Далее по формуле (4.6) находят путевой расход топлива .
Результаты расчетов заносят в таблицу, на основе которых строится экономическая характеристика.
Кроме заданного значения , выбираем еще 2 типа дорог разного качества, т.е. с различными коэффициентами сопротивления дороги :
- ;
- .
Аналогичным образом рассчитываются и строятся кривые и для других дорог с коэффициентами и . На каждой такой кривой указывается значение соответствующего ей коэффициента сопротивления дороги .
Для анализа экономической характеристики на ней проводятся резюмирующие кривые:
- кривая максимальных скоростей движения на разных дорогах и кривая экономических скоростей, проходящая через точки, где расход топлива имеет минимальное значение.
Слева кривые экономической характеристики ограничиваются линией, соединяющей точки, соответствующие минимально устойчивым скоростям движения.
Таблица 4.3 – Результаты расчета экономической характеристики автомобиля
№ п/п | , | , | , | , | , | , | , | |||||