Определение изгибающего момента на миделе от сил поддержания
Мс.п. определяется по следующей формуле:
где kс.п. определяется из выражения:
где Св – коэффициент общей полноты.
Определение изгибающего момента
Мизг. определяется по следующей формуле:
Мизг. необходимо сопоставить с Мдоп.
Определение допустимого момента
Мдоп. определяется по следующей формуле:
– на вершине волны;
– на подошве волны.
При этом вычисляют два значения Мдоп.: одно – из положения судна на вершине волны, другое – на подошве. В том и другом случае используют одну и ту же формулу, которой меняют лишь коэффициент k.
Таблица 5
Тип судна | Положение судна на волне | |
на вершине (перегиб) | на подошве (прогиб) | |
Сухогрузные суда | 0,0205 | 0,0182 |
Танкеры | 0,0199 | 0,0173 |
Проверка местной прочности
Обеспечение местной прочности осуществляется путем нормирования нагрузки на единицу площади палубы. По существующим правилам Регистра нагрузка в тоннах на 1 м2 палубы трюма или твиндека обычного сухогрузного трюма численно не должна превышать 0,75 Hi, где Hi – высота помещения. Таким образом, помещение не может быть загружено полностью грузом с удельным погрузочным объемом (УПО) менее 1,33 м3/т.
Критерии оценки рациональной загрузки судна с точки зрения местной прочности Км является отношение фактической нагрузки рф к технически допустимым рдоп
;
Максимальное количество груза, которое может быть погружено в трюм объемом Wм3:
Расчёт остойчивости
Таблица 6
θ° | 10° | 20° | 30° | 40° | 50° | 60° | 70° |
lф | |||||||
sinθ° | 0,1736 | 0,3420 | 0,5000 | 0,6428 | 0,7660 | 0,8660 | 0,9397 |
lст = lф – lв | |||||||
Плечо формы снимается с Пантокарен или выбирается из табл. 4.
Диаграмма статической остойчивости (ДСО) выражает зависимость плеча статической остойчивости lст или восстанавливающего момента Мв от угла крена θ.
Диаграмма динамической остойчивости (ДДО) выражает зависимость работы восстанавливающего момента Тв или плеча динамической остойчивости lдин от угла крена θ.
После построения ДСО и ДДО нужно определить и описать, как это делается, нижеследующие величины:
1. Определение максимального плеча ДСО.
2. Определение максимального угла ДСО.
3. Определение угла заката ДСО.
4. Определение начальной метацентрической высоты.
5. Определение плеча опрокидывающего момента.
Требования Регистра России к остойчивости
Определение критерия погоды
9.0. Схема размещения грузов на судне |
З А Д А Н И Е
1. Дифферент на корму в метрах.
2. Суточный расход топлива на ходу в тоннах.
3. Суточный расход топлива на стоянке в тоннах.
4. Суточный расход воды на ходу и стоянке в тоннах.
5. Запас снабжения в тоннах.
6. Вес экипажа и багажа в тоннах.
7. Запас провизии в тоннах.
8. Расстояние между портами в милях.
9. Средняя скорость в час в узлах.
10. Суточная норма грузовых работ в порту погрузки в тоннах в сутки.
11. Суточная норма грузовых работ в порту выгрузки в тоннах в сутки.
Используя номера вышеперечисленных статей расхода, в столбце, обозначающем номер варианта, построчно выбираем цифры задания.
Таблица 1
Вариант ---------- №п/п | ||||||||||
0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,5 | 0,6 | |
13,5 | 14,0 | 12,5 | 13,0 | 13,7 | 14,2 | 12,7 | 13,2 | 14,0 | 13,5 | |
Таблица 2
Генеральные грузы
№ п/п | Название груза | Упаковка | УПО |
1. | Жесть | Пачки | 0,43-0,51 |
2. | Кирпич обычный | Пакеты | 0,65-0,86 |
3. | Мрамор | Без упак. | 0,51-0,57 |
4. | Рельсы | Без упак. | 0,37-0,53 |
5. | Руда медная | Мешки | 0,44 |
6. | Руда никелевая | Мешки | 0,40-0,50 |
7. | Свинец | Слитки | 0,20 |
8. | Руда железная | Мешки | 0,45-0,50 |
9. | Чугун в чушках | Без упак. | 0,28-0,34 |
10. | Марганцевая руда | Мешки | 0,40 |
11. | Сахар-сырец | Мешки | 1,13-1,15 |
12. | Пшеница | Мешки | 1,30-1,47 |
13. | Рис белый | Мешки | 1,40-1,47 |
14. | Стекло листовое обыкновенное | Ящики | 1,13-1,42 |
15. | Цемент | Бум. мешки | 1,05-1,20 |
16. | Чай плиточный | Ящики | 1,25-1,50 |
17. | Консервы мясные | Ящики | 1,25 |
18. | Масло сливочное | Ящики | 1,40 |
19. | Молоко сгущенное в банках | Ящики | 1,19 |
20. | Алебастр | Мешки | 1,22-1,30 |
21. | Арахис нелущеный | Мешки | 1,50-2,00 |
22. | Бензин | Бочки | 1,80-2,20 |
23. | Бумага упаковочная | Рулоны | 1,81 |
24. | Вино 100 литровое бочки | Бочки | 1,61 |
25. | Вино и водка в бутылках | Ящики | 1,70 |
26. | Джут | Кипы | 1,84-1,93 |
27. | Картон | Пачки | 1,70 |
28. | Каучук натуральный | Кипы | 1,84-1,90 |
29. | Кофейные зерна | Мешки | 1,50-2,00 |
30. | Сыр | Ящики | 2,00 |
31. | Апельсины | Карт. ящик | 2,55-2,70 |
32. | Банана | Банчи | 3,68-4,25 |
33. | Чай грузинский | Ящики | 2,83-3,20 |
34. | Чай зеленый | Ящики | 3,10-3,56 |
35. | Шкуры сухие | Кипы | 4,00-4,50 |
36. | Лимоны | Кар. ящики | 2,70 |
37. | Пробка | Кипы | 7,90 |
38. | Хлопок | Кипы | 3,55 |
39. | Табак листовой | Тюки | 2,95 |
40. | Шкуры сухие | Разрознен. | 5,10-5,40 |
Из таблицы 3 выбирается наименование и количество груза (вес) в тоннах в столбце соответствующем варранту. В каждом варианте три груза обязательных (не факультативных) и один необязательный (факультативный). Вариант № 1 затемнен в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 3
4=2500 | 8=2300 | 6=3000 | 1=2700 | 3=2800 |
11=2000 | 13=3000 | 14=1500 | 18=1900 | 20=1700 |
22=1500 | 25=1400 | 28=2200 | 23=2100 | 27=1500 |
5=2650 | 9=3650 | 7=2900 | 10=2850 | 2=1200 |
12=2050 | 16=1950 | 17=1700 | 19=2000 | 15=1100 |
24=1400 | 26=2300 | 21=2050 | 30=1400 | 29=4000 |
Таблица 4
Определение плеч формы в зависимости от определенной величины Zg
lф10 | lф20 | lф30 | lф40 | lф50 | lф60 | lф70 | |
Zg=7,0 м | 1,30 | 2,64 | 3,83 | 4,83 | 5,67 | 6,09 | - |
Zg=6,5 м | 1,27 | 2,53 | 3,68 | 4,66 | 5,37 | 5,80 | - |
Zg=6,0 м | 1,21 | 2,40 | 3,51 | 4,41 | 5,12 | 5,46 | - |
Zg=5,5 м | 1,17 | 2,32 | 3,40 | 4,23 | 4,81 | 5,06 | - |
Zg=5,0 м | 1,14 | 2,30 | 3,31 | 4,07 | 4,61 | 4,73 | - |
При построении диаграммы статической остойчивости для определения плеч формы необходимо входить в таблицу 4 с полученной величиной Zg. Если величина Zg не равна величине указанной в таблице нужно произвести интерполяцию и получить плечо формы на требуемую величину Zg.
При построении диаграмм статической и динамической остойчивости желательно пользоваться бумагой в клеточку применяя при этом масштаб: четыре клеточки на десять градусов по оси θ и две клеточки на 0,1 м по оси плеч остойчивости.
При получении задания получите бланк «Схема грузового плана».
При возникновении затруднений по выполнению курсового проекта обращаться к преподавателям на кафедре «УС» для получения консультации.