Для детей, овладевших основными речевыми навыками.

Т.А. Ткаченко

Логические упражнения

Для развития речи

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, чи­тать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслитель­ной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении мате­матических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Входе многолетней практической деятельности нам постоянно прихо­дится анализировать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов Москвы. Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фра­зовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового дет­ского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятель­ности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, не­умение выделить в них главное;

• неспособность синтезировать информацию;

• неумение планировать;

• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубин­ную сторону проблемы или явления;

• трудности в формулировании плана логической операции, её хода и ре­зультата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной дея­тельности зачастую являются у 6-7 — летних детей возрастными, физио­логически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагировать­ся же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в пол­ной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконииа, II. Я. Пшыкрина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже. Причем послед­ние считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».

Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволили предполо­жить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллекту­ально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние сло­весно-логического мышления на речь дошкольников как при норме раз­вития, так и в условиях патологии.

При составлении данного пособия мы руководствовались следующими задачами:

• представить игры и упражнения для развития всех операций мышле­ния (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретиза­ция, абстракция);

• из заданий, направленных на развитие мышления, выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка;

• расположить игры и упражнения в порядке нарастания сложности.

Каждая из предлагаемых игр, в которых авторские идеи сочетаются с известными психологическими тестами, модифицированными для стар­шего дошкольного возраста, представляет собой самостоятельный мето­дический пласт работы и может быть при желании дополнена.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Цепь:проанализировав картинки с изображением 4-х детей, указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно и чётко объяснить свой выбор.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №2

Цель:закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)….

•Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)….

• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая)….

•Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль)….

• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….

• Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки ….

УПРАЖНЕНИЕ №3

Цель: подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №4

Цель: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение с каждой парой слов.

Пример:кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарея и пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картинку для мамы к 8 Марта.

Щётка Карандаш Ложка

Лейка Грабли Спицы

Иголка Нож Половник

Лопата Портфель Клей

Очки Грабли Весло

Лифт Пузырёк Полка

Плита Вешалка Тачка

Весы Градусник Сковородка

Духовка Миксер Мясорубка

Холодильник Ракетка Банка

Открывалка Крючок Сантиметр

Молоток Отвёртка Гвоздь

Тяпка

УПРАЖНЕНИЕ №5

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк________________________

Огурец, морковь, трава___________________________

Халат врача, помидор, снег_________________________

• Форма: телевизор, книга, колесо _______________

Косынка, арбуз, палатка____________________________

• Величина: бегемот, муравей, слон_______________________

Дом, карандаш, ложка_____________________________

• Материал: банка, кастрюля, рюмка_____________________

Альбом, тетрадь, ручка___________________________

• Вкус: конфета, картошка, варенье_____________________

Торт, селёдка, мороженое_________________________

• Вес: вата, гиря, штанга__________________________

Мясорубка, перышко, гантеля ___________________

УПРАЖНЕНИЕ №6

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, ве­лосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка — часы, колесо — …

Колесо — круг, ковёр — …

Белка — дупло, медведь — …

Кофта — шерсть, шуба — …

Магазин — продавец, больница — …

Рыба — река, птица — …

Ваза — стекло, кастрюля — …

Молоко — масло, мясо — …

Коза — капуста, белка — …

Лошадь — сено, кошка — …

Чай — печенье, суп — …

Стул — спинка, корабль — …

Самолёт — аэропорт, корабль — …

Ракета — космос, самолёт — …

День — обед, вечер — …

Инструмент — работа, кукла — …

Охотник — ружьё, рыбак — …

Слово — буква, дом — …

Ногти — ножницы, борода — …

Дождь — сырость, жара — …

Лес — деревья, поле — …

Лиса — хитрость, заяц — …

Палец — кольцо, ухо — …

Лимон — кислота, конфета — …

Школа — ученик, больница — …

Вулкан — извержение, река — …

Задача — решение, вопрос — …

Писатель — книга, скульптор — …

Море — капля, толпа — …

Автомобиль — дорога, поезд — …

Поезд — станция, самолёт — …

Цветок — бутон, листок — …

УПРАЖНЕНИЕ №7

Цель:озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

• Кисель — кефир — сок — чай (напитки)

• Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка

• Муравейник — нора — логово — берлога

• Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл

• Глина — шерсть — дерево — пластмасса

• Двойка — тройка — пятёрка — единица

• Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха

• Салат — каша — борщ — запеканка

• Топор — лопата — пила — отвёртка

• Серьги — браслет — цепочка — кулон

• Храбрость — доброта — трудолюбие — честность

• Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло

• Клюв — перья — крылья — коготки

• Есть — спать — учиться — гулять

УПРАЖНЕНИЕ №8

Цель:продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

• Стол, стул, диван

• Творог, сыр, масло

• Врач, повар, лётчик

• Сок, кефир, компот

• Шишка, жёлудь, орех

• Корабль, лодка, яхта

• Паровоз, электричка, трамвай

• Книга, альбом, блокнот

• Торшер, бра, настольная лампа

• Сосиски, колбаса, котлета

• Земляника, клюква, малина

• Сыроежка, лисичка, подберёзовик

• Сосна, берёза, липа

• Жасмин, шиповник, сирень

• Дождь, ветер, иней

УПРАЖНЕНИЕ №9

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Исполь­зовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом пото­му что.

• Мама отругала сына, потому что….

• Мальчик решил переодеться, потому что … .

• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .

• Мальчик быстро бежал к школе… .

• У Саши заболели глаза … .

• Учительница весело рассмеялась … .

• Бабушка выключила телевизор … .

• Собака грозно зарычала … .

• Мама заплакала … .

• Гости громко рассмеялись … .

• Собака весело завиляла хвостом … .

• Кот выгнул спину и зашипел … .

• Мама открыла окно … .

• Петя громко вскрикнул … .

• Стая ворон поднялась над полем … .

• Машины резко затормозили … .

• Милиционер громко засвистел … .

УПРАЖНЕНИЕ №1O

Цель:проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить од­но, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рас­суждений.

Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.

• Ночник, торшер, свеча…

• Глаза, нос, брови…

• Простыня, пододеяльник, наволочка…

• Пруд, река, озеро…

• Слива, яблоко, персик …

• Брюки, шорты, юбка …

• Стол, полка, стул…

• Кофта, свитер, рубашка…

• Коза, свинья, корова …

• Картошка, морковь, огурец …

• Ёлка, береза, сосна …

• Трамвай, электричка, троллейбус …

• Сковородка, чашка, кастрюля …

• Петух, гусь, воробей …

• Корова, лошадь, лев …

УПРАЖНЕНИЕ №11

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №12

Цель:выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основно­го объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не сущест­вует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда поня­тий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ре­бёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объек­та.

Пример:(огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок,сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома,фонари, люди, магазины.

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

МОРЕ: пляж, солёная вода,песок, отдыхающие, рыбы.

РЕКА: лодки, течение,берег, вода, рыбак, рыба.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №13

Цель:рассказать, во что превратится

• Стул без спинки • Чашка без ручки

•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади

• Дерево без веток • Стол без ножек

• Диван без спинки • Самолёт без крыльев

• Книга без страниц • Подушка без перьев

• Спички без серы • Снеговик без холода

• Телевизор без электричества • Карандаш без грифеля

• Кофта без рукавов • Кепка без козырька

• Окно без стёкол • Сад без деревьев

УПРАЖНЕНИЕ №14

Цель:закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каж­дой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Про­говорить получившееся высказывание целиком.

• Дети сели в лодку …

• Мама надела нарядное платье …

• Петя закрыл лицо руками …

• Катя подняла с земли птенчика …

• Вова взял собаку на поводок …

• Дедушка поставил в огороде пугало …

• Рабочие привезли кирпич …

• Папа купил цветы …

• Лена размахивала руками …

• Дима нагнулся над кустом …

• Водитель открыл багажник автомобиля …

• Мама подошла к телефону …

• Лена налила в миску суп …

• Марина открыла окно …

• Серёжа подошёл к ручью …

УПРАЖНЕНИЕ №15

Цель:из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.

Пример:три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька), а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяс­нение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Од­нако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).

Муравейник — нора — скворечник — дупло.

Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.

Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.

Расчёска — зубная щетка — бант— мочалка — зубная паста.

Курица — сосиска — сыр— колбаса — ветчина.

Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №16

Цель:подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример:во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Покупать Помнить Храбрость

Тупой (нож) Высокий Знаменитый

Мелкий Подниматься Молчать

Встречать Открывать Ругаться

Широкий Мягкий Легко

Темно Грязно Толстый

Гладкий Полный (стакан) Добрый

Искать Брать Старый (диван)

Шершавый Грубый (разговор) Весёлый

Быстро Длинный Молодой

УПРАЖНЕНИЕ №17

Цель:прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов.

УПРАЖНЕНИЕ №18

Цель: проанализировав ситуацию, изображённую на картинке, по­дробно объяснить — в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №19

Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением. С каждой парой слов соста­вить предложение.

Пример: умный друг — глупый враг.

Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъём), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход)

Слабый мороз Грустная старость

Трусливый богач Долгожданная находка

Тихий плач Узкий выезд

Знаменитый смельчак Выгодная покупка

Добрый друг Радостная встреча

Неожиданный отъезд Плавный вдох

Вспомнить радость Светлый верх

Внешнее спокойствие Извилистый спуск

Давняя обида Мелкий недостаток

Отдать много Взволнованный враг

Пустить сверху Тёмное прошлое

УПРАЖНЕНИЕ №20

Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправ­доподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

УПРАЖНЕНИЕ №21

Цепь: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. По­дробно и связно объяснить — в чем сущность отличия.

Пример: в 3-х случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырёхугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №22

Цель:подробно объяснить, в чём ошибка предложенных суждений. Используя по-отдельности обе части каждого сравнения, самостоятель­но составить два правильных варианта.

Пример:яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правиль­ные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.

• Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле

• У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький

• Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий

• Холодильник белый, а ковёр мягкий

• Вата лёгкая, а гиря чёрная

• У зайца длинные уши, а медведь коричневый

• Зебра полосатая, а леопард злой

УПРАЖНЕНИЕ №23

Цель:подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.

В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ре­бёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

Пример:(сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: глав­ное отличие (птица живая, а самолёт — неживой), голова (у птицы есть голова, у самолёта — нет), движение крыльев (птица машет крыльями, а самолёт — нет), перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет), и т.п.

• Самолёт и птица • Река и озеро

• Солнце и луна • Туча и облако

• Книга и альбом • Трамвай и метро

• Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка

• Зонт и крыша • Велосипед и автобус

• Коляска и санки • Столб и дерево

• Нож и ножницы • Ваза и банка

• Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка

• Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток

• Гвоздь и шуруп • Половник и ложка

• Вилка и грабли • Дом и теплица

• Будка и клетка

УПРАЖНЕНИЕ №24

Цель:подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.

В случае затруднений взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.

Пример:(определение ребёнка) лужа — это такая ямка в земле. Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п.

После целого ряда аналогичных вопросов ребёнку предлагается дать обоб­щённое определение.

• Ложь • Наказание • Тюль

• Скворечник • Гроза • Рельсы

• Стужа • Перила • Грядка

• Теплица • Дворец • Шалаш

• Кафель • Магнитофон • Бассейн

• Подъезд • Соревнование • Эскалатор

• Клетка • Душ • Телевизор

• Почка • Веранда • Песочница

• Приз • Праздник • Открытка

• Дружба • Почтовый ящик • Обои

• Балкон • Ссора

УПРАЖНЕНИЕ №25

Цель:установив логическую связь между рисунками, расположенны­ми в одном ряду, дорисовать недостающий элемент логической цепочки. (При необходимости воспользоваться рисунками-подсказками). По­дробно объяснить свой выбор.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №26

Цель:включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.

Пример:(снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ез­дить по улицам.

• Ливень • Слякоть • Листопад

• Мороз • Пасмурно • Жара

• Купание • Снеговик • Пляж

• Ручейки • Сосульки • Ледоход

• Снежки • Куличики • Одуванчики

• Почки • Вьюга • Цветение

• Иней • Проталины • Урожай

• Капель • Каток • Прополка

УПРАЖНЕНИЕ №27

Цель:подробно объяснить — что положительного и что отрицатель­ного в названных явлениях.

Пример:дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.

• Листопад • Купание в реке

• Гонка на мотоциклах • Рубка леса

• Снегопад • Гимнастика

• Путешествие • Просмотр телевизионных передач

• Езда на машине • Пребывание на пляже

• Празднование дня рождения • Компьютерные игры

• Солнечные ванны • Прогулка по лесу

• Долгий сон • Охота

• Ремонт в квартире • Поездка на дачу

• Катание на аттракционах

УПРАЖНЕНИЕ №28

Цель:подробно объяснить — в чём ошибочность приведённых сужде­ний.

• У Кати кукол больше, чем игрушек

• Трёхэтажный дом ниже одноэтажного

• Ручеёк шире реки

• Самолёт движется медленнее машины

• В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

• Папа моложе сына, но старше дедушки

• Черепаха ползает быстрее змеи

• Тигр слабее кошки

• Петя собрал поганок больше, чем грибов

• У зайца ушей больше, чем у медведя

• Стол квадратнее окна

• Стул деревяннее тумбочки

УПРАЖНЕНИЕ №29

Цель:на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение.

• Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит... (её привезли в магазин с огорода).

• Все дети растут.

Катя пока маленькая. Значит ….

• Все рыбы не могут жить без воды.

Сома положили в лодку. Значит ….

• Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит … .

• Всем цветам нужна вода.

Катя долго не поливала цветы. Значит….

• Всю одежду надо содержать в чистоте.

Серёжа испачкал рубашку. Значит….

• Все изделия из стекла хрупкие.

Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит….

УПРАЖНЕНИЕ №3O

Цель:истолковать пословицу, используя варианты объяснений. Пояс­нить на примере определённой жизненной ситуации свой выбор (так го­ворят, когда...)

• Хочешь есть калачи — не сиди на печи. (После работы нужен отдых. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. Лёжа вредно есть.)

•Не зная броду, не суйся в воду.(Хочешь искупаться — ищи мелкое место. Сначала подумай, потом делай дело. Не берись за тяжёлую работу

без помощников.)

• Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю. Перед прыжком следует хорошо разбежаться.

Не хвастай о деле наперёд.)

• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (За зайцами луч­ше не бегать, для этого есть собаки. Два дела сделать — лучше, чем од­но. Хорошо сделать два дела вместе — очень тяжело.)

• Семь раз отмерь — один раз отрежь. (Сними мерку, потом разрезай ткань. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное. Сложенную ткань легче резать.)

УПРАЖНЕНИЕ №31

Цепь:прослушав загадку, догадаться — к которому из нарисованных предметов она относится.

Могу, но не хочу помочь, вы догадайтесь сами:

Что видим мы в глухую ночь с закрытыми глазами?(Сон)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)

Он шариком пушистым белеет в поле чистом,

А дунет ветерок - на поле стебелёк. (Одуванчик)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Будильник)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Предложить ребёнку об этих же или других объектах составить собст­венные загадки-описания.

Примеры:с помощью этой деревянной палочки мы можем рисовать и раскрашивать рисунки (карандаш). Желтый, кислый, овальный, кла­дём в чай (лимон).

УПРАЖНЕНИЕ №32

Цель:объяснить, когда употребляется данная пословица, используя варианты событий. Привести несколько примеров ситуаций, в которых уместно данное высказывание.

• Хорош садовник — хорош и крыжовник. (У красивой мамы и дочь красави­ца. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливо­го портного вся одежда красивая.)

• Как постелишь, так и поспишь. (Мальчик постелил чистое бельё, а соба­ка его испачкала. Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался. Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.)

• Чужими руками жар не загребай! (Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор. Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.)

• В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. (Девочка сама полная, а над другими толстушками смеётся. Девочка сама ест, а подруг не угощает. Девочка сама умеет шить и подруг учит.)

• Любишь кататься, люби и саночки возить. (Девочка завела собаку, а уби­рать за ней грязь не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухо­да гостей.)

УПРАЖНЕНИЕ №33

Цель:отыскать сходное в разнородных предметах и объектах. Подроб­но пояснить своё заключение.

Пример:(половник и отвертка) и половник и отвёртка металлические предметы, с помощью и половника, и отвёртки мы достаем (жидкость из кастрюли, шуруп из дерева). И там, и там есть ручка.

Пилотка — лодка Шкаф — холодильник

Отвёртка — половник Грабли — расчёска

Вата — облако Батарея — гармонь

Волосы — трава Мука — песок

Панцирь (черепахи) — платье Мыло — лёд

Часы — градусник Подъёмный кран — жираф

Муравейник — детский сад Зонтик — гриб

Рак — помидор Аквариум — теплица

Кофеварка — самовар Дрель — велосипед

Дверь — окно

УПРАЖНЕНИЕ №34

Цепь:объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.

Пример:Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе ва­рили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.

Пример:Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую зем­лю, которая напоминала густую кашу.

• Лодка — карандаш — муравейник

• Лес — парта — бегемот

• Кран — торшер — облако

• Часы — плита — море

• Попугай — ветер — пила

• Шишка — помидор — дождь

• Обезьяна — самолёт — сахарный песок

• Каша — листья — рыба

• Весы — дом — берег

• Дерево — гвоздь — озеро

• Собака — грузовик — тетрадь

• Портфель — прыгалка — ёлка

Самостоятельно подобрать 3 далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.

УПРАЖНЕНИЕ №35

Цель: установить начало события, его середину и конец, мысленно до­бавить к изображенным предметам любые действующие лица и подроб­но рассказать об их действиях в нужном порядке.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru Для детей, овладевших основными речевыми навыками. - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №36

Цель:к данному слову подобрать название предмета, объекта или яв­ления с противоположными свойствами, предварительно выделив наи­большее их количество в объяснении.

Пример:(зоопарк) здесь звери живут в неволе, значит, понятие с про­тивоположным значением — лес, в котором звери живут на воле (подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное поня­тие).

• Больница • Лес • Ресторан

• Аптека • Огород • Шторм

• Самолёт • Муравейник • Дупло

• Гора • Ствол • Колодец

• Река • Нора • Ураган

• Капля

УПРАЖНЕНИЕ №37

Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешива­ния краски, им можно измерять другие предметы.

• Книга • Кирпич

• Ящик • Лампочка

• Катушка • Кусок стекла

• Вилка • Пластмассовая бутылка

• Кусок материи • Газета

• Бинт • Кубик

• Банка с масляной краской • Зеркало

• Длинная доска • Стеклянная банка

• Автомобильная шина • Лист фанеры

• Бревно • Ведро с песком

• Бочка с водой

УПРАЖНЕНИЕ №38

Цель: придумать несколько возможных причин названному явлению. Чётко сформулировать каждое объяснение.

• Опоздание в школу • Дым на лестнице

• Вода на полу в ванной • Крик во дворе

• Масляное пятно на стене • Разбитое окно

• Сломанный замок • Ожог на руке

• Выстрел из ружья • Выкапывание ямы

• Чемодан в реке • Пустая лодка посередине озера

• Осколки стекла на ковре • Собака — одна на острове

• Кот на дереве • Оцарапанный шкаф

• Забор, из которого выломаны две доски

Т.А. Ткаченко

Логические упражнения

Для развития речи

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, чи­тать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслитель­ной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении мате­матических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Входе многолетней практической деятельности нам постоянно прихо­дится анализировать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов Москвы. Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фра­зовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового дет­ского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятель­ности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, не­умение выделить в них главное;

• неспособность синтезировать информацию;

• неумение планировать;

• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубин­ную сторону проблемы или явления;

• трудности в формулировании плана логической операции, её хода и ре­зультата.

Выявленн

Наши рекомендации