Словесно-логического мышления

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картош­кой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и за­был. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

УПРАЖНЕНИЕ № 1

Цепь:проанализировав картинки с изображением 4-х детей, указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно и чётко объяснить свой выбор.

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №2

Цель:закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)….

•Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)….

• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая)….

•Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль)….

• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….

• Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки ….

УПРАЖНЕНИЕ №3

Цель: подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение.

словесно-логического мышления - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №4

Цель: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение с каждой парой слов.

Пример:кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарея и пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картинку для мамы к 8 Марта.

Щётка Карандаш Ложка

Лейка Грабли Спицы

Иголка Нож Половник

Лопата Портфель Клей

Очки Грабли Весло

Лифт Пузырёк Полка

Плита Вешалка Тачка

Весы Градусник Сковородка

Духовка Миксер Мясорубка

Холодильник Ракетка Банка

Открывалка Крючок Сантиметр

Молоток Отвёртка Гвоздь

Тяпка

УПРАЖНЕНИЕ №5

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк________________________

Огурец, морковь, трава___________________________

Халат врача, помидор, снег_________________________

• Форма: телевизор, книга, колесо _______________

Косынка, арбуз, палатка____________________________

• Величина: бегемот, муравей, слон_______________________

Дом, карандаш, ложка_____________________________

• Материал: банка, кастрюля, рюмка_____________________

Альбом, тетрадь, ручка___________________________

• Вкус: конфета, картошка, варенье_____________________

Торт, селёдка, мороженое_________________________

• Вес: вата, гиря, штанга__________________________

Мясорубка, перышко, гантеля ___________________

УПРАЖНЕНИЕ №6

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, ве­лосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка — часы, колесо — …

Колесо — круг, ковёр — …

Белка — дупло, медведь — …

Кофта — шерсть, шуба — …

Магазин — продавец, больница — …

Рыба — река, птица — …

Ваза — стекло, кастрюля — …

Молоко — масло, мясо — …

Коза — капуста, белка — …

Лошадь — сено, кошка — …

Чай — печенье, суп — …

Стул — спинка, корабль — …

Самолёт — аэропорт, корабль — …

Ракета — космос, самолёт — …

День — обед, вечер — …

Инструмент — работа, кукла — …

Охотник — ружьё, рыбак — …

Слово — буква, дом — …

Ногти — ножницы, борода — …

Дождь — сырость, жара — …

Лес — деревья, поле — …

Лиса — хитрость, заяц — …

Палец — кольцо, ухо — …

Лимон — кислота, конфета — …

Школа — ученик, больница — …

Вулкан — извержение, река — …

Задача — решение, вопрос — …

Писатель — книга, скульптор — …

Море — капля, толпа — …

Автомобиль — дорога, поезд — …

Поезд — станция, самолёт — …

Цветок — бутон, листок — …

УПРАЖНЕНИЕ №7

Цель:озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

• Кисель — кефир — сок — чай (напитки)

• Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка

• Муравейник — нора — логово — берлога

• Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл

• Глина — шерсть — дерево — пластмасса

• Двойка — тройка — пятёрка — единица

• Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха

• Салат — каша — борщ — запеканка

• Топор — лопата — пила — отвёртка

• Серьги — браслет — цепочка — кулон

• Храбрость — доброта — трудолюбие — честность

• Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло

• Клюв — перья — крылья — коготки

• Есть — спать — учиться — гулять

УПРАЖНЕНИЕ №8

Цель:продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

• Стол, стул, диван

• Творог, сыр, масло

• Врач, повар, лётчик

• Сок, кефир, компот

• Шишка, жёлудь, орех

• Корабль, лодка, яхта

• Паровоз, электричка, трамвай

• Книга, альбом, блокнот

• Торшер, бра, настольная лампа

• Сосиски, колбаса, котлета

• Земляника, клюква, малина

• Сыроежка, лисичка, подберёзовик

• Сосна, берёза, липа

• Жасмин, шиповник, сирень

• Дождь, ветер, иней

УПРАЖНЕНИЕ №9

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Исполь­зовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом пото­му что.

• Мама отругала сына, потому что….

• Мальчик решил переодеться, потому что … .

• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .

• Мальчик быстро бежал к школе… .

• У Саши заболели глаза … .

• Учительница весело рассмеялась … .

• Бабушка выключила телевизор … .

• Собака грозно зарычала … .

• Мама заплакала … .

• Гости громко рассмеялись … .

• Собака весело завиляла хвостом … .

• Кот выгнул спину и зашипел … .

• Мама открыла окно … .

• Петя громко вскрикнул … .

• Стая ворон поднялась над полем … .

• Машины резко затормозили … .

• Милиционер громко засвистел … .

УПРАЖНЕНИЕ №1O

Цель:проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить од­но, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рас­суждений.

Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.

• Ночник, торшер, свеча…

• Глаза, нос, брови…

• Простыня, пододеяльник, наволочка…

• Пруд, река, озеро…

• Слива, яблоко, персик …

• Брюки, шорты, юбка …

• Стол, полка, стул…

• Кофта, свитер, рубашка…

• Коза, свинья, корова …

• Картошка, морковь, огурец …

• Ёлка, береза, сосна …

• Трамвай, электричка, троллейбус …

• Сковородка, чашка, кастрюля …

• Петух, гусь, воробей …

• Корова, лошадь, лев …

УПРАЖНЕНИЕ №11

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.

словесно-логического мышления - student2.ru словесно-логического мышления - student2.ru словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №12

Цель:выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основно­го объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не сущест­вует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда поня­тий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ре­бёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объек­та.

Пример:(огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок,сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома,фонари, люди, магазины.

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

МОРЕ: пляж, солёная вода,песок, отдыхающие, рыбы.

РЕКА: лодки, течение,берег, вода, рыбак, рыба.

словесно-логического мышления - student2.ru словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru словесно-логического мышления - student2.ru словесно-логического мышления - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №13

Цель:рассказать, во что превратится

• Стул без спинки • Чашка без ручки

•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади

• Дерево без веток • Стол без ножек

• Диван без спинки • Самолёт без крыльев

• Книга без страниц • Подушка без перьев

• Спички без серы • Снеговик без холода

• Телевизор без электричества • Карандаш без грифеля

• Кофта без рукавов • Кепка без козырька

• Окно без стёкол • Сад без деревьев

УПРАЖНЕНИЕ №14

Цель:закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каж­дой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Про­говорить получившееся высказывание целиком.

• Дети сели в лодку …

• Мама надела нарядное платье …

• Петя закрыл лицо руками …

• Катя подняла с земли птенчика …

• Вова взял собаку на поводок …

• Дедушка поставил в огороде пугало …

• Рабочие привезли кирпич …

• Папа купил цветы …

• Лена размахивала руками …

• Дима нагнулся над кустом …

• Водитель открыл багажник автомобиля …

• Мама подошла к телефону …

• Лена налила в миску суп …

• Марина открыла окно …

• Серёжа подошёл к ручью …

УПРАЖНЕНИЕ №15

Цель:из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.

Пример:три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька), а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяс­нение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Од­нако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).

Муравейник — нора — скворечник — дупло.

Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.

Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.

Расчёска — зубная щетка — бант— мочалка — зубная паста.

Курица — сосиска — сыр— колбаса — ветчина.

Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

словесно-логического мышления - student2.ru

УПРАЖНЕНИЕ №16

Цель:подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример:во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Покупать Помнить Храбрость

Тупой (нож) Высокий Знаменитый

Мелкий Подниматься Молчать

Встречать Открывать Ругаться

Широкий Мягкий Легко

Темно Грязно Толстый

Гладкий Полный (стакан) Добрый

Искать Брать Старый (диван)

Шершавый Грубый (разговор) Весёлый

Быстро Длинный Молодой

УПРАЖНЕНИЕ №17

Цель:прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов.

Наши рекомендации