Для детей, овладевших основными речевыми навыками.
Т.А. Ткаченко
Логические упражнения
Для развития речи
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Входе многолетней практической деятельности нам постоянно приходится анализировать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов Москвы. Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
• неспособность синтезировать информацию;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 — летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконииа, II. Я. Пшыкрина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже. Причем последние считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».
Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволили предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при норме развития, так и в условиях патологии.
При составлении данного пособия мы руководствовались следующими задачами:
• представить игры и упражнения для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция);
• из заданий, направленных на развитие мышления, выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребёнка;
• расположить игры и упражнения в порядке нарастания сложности.
Каждая из предлагаемых игр, в которых авторские идеи сочетаются с известными психологическими тестами, модифицированными для старшего дошкольного возраста, представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнена.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
УПРАЖНЕНИЕ № 1
Цепь:проанализировав картинки с изображением 4-х детей, указать одного, внешний вид или действия которого не соответствуют таковым у остальных детей. Подробно и чётко объяснить свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ №2
Цель:закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)….
•Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)….
• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая)….
•Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль)….
• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….
• Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки ….
УПРАЖНЕНИЕ №3
Цель: подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую ей из второго ряда. По каждой паре слов составить предложение.
УПРАЖНЕНИЕ №4
Цель: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение с каждой парой слов.
Пример:кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарея и пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картинку для мамы к 8 Марта.
Щётка Карандаш Ложка
Лейка Грабли Спицы
Иголка Нож Половник
Лопата Портфель Клей
Очки Грабли Весло
Лифт Пузырёк Полка
Плита Вешалка Тачка
Весы Градусник Сковородка
Духовка Миксер Мясорубка
Холодильник Ракетка Банка
Открывалка Крючок Сантиметр
Молоток Отвёртка Гвоздь
Тяпка
УПРАЖНЕНИЕ №5
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк________________________
Огурец, морковь, трава___________________________
Халат врача, помидор, снег_________________________
• Форма: телевизор, книга, колесо _______________
Косынка, арбуз, палатка____________________________
• Величина: бегемот, муравей, слон_______________________
Дом, карандаш, ложка_____________________________
• Материал: банка, кастрюля, рюмка_____________________
Альбом, тетрадь, ручка___________________________
• Вкус: конфета, картошка, варенье_____________________
Торт, селёдка, мороженое_________________________
• Вес: вата, гиря, штанга__________________________
Мясорубка, перышко, гантеля ___________________
УПРАЖНЕНИЕ №6
Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка — часы, колесо — …
Колесо — круг, ковёр — …
Белка — дупло, медведь — …
Кофта — шерсть, шуба — …
Магазин — продавец, больница — …
Рыба — река, птица — …
Ваза — стекло, кастрюля — …
Молоко — масло, мясо — …
Коза — капуста, белка — …
Лошадь — сено, кошка — …
Чай — печенье, суп — …
Стул — спинка, корабль — …
Самолёт — аэропорт, корабль — …
Ракета — космос, самолёт — …
День — обед, вечер — …
Инструмент — работа, кукла — …
Охотник — ружьё, рыбак — …
Слово — буква, дом — …
Ногти — ножницы, борода — …
Дождь — сырость, жара — …
Лес — деревья, поле — …
Лиса — хитрость, заяц — …
Палец — кольцо, ухо — …
Лимон — кислота, конфета — …
Школа — ученик, больница — …
Вулкан — извержение, река — …
Задача — решение, вопрос — …
Писатель — книга, скульптор — …
Море — капля, толпа — …
Автомобиль — дорога, поезд — …
Поезд — станция, самолёт — …
Цветок — бутон, листок — …
УПРАЖНЕНИЕ №7
Цель:озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
• Кисель — кефир — сок — чай (напитки)
• Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка
• Муравейник — нора — логово — берлога
• Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл
• Глина — шерсть — дерево — пластмасса
• Двойка — тройка — пятёрка — единица
• Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха
• Салат — каша — борщ — запеканка
• Топор — лопата — пила — отвёртка
• Серьги — браслет — цепочка — кулон
• Храбрость — доброта — трудолюбие — честность
• Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло
• Клюв — перья — крылья — коготки
• Есть — спать — учиться — гулять
УПРАЖНЕНИЕ №8
Цель:продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
• Стол, стул, диван
• Творог, сыр, масло
• Врач, повар, лётчик
• Сок, кефир, компот
• Шишка, жёлудь, орех
• Корабль, лодка, яхта
• Паровоз, электричка, трамвай
• Книга, альбом, блокнот
• Торшер, бра, настольная лампа
• Сосиски, колбаса, котлета
• Земляника, клюква, малина
• Сыроежка, лисичка, подберёзовик
• Сосна, берёза, липа
• Жасмин, шиповник, сирень
• Дождь, ветер, иней
УПРАЖНЕНИЕ №9
Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
• Мама отругала сына, потому что….
• Мальчик решил переодеться, потому что … .
• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .
• Мальчик быстро бежал к школе… .
• У Саши заболели глаза … .
• Учительница весело рассмеялась … .
• Бабушка выключила телевизор … .
• Собака грозно зарычала … .
• Мама заплакала … .
• Гости громко рассмеялись … .
• Собака весело завиляла хвостом … .
• Кот выгнул спину и зашипел … .
• Мама открыла окно … .
• Петя громко вскрикнул … .
• Стая ворон поднялась над полем … .
• Машины резко затормозили … .
• Милиционер громко засвистел … .
УПРАЖНЕНИЕ №1O
Цель:проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.
• Ночник, торшер, свеча…
• Глаза, нос, брови…
• Простыня, пододеяльник, наволочка…
• Пруд, река, озеро…
• Слива, яблоко, персик …
• Брюки, шорты, юбка …
• Стол, полка, стул…
• Кофта, свитер, рубашка…
• Коза, свинья, корова …
• Картошка, морковь, огурец …
• Ёлка, береза, сосна …
• Трамвай, электричка, троллейбус …
• Сковородка, чашка, кастрюля …
• Петух, гусь, воробей …
• Корова, лошадь, лев …
УПРАЖНЕНИЕ №11
Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.
УПРАЖНЕНИЕ №12
Цель:выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.
Пример:(огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.
ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок,сорняки.
САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.
УЛИЦА: дорога, дома,фонари, люди, магазины.
ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.
МОРЕ: пляж, солёная вода,песок, отдыхающие, рыбы.
РЕКА: лодки, течение,берег, вода, рыбак, рыба.
УПРАЖНЕНИЕ №13
Цель:рассказать, во что превратится
• Стул без спинки • Чашка без ручки
•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади
• Дерево без веток • Стол без ножек
• Диван без спинки • Самолёт без крыльев
• Книга без страниц • Подушка без перьев
• Спички без серы • Снеговик без холода
• Телевизор без электричества • Карандаш без грифеля
• Кофта без рукавов • Кепка без козырька
• Окно без стёкол • Сад без деревьев
УПРАЖНЕНИЕ №14
Цель:закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
• Дети сели в лодку …
• Мама надела нарядное платье …
• Петя закрыл лицо руками …
• Катя подняла с земли птенчика …
• Вова взял собаку на поводок …
• Дедушка поставил в огороде пугало …
• Рабочие привезли кирпич …
• Папа купил цветы …
• Лена размахивала руками …
• Дима нагнулся над кустом …
• Водитель открыл багажник автомобиля …
• Мама подошла к телефону …
• Лена налила в миску суп …
• Марина открыла окно …
• Серёжа подошёл к ручью …
УПРАЖНЕНИЕ №15
Цель:из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.
Пример:три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька), а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяснение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).
Муравейник — нора — скворечник — дупло.
Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.
Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.
Расчёска — зубная щетка — бант— мочалка — зубная паста.
Курица — сосиска — сыр— колбаса — ветчина.
Ложка — вилка — нож — ножницы — половник.
УПРАЖНЕНИЕ №16
Цель:подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.
Пример:во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
Покупать Помнить Храбрость
Тупой (нож) Высокий Знаменитый
Мелкий Подниматься Молчать
Встречать Открывать Ругаться
Широкий Мягкий Легко
Темно Грязно Толстый
Гладкий Полный (стакан) Добрый
Искать Брать Старый (диван)
Шершавый Грубый (разговор) Весёлый
Быстро Длинный Молодой
УПРАЖНЕНИЕ №17
Цель:прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов.
УПРАЖНЕНИЕ №18
Цель: проанализировав ситуацию, изображённую на картинке, подробно объяснить — в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.
УПРАЖНЕНИЕ №19
Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг — глупый враг.
Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъём), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход)
Слабый мороз Грустная старость
Трусливый богач Долгожданная находка
Тихий плач Узкий выезд
Знаменитый смельчак Выгодная покупка
Добрый друг Радостная встреча
Неожиданный отъезд Плавный вдох
Вспомнить радость Светлый верх
Внешнее спокойствие Извилистый спуск
Давняя обида Мелкий недостаток
Отдать много Взволнованный враг
Пустить сверху Тёмное прошлое
УПРАЖНЕНИЕ №20
Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Быстрый бег у тигра-крошки,
У ежа — огромный рост,
У слона кривые рожки
И большой пушистый хвост.
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под берёзою с котом
Пляшут польку мыши.
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам,
Бегемот залез на ёлку
И грызёт орешки там.
Мухи съели паука,
Рыбы ловят рыбака,
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
УПРАЖНЕНИЕ №21
Цепь: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Подробно и связно объяснить — в чем сущность отличия.
Пример: в 3-х случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырёхугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах.
УПРАЖНЕНИЕ №22
Цель:подробно объяснить, в чём ошибка предложенных суждений. Используя по-отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных варианта.
Пример:яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.
• Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле
• У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький
• Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий
• Холодильник белый, а ковёр мягкий
• Вата лёгкая, а гиря чёрная
• У зайца длинные уши, а медведь коричневый
• Зебра полосатая, а леопард злой
УПРАЖНЕНИЕ №23
Цель:подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.
В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).
Пример:(сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой), голова (у птицы есть голова, у самолёта — нет), движение крыльев (птица машет крыльями, а самолёт — нет), перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет), и т.п.
• Самолёт и птица • Река и озеро
• Солнце и луна • Туча и облако
• Книга и альбом • Трамвай и метро
• Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка
• Зонт и крыша • Велосипед и автобус
• Коляска и санки • Столб и дерево
• Нож и ножницы • Ваза и банка
• Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка
• Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток
• Гвоздь и шуруп • Половник и ложка
• Вилка и грабли • Дом и теплица
• Будка и клетка
УПРАЖНЕНИЕ №24
Цель:подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.
В случае затруднений взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.
Пример:(определение ребёнка) лужа — это такая ямка в земле. Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п.
После целого ряда аналогичных вопросов ребёнку предлагается дать обобщённое определение.
• Ложь • Наказание • Тюль
• Скворечник • Гроза • Рельсы
• Стужа • Перила • Грядка
• Теплица • Дворец • Шалаш
• Кафель • Магнитофон • Бассейн
• Подъезд • Соревнование • Эскалатор
• Клетка • Душ • Телевизор
• Почка • Веранда • Песочница
• Приз • Праздник • Открытка
• Дружба • Почтовый ящик • Обои
• Балкон • Ссора
УПРАЖНЕНИЕ №25
Цель:установив логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду, дорисовать недостающий элемент логической цепочки. (При необходимости воспользоваться рисунками-подсказками). Подробно объяснить свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ №26
Цель:включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.
Пример:(снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.
• Ливень • Слякоть • Листопад
• Мороз • Пасмурно • Жара
• Купание • Снеговик • Пляж
• Ручейки • Сосульки • Ледоход
• Снежки • Куличики • Одуванчики
• Почки • Вьюга • Цветение
• Иней • Проталины • Урожай
• Капель • Каток • Прополка
УПРАЖНЕНИЕ №27
Цель:подробно объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях.
Пример:дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.
• Листопад • Купание в реке
• Гонка на мотоциклах • Рубка леса
• Снегопад • Гимнастика
• Путешествие • Просмотр телевизионных передач
• Езда на машине • Пребывание на пляже
• Празднование дня рождения • Компьютерные игры
• Солнечные ванны • Прогулка по лесу
• Долгий сон • Охота
• Ремонт в квартире • Поездка на дачу
• Катание на аттракционах
УПРАЖНЕНИЕ №28
Цель:подробно объяснить — в чём ошибочность приведённых суждений.
• У Кати кукол больше, чем игрушек
• Трёхэтажный дом ниже одноэтажного
• Ручеёк шире реки
• Самолёт движется медленнее машины
• В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
• Папа моложе сына, но старше дедушки
• Черепаха ползает быстрее змеи
• Тигр слабее кошки
• Петя собрал поганок больше, чем грибов
• У зайца ушей больше, чем у медведя
• Стол квадратнее окна
• Стул деревяннее тумбочки
УПРАЖНЕНИЕ №29
Цель:на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.
• Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит... (её привезли в магазин с огорода).
• Все дети растут.
Катя пока маленькая. Значит ….
• Все рыбы не могут жить без воды.
Сома положили в лодку. Значит ….
• Все конфеты сладкие.
Пете нельзя есть сладкое. Значит … .
• Всем цветам нужна вода.
Катя долго не поливала цветы. Значит….
• Всю одежду надо содержать в чистоте.
Серёжа испачкал рубашку. Значит….
• Все изделия из стекла хрупкие.
Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит….
УПРАЖНЕНИЕ №3O
Цель:истолковать пословицу, используя варианты объяснений. Пояснить на примере определённой жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
• Хочешь есть калачи — не сиди на печи. (После работы нужен отдых. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. Лёжа вредно есть.)
•Не зная броду, не суйся в воду.(Хочешь искупаться — ищи мелкое место. Сначала подумай, потом делай дело. Не берись за тяжёлую работу
без помощников.)
• Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю. Перед прыжком следует хорошо разбежаться.
Не хвастай о деле наперёд.)
• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки. Два дела сделать — лучше, чем одно. Хорошо сделать два дела вместе — очень тяжело.)
• Семь раз отмерь — один раз отрежь. (Сними мерку, потом разрезай ткань. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное. Сложенную ткань легче резать.)
УПРАЖНЕНИЕ №31
Цепь:прослушав загадку, догадаться — к которому из нарисованных предметов она относится.
Могу, но не хочу помочь, вы догадайтесь сами:
Что видим мы в глухую ночь с закрытыми глазами?(Сон)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)
Он шариком пушистым белеет в поле чистом,
А дунет ветерок - на поле стебелёк. (Одуванчик)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Будильник)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
Предложить ребёнку об этих же или других объектах составить собственные загадки-описания.
Примеры:с помощью этой деревянной палочки мы можем рисовать и раскрашивать рисунки (карандаш). Желтый, кислый, овальный, кладём в чай (лимон).
УПРАЖНЕНИЕ №32
Цель:объяснить, когда употребляется данная пословица, используя варианты событий. Привести несколько примеров ситуаций, в которых уместно данное высказывание.
• Хорош садовник — хорош и крыжовник. (У красивой мамы и дочь красавица. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливого портного вся одежда красивая.)
• Как постелишь, так и поспишь. (Мальчик постелил чистое бельё, а собака его испачкала. Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался. Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.)
• Чужими руками жар не загребай! (Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор. Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.)
• В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. (Девочка сама полная, а над другими толстушками смеётся. Девочка сама ест, а подруг не угощает. Девочка сама умеет шить и подруг учит.)
• Любишь кататься, люби и саночки возить. (Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.)
УПРАЖНЕНИЕ №33
Цель:отыскать сходное в разнородных предметах и объектах. Подробно пояснить своё заключение.
Пример:(половник и отвертка) и половник и отвёртка металлические предметы, с помощью и половника, и отвёртки мы достаем (жидкость из кастрюли, шуруп из дерева). И там, и там есть ручка.
Пилотка — лодка Шкаф — холодильник
Отвёртка — половник Грабли — расчёска
Вата — облако Батарея — гармонь
Волосы — трава Мука — песок
Панцирь (черепахи) — платье Мыло — лёд
Часы — градусник Подъёмный кран — жираф
Муравейник — детский сад Зонтик — гриб
Рак — помидор Аквариум — теплица
Кофеварка — самовар Дрель — велосипед
Дверь — окно
УПРАЖНЕНИЕ №34
Цепь:объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.
Пример:Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
Пример:Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.
• Лодка — карандаш — муравейник
• Лес — парта — бегемот
• Кран — торшер — облако
• Часы — плита — море
• Попугай — ветер — пила
• Шишка — помидор — дождь
• Обезьяна — самолёт — сахарный песок
• Каша — листья — рыба
• Весы — дом — берег
• Дерево — гвоздь — озеро
• Собака — грузовик — тетрадь
• Портфель — прыгалка — ёлка
Самостоятельно подобрать 3 далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.
УПРАЖНЕНИЕ №35
Цель: установить начало события, его середину и конец, мысленно добавить к изображенным предметам любые действующие лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
УПРАЖНЕНИЕ №36
Цель:к данному слову подобрать название предмета, объекта или явления с противоположными свойствами, предварительно выделив наибольшее их количество в объяснении.
Пример:(зоопарк) здесь звери живут в неволе, значит, понятие с противоположным значением — лес, в котором звери живут на воле (подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное понятие).
• Больница • Лес • Ресторан
• Аптека • Огород • Шторм
• Самолёт • Муравейник • Дупло
• Гора • Ствол • Колодец
• Река • Нора • Ураган
• Капля
УПРАЖНЕНИЕ №37
Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.
Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.
• Книга • Кирпич
• Ящик • Лампочка
• Катушка • Кусок стекла
• Вилка • Пластмассовая бутылка
• Кусок материи • Газета
• Бинт • Кубик
• Банка с масляной краской • Зеркало
• Длинная доска • Стеклянная банка
• Автомобильная шина • Лист фанеры
• Бревно • Ведро с песком
• Бочка с водой
УПРАЖНЕНИЕ №38
Цель: придумать несколько возможных причин названному явлению. Чётко сформулировать каждое объяснение.
• Опоздание в школу • Дым на лестнице
• Вода на полу в ванной • Крик во дворе
• Масляное пятно на стене • Разбитое окно
• Сломанный замок • Ожог на руке
• Выстрел из ружья • Выкапывание ямы
• Чемодан в реке • Пустая лодка посередине озера
• Осколки стекла на ковре • Собака — одна на острове
• Кот на дереве • Оцарапанный шкаф
• Забор, из которого выломаны две доски
Т.А. Ткаченко
Логические упражнения
Для развития речи
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Входе многолетней практической деятельности нам постоянно приходится анализировать результаты логопедической и общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов Москвы. Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
• неспособность синтезировать информацию;
• неумение планировать;
• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
• трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
Выявленн