Наведение авиации и коректирование ее огня.
НАВЕДЕНИЕ АВИАЦИИ И КОРЕКТИРОВАНИЕ ЕЕ ОГНЯ.
Наведение авиации и корректирование ее огня, в силу своей специфики, является сложным мероприятием и требует определенного минимума знаний. Без освоения ряда теоретических положений и минимальной практической тренировки до начала боевых действий результативного взаимодействия между авианаводчиком, в роли которого выступает командир РГ СпН и командиром ударной авиагруппы просто не получится. В конечном итоге это приведет к срыву выполнения боевой задачи, перерасходу боеприпасов, топлива, и, даже, трагическим последствиям, когда под огонь своей авиации попадают свои войска или сам авианаводчик, либо гибнет экипаж вертолета (самолета).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
При действиях в тылу противника наведение авиации и корректирование ее огня осуществляются, как правило, штатными авианаводчиками придаваемыми РГ СпН (РО СпН). Однако в силу обстоятельств эти задачи часто приходится выполнять лично командиру РГ СпН (РО СпН). Поэтому, каждый командир РГ СпН должен быть подготовлен и готов к наведению авиации и корректированию ее огня.
Он обязан:
¨ при подготовке к выполнению боевой задачи
(помимо мероприятий непосредственной доподготовки РГ СпН):
- подготовить карту (нанести кодировку для целеуказания, опорные точки (ориентиры), пункты управления авиацией, направление подлёта ударной группы и т.д.);
- уяснить схему вызова авиации в район действий;
- совместно с экипажами ударной группы изучить схему связи и управления авиацией в районе боевых действий, порядок взаимодействия, целеуказания и обозначения местоположения РГ СпН, сверить с ними кодировку карт и порядок использования переговорных таблиц;
- ознакомиться с прогнозом погоды на весь период выполнения боевой задачи;
- получить, проверить и тщательно подготовить к работе радиосредства для связи с авиацией;
- получить инструктаж у руководителя боевыми действиями (действиями авиации) в ГБУ (группе боевого управления)
¨ при выполнении боевой задачи:
- вызвать авиацию через ГБУ в район боевых действий;
- принять от ГБУ управление авиационной группой и осуществлять визуальное их наведение на цели;
- обеспечить безопасность работы и взаимодействие авиации в районе при одновременном применении средств поражения РГ СпН (РО);
- обозначить местоположение своей группы до начала нанесения ударов авиацией для обеспечения её безопасности от поражения авиационными боеприпасами;
- в период нанесения ударов самолётами (вертолётами), вести за ними визуальное наблюдение, подавая продуманные, четкие и лаконичные команды спокойным голосом;
- докладывать результаты авиационных ударов на ГБУ;
Немедленно докладывать на ГБУ в случаях: 1. Занятия нашими войсками пункта (объекта), назначенного для авиационного удара; 2. Удара авиации по своим войскам. Доложить их причины и последствия. |
- заблаговременно подобрать (с учетом необходимых размеров площадки, зон подхода к ней, ее высоты над уровнем моря, температуры воздуха и направления ветра) площадки для посадки вертолётов и быть в готовности обозначить их. В особых случаях обозначить безопасное место для аварийной посадки вертолёта, оказать помощь в спасении экипажу, обеспечить охрану вертолёта.
¨ Авианаводчику ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
- принуждать экипаж к посадке на неподготовленную площадку или под обстрелом противника;
- подавать команду летчику на открытие огня или сброс авиабомб;
- навязывать экипажам режим работы и способы атаки целей (объектов), отличные от избранных ведущим группой;
- подавать команды на выполнение манёвров.
¨ Авианаводчик при себе должен иметь:
- УКВ радиостанцию типа Р-853-В1, Р-809М (Р-853), «Ромашка»; «Прибой»; «Комар»;
- Ракетницу с набором ракет или сигнальные патроны, набор пиротехнических средств (огни, дымы);
- Кодированную карту масштаба 1:100 000 (1:200 000);
- Бинокль, ЛПР-1 (лазерный прибор разведки) или компас, часы с секундомером;
- Выписку из плановой таблицы полётов авиации;
- Блокнот со справочными материалами.
Место расположения авианаводчика следует выбирать на возвышенностях, на отрогах господствующих высот, перевалах. Оно должно отвечать всем требованиям маскировки и меняться после нанесения удара, а главное – обеспечивать наблюдение за противником, действиями своих войск и самолётов (вертолётов).
Право отдавать распоряжения и приказания экипажамвертолетов (самолетов), находящихся в воздухе, предоставляется командиру авиационного подразделения (части), начальнику пункта управления армейской авиации (ГБУ), а при осуществлении авиационной поддержки подразделения СпН, командиру РГ СпН. Распоряжения, передаваемые экипажам вертолетов (самолетов), должны быть краткими по форме и ясными по содержанию.
После выполнения задачи командир экипажа вертолета обязан получить разрешение от командира, задачу которого он выполнял, на возвращение на посадочную площадку.
Если во время выполнения задачи полет нельзя продолжить (неисправность вертолета, резкое ухудшение метеорологических условий и др.), командир экипажа полет прекращает, докладывает о невозможности дальнейшего выполнения задачи и уходит на посадочную площадку.
Генералам, адмиралам и офицерам Вооруженных Сил, находящимся на борту вертолета в качестве пассажиров, категорически запрещаетсявмешиваться в решения командира экипажа, а также давать указания в воздухе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОСВЯЗИ С ЭКИПАЖАМИ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ).
¨ Этот вопрос будет зависеть в первую очередь от имеющихся у командира РГ СпН средств радиосвязи. Лучшим вариантом является наличие р/ст Р-853 В-1, которая позволяет установить прямую радиосвязь в звене «командир РГ СпН – командир ударной группы (вертолётного звена (пары)». При этом все командиры и операторы вертолётов слышат корректировку с земли без дополнительного звена передачи (т.е. напрямую) и сразу выполняют их.
¨ Вторым вариантом связи является присутствие на борту ведущего вертолёта представителя от РО СпН. Связь в данном случае организуется по Р-392 (Р-392-А-2,5 «Арбалет»), которая имеется у командира РГ СпН и представителя РО СпН на борту. Недостаток этого варианта – увеличение времени прохождения команды: «командир группы – представитель – командир звена - экипажи».
¨ При третьем варианте, связь организуется по р/ст Р-392, (Р-392-А-2,5«Арбалет»), имеющейся у командира РГ СпН и бортовой р/ст «Эвкалипт» (Ми-24). Недостатком этого варианта связи является то, что при установке связи с разведывательной группой все вертолёты переходят на канал связи с землёй, тем самым временно теряя связь с командным пунктом. Если же на связь с землёй переходит только экипаж ведущего, то в управлении огнём автоматически появляется ещё одно звено. Это – аварийный вариант связи.
НАВЕДЕНИЕ АВИАЦИИ.
Наведение авиации– своевременный и активный вывод экипажей (групп) в положение, обеспечивающее обнаружение целей и их атаку с ходу. Наведение осуществляется по данным визуального, телевизионного или другого вида наблюдения самолётов (вертолётов) и цели, подачей четких и кратких команд ведущему ударной группы (экипажу).
Целеуказание – краткая, четкая и понятная информация ведущему ударной группы (экипажу) о местоположении и характере цели.
Целеуказание подразделяется на заблаговременное (по картам крупного масштаба, фотоснимкам, и в ходе рекогносцировки) и непосредственное – при подходе самолётов (вертолётов) к целям и их поиске.
Непосредственное целеуказание может обеспечить выход ударных групп (экипажей) на объекты противника при действиях, как по заранее заданным целям в назначенное время, так и при действиях по вызову из положения дежурства на земле и в воздухе без предварительной подготовки маршрута полёта, а также после перенацеливания самолётов (вертолётов) с других объектов по новой цели.
В ходе ведения разведки решение на применение авиации командир разведоргана принимает самостоятельно или по указанию Центра. При вызове авиации командир РГ СпН (РО СпН) обязан указать местоположение (координаты) цели, её характер, при необходимости – способ её обозначения. Центр указывает состав ударной группы и позывные ведущих (особенно при перенацеливании других экипажей), маршрут полёта, высоту, ориентировочное время выхода на цель (опорный ориентир) и боевую зарядку бортов.
Визуальный контакт и двухсторонняя связь с ударной группой при нормальных метеоусловиях возможна уже на дальности 3-4 км. Особое внимание следует обратить на недопустимость ошибок при выводе экипажей на ориентир, так как это ведёт к дополнительному маневрированию, а главное – увеличению времени пребывания самолётов (вертолётов) в районе цели.
При целеуказании и наведении следует учитывать возможность использования экипажами складок местности, очагов пожаров, положения солнца в целях повышения внезапности атаки и преодоления ПВО противника.
С целью недопущения ударов по своим войскамразрабатывается система взаимного опознавания между экипажами и подразделениями типа «Мы свои войска» и «Здесь линия фронта». Эти вопросы четко согласовываются по времени и рубежам и подаются по команде различными пиротехническими средствами (огни, дымы, сигнальные ракеты), проблесковыми маяками и радиосредствами. Для этих целей также широко используются сигнальные полотнища, костры, фонари и другие простейшие сигналы, выкладываемые (располагаемые) на местности.
Следует особо подчеркнуть:
· все эти сигналы должны быть заранее оговорены и известны лётчикам;
· сигналы взаимного опознавания должны периодически меняться, так как с течением времени противник, разобравшись в них, начинает успешно ими пользоваться, вводя в заблуждение экипажи самолётов (вертолётов), что зачастую приводит к трагическим последствиям.
НАВЕДЕНИЕ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ, И ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ЗНАНИЙ И ОПЫТА НАВОДЧИКА. |
При постановке задачи экипажу должны быть указаны имеющиеся на карте и хорошо наблюдаемые с воздуха ориентиры, относительно которых будет производиться целеуказание. Эти ориентиры нумеруются (кодируются) в одной системе на карте штурмана и на карте командира РГ СпН.
Штурман перед вылетом на боевое задание готовит карту, на которой указанные ориентиры отмечает цветным карандашом. Через ориентиры проводит две взаимно перпендикулярные линии: север — юг, запад — восток. Эти линии разбивает в масштабе карты на отрезки, равные 100 м.
Для определения координат цели проектируют точку цели на линии север—юг, запад—восток и считывают координаты в метрах.
Пример: «Минометный взвод занимает огневую позицию, ориентир второй, север 300, восток 500, фронт 50».
Принимающий целеуказание, отложив от указанного ориентира переданные расстояния в указанных направлениях, наносит цель на карту (планшет).
В ходе целеуказания (наведения) командиру экипажа (ведущему ударной группы) необходимо сообщить:
· расположение цели относительно самолёта (вертолёта), характерного ориентира или координаты цели;
· состояние цели, характер действий (параметры ее движения) и ее отличительные признаки на местности;
· обстановку в районе объекта (цели), особенно наличие и возможности средств ПВО противника.
АВИАНАВОДЧИК ОБЯЗАН ОБЕСПЕЧИТЬ ЭКИПАЖАМ ПРЯМУЮ ВИДИМОСТЬ ЦЕЛИ И СРЕДСТВ ЕЁ ОБОЗНАЧЕНИЯ! |
Как правило, при подходе группы к району боевых действий экипажам сообщается квадрат или опорный ориентир в районе цели. Это даёт возможность экипажам заранее уточнить на своих картах расположение целей, условия скрытого подхода к ним и начало маневра перед атакой. Далее, обнаружив вертолёты визуально, авианаводчик сообщает экипажам положение цели относительно характерных ориентиров или от направления полета вертолета;
Обнаружив цель, ведущий сообщает об этом авианаводчику. Убедившись по докладу ведущего и его манёвру, что цель им опознана правильно, наводчик разрешает атаку цели: «321-й, я «Рубин», работу разрешаю». При обнаружении же ошибок в прицеливании – запрещает: «321-й, я «Рубин», работу запрещаю».
При наличии нескольких целей в первую очередь следует наводить авиацию на объекты ПВО противника, способные оказать противодействие самолётам (вертолётам).
В процессе атак авианаводчик информирует экипажи обо всех изменениях обстановки и в первую очередь, о применении противником по ним средств ПВО.
В случае постановки противником радиопомех и др. попыток нарушения связи, производится маневр каналами.
Если ведущий цель не обнаружил, ему подаётся команда на выход из атаки, а затем его выводят на цель с другого направления, уточнив положение цели, не допуская захода в зону максимально эффективного огня ПВО противника.
Основной способ исправления ошибок наведения – повторное наведение относительно разрывов, дымов и ориентиров.
Исходя из практического боевого опыта, мы утверждаем, что, как правило, авианаводчик над райономдействий может управлять не более, чем звеном самолётов (вертолётов), действующим по одной или нескольким целям, сосредоточенным в одном месте.
СПОСОБЫ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ.
Ø Целеуказание с земли на вертолет (самолет) и с вертолета (самолета) на землю производится:
· в прямоугольных координатах;
· в полярных координатах от условного ориентира, опорной точки (по странам света);
· от направления полета вертолета;
· сигнальными ракетами (патронами), дымами, очередями трассирующих пуль;
В качестве средств обозначения цели (своего местоположения) или направления полёта на неё следует использовать пиротехнические, огневые, светотехнические, лазерные и другие средства.
Выбор способа целеуказания зависит от условий обстановки, характера цели, местности, а также слаженности в работе между командиром РГ СпН и экипажем вертолета.
Ø Целеуказание в прямоугольных координатах является основным способом.
Пример: «Шести орудийная батарея ведет огонь, Х = 35 450, У =56 740, 200 на 100, в окопах».
Ø Целеуказание в полярных координатах от условного ориентира применяется при отсутствии координатной сетки на аэрофотоснимках, а также в том случае, когда местность в районе цели богата общими с картой ориентирами.
Сущность способа целеуказания заключается в том, что положение цели определяют и указывают от одного из ориентиров в метрах по странам света. При этом вначале сообщают положение цели относительно ориентира на север или юг, а затем на восток или запад.
Ø Целеуказание от направления полета вертолета.
Например: «303, я «Фонтан», вас наблюдаю, доверните влево 15º, цель обозначаю»
Ø Целеуказание в прямоугольных координатах с использованием кодированной карты(вариант 1).
Района разведки разбивается на большие квадраты 20х20 км каждый. Большие квадраты кодируются произвольными двузначными числами. Каждый из них в свою очередь разбивается на 100 средних квадратов (2х2км), которые обозначаются двузначными числами от 1 до 100 в порядке, показанным на рис 2. Каждый средний квадрат делится на 9 малых (0,66 х 0,66 км) квадратов, которые обозначаются цифрами от 1 до 9 по «улитке».
Размеры малого квадрата надёжно обеспечивают обнаружение цели экипажем вертолёта (самолёта) в районе.
Вариант кодирования топографической карты
Существует практика вместо цифрового обозначения большого квадрата (17) вводить словесное («ВОЛК», «БЕРКУТ» и т.д.), что удобнее при переговорах с экипажами в эфире, т.к. более разборчиво и чётко звучит, особенно при низком качестве связи и помехах. Для обеспечения скрытности целеуказания достаточно сменить лишь код района, не меняя коды средних и малых квадратов.
Командиру РГ СпН в отличие от общевойскового командира, кодировку рекомендуется наносить не на саму карту, а на кальку и при работе прикладывать её сверху. Этот способ позволяет, во-первых, не «забивать» карту, во-вторых, – быстро уничтожать кодировочную таблицу в экстремальной ситуации. Все справочные данные и позывные также наносятся по краям кальки, за границей района действия.
Ø Целеуказание в прямоугольных координатах с использованием кодированной карты (вариант 2).
Карта (1:50 000) разбивается на зоны 3 х 3 км.
Каждой зоне присваивается наименование например по названиям хищных зверей (лиственных деревьев) - «Волк», «Тигр» («Клён», «Берёза»).
При целеуказании с помощью кодированной карты в начале указывается наименование зоны. Затем номер километрового квадрата «по улитке» в данной зоне, затем номер района «по улитке» в данном километровом квадрате, затем номер участка в данном районе. В результате получается «тройная улитка».
Например: « Пулемет в кустах. Волк – 882, подавить».
квадрат | «Волк» | квадрат | «Рысь» | ||||||||||||||||
* | |||||||||||||||||||
18 59 |
Ø Целеуказание в прямоугольных координатах с использованием кодированной карты (вариант 3).
На лист карты (Например 1:100000) вдоль координатной сетки цветным (Например: красным) фломастером наносят произвольные цифры (Например: 24; 00; 36; 62; 86; и т.д.) обозначающие кодированное наименование квадратов километровой сетки. Внутри километрового квадрата целеуказание дают в соответствии с договоренностью либо по «улитке», либо, как сокращенные прямоугольные координаты.
Например: «Миномет в окопе, 46002, уничтожить»или«Миномет в окопе, 46800, 00550, уничтожить».
На одном листе карты может быть нанесено несколько кодированных сеток разными цветами. Работают по договоренности одним из цветов.
Например: «Работаем синей сеткой».
ПОМНИ! Целеуказание будет точным и надёжным только в случае непосредственного наблюдения цели и наводимых самолётов (вертолётов). |
ПРИМЕЧАНИЕ:Рекомендуется, склеивая листы карт в склейку, оставлять при обрезании листов сетку.
Это значительно упрощает определение координат цели, т.к. «склейка» будет иметь координатную сетку не только по краю, но и в центре.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Условная терминология(вариант).
а) вертолёты, самолёты:
Ми-8 - зелёные (скорпионы) - Су-25, МиГ-27 - Горбатые
Ми-24 - полосатые (щуки) - Су-17 - Сухие
Ми-6 - сараи (термиты) - Миг-21р - Объективы
- Миг-21бис - Балалайки
б) войска и техника:
БТР, БМП, танки - Коробочка
Колонна - Цепочка
Автомашина - Колесо
Наши войска - Линия
Противник - Пунктир
Пленные - 12
Раненые - 300
Убитые - 021
в) оружие и боеприпасы:
ДШК, пулемёты - Трещётка
АГС, ЗГУ, пушки - Траектория
Авиабомбы : - Капли
- зажигательные - Фитиль
- фугасные - Веер
- разовая бомбовая кассета (РБК) - Зонт
- объемно-детонирующая авиабомба (ОДАВ) - Сюрприз
- светящаяся авиабомба (САЗ) - Свеча
- неуправляемая авиационная ракета (НАР) - Гвозди
- управляемая ракета (УР ) - Сигары
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Вариант радиообмена.
Позывной ГБУ (Группы Боевого Управления) – «Фонтан».
Позывной авианаводчика – «Сокол».
Позывной экипажа – «820».
Пароль | ||||||||||
Отзыв |
№ п/п | Доклады и команды командира экипажа. | № п/п | Доклады и команды ГБУ (АН). |
1. 3. 5. 6. 8. 10. 13. 15. 17. 19. 22. 24. 26. 29. 31. 33. | Установление связи: «Фонтан», я 820, 68, как слышите, прием?» Доклад на ГБУ: «Я 820, подхожу к вам четверкой зеленых, 3200, по стандарту с курсом 300о через 3 минуты. Повторение задания: «Я 820, понял, подходить севернее зоны, работать с «Соколом» в точке 213» Установление связи: «Сокол», я 820, 21, как слышите, прием?» Уточнение задачи:«Сокол», я 820, уточните задачу» Подтверждение: «Я 820, понял, выхожу в район 213 севернее 2 км, оранжевый дым» Подтверждение: «Я 820, понял, влево 15º» Обнаружив авианаводчика, передает: «Я 820, вас наблюдаю» Подтверждение: «Я 820, понял, цель - курс 240º, дальше 2 км – отдельный каменный одноэтажный дом. Свои войска южнее 1,5км, обозначены оранжевыми дымами» Обнаружив цель, изготовившись к удару, передает: «Я 820, цель вижу, выполняю пристрелку «гвоздями» Подтверждение: «Я 820, понял, от разрыва с перелётом 70, левее 50» Введя корректуры, и по готовности передает: «Я 820, на боевом, работаю «каплями» Закончив бомбометание (удар НУРСами), передает: «Я 820, работу закончил, разрешите отход» «Фонтан», Я 820, 93, слышу вас хорошо, прием» Подтверждение: «Я 820, понял, на отходе группа 562, на высоте 3200 по стандарту» Подтверждение: «Я 820, понял, конец связи» | 2. 4. 7. 9. 11. 12. 14. 16. 18. 20. 21. 23. 25. 27. 28. 30. 32. | «820, я «Фонтан», 07, слышу вас хорошо, прием» Постановка задач штурману: «820, подходите севернее зоны, работают горбатые, вам работать с «Соколом» в точке 213» «820, я «Сокол», 62, слышу вас хорошо, прием» Уточнение задачи: «820, выходите на меня, район 213 севернее 2 км, обозначу оранжевым дымом» Подтверждение: «820, принял правильно» Уточнение задачи: «820, вас наблюдаю, доверните влево 15º, обозначаю» Подтверждение: «820, принял правильно» Постановка задач штурману: «820, вас понял. Ваша цель курс 240º, дальше 2 км – отдельный каменный одноэтажный дом. Свои войска южнее 1,5км, обозначены оранжевыми дымами» Подтверждение: «820, принял правильно» Подтверждение: «820, вас понял, наблюдаю» Определив отклонение, передает: «820, работайте от разрыва с перелётом 70, левее 50» Подтверждение: «820, принял правильно» Оценив точность попадания, передает: «820, отработал хорошо» Оценив точность попадания, передает: «820, отработал хорошо, отход разрешаю» Управление бортом (ударной группой) принимает на себя ГБУ. Он устанавливает связь и передает:«820, я «Фонтан», 79, как меня слышите, прием?» Уточнение задачи: «820, на отходе группа 562, на высоте 3200 по стандарту» Подтверждение: «820, принял правильно, конец связи» |
Примечание.По договоренности цифровой пароль может состоять из трех, а не из двух цифр. Последней цифрой может быть отсутствующая в «сетке паролей» цифра или последняя цифра позывного взлетной группы (пара, звено и т.д.)
«Сетка паролей» действует определенное, как правило, не продолжительное время (Например, несколько часов) после чего переходят на новую «сетку паролей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Ожидаемое время прибытия авиации в зависимости от удаления аэродромов базирования от района боевых действий (в минутах):
Расстояние (км) | ||||||
Вертолёты Самолёты |
При нахождении авиации не в воздухе, а на земле, время в таблице увеличивать на 10 минут при взлете авиации из положения «Готовность №1» и на 25 минут из положения «Готовность №2».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Максимальное время авиационной поддержки в зависимости от удаления аэродрома базирования авиации до района боевых действий (в минутах):
Расстояние (км) | ||||||
Вертолёты Самолёты | 1ч35 | 1ч20 | 1ч10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Ми-24 Ми-8
- носом на уклон - 6˚ - носом на уклон, под уклон и лев. бортом на уклон - 3˚
- носом под уклон - 6˚ - правым бортом на уклон - 2˚ 30´
- бортом на уклон - 4˚
б) без выключения двигателей:
Ми-24 Ми-8
- носом на уклон - 8˚ - носом на уклон - 7˚
- лев. бортом на уклон- 6˚ - носом под уклон - 5˚
- носом под уклон и правым бортом на уклон - 4˚ - левым бортом на уклон - 7˚
- правым бортом на уклон - 2˚ 30´
ПРИЛОЖЕНИЕ 14.
НАВЕДЕНИЕ АВИАЦИИ И КОРЕКТИРОВАНИЕ ЕЕ ОГНЯ.
Наведение авиации и корректирование ее огня, в силу своей специфики, является сложным мероприятием и требует определенного минимума знаний. Без освоения ряда теоретических положений и минимальной практической тренировки до начала боевых действий результативного взаимодействия между авианаводчиком, в роли которого выступает командир РГ СпН и командиром ударной авиагруппы просто не получится. В конечном итоге это приведет к срыву выполнения боевой задачи, перерасходу боеприпасов, топлива, и, даже, трагическим последствиям, когда под огонь своей авиации попадают свои войска или сам авианаводчик, либо гибнет экипаж вертолета (самолета).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
При действиях в тылу противника наведение авиации и корректирование ее огня осуществляются, как правило, штатными авианаводчиками придаваемыми РГ СпН (РО СпН). Однако в силу обстоятельств эти задачи часто приходится выполнять лично командиру РГ СпН (РО СпН). Поэтому, каждый командир РГ СпН должен быть подготовлен и готов к наведению авиации и корректированию ее огня.
Он обязан:
¨ при подготовке к выполнению боевой задачи
(помимо мероприятий непосредственной доподготовки РГ СпН):
- подготовить карту (нанести кодировку для целеуказания, опорные точки (ориентиры), пункты управления авиацией, направление подлёта ударной группы и т.д.);
- уяснить схему вызова авиации в район действий;
- совместно с экипажами ударной группы изучить схему связи и управления авиацией в районе боевых действий, порядок взаимодействия, целеуказания и обозначения местоположения РГ СпН, сверить с ними кодировку карт и порядок использования переговорных таблиц;
- ознакомиться с прогнозом погоды на весь период выполнения боевой задачи;
- получить, проверить и тщательно подготовить к работе радиосредства для связи с авиацией;
- получить инструктаж у руководителя боевыми действиями (действиями авиации) в ГБУ (группе боевого управления)
¨ при выполнении боевой задачи:
- вызвать авиацию через ГБУ в район боевых действий;
- принять от ГБУ управление авиационной группой и осуществлять визуальное их наведение на цели;
- обеспечить безопасность работы и взаимодействие авиации в районе при одновременном применении средств поражения РГ СпН (РО);
- обозначить местоположение своей группы до начала нанесения ударов авиацией для обеспечения её безопасности от поражения авиационными боеприпасами;
- в период нанесения ударов самолётами (вертолётами), вести за ними визуальное наблюдение, подавая продуманные, четкие и лаконичные команды спокойным голосом;
- докладывать результаты авиационных ударов на ГБУ;
Немедленно докладывать на ГБУ в случаях: 1. Занятия нашими войсками пункта (объекта), назначенного для авиационного удара; 2. Удара авиации по своим войскам. Доложить их причины и последствия. |
- заблаговременно подобрать (с учетом необходимых размеров площадки, зон подхода к ней, ее высоты над уровнем моря, температуры воздуха и направления ветра) площадки для посадки вертолётов и быть в готовности обозначить их. В особых случаях обозначить безопасное место для аварийной посадки вертолёта, оказать помощь в спасении экипажу, обеспечить охрану вертолёта.
¨ Авианаводчику ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
- принуждать экипаж к посадке на неподготовленную площадку или под обстрелом противника;
- подавать команду летчику на открытие огня или сброс авиабомб;
- навязывать экипажам режим работы и способы атаки целей (объектов), отличные от избранных ведущим группой;
- подавать команды на выполнение манёвров.
¨ Авианаводчик при себе должен иметь:
- УКВ радиостанцию типа Р-853-В1, Р-809М (Р-853), «Ромашка»; «Прибой»; «Комар»;
- Ракетницу с набором ракет или сигнальные патроны, набор пиротехнических средств (огни, дымы);
- Кодированную карту масштаба 1:100 000 (1:200 000);
- Бинокль, ЛПР-1 (лазерный прибор разведки) или компас, часы с секундомером;
- Выписку из плановой таблицы полётов авиации;
- Блокнот со справочными материалами.
Место расположения авианаводчика следует выбирать на возвышенностях, на отрогах господствующих высот, перевалах. Оно должно отвечать всем требованиям маскировки и меняться после нанесения удара, а главное – обеспечивать наблюдение за противником, действиями своих войск и самолётов (вертолётов).
Право отдавать распоряжения и приказания экипажамвертолетов (самолетов), находящихся в воздухе, предоставляется командиру авиационного подразделения (части), начальнику пункта управления армейской авиации (ГБУ), а при осуществлении авиационной поддержки подразделения СпН, командиру РГ СпН. Распоряжения, передаваемые экипажам вертолетов (самолетов), должны быть краткими по форме и ясными по содержанию.
После выполнения задачи командир экипажа вертолета обязан получить разрешение от командира, задачу которого он выполнял, на возвращение на посадочную площадку.
Если во время выполнения задачи полет нельзя продолжить (неисправность вертолета, резкое ухудшение метеорологических условий и др.), командир экипажа полет прекращает, докладывает о невозможности дальнейшего выполнения задачи и уходит на посадочную площадку.
Генералам, адмиралам и офицерам Вооруженных Сил, находящимся на борту вертолета в качестве пассажиров, категорически запрещаетсявмешиваться в решения командира экипажа, а также давать указания в воздухе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОСВЯЗИ С ЭКИПАЖАМИ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ).
¨ Этот вопрос будет зависеть в первую очередь от имеющихся у командира РГ СпН средств радиосвязи. Лучшим вариантом является наличие р/ст Р-853 В-1, которая позволяет установить прямую радиосвязь в звене «командир РГ СпН – командир ударной группы (вертолётного звена (пары)». При этом все командиры и операторы вертолётов слышат корректировку с земли без дополнительного звена передачи (т.е. напрямую) и сразу выполняют их.
¨ Вторым вариантом связи является присутствие на борту ведущего вертолёта представителя от РО СпН. Связь в данном случае организуется по Р-392 (Р-392-А-2,5 «Арбалет»), которая имеется у командира РГ СпН и представителя РО СпН на борту. Недостаток этого варианта – увеличение времени прохождения команды: «командир группы – представитель – командир звена - экипажи».
¨ При третьем варианте, связь организуется по р/ст Р-392, (Р-392-А-2,5«Арбалет»), имеющейся у командира РГ СпН и бортовой р/ст «Эвкалипт» (Ми-24). Недостатком этого варианта связи является то, что при установке связи с разведывательной группой все вертолёты переходят на канал связи с землёй, тем самым временно теряя связь с командным пунктом. Если же на связь с землёй переходит только экипаж ведущего, то в управлении огнём автоматически появляется ещё одно звено. Это – аварийный вариант связи.