Глава 57. Защита от актов незаконного вмешательства

752. В целях защиты воздушных судов авиации общего назначения и для обеспечения авиационной безопасности в аэропортах признается целесообразным отделить зоны стоянки воздушных судов авиации общего назначения от зон стоянки воздушных судов коммерческого авиатранспорта.
753. Рулежные дорожки к зонам мест стоянки авиации общего назначения должны быть четко обозначены и, по возможности, отделены от рулежных дорожек и перронов, используемых воздушными судами коммерческого авиатранспорта.
754. В тех аэропортах, где нет возможности создания отдельных зон для стоянки ВС общего назначения, но требуется обеспечить повышенный уровень безопасности, могут быть организованы контрольно-пропускные пункты на РД или перронах, в которых персонал служб авиационной безопасности производил бы проверку и досмотр воздушных судов авиации общего назначения, до их допуска в зоны стоянки воздушных судов коммерческого авиатранспорта.
755. Персонал службы авиационной безопасности аэропорта должны как можно быстрее информироваться аэродромным диспетчерским пунктом о предстоящем прибытии воздушных судов авиации общего назначения.
756. Следует устанавливать процедуры координации действий между аэродромным диспетчерским пунктом, персоналом служб авиационной безопасности на контрольно-пропускных пунктах на РД или перронах и центральным пунктом службы безопасности аэропорта. Для этого необходима организация отдельной сети радиосвязи между этими подразделениями.
757. Указанные процедуры должны устанавливаться в инструкциях для персонала аэродромного диспетчерского пункта в отношении выдачи разрешений на руление и соответствующих указаний прибывающим воздушным судам авиации общего назначения.
___________________________________________________

В настоящих правилах используются следующие сокращения:

ААС Аэродромная аварийная служба

АДП Аэродромный диспетчерский пункт

АИП Сборник аэронавигационной информации

АМСГ Авиационная метеорологическая станция (гражданская)

АМЦ Авиационный метеорологический центр

АНО Аэронавигационные огни (бортовые)

АНЗ Аэронавигационный запас топлива

АРП Автоматический радиопеленгатор

АСК Аварийно-спасательная команда

АСР Аварийно-спасательные работы

АСС Аварийно-спасательная станция

АС УВД Автоматизированная система управления воздушным движением

АТБ Авиационно-техническая база

ATIS Система автоматической трансляции информации
(в районе аэродрома)

АУЗ Аэродромный узел (аэродромная узловая зона)

БАИ Бюро аэронавигационной информации

БПБ Боковая полоса безопасности

БПРМ Ближняя приводная радиостанция с радиомаркером

БРД Скоростная рулежная дорожка (быстрого схода с ВПП)

ВВП Верхнее воздушное пространство

ВВПЗ Высота визуального прерванного захода на посадку

ВКК Высшая квалификационная комиссия

ВЛЭК Врачебно-летная экспертная комиссия

ВМУ Визуальные метеорологические условия

ВНГО Высота нижней границы облаков

ВОР Всенаправленный ОВЧ-радиомаяк

ВПП Взлетно-посадочная полоса

ВПР Высота принятия решения

ВОРЛ Вторичный обзорный радиолокатор

ВС Воздушное судно

ВС РЦ Военный сектор районного центра УВД

ВТ Воздушная трасса

ВЧ Высокочастотная радиосвязь

ГА Гражданская авиации

ГВПП Грунтовая ВПП

ГПД Геопункт передачи донесения

ГРМ Глиссадный радиомаркер

ГСМ Горюче-смазочные материалы

ГЦ ПВД Главный центр планирования воздушным движением

ДМЕ Дальномерное (угломерное) оборудование

ДПВ Диспетчерский пункт вышка

ДПК Диспетчерский пункт круга

ДПП Диспетчерский пункт подхода

ДПР Диспетчерский пункт руления

ДПРМ Дальняя приводная радиостанция (с маркером)

ЗВП Зона взлета и посадки

ЗО Зона ожидания

ИАС Инженерно-авиационная служба

ИВПП ВПП с искусственным покрытием

КВ Короткие волны (радиосвязи)

КВП Контролируемое воздушное пространство

КДП Командно-диспетчерский пункт ("Вышка")

КПБ Концевая полоса безопасности

КРМ Курсовой радиомаркер

КСЦ Коэффициент сцепления на ВПП

КТА Контрольная точка аэродрома

ЛЭП Линия электропередачи

МБВ Минимальная безопасная высота

МБУ Морская буровая установка

МВЛ Местная воздушная линия

МК Магнитный курс

МПУ Магнитный путевой угол

МЕТАР Международные метеорологические коды
РОФОР
СПЕСИ
ТАФ

МРД Магистральная рулежная дорожка

МСС Медико-санитарная служба

НВП Нижнее воздушное пространство

NOTAM Извещение пилотам о состоянии аэродромов,
радиотехнических средствах, системах посадки

НПСК Наземная поисково-спасательная команда

ОВД Обслуживание воздушного движения

ОДВС Организация движения воздушных судов

ОВЧ Очень высокочастотная радиосвязь

ОВИ Огни высокой интенсивности (на ВПП)

ОМИ Огни малой интенсивности (на ВПП)

ОПРС Отдельная приводная радиостанция

ОРЛ Обзорный радиолокатор

ОСП Оборудование системы посадки

"ПАН" Радиотелефонный сигнал срочности

ПВП Правила визуальных полетов

ПДО Производственно-диспетчерский отдел

ПДП Пункт диспетчера посадки

ПДСП Производственно-диспетчерская служба организации

ПОД Пункт обязательных донесений

ППД Приемник полного давления

ППЛ Предварительный план полета (заявка)

ППП Правила полетов по приборам

ПРЛ Посадочный радиолокатор

РД Рулежная дорожка

РДЦ Районный диспетчерский центр (орган ОВД)

РЛК Радиолокационный контроль

РЛЭ Руководство по летной эксплуатации воздушного судна

РМС Радиомаячная система посадки

РНТ Радионавигационная точка

РОВД Район обслуживания воздушного движения

РПА Руководитель полетов на аэродроме

РПР Руководитель полетов в районе (центре) ОВД

РСБН Радиолокационная система ближней навигации

РСП Радиолокационная система посадки

РТО Радиотехническое оборудование (оборудование)

РТС Радиотехнические средства
РУВД Район УВД

РГЦ ОВД Региональный центр ОВД

САИ Служба аэронавигационной информации

СДП Стартовый диспетчерский пункт

"СОС" Международные сигналы бедствия
"МЭЙДЭЙ"

СОПГП Служба обеспечения пассажирских и грузовых перевозок

СОПП Служба обеспечения пассажирских перевозок

СПУ Самолетное переговорное устройство

СРД Система регулирования давления

ТВГ Точка входа в глиссаду

УТЦ Учебно-тренировочный центр

ФПЛ План полета ("флайт-план") в системе ОВД

ЦАИ Центр аэронавигационной информации

"ЬЬЬ" Международный сигнал срочности

ЭРТОС Эксплуатация радиотехнического оборудования и связи

ACAS/TCAS Бортовая система предупреждения столкновений (БСПС)

АТС Управление воздушным движением (УВД)

ATIS Служба автоматической передачи информации в районе аэродрома

ATS Обслуживание воздушного движения (ОВД)

С/L Осевая линия

DA/DH Абсолютная/относительная высота принятия решения

DER Взлетный конец ВПП

DМЕ Дальномерное оборудование

DR Счисление пути

EFIS Электронная система пилотажного оборудования воздушного судна

ETOPS Правила полетов увеличенной дальности для
двухдвигательных самолетов

FAF Контрольная точка конечного этапа захода на посадку

FAP Точка конечного этапа захода на посадку

FMS Система управления полетом

FPL План полета (флайт-план) в системе ОВД

HSI Авиагоризонт

IAF Контрольная точка начального этапа заход на посадку

IAS Приборная скорость

IF Контрольная точка промежуточного этапа захода на посадку

IFR Правила полета по приборам (ППП)

ILS Система заход на посадку по приборам

IMC Приборные метеорологические условия

ISA Международная стандартная атмосфера (MCA)

MAP Точка начала ухода на второй круг

MDA/DH Минимальная абсолютная/относительная высота снижения

MEL Перечень минимального оборудования

МОС Минимальный запас высоты над препятствиями

MSL Средний уровень моря

NDB Ненаправленный радиомаяк

NOZ Зона нормальных полетов

NTZ Промежуточная защитная зона

ОСА/Н Абсолютная/относительная высота пролета препятствий

OIS Поверхность обозначения препятствий

ОМ Внешний маркерный радиомаяк

PAPI Указатель траектории точного захода на посадку

PAR Посадочный радиолокатор

QFE Атмосферное давление на уровне превышения аэродрома
(или порога ВПП)

QNH Атмосферное давление порога ВПП, приведенное к
среднему уровню моря

RNAV Зональная навигация

RSR Маршрутный (трассовый) обзорный радиолокатор

SID Стандартная схема вылета по приборам

SOC Начало набора высоты

SPI Специальная индикация положения (при опознании)

SSR Вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ)

STAR Стандартная схема прибытия по приборам

TAR Обзорный радиолокатор в зоне аэродрома

TAS Истинная скорость

ТР Точка начала разворота

VASI Система визуальной индикации глиссады

VOR Всенаправленный ОВЧ-радиомаяк

VMC Визуальные метеоусловия
_______________________________________________________________

Приложение 1
к Основным правилам полетов
в воздушном пространстве
Республики Казахстан


Расчет безопасных высот полета

1. Расчет безопасной высоты полета по атмосферному давлению 760 мм. рт. ст. или 1013, 2 мбар. производится по формулам:

Нбез.760 = Нбез.ист. + Нрел. - /\Ht + (760 - Рприв.мин.) х 11
Нбез.1013,2 = Нбез.ист. + Нрел. - /\Ht+ (1013,2 - Рприв.мин.) х 8,25, где:

Нбез.ист. - установленное значение истинной безопасной высоты полета, м;

Нрел. - абсолютная высота наивысшей точки рельефа местности с учетом высоты искусственных препятствий на ней в пределах установленной ширины полосы, м;

Рприв.мин. - минимальное атмосферное давление по маршруту (участку) полета, приведенное к уровню моря, мм.рт.ст.(мбар);

/\Ht - методическая температурная поправка высотомера, определяемая по навигационной линейке, м, или по формуле:

tо - 15о
t=-------- х Ниспр.,
300

где Ниспр. = Нбез.ист. + Нрел.;
tо - минимальная температура по маршруту (участку) полета.

2. Расчет безопасной высоты полета в районе подхода (для включения в Инструкцию по производству полетов в районе аэродрома и сборники аэронавигационной информации) производится по формулам:

Нбез.подх. = Нбез.ист. + Нрел. - /\Ht + (760 - Рприв.аэр) х 11
Нбез.подх. = Нбез.ист. + Нрел. - /\Ht+ (1013,2 - Рприв.аэр.) х 8,25,

где Нбез.ист. - установленное значение истинной безопасности высоты полета, м;
/\Ht - методическая температурная поправка высотомера определяемая для минимальной температуры на аэродроме по многолетним наблюдениям, м;
Рприв.аэр. - минимальное атмосферное давление на аэродроме по многолетним данным, приведенное к уровню моря, рассчитывается по формуле:

Рприв.аэр. = Наэр : 11(8,25) + Раэр.,

где Наэр. - превышение аэродрома относительно уровня моря;
Раэр. - минимальное атмосферное давление на уровне ВПП аэродрома по многолетним наблюдениям.
3. Расчет высоты полета по аэродромному кругу (высоты круга) производится по формуле:

Нкр. = Нбез.ист. + /\Hрел. - /\Ht,

где Нбез. ист. - установленное значение истинной безопасной высоты полета в зоне взлета и посадки, м;
pНрел. - высота наивысшей точки рельефа местности с учетом искусственных препятствий относительно уровня аэродрома в пределах установленной ширины полосы, м;
/\Ht - методическая температурная поправка высотомера, определяемая для минимальной температуры на аэродроме по многолетним наблюдениям с помощью навигационной линейки в м, или по формуле:

tо - 15о
t=-------- х Ниспр,
300

где to - минимальная температура на аэродроме по многолетним наблюдениям, град;

Ниспр. = Нбез.ист. + Нрел.;

4. Расчет минимальной безопасной высоты в районе аэродрома (МБВ) производится по формуле:

МБВ = 300 + /\Нрел. - /\Нt,

где /\Нрел. - высота наивысшей точки рельефа местности с учетом искусственных препятствий относительно уровня порога ВПП по направлению захода на посадку, м;
/\Нt - методическая температурная поправка высотомера, определяемая для минимальной температуры на аэродроме по многолетним наблюдениям с помощью навигационной линейки, м, или по формуле:

где to - минимальная температура на аэродроме по многолетним наблюдениям, град;

Ниспр. = 300 + /\Нрел.

5. Расчет безопасной высоты в районе аэродрома при полете ниже нижнего эшелона производится по формуле:

Нбез.аэр. = Нбез.ист + /\Нпреп. - /\Нt,

где Нбеэ.ист. - установленное значение истинной безопасной высоты полета в зоне взлета и посадки, м;
/\Нпреп. - высота наивысшей точки рельефа местности с учетом естественных препятствий на ней относительно уровня аэродрома. Высота искусственных препятствий учитывается в /\Нпреп. при скорости полета более 300 км/ч, а в горной местности - во всех случаях независимо от скорости полета в пределах установленной ширины полосы, м;
/\Нt - методическая температурная поправка высотомера, определяемая по навигационной линейке, м, или по формуле:

tо - 15о
t=-------- х Ниспр,
300

где to - фактическая температура на аэродроме, град;

Ниспр.= Нбез.ист. + /\Нпреп.

6. Расчет безопасной высоты полета по маршруту (району авиационных работ) ниже нижнего эшелона производится по формуле:

Нбез.прив. = Hбез.ист. + Hпреп. - /\Нt,

где Нбез.ист. - установленное значение истинной безопасной высоты полета, м;
Нпреп. - абсолютная высота наивысшей точки рельефа местности с учетом естественных препятствий на ней. Высота искусственных препятствий учитывается в Нпреп. при скорости полета более 300 км\час, а в горной местности - во всех случаях независимо от скорости полета в пределах установленной ширины полосы, м;
/\Нt - методическая температурная поправка высотомера, определяемая по навигационной линейке, м, или по формуле:

tо - 15о
t=-------- х Ниспр.,
300

где to - фактическая температура на аэродроме взлета или посадки (меньшая из них), град;

Ниспр. = Нбез.ист. + Нпреп.

7. Расчет высоты нижнего эшелона зоны ожидания производится по формулам:

Нниж.760 = Нкр. + 300 - /\Нt + (760 - Раэр.) х 11;

Н1013,2 = Нкр. + 300 - /\Нt + (1013,2 - Раэр.) х 8,25,

где Нкр. - высота круга, м;
Раэр. - фактическое давление на аэродроме, мм.рт.ст. (мбар);
/\Нt - методическая температурная поправка высотомера, определяемая по навигационной линейке, м, или по формуле

tо - 15о
t=-------- х Ниспр.,
300

где to - фактическая температура на аэродроме, град;

Ниспр. = Hкр. + 300.
________________________________________________________________

Приложение 2
к Основным правилам полетов
в воздушном пространстве
Республики Казахстан


Сигналы бедствия, срочности и перехват
гражданских воздушных судов

Сигналы бедствия

1. Сигналы бедствия, подаваемые одновременно либо - раздельно, означают, что воздушному судну грозит серьезная, непосредственная опасность и оно нуждается в оказании немедленной помощи.
2. Сообщение о бедствии в полете передается открытым текстом, в первую очередь:
1) радиотелефоном:
терплю бедствие - 3 раза ("МЕЙДЕЙ" при международных полетах);
я - один раз;
позывной воздушного судна терпящего бедствие - 3 раза;
координаты места бедствия - 3 раза.
2) радиотелеграфом:
сигнал, передаваемый по радиотелеграфу состоит из группы
"SOS" (...- - -...) повторяемый 3 раза, сочетания "ДЕ"(-..) - 1 раз
this is (вис из) (при международных полетах);
позывной экипажа воздушного судна, терпящего бедствие - 3 раза;
координаты места бедствия - 3 раза.
ракетами со вспышками красного цвета, выпускаемые по одной через короткие промежутки времени.
3) радиотелефоном и радиотелеграфом передаются:
курс полета;
скорость полета;
высота полета;
характер бедствия и требующаяся помощь;
решение командира экипажа и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасанию.
Одновременно с передачей сигнала "SOS" или "Терплю бедствие" включаются сигнал "Бедствие" аппаратуры опознавания и сигнал "Авария" на бортовом ответчике УВД системы вторичной радиолокации. При полетах вне границ Республики Казахстан устанавливается на ответчике код 7700 "Бедствие".
3. Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия может быть передано сообщение о бедствии с указанием:
широты места - 2 раза;
долготы места - 2 раза;
средне-европейского (UTC) времени - 2 раза;
вида повреждения и требуемой помощи - 1 раз;
принятого решения пилотом и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасению - 1 раз;
слова "Прием".
После каждой передачи сообщения о бедствии необходимо на 1-2 мин переходить на прием, для прослушивания радиоэфира.
4. При работе с аварийно-спасательными ОВЧ радиостанциями экипаж воздушного судна, терпящего бедствие, должен немедленно после посадки включить радиостанцию в режим передачи с тональной посылкой (режим "Маяк") для обеспечения пеленгации спутниковой системой КОСПАС САРСАТ. В этом режиме работать в течение 3-х часов, после чего перейти в режим приема.
5. При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка типа "Комар", сразу же после приземления с парашютом, работа его передатчика проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме работа передатчика продолжается в течение 3-х часов. После этого приемопередатчик извлечь из надувного баллона радиомаяка, установить антенну и включить в режим приеме.
6. В начале каждого часа первых суток, после приземления, производится трехкратная передача сообщений о бедствии, с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
7. Сообщение о бедствии, передаваемое после приземления, аналогично сообщению о бедствии, которое передается в воздухе. При появлении звука поисково-спасательного самолета (вертолета) или визуальном его наблюдении следует передавать сообщение о бедствии и установить с ним двустороннюю связь; если двустороннюю связь установить не удалось, передачу сообщений о бедствии необходимо чередовать с передачей сигналов для привода (режим "Маяк") в течение 1.5-2 минут; при установлении c экипажем самолета (вертолета) двусторонней радиосвязи дальнейший порядок работы с радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного самолета (вертолета).
8. Экипажу воздушного судна, потерпевшему бедствие, одновременно включать на передачу несколько аварийно-спасательных ОВЧ радиостанций в одном месте во избежание взаимных радиопомех запрещается.
Ни одно из положений настоящего раздела не запрещает терпящему бедствие воздушному судну пользоваться любыми имеющимися в его распоряжении средствами для привлечения внимания, извещения о своем местоположении и получения помощи.
Подробные правила передачи сигналов бедствия и срочности по каналам электросвязи указаны в Приложении 10 ИКАО, том II, глава 5.

Сигналы срочности

9. Сигналы срочности означают, что пилот воздушного судна испытывает трудности, которые вынуждают его совершить посадку, но не требует оказания немедленной помощи, и передаются, как:
1) повторяющиеся включения и выключения посадочных фар;
2) повторяющееся включение и выключение аэронавигационных огней, отличающееся от мигания импульсных аэронавигационных огней.
10. Международный сигнал срочности, передаваемый в случаях возможной опасности для ВС и находящихся на нем пассажиров и экипажа, передается:
1) по радиотелеграфу - "666" (или, из группы XXX);
2) по радиотелефону - "ПАН" (PAN).
11. Нижеследующие сигналы, подаваемые либо вместе, либо раздельно, означают, что воздушное судно имеет для передачи чрезвычайно срочное сообщение, касающееся безопасности надводного судна, воздушного судна или какого-либо другого средства передвижения или безопасности какого-либо лица, находящегося на борту или в поле зрения:
1) сигнал, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью какого-либо другого метода подачи сигналов и состоящий из группы XXX;
2) радиотелефонный сигнал срочности, состоящий из произносимых голосом слов PAN, PAN;
3) сообщение срочности, которое послано по линии передачи данных и которое передает значение слов PAN, PAN.

Наши рекомендации