Описание инструментария для осуществления исследования в ВКР.

Так как ВКР базировалась на теме о конкурентном окружении, все расчеты были приведены в виде анализа статистической отчетности компании и различной отчетности компания конкурентов на рынке транспортной инфраструктуры.

Российский рынок строительства транспортной инфраструктуры исторически испытывал нехватку инвестиций, что обуславливает невысокий уровень доступности и качества транспортной инфраструктуры в стране. По оценкам «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры», подобное положение дел обходится экономике более чем 1,3 трлн рублей или 3% ВВП ежегодно.

64% от общей протяженности автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Качество и развитость транспортной сети в России не отвечают темпам экономического развития страны.

По этой причине сегодня развитие транспортной инфраструктуры находится в фокусе внимания Правительства России. В отличие от периода 1990-х годов, характеризовавшимся хроническим недофинансированием отрасли, в настоящее время транспортная инфраструктура является одним из крупнейших сегментов строительного рынка в России. На строительство и ремонт дорог, мостов, железных дорог, аэропортов, портов и прибрежной инфраструктуры в 2015 году пришлось 11%1 расходов строительной отрасли России, составивших 6 125,2 млрд рублей, согласно Росстату

В 2009 году была успешно завершена реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы в России в 2002-2009 годах». Начатые в ее рамках проекты и инициативы нашли продолжение в новой отраслевой ФЦП на 2010 – 2015 годы, реализуемой в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации, которая была принята Правительством России в 2008 году.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 319 была утверждена Государственная программа «Развитие транспортной системы на период 2013-2020 годы», в которой отдельно выделено финансирование двух целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)», а также такие подпрограммы, как «Магистральный железнодорожный транспорт», «Дорожное хозяйство», «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание», «Морской и речной транспорт», «Надзор в сфере транспорта», «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства», «Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани».

При этом большая часть расходов по Государственной программе в целом приходится на финансирование ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Большое внимание в программе отводится привлечению инвестиций в транспортный комплекс, для чего предусматривается реализация следующих мер:

· заключение долгосрочных контрактов (жизненного цикла) на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры, включая разработку оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения контрактов;

· совершенствование норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы;

· развитие схем совершенствования механизмов государственно-частного партнерства;

· развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.

В целом в 2007 – 2015 годах общие расходы на строительство транспортной инфраструктуры в России выросли на 33%. Приоритетное внимание государства к вопросам развития транспортной системы сделало отрасль относительно устойчивой к кризисным явлениям. Так в кризисный 2009 год сектор жилищного строительства показал падение на 11%, однако в сегменте строительства транспортной инфраструктуры не только не произошло спада, но и был зафиксирован рост в 5%. Главным событием последних лет стало окончание строительства объектов в Сочи и Казани. Все мероприятия по подготовке транспортного обеспечения XXII Олимпийских игр 2014 г. и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. были реализованы в полном объеме. Сопутствующее завершению вышеуказанных проектов некоторое снижение рынка в 2014 г. можно охарактеризовать как закономерное. Во время кризисных 2013-2015 гг. за два последних года наблюдалось падение рынка около 10%.

На рисунке 1 и 2 можно увидеть изменение объемов рынка в течении последних 7 лет. А также структуру рынка на последний отчетный год, где видно, что около 70-75% приходятся только на автодорожное строительство. Порядком 13% осуществляется строительство железных дорог, тем временем 7% существенно приходится на порты и морские сооружения, и наконец менее 6% обходится на строительство аэропортов.

Все данные представлены из отчетов EMBS Group (аналитическая компания, которая занимается исследованием различных рынков, конкурентов, услуг и продуктов и т.п.)

Рисунок 1

Описание инструментария для осуществления исследования в ВКР. - student2.ru

Рисунок 2

Описание инструментария для осуществления исследования в ВКР. - student2.ru

Исходные данные для расчетной части ВКР

В целом, основными подрядчиками, ориентированными на инфраструктурную отрасль, в строительстве являются такие российские компании как:

1. МОСТОТРЕСТ

2. РЖДСтрой

3. СК Мост

4. ДСК Автобан

5. АРКС

6. Бамстрой-механизация и другие компании

Некоторые из них имеют отношение к госмонополиям, и также связаны с российскими популярными предприятиями, в том числе входящими в имущество холдингов в 2011-2012 годах. Еще существует ряд компаний, которые в ходе своего существования перешли на стадию банкротства из-за проблем с финансами (НПО Мостовик, НПО КОСМОС, «МОСИНЖСТРОЙ»). Интересно, что чаще всего классическим источником банкротства являются издержки, которые появились в результате постройки масштабных госзаказов. Оказалось, что госзаказчики отрекались от выплаты доп. расходов, появившихся в ходе строительства определенных объектов.

Как и на любом рынке, существует определенный ряд лидирующих компаний, которые занимают основную долю в направленной отрасли. Ниже приведены основные инфраструктурные подрядчики. Данные взяты из источников информации в СМИ, а также с официальных сайтов данных фирм.

Таблица 1

Компания Сектор Акционеры Выручка, млрд
ПАО МОСТОТРЕСТ Мосты, дороги, аэропортовая инфраструктура Аркадий Ротенберг, НПФ Благосостояние, группа Н-транс
Стройгазконсалдинг Метро, дороги Газпромбанк и United Capital Partners 259,7
Мосинжпроект Метро, дороги Правительство Москвы 82,6
Метрострой Метро Правительство Санкт-Петербурга, менеджмент 19,5
ДСК Автобан Аэропорты, дороги Алексей Андреев 21,1
Мосметрострой Метро Андрей Бокарев и Искандер Махмудов
АРКС Гражданское строительство, транспортная инфраструктура Структуры Геннадий Тимченко, менеджмент
Трансюжстрой Железные дороги Александр Шевелев, Анатолий Антипов 32,8
СК Мост Метро, порты, аэродромная инфраструктура, железные дороги, дороги Структуры Геннадий Тимченко, менеджмент 45,6
РЖДСтрой Железные дороги РЖД 65,9

Наши рекомендации