Описание инструментария для осуществления исследования в ВКР.
Так как ВКР базировалась на теме о конкурентном окружении, все расчеты были приведены в виде анализа статистической отчетности компании и различной отчетности компания конкурентов на рынке транспортной инфраструктуры.
Российский рынок строительства транспортной инфраструктуры исторически испытывал нехватку инвестиций, что обуславливает невысокий уровень доступности и качества транспортной инфраструктуры в стране. По оценкам «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры», подобное положение дел обходится экономике более чем 1,3 трлн рублей или 3% ВВП ежегодно.
64% от общей протяженности автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Качество и развитость транспортной сети в России не отвечают темпам экономического развития страны.
По этой причине сегодня развитие транспортной инфраструктуры находится в фокусе внимания Правительства России. В отличие от периода 1990-х годов, характеризовавшимся хроническим недофинансированием отрасли, в настоящее время транспортная инфраструктура является одним из крупнейших сегментов строительного рынка в России. На строительство и ремонт дорог, мостов, железных дорог, аэропортов, портов и прибрежной инфраструктуры в 2015 году пришлось 11%1 расходов строительной отрасли России, составивших 6 125,2 млрд рублей, согласно Росстату
В 2009 году была успешно завершена реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы в России в 2002-2009 годах». Начатые в ее рамках проекты и инициативы нашли продолжение в новой отраслевой ФЦП на 2010 – 2015 годы, реализуемой в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации, которая была принята Правительством России в 2008 году.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 319 была утверждена Государственная программа «Развитие транспортной системы на период 2013-2020 годы», в которой отдельно выделено финансирование двух целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и Федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)», а также такие подпрограммы, как «Магистральный железнодорожный транспорт», «Дорожное хозяйство», «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание», «Морской и речной транспорт», «Надзор в сфере транспорта», «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства», «Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани».
При этом большая часть расходов по Государственной программе в целом приходится на финансирование ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Большое внимание в программе отводится привлечению инвестиций в транспортный комплекс, для чего предусматривается реализация следующих мер:
· заключение долгосрочных контрактов (жизненного цикла) на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры, включая разработку оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения контрактов;
· совершенствование норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы;
· развитие схем совершенствования механизмов государственно-частного партнерства;
· развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.
В целом в 2007 – 2015 годах общие расходы на строительство транспортной инфраструктуры в России выросли на 33%. Приоритетное внимание государства к вопросам развития транспортной системы сделало отрасль относительно устойчивой к кризисным явлениям. Так в кризисный 2009 год сектор жилищного строительства показал падение на 11%, однако в сегменте строительства транспортной инфраструктуры не только не произошло спада, но и был зафиксирован рост в 5%. Главным событием последних лет стало окончание строительства объектов в Сочи и Казани. Все мероприятия по подготовке транспортного обеспечения XXII Олимпийских игр 2014 г. и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. были реализованы в полном объеме. Сопутствующее завершению вышеуказанных проектов некоторое снижение рынка в 2014 г. можно охарактеризовать как закономерное. Во время кризисных 2013-2015 гг. за два последних года наблюдалось падение рынка около 10%.
На рисунке 1 и 2 можно увидеть изменение объемов рынка в течении последних 7 лет. А также структуру рынка на последний отчетный год, где видно, что около 70-75% приходятся только на автодорожное строительство. Порядком 13% осуществляется строительство железных дорог, тем временем 7% существенно приходится на порты и морские сооружения, и наконец менее 6% обходится на строительство аэропортов.
Все данные представлены из отчетов EMBS Group (аналитическая компания, которая занимается исследованием различных рынков, конкурентов, услуг и продуктов и т.п.)
Рисунок 1
Рисунок 2
Исходные данные для расчетной части ВКР
В целом, основными подрядчиками, ориентированными на инфраструктурную отрасль, в строительстве являются такие российские компании как:
1. МОСТОТРЕСТ
2. РЖДСтрой
3. СК Мост
4. ДСК Автобан
5. АРКС
6. Бамстрой-механизация и другие компании
Некоторые из них имеют отношение к госмонополиям, и также связаны с российскими популярными предприятиями, в том числе входящими в имущество холдингов в 2011-2012 годах. Еще существует ряд компаний, которые в ходе своего существования перешли на стадию банкротства из-за проблем с финансами (НПО Мостовик, НПО КОСМОС, «МОСИНЖСТРОЙ»). Интересно, что чаще всего классическим источником банкротства являются издержки, которые появились в результате постройки масштабных госзаказов. Оказалось, что госзаказчики отрекались от выплаты доп. расходов, появившихся в ходе строительства определенных объектов.
Как и на любом рынке, существует определенный ряд лидирующих компаний, которые занимают основную долю в направленной отрасли. Ниже приведены основные инфраструктурные подрядчики. Данные взяты из источников информации в СМИ, а также с официальных сайтов данных фирм.
Таблица 1
Компания | Сектор | Акционеры | Выручка, млрд |
ПАО МОСТОТРЕСТ | Мосты, дороги, аэропортовая инфраструктура | Аркадий Ротенберг, НПФ Благосостояние, группа Н-транс | |
Стройгазконсалдинг | Метро, дороги | Газпромбанк и United Capital Partners | 259,7 |
Мосинжпроект | Метро, дороги | Правительство Москвы | 82,6 |
Метрострой | Метро | Правительство Санкт-Петербурга, менеджмент | 19,5 |
ДСК Автобан | Аэропорты, дороги | Алексей Андреев | 21,1 |
Мосметрострой | Метро | Андрей Бокарев и Искандер Махмудов | |
АРКС | Гражданское строительство, транспортная инфраструктура | Структуры Геннадий Тимченко, менеджмент | |
Трансюжстрой | Железные дороги | Александр Шевелев, Анатолий Антипов | 32,8 |
СК Мост | Метро, порты, аэродромная инфраструктура, железные дороги, дороги | Структуры Геннадий Тимченко, менеджмент | 45,6 |
РЖДСтрой | Железные дороги | РЖД | 65,9 |