Основные направления перевозки нефти и нефтепродуктов.

Выявлены и интенсивно работают месторождения нефти в Поволжье, Урале, Западной Сибири. В крупнейших центрах потребления нефтепродуктов различных экономических районов построены нефтеперерабатывающие заводы:

- центральный район – в Рязани, Москве, Ярославле, С- Петербургской области

- в западной Сибири – в Омске

- на Дальнем Востоке – в Хабаровске, Комсомольске – на – Амуре

- в Поволжье – в Волгограде, Саратове, Уфе и т.д.

Нефтяные грузы перевозят на большие расстояния железнодорожным и трубопроводным транспортом. Ведущее место в отправлении грузов занимают Урало – Волжский нефтяной район и Западная Сибирь. Потоки урало-волжской нефти поступают в центральный район России (Москва, Н. Новгород, Ярославль, Пермь и др.

Наиболее крупными продуктопроводами являются магистрали Уфа-Челябинск-Новосибирск (перекачка автомобильного бензина и дизельного топлива), Уфа – Куйбышев (перекачка светлых нефтепродуктов).

Большую роль в перевозке нефтегрузов играет железнодорожный транспорт. В восточном направлении основной поток нефтепродуктов проходит по магистрали Уфа-Челябинск-Омск и далее на восток до Владивостока.

Значительное количество нефтепродуктов перевозится по Волге и Каме из районов Урала и Поволжья. По Иртышу, Оби, Енисею и Лене после перевалки с железной дороги доставляются нефтепродукты в отдаленные северные районы.

Нефть и нефтепродукты являются важным грузом морского транспорта (по Черному, Балтийскому и дальневосточным морям как в каботаже, так и на экспорт)

16.Основные направления перевозки руды, черных металлов. Железная руда представлена на территории России представлена Курской магнитной аномалией, месторождениями Урала, Южной Якутии и др. Были выявлены месторождения руд цветных металлов – Дальний Восток, Северная Сибирь, Урал, Забайкалье, Кольский полуостров и др. Железная руда обычно перевозится в пределах крупных экономических районов, в которых она добывается: курские руды на Южный Урал, восточно-сибирские руды в Западную Сибирь и т.д. Увеличиваются речные перевозки железной руды по Волго-Балтийскому каналу; морские перевозки железной руды - по Черному и Азовскому морям. Из всех видов продукции металлургической промышленности наибольшую долю в перевозках составляет прокат. Черные металлы перевозятся почти полностью железнодорожным транспортом. Доля речного и морского транспорта в перевозках черных металлов составляет 3% общего объема отправления. По мощности потоков черные металлы уступают угольным, нефтяным, лесным и некоторым другим массовым грузам. Только в районах металлургических баз железнодорожные перевозки черные металлы достигают значительных размеров. Большое количество черных металлов отправляется в С-Петербург с Череповецкого металлургического завода и предприятий Урала. В Перми происходит перевалка уральского металла на Каму с дальнейшим следованием на Волгу. Грузопотоки цветных металлов и рудного сырья для многочисленных предприятий цветной металлургии имеют заметные размеры на многих железных дорогах (Западно-Сибирской, Восточно–Сибирской, Октябрьской, Южно-Уральской, Красноярской). Для размещения цветной металлургии большое значение имеет близость источников рудного сырья и дешевой электрической энергии (Уральский алюминиевый, медеплавильные заводы, цинковые заводы в Челябинске, никелевые предприятия в Орске, Норильске и др.).

17.Минеральные удобрения. Первостепенное значение имеют месторождения фосфоросодержащего сырья – Кольский полуостров (апатитовые руды), Пермь, Одесса, С-Петербург, Кировская, Московская области и др. Калийные удобрения доставляются во все районы страны и вывозятся на экспорт. Азотные удобрения вырабатываются преимущественно в многочисленных центрах нефтепереработки и коксохимии. Минеральные удобрения перевозятся в основном железнодорожным транспортом. Значительное количество калийных удобрений доставляется водным транспортом и автотранспортом. С дальнейшим развитием химической промышленности наряду с перевозками минеральных удобрений возрастают потоки сырья, продуктов синтетического каучука, синтетических смол, пластических масс, различных кислот на важнейших направлениях транспортной сети.

18.Основные направления перевозки зерновых грузов, лесных грузов, строительных грузов.Зерновые грузы.Основное товарное зерно для России поставляют Поволжье, Сибирь, Центрально-Черноземный район. Перевозки хлебных грузов осуществляются преимущественно железнодорожным транспортом. На долю речного и морского приходится в совокупности 8%. Огромные количество зерна на короткие расстояния перевозятся автомобильным транспортом. Для хлебных грузов своеобразным грузораздельным пунктом на Востоке страны является Новосибирск. Наиболее значительный поток зерна от него следует на запад. Непрерывно возрастая за счет погрузки на попутных станциях и поступлений с боковых линий Средне-Сибирской магистрали и реки Иртыш, поток подходит к Свердловскому узлу и далее следует на Пермь, С-Петербург, Казань и Москву. Из Новосибирска хлебные грузы направляются по Сибирской магистрали на восток. Большое количество хлебных грузов перевозится по железным дорогам Поволжья. Часть поволжского зерна передается на речной транспорт в Волгограде, Ростове-на-Дону, Ейске. Перевозки хлебных грузов в прямом речном сообщении осуществляются по Волге, Каме, Дону, Днепру, Оби, Иртышу.

Большое значение имеют смешанные железнодорожно-водные перевозки с перевалкой на речной транспорт в Волгограде, а также перевозки зерна в Азово-Черноморском бассейне. Лесные грузы. Важнейшими потребителями древесины являются горнодобывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, строительная индустрия, железнодорожный транспорт. Географическое размещение лесных богатств, деревообработки и основных потребителей обуславливают главные направления переработки лесных грузов с востока на запад и с севера на юг. Из года в год возрастают потоки леса из Восточной и Западной Сибири на Урал, в Казахстан, Среднюю Азию и центральные районы страны. Большое количества леса из отправляют Архангельская, Вологодская, Кировская области, республика Коми, Урал, Карелия, центральные и южные районы России. С ростом заготовок происходит увеличение доли восточных районов в общей вывозке древесины. Особенно велики отправки лесных грузов на Северной, Восточно-Сибирской, Свердловской, Горьковской, Октябрьской железных дорогах. Их доля в перевозках леса достигает 70%. Значительные размеры перевозок лесных грузов и у Западно-Сибирской, Красноярской и Дальневосточной дорог, а также у ряда станций. В широтном направлении:

Мощные грузовые потоки лесных грузов следуют с Прибайкалья на запад, по Транссибирской магистрали, на Кузбасс. Основной поток идет от Новосибирска в Омск, и, раздваиваясь, двигается на Челябинск и Екатеринбург. К последним подходят также потоки леса из северных районов Урала. Из Челябинска лесные грузы направляются на Уфу, Пензу, а из Екатеринбурга – на Пермь, Казань.

С верховий Камы и Волги значительное количество леса направляется в речных судах и в плотах на Волгоград, Астрахань, Саратов, Самару. Частично по Волго-Донскому каналу лесные грузы двигаются на Северный Кавказ.

Из Казани часть потока следует через Свияжск –Саратов – Тихорецкую на Северный Кавказ. Основной поток из Казани направляется к узловой станции Канаш, откуда лес следует в Москву через Арзамас и и в Донбасс и через Пензу по балашовскому ходу.

В меридиональном направлении:

Мощный поток лесных грузов возникает в Северных районах европейской части страны и, возрастая по мере движения, следует по линиям Петрозаводск - Волховстрой - Архангельск – Коноша и Кожва – Котлас - Коноша.

19.Строительные минеральные грузы. В перевозках строительных материалов участвуют все виды транспорта, причем заметную роль играет речной транспорт (более 67% от объема перевозок всех грузов). Железнодорожным транспортом также перевозятся строительные грузы (около 26% от объема перевозок всех грузов). Много строительных грузов перевозит автомобильный транспорт. Крупнейший потребитель строительных материалов - Центральный район. Мощные потоки строительных грузов следуют к Москве по магистралям Тула - Москва, Рязань - Москва, Екатеринбург – Казань – Арзамас – Москва, а также по автомобильным дорогам. Большое количество строительных материалов подвозиться к С - Петербуржскому узлу перевозятся по водным путям из Карелии. В районе Урала строительные материалы в большом количестве перевозятся по линиям Челябинск-Екатеринбург, Пермь – Екатеринбург. Крупные потоки строительных грузов следуют по Сибирской магистрали (Челябинск – Омск - Новосибирск).

20.Пассажирские перевозки- транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа.

Пассажир – физическое лицо, имеющее договор перевозки (билет).

Население России превышает 145 миллионов человек, поэтому перевозка пассажиров имеет исключительно важное значение. Городом в России считается населенный пункт, в котором проживает менее 12 тыс. человек при условии, что85% жителей являются рабочими и служащими. На территории нашей страны 13 городов с населением свыше 1млн.человек: Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Казань, Пермь, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Волгоград, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Омск. И 20 крупных городов с населением более 500 тыс. человек. В зависимости от дальности, скорости, комфортности пассажирские перевозки можно классифицировать по видам транспорта:

Морской транспорт: пассажирские перевозки могут быть в так называемом заграничном и каботажном плавании (сообщение между портами одного государства)

· по дальности – на малый каботаж (перевозки между портами одного или двух смежных морей); на большой каботаж (между портами несмежных морей)

· по скорости – на грузопассажирские, скорые, экспрессные

· по комфортности – на каюты разного класса

Речной транспорт - пассажирские перевозки подразделяются:

· по дальности – на внутригородские, пригородные, местные, транзитные

· по комфортности – на каюты разного класса

· по скорости – на грузопассажирские, скорые линии

Железнодорожный транспорт - пассажирские перевозки подразделяются:

· по сообщениям – на пригородные, местные, дальние.

· по комфортности – на общие, плацкартные, купейные, СВ.

· по скорости – на пассажирские, скорые, пригородные.

Автомобильный транспорт - пассажирские перевозки подразделяются на пригородные, внутригородские, междугородние, международные.

Воздушный транспорт - пассажирские перевозки подразделяются:

· по дальности – на международные, дальние, местные

· по комфортности – на салоны разного класса.

21.Пассажиропотоком на транспорте называют людской поток, следующий в определенном направлении между пунктами его зарождения и погашения. Пассажиропотоки могут быть: стабильными и нестабильными, одно- и двухсторонними, равномерными и неравномерными (по времени, дням недели, месяцам и сезонам года). Для дальних (внегородских) пассажиропотоков по железным дорогам приоритетны направления: от Санкт-Петербурга в Москву и далее на Северный Кавказ, Москва – Н Новгород, Казань, Екатеринбург и далее на Восток, Москва - Самара, Челябинск, Казахстан. Существенны пассажиропотоки на направлениях от Москвы в сторону Минска, Бреста, С-Петербурга. Пассажиропотоки внутреннего водного транспорта проходят по основным речным коммуникациям страны. А на морском транспорте – тяготеют к пассажирским портам: С-Петербург, Калининград, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Владивосток, Находка, Ванино. На автомобильном транспорте пассажиропотоки ориентированы в рамках внутриобластных и межобластных сообщений. При распределении общего объема пассажирских перевозок в РФ 53% приходиться на автомобильный транспорт; 3% - на железнодорожный транспорт; 44% - на городской транспорт (трамвай, троллейбус, метро). В освоении общего пассажиропотока наибольшая доля (43%) приходиться на автомобильный транспорт; 27% - на железнодорожный транспорт, 10,4 % - на воздушный транспорт. При этом доля городского транспорта в общих размерах пассажирооборота составляет 19,6 %, а водных видов транспорта – менее 1%.

24. Автомобильный транспорт.Этот наземный безрельсовый вид транспорта развивался в 20 веке быстрее других видов транспорта, поскольку обладает самой высокой мобильностью, значительными скоростями передвижения, удобством эксплуатации. Это единственный вид транспорта, способный осуществлять перевозки грузов и пассажиров по логистической схеме «от двери к двери Автомобильный транспорт - осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или трактора).

Характеристика автомобильного транспорта:

Транспортные средства: всевозможные типы автомобилей (грузовые, легковые, троллейбусы, автобусы);

Пути сообщения: автодороги, тоннели, мосты и эстакады;

Сигнализация и управление: светофоры, дорожные знаки, ГИБДД, правила дорожного движения;

Транспортные узлы: автовокзалы, автобусные остановки, автостоянки и т.д.;

Энергетическое обеспечение: контактная сеть, автозаправки;

Техническое обеспечение: автодорожные службы, СТО, автобусные парки.Согласно действующему в России СниПу, все автомобильные дороги делятся на 5 категорий:

Категория дороги Расчетная интенсивность движения, автомобиля/сут. Расчетная скорость движения, км/час Число полос Тип дорожного покрытия
I 7000 и более 60-150 4-8 Капитальное, цементо-железо-асфальтобетон
II 3000-7000 60-120 2-4 Капитальное, цементо-железо-асфальтобетон
III 1000-3000 50-100 Капитальное, цементо-железо-асфальтобетон Облегченный щебень, гравий, обработанные вяжущими материалами
IV 100-1000 40-80 Щебеночное и гравийное из грунтов и местных материалов, обработанными вяжущими материалами
V До 100 30-60 То же и грунтовые улучшенные

25. Классификация автомобильных дорог.Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Наши рекомендации