Транспортирование аккумуляторных батарей
Транспортирование свинцовых стартерных аккумуляторных батарей допускается всеми видами транспорта на любое расстояние. При этом завод-изготовитель должен обеспечить сохранность батарей посредством применения соответствующей упаковки и транспортной тары.
Аккумуляторные батареи, предназначенные для хранения или длительного транспортирования с многочисленными перегрузками (например, в труднодоступные районы), поставляются потребителям в сухозаряженном состоянии. В таком же состоянии (по требованию заказчика) могут поставляться батареи и для комплектации на заводы, выпускающие автотракторную технику.
Вместе с тем, по мере расширения номенклатуры и объёмов производства батарей исполнения L и VL, всё большее распространение получила поставка батарей, залитых электролитом на заводе-изготовителе и заряженных методом батарейного формирования.
Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи разрабатываются и выпускаются всеклиматического исполнения. Они относятся ко второй категории по группе размещения, то есть – должны храниться и эксплуатироваться без непосредственного воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков, а именно в ящиках, контейнерах, закрытых помещениях или под навесами. Поэтому ГОСТ Р 53165-2008 предписывает транспортировать батареи в крытых транспортных средствах или в контейнерах, защищающих батареи от прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, а так же от пыли, грязи и т.п.
Упаковка
При транспортировании стартерных аккумуляторных батарей применяют следующие виды индивидуальной упаковки:
- в коробки из картона или гофрокартона;
- в деревянные (фанерные) сплошные или решётчатые ящики;
- в термоусадочную плёнку.
Коробки из картона (особенно – из гофрированного картона) являются одним из прогрессивных видов индивидуальной внутренней упаковки. Они значительно удобнее других видов внутренней упаковки и способны предохранять батареи от механических повреждений. Коробки из гофрокартона практически обеспечивают сохранность батарей как при транспортировании их всеми видами транспорта, так и при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Они могут применяться для упаковки сухозаряженных батарей массой до 40 кг., то есть – для подавляющего большинства. После упаковки коробка обклеивается липкой лентой или обвязывается шпагатом.
Упаковка в термоусадочную плёнку используется для групповой (по 6-8 штук) упаковки мотоциклетных аккумуляторных батарей и для индивидуальной упаковки залитых и заряженных батарей.
Перед установкой батарей в сплошной деревянный ящик на дно укладывается слой упаковочного материала и плотно утрамбовывается. Затем одну или несколько батарей ставят в ящик выводами вверх таким образом, чтобы между стенками ящика и батареями со всех сторон были зазоры. Эти зазоры также заполняют уплотнительным материалом и утрамбовывают его со всех сторон. Уплотнительным материалом могут служить древесная стружка, опилки, бумага и т.п. После упаковки ящики обтягиваются стальной лентой.
При отгрузке батарей транспортными пакетами (на поддонах) допускается отсутствие индивидуальной упаковки, так как защита от пыли и грязи осуществляется за счёт упаковки транспортного пакета.
Тара
В качестве транспортной тары в настоящее время используются в основном деревянные поддоны (европоддоны) двух основных типоразмеров.
Европоддоны с размерами установочной площадки 1200×800 мм применяют при отгрузке батарей автомобильным транспортом, а также при вагонной отгрузке железнодорожным транспортом. При контейнерной отгрузке, особенно при использовании двадцатифутовых контейнеров, наряду с европоддонами вышеуказанных размеров, может применяться специальный (контейнерный) вид европоддонов с размерами 1120 × 1150 мм. Кроме общепринятых типоразмеров европоддонов отдельные производители могут поставлять батареи для специфических условий поставки на европоддонах с размерами, которые отличаются от вышеуказанных.
Установка аккумуляторных батарей на деревянный европоддон производится, как правило, в три-четыре яруса. Батареи устанавливают в вертикальном положении выводами вверх (Рис. 31).
При установке на европоддон батарей с общей крышкой в пластмассовых моноблоках, у которых полюсные выводы и пробки не выступают за габариты крышки, каждый ярус перекладывают слоем картона или гофрокартона (2). При установке батарей с общей крышкой, у которых полюсные выводы и пробки выступают выше плоскости крышки, в качестве прокладок между ярусами используют специальные щиты из дерева или пенопласта.
Верхний ярус упакованных на европоддонах батарей накрывают деревянным, фанерным или пенопластовым щитом (3), после чего пакет стягивают металлической или пластиковой лентой в продольном и поперечном направлениях.
При отгрузке залитых и заряженных батарей может применяться индивидуальная упаковка каждой батареи в термоусадочную пленку. После установки на европоддон предусмотренного документацией количества залитых и заряженных батарей в термоусадочной плёнке верхний ярус накрывают защитным щитом, после чего европоддон обматывают несколькими слоями стрейч-плёнки. После этого упакованный пакет также стягивают металлической или пластиковой лентой в продольном и поперечном направлениях.
При отгрузке залитых батарей без индивидуальной упаковки в термоусадочную пленку на поверхность поддона под первый слой батарей укладывают полиэтиленовую плёнку, в которую заворачивают батареи после установки третьего яруса, перед тем как накрыть пакет верхним щитом и стянуть его металлической лентой.
Рациональность размещения батарей на европоддоне определяется максимальным использованием поверхности поддона. На разных заводах-изготовителях батарей, в одном ярусе на европоддоне для автомобильной отгрузки (с размерами 1200×800 мм) устанавливают от семи батарей 6СТ-190А до двадцати двух батарей 6СТ-55А или 6 СТ-60А (типоразмер L2 – 242×175×190 мм).
Количество батарей различных типов, которое размещается на деревянном европоддоне с размерами 1200×800 мм при трёхъярусной упаковке, приведено в Табл. 2.
Таблица 2. Количество залитых батарей различных типов, размещаемое при упаковке на европоддоне с размерами 1200×800 мм.
Тип батареи | Кол. батарей на поддоне | Масса нетто, кг. | Масса брутто, кг. |
6СТ-44 | |||
6СТ-55 | |||
6СТ-60 | |||
6СТ-62 | |||
6СТ-66 | |||
6СТ-75 | |||
6СТ-90 6СТ-90 | |||
6СТ-100 | |||
6СТ-132 | |||
6СТ-190 | |||
3СТ-215 |
Применение деревянных европоддонов позволяет:
- резко сократить бой аккумуляторных батарей при транспортировании;
- исключить необходимость индивидуальной внутренней упаковки батарей;
- механизировать погрузочно-разгрузочные работы у поставщика и потребителя;
- сократить время загрузки и выгрузки батарей в транспортные средства или контейнеры;
Контейнерные нормы отгрузки составляют: один европоддон (масса не более 2,4 т) – для трёхтонного контейнера, три европоддона (суммарная масса не более 3,8 т) – для пятитонного контейнера и одиннадцать европоддонов (суммарная масса не более 18,0 т) – для двадцатифутового контейнера. Чтобы избежать перемещения батарей внутри контейнера при транспортировании, оставшиеся внутри контейнера полости уплотняют деревянными решетчатыми щитами.