Характеристика теплообменных процессов в гружёном рейсе
В грузовое помещение вагона поступают неохлаждённые абрикосы при температуре tг.н = 16 °С (по заданию). Поскольку тип грузового фронта и время погрузки заданием не определены, следует принять расчётную температуру воздуха на фронте погрузки (tф) и расчётную температуру наружного воздуха (tр) одинаковыми, т. е. tф = tр = 31,2 °С (рисунок 1). По Правилам предварительное охлаждение рефрижераторных вагонов для неохлаждённых грузов не производят. Значит, температура воздуха в вагоне на момент начала погрузки будет такая же: tв.н.п = 31,2 °С [4, разд. 4].
В процессе погрузки температура воздуха в вагоне будет понижаться до значения, близкого к температуре абрикоса (см. рис. 1). Образуется температурный напор, и появляются теплопритоки через ограждения вагона и открытую дверь. В дневное время действует солнечная радиация. Кроме того, груз выделяет биохимическую теплоту. Температура абрикоса будет повышаться, но незначительно. К концу погрузки её значение tг.п.п условно можно принять равной tг.н, т. е. tг.п.п = tг.н = 16 °С [4, разд. 4].
После погрузки и закрытия дверей рефрижераторного вагона запускают дизель-генераторы, устанавливают температурный режим (tв.в = 5 °С, tв.н = 2 °С) и включают холодильное оборудование. При этом сначала начинают работать вентиляторы-циркуляторы, с помощью которых температурные поля свободного воздуха и груза выравниваются, т. е. tв.п.п = tг.п.п = 16 °С. Через 7...10 мин после включения вентиляторов-циркуляторов автоматически включаются холодильные машины.
Из воздухораспределителя в грузовое помещение вагона начинает поступать холодный воздух, нагнетаемый вентиляторами-циркуляторами, и заполнять свободное пространство вокруг и внутри штабеля груза. Нагретый от груза и стен вагона тёплый воздух направляется к испарителям холодильных машин, охлаждается и снова поступает в воздухораспределитель. Так происходит охлаждение воздуха, тары вагона и груза [4, разд. 4].
Первоначальное охлаждение воздуха в вагоне (tв) будет длиться до тех пор, пока его температура не достигнет нижней границы температурного режима (tв.н = 2 °С). Холодильные машины отключают. За счёт теплопритоков от груза и окружающей среды воздух в вагоне будет нагреваться. При повышении температуры воздуха до верхней границы температурного режима (tв.в = 5 °С) вновь включают холодильные машины, и процесс повторяется. По мере охлаждения груза интервалы между выключением и включением холодильных машин заметно увеличиваются. При продолжительности пауз в работе холодильных машин более 9 мин вентиляторы-циркуляторы (на время пауз) автоматически отключаются.
НТРП – нестационарный температурный режим перевозки; ХМ – работа холодильных машин;
Г – груз (источник теплопоступлений); ОС – окружающая среда (источник теплопоступлений);
tф, tр – расчётные температуры наружного воздуха на грузовом фронте и в гружёном рейсе, °С, , – соответственно изменение температуры, груза и воздуха внутри грузового помещения вагона; tв – продолжительность первоначального охлаждения воздуха в грузовом помещении; tг – продолжительность охлаждения груза; t г.р – продолжительность гружёного рейса
Рисунок 1 – Динамика охлаждения воздуха и абрикосов в вагоне
в координатах t° (температура), t (время)
Охлаждение груза до верхней границы температурного режима (см. рис. 1), осуществляется за время tг, соответствующее длительности теплообменного режима «охлаждение груза», затем наступает режим «теплокомпенсация», который сохраняется до конца перевозки.