На железнодорожном транспорте»

На железнодорожном транспорте»

МДК 01.02

«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕТЕЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению курсового проекта профессионального модуля

«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ»

ПО ТЕМЕ:

«Контактная сеть проектируемого участка на постоянном токе»

«Контактная сеть проектируемого участка на переменном токе 1х25 кВ»

Для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

Базовая подготовка

среднего профессионального образования

Методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании Учебно-методи­ческого совета по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) Координа­ционно-методического совета по подготовке специалистов со средним профессиональ­ным образованием и профессиональной

Председатель УМС Б.Г. Южаков

Протокол № 15 от 3 – 4 марта 2016 г.

Автор – Чайкина Л.П., преподаватель Брянского филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II».

Рецензент – Шелепо Т.П., преподаватель техникума филиала ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения».

Предложения и замечания просим направлять в филиал ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ» в г. Ростов-на-Дону по адресу: 344019, г. Ростов - на - Дону, ул. 9-я Линия, д. 10. Тел.: 8(863) 253-51-65. Е-mail: [email protected]

© Чайкина Л.П., 2017

© ФГБУ ДПО « Учебно-методический центр

по образованию на железнодорожном

транспорте», 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Общие положения
1 Организация выполнения курсового проекта
и перегона  
1.1 Задание на курсовой проект
1.2 Руководство выполнением курсового проекта
2 Структура и содержание курсового проекта
3 Оформление курсового проекта
4 Методические указания к выполнению разделов пояснительной записки  
4 .1 Общие сведения 4.2 Выполнение курсового проекта
Приложения:  
Приложение 1 Примерная форма задания на курсовой проект
Приложение 2 Исходные данные
Приложение 3 Схемы станций
Приложение 4 Данные для трассировки контактной сети перегона
Приложение 5 Основные данные для расчёта
Приложение 6 Данные для выбора фиксирующих и поддерживающих устройств контактной сети и трассировки анкерных участков  
Список рекомендуемой литературы
   

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО и примерной программы профессионального модуля ПМ.01 «Устройство и техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей», МДК 01.02 «Устройство и техническое обслуживание сетей электроснабжения» (Контактная сеть), предназначены для студентов специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Рекомендации разработаны для определенных тем: «Контактная сеть проектируемого участка на постоянном токе», «Контактная сеть проектируемого участка на переменном токе 1х25 кВ», но могут быть взяты за основу при выполнении проектов по другим темам данного междисциплинарного курса. Методические рекомендации не ограничивают инициативы преподавателей по тематике и содержанию курсового проекта.

В данных методических рекомендациях, предназначенных обучающимся и педагогическим работникам, кратко разъясняются общие правила организации выполнения курсовой работы.

Курсовое проектирование – один из видов промежуточной аттестации, цель которого закрепить, систематизировать и комплексно обобщить знания обучающихся по пройденному материалу междисциплинарного курса; способствовать развитию самостоятельной творческой работы; научить практическому применению полученных теоретических знаний при решении конкретных вопросов технического характера, умению использовать справочную литературу, типовые проектные решения и, другие нормативно-технические документы.

В методических рекомендациях раскрываются единые требования к содержанию, оформлению и выполнению курсового проекта на всех этапах, определяются состав и формы документов, связанных с курсовым проектированием, рекомендации по защите курсового проекта.

Курсовой проект должен иметь практическую направленность и может выполняться по предложению (заказу) предприятия. В последнем случае тематика курсового проекта может быть предложена предприятием.

Задача преподавателя — обеспечить подготовленность обучающихся к курсо­вому проектированию, поэтому необходимо ориентировать их на самостоятельное изучение схемных решений конкретных монтажных планов контактной сети, научить пользо­ваться альбомами типового проектирования. Преподаватель должен выполнять функции консультанта, направлять обучающихся при решении конкретных задач.

Курсовой проект должен отвечать следующим обязательным требованиям:

- самостоятельность проектирования;

- использование литературы по теме курсового проекта;

- связь предмета проектирования с актуальными проблемами современной науки и практики;

- логичность изложения, убедительность представленного материала, аргументированность выводов и обобщений.

Курсовой проект выполняется в соответствии с индивидуальным заданием, в котором указываются исходные данные и вопросы, подлежащие разработке, а также сроки представления законченной работы и ее защиты.

Индивидуальные задания на курсовое проектирование составляется преподавателем по специальности, обсуждаются на заседании цикловой комиссии специальности и представляются на утверждение руководству.

В ходе выполнения курсового проекта перед обучающимися ставятся следующие задачи:

1) изучение нормативной, технической, справочной научной литературы по заданной тематике;

2) сбор необходимых проектных, нормативных материалов для принятия решений;

3) оформление курсового проекта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению технической документации.

Курсовой проект обучающиеся начинают выполнять, изучив основные темы МДК 01.02. В результате выполнения курсового проекта по МДК 01.02 «Устройство и техническое обслуживание сетей электроснабжения» обучающиеся должны показать свои

знания:

- устройств контактной сети и назначения основных элементов контактной сети;

- основ проектирования электрифицируемого участка контактной сети;

- условных графических обозначений элементов электрических схем;

- принципа расстановки опор контактной сети на станции и перегоне;

- логики построения схем и планов контактной сети, типовые схемные решения;

умения:

- разрабатывать схемы питания и секционирования, планы контактной сети;

- использовать нормативную техническую документацию и инструкции;

- выбирать основные элементы контактной сети;

- оформлять результаты проделанной работы;

В приложениях к методическим рекомендациям приведены справочные материалы, необходимые для выполнения расчетов и выбора основных элементов контактной сети.

В процессе выполнения данного курсового проекта обучающиеся приобретают практический опыт построения монтажных планов контактной сети.

Пояснительная записка курсового проекта пишется разборчиво и аккуратно, без сокращений слов, за исключением общепринятых сокращений, а также установленных в стандартах. Пояснительная записка курсового проекта должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2.105-95 * «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 2.106.68 * «Текстовые документы».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Задание на курсовой проект

Согласно примерной программе модуля ПМ.01 «Устройство и техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей», МДК 01.02 «Устройство и техническое обслуживание сетей электроснабжения» (Контактная сеть), предназначены для обучающихся специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) предусмотрены следующие темы курсовых проектов:

1«Контактная сеть проектируемого участка на постоянном токе»

2 «Контактная сеть проектируемого участка на переменном токе 1х25 кВ»

Задание по курсовому проектированию должно быть разнообразным по содержанию, но одинаковым по объёму и степени сложности с учётом времени, отводимого учебным планом на проектирование.

Задание по курсовому проекту ( форма задания – в приложении1) включает:

- тему проекта;

- исходные данные (Приложение 2);

- содержание, объем пояснительной записки и графического материала;

- перечень рекомендуемой литературы;

- дату выдачи задания и срок сдачи проекта.

Тема и исходные данные курсового проекта задаются преподавателем (согласно порядковому номеру обучающегося).

Исходные данные:

- характеристика цепной контактной подвески;

- метеорологические условия;

- рельеф местности,

- схема проектируемого участка контактной сети станции (приложение 3);

- данные для трассировки контактной сети перегона (приложение 4);

Исходные данные для курсового проектирования по темам приведены в таблицах приложения 2. Характеристика цепной контактной подвески и метеорологические условия выбираются из таблиц 2.1 и 2.2 (Приложение 2), при этом номер варианта соответствует порядковому номеру студента, если номер от 1 до 15, и порядковый номер минус 15, если номер больше 15.

На станции применены: для боковых путей станции - одинарная цепная полукомпенсированная контактная подвеска со смещёнными от опор струнами типа ПБСМ-70 +МФ-85; для главных путей станции – одинарная цепная полукомпенсированная контактная подвеска с рессорным тросом, тип указан в таблице 2.1 (Приложение 2).

На перегоне: одинарная цепная компенсированная контактная подвеска с рессорным тросом, того же сечения, что и для главных путей станции.

Для станции и перегона при наличии двух контактных проводов принять расстояние между контактными проводами 60 мм.

Схемы станций выбираются из приложения 3, номер станции соответствует порядковому номеру студента, если номер от 1 до 10, и порядковый номер минус 10, если номер от 11 до 20, порядковый номер минус 20, если номер больше 20.

Данные для трассировки контактной сети на перегоне выбираются из приложения 4 (табл.4.1, 4 .2), номер варианта соответствует порядковому номеру студента, если номер от 1 до 10, и порядковый номер минус 10, если номер от 11 до 20, порядковый номер минус 20, если номер больше 20.

Задания разрабатываются преподавателем-руководителем, заполняются на бланке установленной формы, рассматриваются цикловой комис­сией специальности 13.02.07, выдаются обучающимся своевременно.

После утверждения тем заданий на курсовой проект заместителем руководителя по направлению деятельности образовательной организации, обучающийся получает от руководителя бланк задания на выполнение курсового проекта (Приложение 1). Руководитель курсового проекта разъясняет назначение, цели и задачи проектирования, структуру и объем проекта, принципы его разработки, правила оформления, примерное время распределения времени на выполнение отдельных разделов проекта (план - график).

1.2 Руководство выполнением курсового проекта

Руководителем курсового проекта назначается лицо из преподавательского состава по специальности, преподающий соответствующий раздел профессионального модуля. Руководитель, выдав задание на проект, разрабатывает календарный график, в котором указывается очередность и сроки выполнения разделов и подразделов курсового проекта, осуществляет общее руководство курсовым проектом, помогает обучающимся оценить возможные варианты предложенных ими проектных решений.

Обучающийся регулярно отчитывается перед руководителем, консультируется по вопросам, вызывающим затруднения. Руководитель просматривает результаты курсового исследования по мере готовности, оценивает объем выполненной работы в соответствии с планом – графиком.

По окончании выполнения проекта руководитель просматривает правильность и грамотность оформления пояснительной записки, графической части, их соответствие требованиям к оформлению, пишет отзыв (лист замечаний) о выполненном проекте.

В отзыве (листе замечаний) руководителя должно быть отражено:

- соответствие содержания работы теме и заданию;

- положительные стороны работы;

- недостатки и замечания по ходу выполнения курсового проекта;

- соблюдение требований к оформлению текстовой и графической документации;

- соответствие работы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

- общая оценка работы по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.

На титульном листе указывается полное наименование образовательной организации, тема курсового проекта специальность, фамилия и инициалы обучающегося, фамилия и инициалы руководителя проекта.

В пояснительной записке излагается основное содержание проекта, приводятся необходимые расчеты и технические решения. Пояснительная записка сопровождается схемами, эскизами и другими иллюстративными материалами.

Объем пояснительной записки не должен превышать 20 – 25 листов печатного текста (25 – 30 листов рукописного текста).

Графическая часть выполняется на миллиметровой бумаге с соблюдением требований ГОСТа. При выполнении графической части необходимо привести схемы двух монтажных планов контактной сети – станции и перегона.

Примерный объем пояснительной записки в процентном выражении (количество листов):

Введение - 5% (1-2)

Теоретические аспекты проектируемого участка -15% (3– 6)

Расчетно- технологическая часть- 30%(6-12)

Графическая часть - 50% (11 – 13).

Заключение 5% (1-2)

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Текст пояснительной записки выполняют рукописным или печатным способом с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм (шрифт Times New Roman – размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5, отступ абзаца – 10 мм). Текст форматируется по ширине листа.

При оформлении пояснительной записки компьютерным способом необходимо установить следующие параметры страницы (поля): сверху – 2 см; снизу – 3 см; справа – 1 см; слева – 3,5 см.

Текст пояснительной записки выполняется на одной стороне бумаги формата А 4 с рамкой установленного образца. Рисунки, графики, схемы могут быть выполнены с помощью компьютера.

Заголовком называют обозначение структурной части основного текста раздела. Заголовки выделяются сверху одним межстрочным интервалом – 10 мм. Заголовки разделов (глав) выполняют способом начертания или прописными (ЗАГЛАВНЫМИ) буквами. Высота букв, выровненных по левому краю, в рукописном выполнении – 7 мм (кегель 14). Если название раздела состоит из 2-х и более предложений, то межстрочный интервал - 5мм. (интервал 1).

Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРУЕМОГО УЧАСТКА», «РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ», располагают по центру страницы.

Введение пояснительной записки выполняется на листе формата А 4 с рамкой и «большим» штампом. Далее все листы пояснительной записки выполняются на листе формата А 4 с рамкой без штампа.

Расстояние между заголовком (подзаголовком) и текстом - 15 мм (интервал 1,5). Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 8 мм (интервал 1)

Переносы слов в заголовках и подзаголовках не допускаются.

В конце заголовка (подзаголовка), вынесенного в отдельную строку, точку не ставят. Если заголовок состоит из двух самостоятельных предложений, между ними ставят точку, а в конце точку опускают. Заголовки и подзаголовки не следует подчеркивать, а также выделять толщиной линии. Не разрешается оставлять заголовок (подзаголовок) в нижней части страницы, помещая текст на следующей.

Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

В пояснительной записке осуществляется сквозная нумерация страниц арабскими цифрами.

Описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов не допускаются.

Оформление иллюстраций. Количество иллюстраций должно быть достаточно для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок первый по тексту, он обозначается – «Рисунок 1».

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают под изображением рисунка по центру на расстоянии 8 мм (интервал 1).

Требования по оформлению курсовых проектов могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно.

При наличии однотипных расчетов в тексте приводится пример расчета, а далее результаты всех последующих расчетов следует оформлять в таблицах. Название таблицы размещают над таблицей после слова «Таблица … », с выравниванием по левому краю, в конце заголовка точку не ставят. В таблицах допускается использовать шрифт 10, 12.

Формулы в пояснительной записке должны нумероваться сплошной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например (1).

Формулы, на которых нет ссылок в тексте допускается не нумеровать.

Список рекомендуемых источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.7.1-2003 «Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления» и должен содержать все первоисточники (нормативная, справочная, техническая и др. литература), которые были рекомендованы к использованию при разработке курсового проекта.

Список использованных источников и литературы должен содержать основную и дополнительную литературу. Основная рекомендуемая литература должна быть годом издания за последние пять лет.

Ссылки на литературу содержат номер источника по списку, заключенный в список источников приводится в алфавитном порядке фамилий авторов или названия работы, или в порядке упоминания источников литературы.

Графическая часть курсового проекта должна иметь оббьем не более 2 листов формата А1, состоять из технических документов и, возможно, плакатов.

Графическая часть курсового проекта наглядно показывает выполненную работу и помогает обучающимся кратко излагать его основные положения.

К графической части курсового проекта относятся схемы, чертежи, демонстрационные плакаты, выполненные вручную или в электронном виде. При выполнении курсового проекта применяются масштабные и немасштабные чертежи и схемы.

Схема – документ, на котором показаны в виде условных графических обозначений составные части изделия и связь между ними.

Общие требования к схемам определяются ГОСТом 2.701-2008. Схемы выполняют без соблюдения масштаба. Действительное пространственное расположение устройств может быть учтено приближенно или не учтено совсем.

Схема питания и секционирования станции и прилегающих перегонов выполняется на формате А4 на миллиметровой бумаге или на обычном листе печатной бумаги. Вставляется по ходу текста описания и нумеруется, как «Рисунок 1…».

Монтажные планы контактной сети станции и прилегающего перегона вычерчиваются на листах миллиметровой бумаги, по размерам кратных формату А4 (высотой 297 мм, длиной согласно длине контактной сети). Монтажный план станции вычерчивается в масштабе 1:1000 по заданной схеме (Приложение 3), монтажный план перегона в масштабе 1:2000 (Приложение 4). Монтажные планы станции и перегона могут быть выполнены в электронном виде на рулонной бумаге.

Технические графические документы должны выполняться в соответствии с требованиями стандартов на листах, снабженных рамками и основными надписями по ГОСТу 2.104-2006, который располагается в правом нижнем углу поля чертежа.

Рекомендуется придерживаться примерной структуры курсового проекта:

Пояснительная записка

Введение

Графическая часть

Лист 1. Схема питания и секционирования станции и прилегающих перегонов.

Лист 2. Монтажный план станции (Вычерчивается на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:1000, лист 1).

Лист 3. Монтажный план прилегающего перегона (Вычерчивается на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:2000, лист 2).

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Общие сведения

На электрифицированных линиях электроподвижной состав получает питание через контактную сеть от тяговых подстанций, расположенных на таком расстоянии между ними, чтобы было обеспечено стабильное номинальное напряжение на электроподвижном составе и работала защита от токов короткого замыкания.

Контактная сеть является наиболее ответственной составной частью электрифицированных железных дорог. Контактная сеть должна обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение электроэнергией подвижного состава в любых климатических условиях. Устройства контактной сети конструируют таким образом, чтобы они не ограничивали скорость, установленную графиком движения поездов, и обеспечивали бесперебойный токосъем при экстремальных температурах воздуха, в период наибольших гололедных образований на проводах и при максимальной скорости ветра в районе, где расположена дорога. Контактная сеть в отличие от всех других устройств системы тягового электроснабжения не имеет резерва. Поэтому к контактной сети предъявляют высокие требования, как по совершенствованию конструкций, так и по качеству выполнения монтажных работ и тщательному содержанию в условиях эксплуатации.

Контактная сеть представляет собой контактной подвеску, расположенную в правильном положении относительно оси пути с помощью поддерживающих, фиксирующих устройств, которые в свою очередь закреплены на опорных конструкциях.

Контактная подвеска в свою очередь состоит из несущего троса и присоединенного к нему посредством струн контактного провода (или двух контактных проводов).

На главных путях в зависимости от категории линии, а также на станционных путях, где скорость движения поездов не превышает 70 км/ч, должна применяется полукомпенсированная цепная подвес­ка (КС-70) со смещенными от опор на 2—3 м вертикальными струна­ми и сочлененными фиксаторами.

На главных и приемо-отправочных путях, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов со скоростью до 120 км/ч, используется полукомпенсированная рессорная подвес­ка КС-120 или компенсированная КС-140.

На главных путях перегонов и станций при скорости движения поездов более 120 (до 160) км/ч применяют, как правило, компенси­рованную рессорную подвеску с одним или двумя кон­тактными проводам КС-160. На действующих электри­фицированных линиях допускается до обновления или реконструкции эксплуатация полукомпенсированных рессорных подвесок КС-120 с сочлененными фиксаторами и компенсированных рессорных подвесок КС-140 — 160 км/ч.

На железных дорогах РФ существует несколько типов основных контактных подвесок, каждая подвеска выбирается для разных условий работы транспорта (скорость, токовые нагрузки, климатические и другие местные условия) на основании технико-экономического сравнения вариантов. При этом учитывается возможное в перспективе повышение скоростей и размеров движения поездов и массы грузовых поездов.

Опоры контактной сети в зависимости от назначения и характера нагрузок, воспринимаемых от проводов контактной подвески, разде­ляют на промежуточные, переходные, анкерные и фиксирующие.

Промежуточные опорывоспринимают нагрузки от массы проводов контактных подвесок и дополнительных нагрузок на них (гололед, изморозь) и горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и от изменения направления проводов на кривых участках пути.

Переходные опорыустанавливаются в местах устройства сопряже­ний анкерных участков контактных подвесок и воздушных стрелок и воспринимают нагрузки, аналогичные промежуточным опорам, но от двух контактных подвесок. На переходные опоры также воздействуют усилия от изменения направления проводов при отводе их на анкеровку и на стрелочной кривой.

Анкерные опорымогут воспринимать только нагрузки от натяже­ния закрепленных на них проводов или, кроме того, нести такие же на­грузки, как промежуточные, переходные или фиксирующие опоры.

Фиксирующие опорыне несут нагрузок от массы проводов и вос­принимают только горизонтальные нагрузки от изменения направле­ния проводов на кривых участках пути, на воздушных стрелках, при отходах на анкеровку и от давления ветра на провода.

По типу закрепляемых на опорах поддерживающих устройств кон­тактной сети различают:

консольные опорыс креплением на консоли контактной подвески одного, двух или нескольких путей;

опоры с жесткой поперечиной,или, как их называют, ригельные или портальные, с креплением контактных подвесок электрифициру­емых путей на жесткой поперечине (ригеле);

опоры с гибкой поперечиной с креплением на ней контактных под­весок перекрываемых этой поперечиной электрифицируемых путей.

Для трассировки контактной сети на однопутных и двухпутных участках (перегонах) применяют струнобетонные конические опоры высотой 13,6 м и толщиной стенки бетона 60 мм типа С для участков переменного тока и СО для участков постоянного тока. В последнее время на постоянном и переменном токе внедряются опоры СС, ССА (Рис.1).

Стойки этих опор представляют собой полые конические бесстыковые трубы из предварительно напряжённого железобетона с армированием высокопрочной проволокой. Поперечное армирование принято в виде спирали. Для предотвращения стягивания продольной арматуры при навивке спирали по длине стоек предусмотрена установка монтажных колец.

В нижней части опор предусмотрено смешанное армирование – т.е. с установкой дополнительных стержней ненапрягаемой арматуры: у опор с высотой стойки 10,8 м на 2 метра от низа опоры, у опор высотой 13,6 м – на 4 метра. Смешанное армирование повышает трещиностойкость опор.

Важнейшей характеристикой опор является их несущая способность – допустимый изгибающий момент М0 на уровне условного обреза – УОФ, который находится на 500 мм ниже уровня головки рельса (УГР). По несущей способности подбирают типы опор для применения в конкретных условиях установки.

На железнодорожном транспорте» - student2.ru

Железобетонные стойки имеют отверстия: в верхней части – для закладных деталей опор, в нижней – для вентиляции (для уменьшения влияния перепада температур наружной и внутренней поверхностей).

Для установки железобетонных опор применяют стаканные фундаменты типа ДС-6 и ДС-10. Фундаменты ДС состоят из двух основных конструктивных частей: верхней – стакана и нижней – фундаментной части. Верхняя часть представляет собой железобетонный стакан прямоугольного сечения. Нижняя часть фундаментов ДС имеет двутавровое сечение. Сопряжение верха фундамента с нижней двутавровой частью выполнено в виде пирамидального конуса.

Для закрепления оттяжек анкерных железобетонных опор в грунте использованы двутавровые анкеры типа ДА-4,5. Анкеры изготовлены таких же размеров, как фундамент ДС, но без стаканной части. Для закрепления оттяжек в верхней части анкера заложены проушины из полосовой стали.

Заземление опор контактной сети выполнено индивидуальными заземляющими проводниками, присоединёнными к тяговым рельсам с использованием искровых промежутков, а также тросом группового заземления для опор, стоящих за платформой.

Выбор опор начинают, как правило, с расчёта и подбора опор для кривых участков пути, т.к. эти условия установки опор являются наиболее отягощёнными, особенно в кривых малых радиусов.

Для расчёта необходимо составить расчётную схему, показав на ней все силы, действующие на опору, и плечи этих сил относительно точки пересечения оси опоры с УОФ. Расчет суммарных изгибающих моментов в основании опор определяют для трех расчетных режимов по нормативным нагрузкам: в режимах гололеда с ветром, максимального ветра, минимальной температуры. По наибольшему из полученных моментов и выбирают опору для установки.

Для поддержания проводов на заданном уровне от головки рельсов служат поддерживающие устройства - кронштейны с тягами, называемые консолями, кото­рые классифицируются:

- по числу перекрываемых путей —однопутные, в соответствии с рисунком 2 (а, б, в); двухпутные, в соответствии с рисунком 2 (г, д); в некоторых случаях трехпутные;

- по форме — прямые, изогнутые, наклонные;

- по наличию изоляции — неизолированные и изолированные.

На железнодорожном транспорте» - student2.ru

Рисунок 2 Консоли контактной сети

а – изогнутая наклонная консоль; б – прямая наклонная консоль; в – прямая горизонтальная; г – двухпутная горизонтальная с одной фиксаторной стойкой;

д – двухпутная горизонтальная с двумя фиксаторными стойками; 1 – кронштейн;

2 – тяга; 3 – опора; 4 – фиксаторная стойка.

Консоли, используемые для крепления проводов цепной контактной подвески, как правило, выбирают однопутные – исключающие механическую связь с другими подвескам. По степени изоляции они могут быть неизолированные от опоры контактной сети, и изолированные. По типу расположения кронштейна бывают наклонные, изогнутые и горизонтальные консоли. Наклонные изолированные консоли независимо от габарита опоры оборудуют подкосами.

При трассировке контактной сети тип консолей выбирают в зависимости от вида опорного устройства (консольная опора, жесткая поперечина), габарита, места установки (прямой участок, внутренняя или внешняя сторона кривой) и назначения опоры (промежуточная, переходная), а также действующих на консоли нагрузок. При подборе консольных устройств для переходной опоры необходимо учитывать вид сопряжения анкерных участков контактных подвесок, расположение рабочей и анкеруемой ветвей подвески относительно опоры и какая из ветвей крепится на данной консоли.

Консоль состоит из кронштейна, тяги и подкоса; она крепится к опоре шарнирно с помощью пяты и удерживается на опоре с помо­щью тяги. Пяты консолей и тяг могут быть поворотными и неповоротными; консоли, имеющие также поворотные узлы, называют поворотными. Тяги консолей в зависимости от направления прило­жения нагрузок могут быть растянутые и сжатые.

Однопутные консоли могут быть: неизолированные, когда

изоля­торы расположены между несущим тросом и кронштейном и в фик­саторе; изолированные, в соответствии с рисунком 4, когда изоляторы вмонтированы в кронштейн, тягу и подкос у опоры; изолированные с усиленной (двой­ной) изоляцией, у которых изоляторы имеются как в кронштейне, тяге и подкосе у опор, так и между несущим тросом и кронштейном.

В последние годы устанавливают изолированные (Рис.3) или неизолирован­ные сдвоенные прямые наклонные консоли (Рис.4) при нормальных и увеличенных габаритах, кронштейн которых имеет прямую форму и состоит из двух швеллеров с соединительными планками или из труб.

На железнодорожном транспорте» - student2.ru

Рисунок 3– Изолированная наклонная однопутная консоль:

1 – кроштейн; 2 – тяга (растянутая); 3 – регулировочная пластина; 4 – бугель с серьгой пластинчатый; 5 – тяга (сжатая); 6 – регулировочная труба; 7 – кронштейн фиксаторный; 8 – подкос.

На железнодорожном транспорте» - student2.ru

Рисунок 4 - Неизолированные прямые наклонные консоли

1- регулируемая вставка; 2- тяга консоли; 3 – бугель; 4- кронштейн прямой; 5- фиксаторные кронштейны; 6- фиксаторы.

Динамическая устойчивость к нажатию токоприемника достигается более совершенной конструкцией контактной подвески. Вертикаль­ность подвески КС-200 с фиксированным положением относительно оси пути несущего троса обеспечивает большую ветровую и динамичес­кую устойчивость, чем традиционные подвески для крепления несуще­го троса главных путей с зигзагом, соответствующим зигзагу контакт­ного провода; применены изолированные горизонтальные с подкосом консоли из стальных оцинкованных или алюминиевых труб с закрепле­нием несущего троса в поворотном опорном седле, подвешенном на горизонтальном стержне консоли. Конструкция консолей разработана для габаритов 3,3—3,5 м; 4,9 м; 5,7 м и обеспечивает удобство, быстроту и точность их сборки. Дополнительные фиксаторы — из алюминиевого профиля, без ветровых струн; стойки сочлененных фиксаторов — сталь­ные, оцинкованные. Однопутные изолированные консоли компенси­рованной контактной подвески главных путей на перегонах и станциях устанавливаются на опорах или на жестких поперечинах на консоль­ных стойках.(Рис 5.)

На железнодорожном транспорте» - student2.ru

Рисунок 5 - Негоризонтальная изолированная консоль

Для контактной сети переменного тока как правило применяют изолированные консоли, а для контактной сети постоянного тока – неизолированные.

Прямые наклонные неизолированные консоли из двух швеллеров обозначаются буквами НР (Н – наклонная, Р – растянутая тяга) или НС (С – сжатая тяга), из трубы – буквами НТР (Т – трубчатая) и НТС.

Изолированные консоли из трубы обозначают ИТР (И – изолированная) или ИТС, а из швеллеров – ИС или ИР. Римская цифра указывает на номер типа консоли по длине кронштейна, арабские цифры – на номер швеллера, из которого изготовлен кронштейн консоли, буква п – на наличие подкоса, буква у – на усиленную изоляцию. Наклонные изолированные консоли независимо от типа и габа­рита опоры должны быть оборудованы подкосами.

На многопутных участках железной дороги (станиях), а также в случае установки опор с увеличенным габаритом в выемках за кюветом, применяют жесткие поперечины. Жесткие поперечины (ригели) представляют собой металлические фермы с параллельными поясами и раскосой треугольной решеткой с распорками в каждом узле. Для усиления в узлах устанавливают еще одну распорку по диагонали. Отдельные блоки фермы стыкуют между собой накладками из угловой стали (приварными или болтовыми). В зависимости от количества путей, перекрываемых жесткими поперечинами, они могут иметь длину от 16,1 до 44,2 м и собираться из двух, трех и четырех блоков. Жесткие поперечины расчетной длиной более 29,1 м, на которые устанавливаются прожекторы для освещения путей станций, оборудуются настилом и перильным ограждением. Ригели жестких поперечин рамного типа установлены на железобетонных стойках типа С и СА длиной 13,6м и 10,8м.

Устройства, с помощью которых контактные провода удерживаются в горизонтальной плоскости в требуемом положении относительно оси пути (оси токоприемника), называются фиксаторами.

На главных путях перегонов и станций и приемоотправочных путях, где скорость движения превышает 50км/ч, устанавливают сочлененные фиксаторы, состоящие из основны

Наши рекомендации