Что делать, если у вашей фантазии выходной
Придётся это полёт организовывать.
Конечно, насильственные методы типа «нахмуренный лоб» и «дай как следует подумать» вряд ли помогут. Наоборот, чем больше вы будете стараться, заставляя себя что-нибудь сочинить, тем медленнее и скучнее поползут ваши мысли.
Недаром говорят о полёте! Вам действительно надо отпустить на свободу своё воображение, позволить ему отправляться туда, куда оно захочет, а не куда вы требуете.
Есть разные способы раскабалить себя. Начинайте с пустячков. Тренируйтесь.
Например, вот так.
1. Задавайте себе неожиданные вопросы.
Вот по газону вышагивает ворона. Куда она идёт? На ветке сидит другая. Они знакомы?
Если вопросы не получаются, используйте фразы, долетевшие до ваших ушей. Но соотнесите (перенаправьте) их не к говорящему, не к себе, а к первому же предмету, попавшемуся вам на глаза. Например, на глаза вам попалась урна; а фразу вы услышали в это момент такую: «Давай, чао; созвонимся». Кому урна могла это сказать? И вообще, откуда у неё мобильник? выкинул что ли кто-то? И с кем она там болтала?
2. Найдите обычной вещи необычное применение
Тут наши малыши большие мастера. Это у них палочка превращается в скакуна, а тряпочка – в плащ для принцессы. А мы чем хуже? Вы собираетесь…достаёте флакон с духами… Предположим, что духи закончились, а выбрасывать жалко. Как его ещё можно использовать – не по прямому назначению? Если трудно поначалу представить – вспомните себя девочкой с хвостиком или мальчиком в шортиках. Как она/он им бы распорядилась?
Какая это игрушка. Посмотрите на любую вещь и скажите себе: «Если этим играть, то это будет (превращается, превращается…). А во что? Или – наоборот. Задаёте себе вопрос: «Из чего можно сделать ковёр – самолёт?» Оглядываетесь кругом. Из блокнота. Из старой варежки. Из крышки от мусорного ведра… И так весь день, как только вспомните – сразу ищите: на кого он похож…Когда заместителей штук сто наберётся – считайте, что ваше воображение распоясалось (ой, извините, раскрепостилось).
3. Посмотрите на мир вверх ногами.
И не обязательно для этого вставать на голову. Просто представьте это. И как это будет выглядеть? Птицы ползут по земле. Почему? Что-то потеряли? Дома крышами зарылись в землю. Почему? Чего-то испугались?
4. Поднимите забавный камешек.
И найдите среди трещинок, в переплетении линий какой-то рисунок. Что он означает? Можете искать хоть что-то конкретное, хоть что-то абстрактное, как вам больше понравится. А если поискать на другой стороне? Так же можно рассматривать узоры на морозном стекле, на льдинке, в изменчивых облаках, в загогулине, которую нарисовал ребёнок. Это, кстати, очень приятно делать вместе.
5. Посмотрите свежим взглядом.
В буквальном смысле слова. Как ни покажется странным, мы на всё (почти всё) смотрим по привычке, словно бы вскользь. Потому что сто раз видели, тысячу слышали – не интересно. Вы уверены? Проверим.
Первая серия вопросов:
Вспомните первый столб, который вам встречается по дороге на работу. Вспомнили? Какого он цвета? Что на нём висит? А фонарь горит или погашен? А провода в какую сторону тянутся? Кто этот столб обнимает?
После каждого вопроса постарайтесь закрыть глаза и …
Вторая «вопросная» серия: Представьте, что вы марсианин и увидели его в первый раз. Что в о нем скажете?
Представьте, что вы собачка, которая бежала мимо столба и…Что собачка увидит? Представьте, что вы – фонарщик, который должен залезть на этот столб и засветить фонарь.
Представьте, что вам у этого столба назначила свидание…симпатичная кошечка…
Обратите внимание: каждый раз вы смотрели на это самый столб по-другому. Заметили? Он стал для вас чуть – чуть интереснее, забавнее, что ли. А завтра, отправившись на работу, вам вдруг захочется внимательнее посмотреть на него, и даже если мимо проскочите – всё равно вспомните и оглянётесь. Смотрите с любопытством.
А если вы подумали: «Делать мне, что ли, нечего..!», – что ж, вы снова правы.
У нас есть масса моментов, когда мы умираем от тоски. В автобусе, в очереди, в метро, на собрании, на совещании, на… (дополните список сами).
Порадуйте своё подсознание и используйте это время с толком. Выберете, например, ухо начальника (или обложку журнала, или пейзаж за окном) и посмотрите на это с любопытствующим интересом, так, как будто видите в первый раз. С точки зрения кого-то другого.
Ещё одна польза от «столбового» занятия. Если близкие часто жалуются, что вы их «совершенно не понимаете», такая тренировка вам поможет лучше любимых понять. И только потом придёт к вам вас подходящее, правильное решение.
Когда заходим в тупик, надо делать неожиданный ход. Будите свою фантазию. Да, это риск, но это и плацдарм для взлёта. Она действительно окрыляет. И ещё – возвращает детское чувство безопасности. И готовность пойти за приключением.
ГЛАВА 3. СЕЗАМ, ОТКРОЙСЯ! ИЛИ СКАЗКИ ОТ КАПРИЗОВ И ПРОЧИХ ДЕТСКИХ ВРЕДНОСТЕЙ
Я стану феей. Учусь всяческим фокусам.
Например, конфета у меня во рту исчезает…
Детский мир – весёлая смесь реальности и вымысла, он живёт по своим законам, но, к сожалению, часто остаётся тайной за семью печатями для деятельных пап и мам. Не врываться, не взламывать, а, как в сказке: «Сезам, откройся!», – нам надо сказать волшебные слова, прежде чем войди. И когда мы бездумно врываемся в детский мир, торопясь научить и развить, оберечь и наставить – там возникает хаос. А ещё точнее – бардак.
На такие несимпатичные мысли навела меня сценка, которая сегодня произошла.
… Вышла с собаками на улицу, на прогулку. Солнце за тучами, но день почему-то ясный. Листья падают разноцветные. И, как мелкие листики, всюду кружится детвора. Осень.
И в это осеннее равновесие врывается детский рёв. Мощный, пронзительный.
Обе псинки – Гриневский и Эля – сделали стойки и дружно закрутили хвостами: кого утешать? Тимошку, соседа.
Вопит Тимошка. Вообще-то он мальчик покладистый, и с мамой ему повезло. Спокойная такая, уравновешенная, не дёргает понапрасну, не тащит, в детские дела без нужды не вмешивается. Хорошая мама… («Неприказливая», как говорила моя внучка трёх с половиной лет).
Но тут какой-то облом. Подходим поближе: всё ясно. Малыш перебегал и изрядно вспотел. Мама выловила его и теперь, присев на корточки, поправляет Егорке шапку: «Ты посмотри, – держит и убеждает она карапуза, – под шапкой уже мокро, надо постоять, отдохнуть…вот остынешь…».
Тимошка смотреть не желает; он бегать желает! и потому продолжает вдохновенно реветь.
Собаки крутятся рядом, Элька поскуливает: Тимошке сочувствует. Гриневский оглядывается на меня.
Поднимаю с травы три листочка. Подхожу к Тимофею и маме вплотную, кладу рядом на лавку первый кленовый лист, кладу и медленно приговариваю: «Это жёлтый лист для желтого человечка…».
Тимошка вопит. Вдохновенно! Мама шумно вздыхает.
Кладу другой листок и говорю:
«Это красный лист для красного человечка».
В «вопенье» появилась пауза: Тимошка прислушивается и бросает косые взгляды. Уже хорошо.
Кладу трётий листик, зелёный: «Это зелёный лист для зелёного человечка!», – всё тише, всё загадочней говорю…
– А зелёных человечков не бывает! – выпаливает вдруг Тимошка.
– А вот бывают! – отвечаю ему.
Не бывает, не бывает!!! – кричит Тимошка.
– Бывает! – нахально утверждаю я.
– Не бывают!! – Бывают! – Не бывают – бывают…
Мы перебрасываемся, как мячиками, словами:
– Нет!
– Да!
– Не бывают!!
– Бы-ва-ют!
– Быва-а-ют? Где!?
– Там!
– Человечки?!
– Да!
Собаки сидят на хвостах и крутят лохматыми головами: туда – сюда, туда – сюда… Прыгнуть – не прыгнуть, лизнуть – не лизнуть… Не рискнули.
А рёв всё равно прекратился. Невозможно же делать сразу два дела одновременно: реветь и спорить…особенно про человечков.
Сначала поспорили, потом поговорили… Пока поговорил про всяческих человечков, про эльфов и гномиков, про их колпачки, пока обсудили, потеют они – не потеют, Тимошка остыл. Можно бежать дальше.