Распределение грузов по типу подвижного состава
На бортовых автомобилях перевозятся следующие грузы:
- ткань в рулонах;
- комбикорм;
- станки;
- кирпич;
- стекло;
- удобрения минеральные.
На автомобилях – самосвалах перевозятся:
- песок;
- керамзит;
- картофель.
Специальный ПС используется для перевозки труб металлических.
Выбор марки бортового автомобиля
После определения типа подвижного состава производится выбор марок автомобилей и прицепов к ним.
Выбор марки подвижного состава по грузоподъемности – упрощенный способ, основанный на том, что производительность всегда выше у того автомобиля, который имеет наибольшую грузоподъемность на любых расстояниях, так как время погрузки – разгрузки увеличивается медленнее, чем грузоподъемность.
Пределом выгодности считается соотношение
δ = lге / ( β * tп/р * Vt ) > 1, (1)
где lге – длина ездки с грузом, км;
β – коэффициент использования пробега, const;
tп/р – время погрузки – разгрузки, ч;
Vt – техническая скорость (Vt = 22 км/ ч);
Сначала соотношение определяется для автомобиля с большей грузоподъемностью. Если δ >1, то предпочтение отдается этому автомобилю. Если δ<1, то берется автомобиль с меньшей грузоподъемностью и вновь пересчитывается соотношение, до тех пор, пока не выполнится условие δ>1.
По формуле (1) находиться предел выгодности.
VT = 22 км/ч, b = 0,5, lге = 15, 20, 25 км
Для автомобиля МАЗ-6422 с полуприцепом МАЗ-9398:
δ 1= 15 / ( 0,5 * 22* 1,11) = 1,2;
δ 2= 20 / ( 0,5 * 22* 1,11) = 1,6;
δ 3= 25 / ( 0,5 * 22* 1,11) = 2,0;
Для автомобиля МАЗ-504В с полуприцепом МАЗ-5205А:
δ 1= 15 / ( 0,5 * 22* 1,11) = 1,2;
δ 2= 20 / ( 0,5 * 22* 1,11) = 1,6;
δ 3= 25 / ( 0,5 * 22* 1,11) = 2,0;
Для автомобиля КамАЗ-5410 с полуприцепом ОдАЗ-93720:
δ 1= 15 / ( 0,5 * 22* 0,83) = 1,6;
δ 2= 20 / ( 0,5 * 22* 0,83) = 2,2;
δ 3= 25 / ( 0,5 * 22* 0,83) = 2,7;
Таблица – Характеристики бортовых автомобилей
Марка автомобиля | lге, км | β | Vт, км/ч | tп/р, ч | Δ |
МАЗ-6422 с п/пр МАЗ-9398 | 0,5 | 1,11 | 1,2 | ||
МАЗ-504 В с п/пр МАЗ-5205А | 0,5 | 1,11 | 1,2 | ||
КамАЗ-5410 с п/пр ОдАЗ-93720 | 0,5 | 0,83 | 1,6 |
Выбранной маркой является МАЗ-504 В с полуприцепом МАЗ-5205А [3].
Краткая характеристика МАЗ-504 В:
- допустимая масса полуприцепа – 25700 кг;
- собственная масса тягача – 6650 кг;
- максимальная скорость автопоезда – 85 км/ч;
- контрольный расход топлива автопоезда при скорости 40 км/ч – 40 л/100 км.
Краткая характеристика полуприцепа МАЗ-5205А:
грузоподъемность – 20000 кг;
полная масса – 25700 кг.
Выбор марки автомобиля-самосвала
Выбор марки автомобиля – самосвала также осуществляется по грузоподъемности.
По формуле (1) находиться предел выгодности.
VT = 22 км/ч, b = 0,5, lге = 5, 10, 15 км
Для автомобиля КамАЗ-5511:
δ 1= 5 / ( 0,5 * 22* 0,23)=2;
δ 2= 10 / ( 0,5 * 22* 0,23)=4;
δ 3= 15 / ( 0,5 * 22* 0,23)=6;
Для автомобиля МАЗ-5549:
δ 1= 5 / ( 0,5 * 22* 0,23)=2;
δ 2= 10 / ( 0,5 * 22* 0,23)=4;
δ 3= 15 / ( 0,5 * 22* 0,23)=6;
Для автомобиля ЗИЛ-ММЗ-4502:
δ 1= 5 / ( 0,5 * 22* 0,18)=2,5;
δ 2= 10 / ( 0,5 * 22* 0,18)=5;
δ 3= 15 / ( 0,5 * 22* 0,18)=7,5.
Таблица – Характеристики автомобилей-самосвалов
Марка автомобиля | lге, км | β | Vт, км/ч | tп/р, ч | δ |
КамАЗ-5511 | 0,5 | 0,23 | |||
МАЗ-5549 | 0,5 | 0,23 | |||
ЗИЛ-ММЗ-4502 | 0,5 | 0,18 | 2,5 |
Выбранной маркой является автомобиль – самосвал КамАЗ-5511 [3].
Краткая характеристика:
- грузоподъемность – 10000 кг;
- полная масса – 18920 кг;
- максимальная скорость – 80 км/ч;
- контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч – 26 л/100 км.
Графическое обоснование выбора марки бортового автомобиля представлено в графической части проекта.
Выбор марки специального подвижного состава
Выбранной маркой является седельный тягач ЗИЛ-130В с прицепом – роспуском ТМЗ-802 [3].
Краткая характеристика ЗИЛ-130В:
- допустимая масса полуприцепа – 12400 кг;
- полная масса – 94850 кг.
Краткая характеристика прицепа – роспуска ТМЗ-802:
- грузоподъемность – 8000 кг;
- собственная масса – 2440 кг;
- полная масса – 10440 кг;
- длина – 1230 мм;
- ширина – 2335 мм;
- высота – 2777 мм.
3. Сводная таблица сведений о грузах
Суточный объем перевозок фактически определяется
Qсутф = Q / Дэ , (2)
где Q – объем перевозок, т;
Дэ – число дней эксплуатации ( Дэ = 305);
Расчетный объем перевозок
Qсутр = Qсутф / γс , (3)
где γс – коэффициент использования грузоподъемности статический.
Расчеты производятся по формулам (2) и (3).
Трубы цельнометаллические: Qфсут=200000/305=655,7 т; Qрсут=656/1=656 т;
Кирпич: Qфсут=250000/305=820 т; Qрсут=820/1=820 т;
Картофель: Qфсут=250000/305=820 т; Qрсут=820/1=820 т;
Стекло: Qфсут=150000/305=492 т; Qрсут=492/1=492 т;
Станки: Qфсут=400000/305=312 т; Qрсут=312/0,8=390 т;
Комбикорм: Qфсут=350000/305=1148 т; Qрсут=1148/0,8=1435 т;
Песок: Qфсут=450000/305=1475 т; Qрсут=1475/1=1475 т;
Удобрения минеральные: Qфсут=200000/305=656 т; Qрсут=656/1=656 т;
Керамзит: Qфсут=150000/305=492 т; Qрсут=492/1=492 т;
Ткань в рулонах: Qфсут=100000/305=328 т; Qрсут=328/1=328 т;
Таблица – Сводная таблица сведений о грузах
Наиме- нование груза | Класс | γс | Вид упаковки и способ перевоз. | Количество груза, тыс. т | Суточный объем | Способ | Время, ч | Тип и марка подвижного состава | |||
Фактич. | Расчет. | Погруз. | Разгруз. | Погруз. | Разгруз. | ||||||
Трубы цельнометаллические | навал | мех | мех | 0,58 | 0,53 | ТМЗ-802 | |||||
Кирпич | в пачках | мех | мех | 0,58 | 0,53 | МАЗ-504-В | |||||
Картофель | навал | мех | мех | 0,33 | 0,33 | КамАЗ-551 | |||||
Стекло | ящик | мех | мех | 0,58 | 0,53 | МАЗ-504-В | |||||
Станки | 0,8 | кожух | мех | мех | 0,58 | 0,53 | МАЗ-504-В | ||||
Комбикорм | 0,8 | в пакетах | мех | мех | 0,58 | 0,53 | МАЗ-504-В | ||||
Песок | навал | мех | мех | 0,33 | 0,33 | КамАЗ-551 | |||||
Удобрения минеральные | в пакетах | мех | мех | 0,58 | 0,53 | МАЗ-504-В | |||||
Керамзит | навал | мех | мех | 0,33 | 0,33 | КамАЗ-551 | |||||
Ткань в рулонах | навал | мех | мех | 0,58 | 0,53 | МАЗ-504-В |
Расчет маршрутов