Управление запасами в логистической системе
Управление запасами это определение оптимального размера запаса для данной группы товара; методы поддержания оптимального запаса в цепочке поставок; методы оптимального обслуживания запаса.
Затраты на создание и поддержание запасов (базовые):
· стоимость запасов;
· расходы на содержание запасов и склады;
· расходы на персонал занятый в обслуживании запасов;
· налоги;
· постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара;
· хищения.
Потери от отсутствия запасов:
· потери от простоя производства;
· потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент; возникновения повышенного спроса;
· потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
· потеря потенциальных покупателей и др.
Почему создаются запасы:
· возможность колебания спроса;
· сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
· скидки за покупку крупной партии товаров;
· спекуляции на росте цен;
· снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
· снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
· возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
· возможность немедленного обслуживания покупателей;
· сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
· упрощение процесса управления производством.
Задача №1.
Условие:Построить график, отражающий изменение уровня транспортных запасов. Определить среднее время нахождения ресурсов в пути, средний запас и среднесуточную отгрузку ресурсов. Исходные данные приведены в таблице.
Данные для построения графика изменения уровня
транспортных запасов за месяц (30 суток)
№ | Дата отгрузки ресурсов | Количество, т. | Время в пути, сут |
Итого |
Среднее время нахождения ресурсов в пути:
Средний запас:
Среднесуточная отгрузка ресурсов:
Таким образом, транспортный запас определяется по формуле:
Задача №2
Условие:Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа для ООО «ВИМ». План годового выпуска продукции производственного предприятия составляет 824 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 224 руб., цена единицы комплектующего изделия — 504 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15% его цены.
Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 10 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 226 дней.
Необходимо рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
№ | Показатели | Исх. Данные | Значение |
Потребность, шт | исх. Данные | 824*2=1648 | |
Опт. размер заказа | |||
Время поставки, дни | исх. Данные | ||
Возможные задержки, дни | исх. Данные | ||
Ожидаемое дневное потребление, шт/д | |||
Срок расходов вне запасов, дни | |||
Ожидаемое потребление за время поставки | [3]*[5] | 10*7,3=73 | |
Максимальное потребление за время поставки | ([3]+[4])*[5] | (10+2)*7,3=87,6 | |
Страховой запас, шт | [8]-[7] | 87,6-73=14,6 | |
Пороговый уровень запасов, шт | [7]+[9] | 73+14,6=87,6 | |
Максимальный желательный объем запасов, шт | [9]+[2] | 14,6+99=113,6 | |
Срок расходов вне запасов до порогового уровня |
7.Транспортировка в логистических системах
Транспортная логистика – управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.
Транспортировка грузов – изменение местонахождения товаро-материальных ценностей с помощью транспортных средств. По назначению разделяют внешнюю (в логистических каналах снабжения сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку.
Задача №1
Условие задачи. Пусть состояние фрахтового рынка таково, что ставка аренды основного для данного рынка типа судна составляет А = 34 тыс. долл. в сутки. Скорость полного хода V = 38 узлов, суточный расход топлива для главного двигателя q1 = 64 т мазута. Цена 1 т мазута C = 124 долл. Суточные затраты на топливо для вспомогательных механизмов составляют C2q2 = 424 долл. Допустим, имеется другое судно, которое отличается только расходом мазута, который у него заметно меньше и составляет q1 = 54 т. Судовладелец этого судна может настаивать на большей ставке аренды. Например, он предлагает А = 12,9 тыс. долл. в сутки.
Определить, какое судно выберет фрахтователь, если:
1) ходовое время составляет ТХ = 36 сут., а стояночное ТСТ = 39 сут.;
2) ходовое время составляет ТХ = 36 сут., а стояночное ТСТ = 32 сут.
Решение задачи.
Общие рейсовые расходы фрахтователя SРЕЙС определяются следующим образом:
SРЕЙС = ТХ × SХ + ТСТ × SСТ = ТХ × (A + C1q1 + C2q2) + ТСТ × (A + C2q2).
Рассмотрим первый вариант, когда ходовое время составляет ТХ = 36 сут., а стояночное ТСТ = 39 сут.
При аренде основного для данного рынка типа судна общие рейсовые расходы фрахтователя составят:
SРЕЙС = 36 х (34 000 + 7936 + 424) + 39 х (34 000 + 424) = 2 867 496 долл.
Если же зафрахтовать другое судно, то общие рейсовые расходы фрахтователя составят:
SРЕЙС = 36 х (12 900 + 6696 + 424) + 39 х (12 900 + 424) = 1 240 356 долл.
Таким образом, при первом варианте фрахтователь выберет второе судно.
Во втором варианте, когда ходовое время составляет ТХ = 36 сут., а стояночное ТСТ = 32 сут., общие рейсовые расходы фрахтователя при аренде первого и второго судов составят соответственно 2 626 528 долл. и 1 147 088 долл. Следовательно, при втором варианте фрахтователь выберет второе судно.