Особенности ориентирования при движении на боевых машинах
Важнейшим условием успешного выполнения задач разведки, особенно при действиях в составе разведывательных органов в ходе марша, рейда, является умелое ориентирование в движении на боевых машинах.
Для этого до начала движения изучается маршрут и готовятся необходимые данные для движения. При этом на карте намечают через каждые 3—5 км и обводят кружком черного цвета контрольные ориентиры; подписывают километраж возрастающим итогом. На участках маршрута, где ориентирование затруднено (при выезде из леса, населенного пункта, в пустыне и т. п.), определяют и записывают азимуты направления движения. При необходимости рекомендуется поднимать маршрут темно-коричневым цветом сплошной линией рядом с условным знаком дороги, по которой намечается движение. Линия проводится, не забивая условных знаков. Внутри кружков, обозначающих контрольные ориентиры, а также у мостов линию маршрута не проводят.
После того как маршрут будет намечен и поднят, его рекомендуется заучить настолько твердо, чтобы суметь воспроизвести его графически по памяти. Это особенно необходимо, если предстоит вести разведку (совершать марш) ночью.
В исходном пункте ориентируют карту и сличают ее с местностью. Найдя на местности первый ориентир, двигаются по направлению к нему. Достигнув его и убедившись, что путь верен, опознают в направлении движения следующий ориентир и продолжают Движение. Если с какой-либо точки очередной ориентир не виден, то двигаются по азимуту, а свое местонахождение на маршруте контролируют промером по спидометру. Карту при движении держат ориентированной, опознают на ней наблюдаемые местные предметы и по ним мысленно фиксируют свое положение на маршруте, обращая особое внимание на рельеф (высоты, гребни, дно лощин, а также подъемы и спуски). Пользование картой в боевой машине требует определенных навыков: во время движения при тряске и толчках бывает трудно различать на карте мелкие, но часто очень важные детали местности Ориентиры нужно успевать отыскивать на карте, когда они находятся впереди, так как вблизи они очень быстро исчезают из поля зрения. Для карты рекомендуется изготовить специальный планшет, обеспечивающий удобство при работе с ней в любом положении при ориентировании и убирающийся, когда в нем нет необходимости.
В лесу для ориентирования используют перекрестки дорог и просек, характерные высоты, лощины, овраги и промоины, мосты на дорогах, лесные поляны/ вырубки, различные постройки, изгибы рек и ручьев, озера и другие характерные ориентиры. Если на карте показана нумерация лесных кварталов, то по квартальным столбам, стоящим на перекрестках просек, можно точно определить свое местоположение. На этих столбах подписываются номера кварталов, границы которых сходятся в точке, где поставлен столб. Просеки обычно имеют направления север — юг и восток — запад. Кварталы нумеруются в СССР с запада на восток, начиная от северной опушки леса, а в Германии и в Польше — в обратном порядке, с востока на запад.
В населенных пунктах, особенно в крупных, ориентироваться значительно труднее. При их изучении по карте в качестве ориентиров выбирают и отмечают главные улицы, реки, мосты, площади, парки, стадионы, церкви, перекрестки магистральных улиц, промышленные объекты и железнодорожные линии. Нужно точно замечать место въезда и следить за своим движением внутри населенного пункта, изменяя ориентировку карты при каждом повороте, во время движения считать кварталы, заранее пронумерованные на карте.
Ночью при ориентировании не рекомендуется пользоваться внутренним освещением боевой машины, для освещения карты нужно иметь карманный фонарь с красным светофильтром, при этом не следует пользоваться желтым, красным и оранжевыми карандашами, которые незаметны при таком освещении. В качестве ориентиров выбирают и используют Предметы, силуэты которых хорошо выделяются на фоне ночного неба (вышки, фабричные трубы, церкви, водонапорные башни, опушки леса, отдельные высоты). Ориентирами могут служить реки, озера и пруды, поверхность которых заметна на темном фоне окружающей местности. Наиболее надежны линейные ориентиры, пересекающие направление движения .
Во время движения личный состав ведет наблюдение в своих секторах и докладывает о замеченных ориентирах. Механик-водитель, наблюдая в прибор ночного видения, кроме доклада о появлении очередных ориентиров сообщает командиру показания спидометра. Командир отделения может заранее указывать механику-водителю ожидаемый впереди ориентир и поворотную точку. Например: «Через 500 м пересечение с шоссейной дорогой — поворот направо». Механик-водитель, доложив командиру о появлении шоссейной дороги, по его команде совершает поворот.
Выбрав ориентир в направлении движения, нужно заметить на корпусе машины какую-нибудь деталь в створе с линией движения и, не меняя своего положения, следить, чтобы во время движения эта деталь оставалась на линии наблюдения Если в качестве ориентиров используются небесные светила, следует учитывать, что они постоянно перемещаются по небосводу, и через каждые 10-15 минут нужно уточнять направление.
Ориентируясь в движении по показаниям спидометра, учитывают дорожные условия. Так, в труднопроходимом лесу, в пустыне, в распутицу пробуксовывание гусениц и колес может искажать показания спидометра до 50%.
При невнимательном сличении карты с местностью и высоких скоростях движения возможна потеря ориентировки. Чтобы ее восстановить, нужно остановиться, как можно точнее сориентировать карту и попытаться определить на ней точку стояния по местным предметам и рельефу. Если это не удалось, определяют по компасу примерное значение азимута направления движения от последнего точно опознанного ориентира (с учетом поворотов), прочерчивают это направление по карте и откладывают от опознанного ориентира расстояние, отсчитанное по спидометру.
Иногда ориентировку можно восстановить по какому-либо линейному ориентиру (железной дороге, реке, шоссе, каналу), который нельзя не заметить. Выйдя к нему, ориентируют карту, а затем двигаются до встречи с каким-либо другим ориентиром, обозначенным на карте (мост, характерный поворот дороги, пересечение с линией электропередачи и т. п.), который укажет точное местонахождение
Если восстановить ориентировку не удалось, нужно доложить старшему командиру (начальнику), с его разрешения вернуться по следу до последнего опознанного ориентира и снова продолжать движение либо действовать по его указанию.