Особенности ориентирования при плавании в ледовых условиях

Плавание судов во льдах осуществляется при полном или частичном отсутствии плавучей навигационной обстановки; при береговой обстановке, которая не освещается или частично не действует (снимается для ремонта); в условиях видимости, наиболее неблагоприятных из-за длинных и темных ночей, туманов и снегопадов. Эти особенности предъ­являют повышенные требования к судоводителям. Они должны хоро­шо знать специальную лоцию района плавания, уметь ориентироваться по естественным и искусственным приметам, а также с помощью судо­вых электрорадионавигационных приборов, особенно РЛС.

Наиболее сложно ориентирование в дрейфующих и неподвижных льдах при первой прокладке ледового судоходного канала. В этих случаях ориентирами служат знаки береговой обстановки, естествен­ные и искусственные приметы, а также заранее расставленные зимние буи сигарообразной формы.

Методы ориентирования многообразны, поэтому возможно только перечисление некоторых из них.

Во время осеннего ледохода на реке создаются забереги, кромки которых покрыты валом из торосов. Они часто показывают судовой ход и являются хорошим ориентиром для судоводителей. Каналы, про­битые в сплошном неподвижном ледяном покрове, также служат хо­рошим ориентиром.

Судоводитель до входа в лед должен получить по возможности бо­лее обширную информацию о ледовых условиях.

В основном ледовая информация должна содержать такие сведе­ния: данные о положении и состоянии кромки льда; общую характе­ристику ледовых условий на всем протяжении предстоящего пути и све­дения о предполагаемом изменении этих условий на ближайшие не­сколько дней; рекомендуемые курсы для самостоятельного плавания.

Судоводитель должен в процессе плавания дополнять и уточнять имеющуюся информацию, а также информировать капитанов других судов о наблюдаемых изменениях в ледовой обстановке. Для этого на каждом судне необходимо вести систематическое наблюдение за гидро­метеорологической обстановкой, использовать местные признаки и приметы, выработанные опытом ледового плавания.

При входе судна в зону вероятной встречи со льдом необходимо уба­вить ход и принять все меры для своевременного обнаружения его кром­ки. Это особенно важно при плавании в условиях ограниченной видимо­сти (тумана, снегопада, темноты). Судам, не приспособленным для пла­вания во льдах, в случаях ограниченной видимости лучше остановить­ся до ее улучшения.

Наветренная кромКа льда обычно уплотненная, имеет четко очер­ченную границу с чистой водой. При подходе к такой кромке в услови­ях ограниченной видимости следует проявлять повышенную осторож­ность, так как встреча с кромкой льда может быть внезапной.

Подветренная кромка льда — очень расплывчатая и далеко растя­гивается по ветру. О такой кромке можно заблаговременно судить по мелким обломкам льда.

Признаками близости кромки льда со сторо­ны чистой воды могут быть следующие явления. Прежде всего — бе­лесоватое отсвечивание или более яркий отблеск льда на низких обла­ках в той части горизонта, где находится лед, так называемое «ледя­ное небо». Это явление особенно заметно в пасмурную погоду при низ­ких облаках. В ясные дни с чистым небом горизонт, где находится лед, имеет особый оттенок окраски неба, который отличается от окраски других частей горизонта. Обычная сине-голубая окраска чистого неба приобретает белесоватый оттенок, т. е. эта часть горизонта теряет свою прозрачность и как бы мутнеет. Это можно объяснить большой относи­тельной влажностью и, следовательно, малой прозрачностью воздуха, находящегося надо льдом.

При холодном ветре со стороны льда небо на горизонте обычно быва­ет чистым. Если теплый ветер при ясной погоде дует с воды, то в под­ветренном направлении на горизонте надо льдом может наблюдаться туман или низкие свинцового оттенка рваные тучи. Это объясняется тем, что относительно теплый влажный воздух, переносимый с воды на лед, повышает над ним свою относительную влажность из-за охлаждения и образует туман.

К другим признакам близости кромки льда следует отнести такие:

образование толчеи, появление обратных, отраженных волн с подвет­ренной стороны; резкое понижение температуры воздуха при ветре со стороны крупного скопления льда; появление мелких льдин на боль­ших пространствах чистой воды; специфический шум или шорох тру­щихся друг с другом на легком волнении льдин.

Признаки кромки чистой воды при движении во льдах следующие: отражение значительных пространств чистой во­ды на фоне низких облаков в виде темных пятен; при приближении к кромке льда небо над водой может приобретать синий оттенок, а в яс­ную погоду часть неба над водой сохраняет свою нормальную окраску или кажется более синим; возможное очень незаметное ощущение зыби ледяного покрова.

Умение судоводителя маневрировать при движении во льдах в со­четании с умением выбрать наилучшее направление движения, где наименьшее сопротивление льда, очень важны для успешности плава­ния.

На судне нужно выбирать по возможности более высокую точку наблюдения за льдом. Увеличение высоты глаз дает возможность уве­личить дальность видимости горизонта и значительно повысить точ­ность определения сплоченности льда, особенно удаленного от судна.

Правильно определить сплоченность льда с мостика судна при дальности видимого горизонта 7—8 км и при

сплоченности льда около 5 баллов можно лишь в пределах 1,5—2 км. Далее кажущаяся (видимая) сплоченность льда будет увеличиваться и на расстоянии 4—5 км от судна лед будет казаться сплошным, хотя он в действительности будет иметь большие разводья чистой воды. Представление о сплоченности льда особенно искажают торосы.

Разреженный лед, наблюдаемый на значительном расстоянии, ка­жется сплошным. Однако опытный судоводитель может отличить та­кую кажущуюся плотность от действительной. Некоторые, почти неза­метные признаки, позволяют достаточно точно для практических целей определять общую сплоченность льда даже на больших расстояниях. Опытный судоводитель может заметить и почувствовать за отдельными выступающими характерными льдинами признаки пустот и просветов, несвойственных сплошному льду. Кроме того, цвет или оттенки ка­жущегося сплочения льда будут иными, чем у сплошного льда, кото­рый, как правило, имеет общую однородную окраску, приближающую­ся на большом расстоянии к чисто белой.

Разреженный лед будет иметь более разнородную окраску, прибли­жающуюся к серой. Это объясняется присутствием среди льда темных пятен чистой воды. При одинаковом освещении более сплоченный лед всегда будет выглядеть значительно белее, чем менее сплоченный лед. Тяжелые большие ледяные поля, как правило, имеют снежный яркий белый цвет. Но лед, выделяющийся своей белизной и однородностью, является наиболее тяжелым и труднопроходимым.

-В пасмурную погоду о сплоченности льда на горизонте можно су­дить по виду «водяного» и «ледяного» неба. Так, слабо выраженное ледя­ное небо свидетельствует о наличии на горизонте более слабого и менее сплоченного льда. Если водяное небо выражено резко, то это показы­вает на близость чистой воды. О значительных пространствах чистой воды можно судить по туманным образованиям надо льдом.

При определении сплоченности льда около судна обычно даже опыт­ные судоводители несколько преувеличивают ее. Это можно в основ­ном объяснить тем, что светлые пятна льда на фоне темной воды всегда кажутся больше, чем промежутки темной воды между льдинами. Осо­бенно часто погрешности в оценке сплоченности льда происходят в осен­нее и зимнее время, так как лед, покрытый свежевыпавшим снегом, вы­глядит более белым.

На погрешности в определении сплоченности льда также сказывается тенденция судоводителей несколько преувеличивать сплоченность льда, особенно когда она выше 6—8 баллов. Для учета зрительного обмана можно рекомендовать уменьшать кажущуюся сплоченность льда вбли­зи судна на l—2 балла.

Наиболее благоприятными для наблюде­ния и ориентировки при плавании во льдах являются пас­мурные дни с ясным горизонтом и небом, покрытым низкими облаками. Рассеянный свет, освещая лед равномерно во всех направлениях, дает возможность более точно определять и сравнивать характер и сплочен­ность льда; при этом отраженные льдом лучи солнца не режут глаза, облачный экран дает возможность использовать явления водяного и ледяного неба.

Ориентировка при ясной солнечной пого-д е значительно труднее. Это обусловливается следующим: отраженные поверхностью льда яркие лучи солнца утомляют глаза (особенно весной, когда начавший таять снег имеет очень резкую белизну, а солнечная радиация очень интенсивна), в разреженных льдах создается неравно­мерное освещение, затрудняющее наблюдение; солнечные блики на во­де чередуются с малоосвещенными участками поверхности льда и воды, образуя беспорядочное сочетание теней, блеска и света; Солнце нахо­дится низко над горизонтом по носу судна и образует «Солнечную до­рожку», ослепляющую судоводителя.

При обнаружении в пределах видимости разводий судно может дви­гаться по ним. Задача ориентирования заключается в том, чтобы вы­брать разводья, которые простираются до предела видимости. Судово­дитель должен принимать во внимание при этом такие соображения:

общее направление цепи разводий должно быть по возможности ближе к основному курсу судна; составляющие цепь разводья должны сооб­щаться между собой свободной водой или небольшим льдом, который легко может быть преодолен судном; по мере продвижения нужно уточ­нять направление дальнейшего следования.

Поэтому в ледовом плавании по разводьям судоводитель должен сис­тематически наблюдать, изучать и сравнивать обстановку в пределах всей видимости. Плавание в разводьях считается наиболее сложным и требует от судоводителя хорошего умения ориентироваться во льдах.

В густом тумане, когда ледовые условия становятся неиз­вестными из-за невозможности ориентирования, рекомендуется пре­кратить движение.

Плавание в темное время суток может проис­ходить при полном или почти полном отсутствии видимости (в темную ночь) и при пониженной видимости (в ясную лунную ночь). Ориентиро­вание в ночное время имеет определенные особенности. Одна из них — создание искусственного освещения при помощи прожекторов и све­тильников. Лучи прожектора дают возможность заблаговременно пре­дупредить судоводителя о ледовой обстановке, а ближнее освещение от светильников облегчает общую ориентировку.

Однако применение прожекторов для дальнего наблюдения за ледо­вой обстановкой малоэффективно из-за небольшой дальности действия, узкого сектора освещения, резкого перехода от яркого света к темноте, неравномерной освещенности льда и больших световых теней. При ос­вещении прожектором проходимость льда на различных участках ка­жется почти одинаковой, очень трудно проследить, куда уходит узкое извилистое разводье, замаскированное редким льдом. Исключением являются места, в которых четко видны границы льда, отличающегося своей сплоченностью. Поэтому плавание во льдах в темное время суток, даже при прожекторах, требует повышенной внимательности.

В светлые лунные ночи ориентирование имеет опреде­ленные сложности. Слабый пепельный свет луны придает поверхности льдов и воды однообразный вид, поэтому на некотором расстоянии от судна трудно различить лед от воды, а также заметить разницу в прохо­димости льда на двух соседних участках. Трудности в ориентировании создаются также из-за неравномерности освещения различных участ­ков. Тени, создаваемые ропаками и торосами, а иногда низкими обла­ками, часто принимаются за полосы воды, которые в действительности являются сплошным льдом. Еще более обманчиво состояние льда вбли­зи горизонта, когда очень темная полоса неосвещенного края действи­тельного горизонта видится как большое пространство чистой воды.

При плавании в береговой полынье чистой воды о глубинах можно судить по стамухам. Соотношение подводной и надводной частей стамухи бывает 2:1 или даже 1:1. Следует обращать внимание на высоту надводной части стамухи. Чем меньше ее высота, тем меньшую глубину можно ожидать вблизи нее. Сидящие на мели стамухи могут обозначать подъем дна в данном месте.

Если у побережья имеется течение, идущее вдоль берега, то у высту­пающих мысов происходят завихрения течения (по аналогии с созда­нием речной суводи), скорость его становится неравномерной и в ре­зультате здесь происходит разрежение битого льда.

В береговой полынье иногда можно видеть среди отдельных участ­ков сплоченного льда окна чистой воды или участки редкого льда (рис. 86), которые являются признаками нахождения отмели. Окна чистой воды образуются из-за течения, которое, про­ходя над отмелью, становится неравномерным, а также из-за значитель­ного подъема дна, когда слой воды над отмелью становится меньше осад­ки льда.

При дрейфующем льде резкий подъем дна может быть опознан по не­подвижным льдинам, расположенным среди окон чистой воды. По раз­мерам льдин можно судить о глубине в данном месте. Значительные подъемы могут быть также обнаружены по характерным языкам чис­той воды или редкого мелкобитого льда, вдающимся в кромку основной массы льда, держащегося у берега. Языки льда, вытянутые от кромки льда в сторону берега, иногда указывают на некоторое увеличение глу­бины к берегу, но это не всегда и доверяться этой примете целиком нель­зя.

У устьев рек обычно бывают отмели, из которых особенно опасны так называемые «ловушки». Речной поток обычно направлен под опре­деленным углом к берегу или по некоторой кривой, которая идет сна­чала от берега, а затем загибается и вытягивается вдоль него. По на­правлению этого изогнутого течения формируется вал из речных нано­сов, создавая своеобразный мешок-ловушку.

особенности ориентирования при плавании в ледовых условиях - student2.ru

Рис. 86. Разреженный лед над отмелями

В осенне-зимнем плавании во льдах ориентирова­ние становится очень трудным. Обильный снег, покрывая поверхность льда, сглаживает его характерные неровности, придает ледяному по­крову однообразный вид и в результате лишает судоводителя возмож­ности надежно ориентироваться и различать структуру льда. Снег скрывает в молодом льду наиболее тяжелые участки. Значительно ос­ложняется ориентировка по берегу, так как из-за снега он становится однообразным и трудно различимым в деталях.

Определение скорости судна во льду со­стоит в фиксации времени, затрачиваемого судном на прохождение из­вестного расстояния. За расстояние обычно принимают длину самого судна. Скорость определяют следующим образом. В тот момент, когда форштевень судна поравняется с приметной льдиной или предметом, специально сброшенным с судна на лед, включают секундомер. Как только судно пройдет сброшенный предмет или льдину, секундомер останавливают. Зная длину судна и имея время, получают определяе­мую скорость судна.

Когда за мерное расстояние принимается длина судна, в определе­нии скорости неизбежны ошибки, которые возникают из-за неточного фиксирования момента начала и конца отсчета времени, когда предмет и кромка соответствующего штевня окажутся на мысленной прямой, перпендикулярной диаметральной плоскости, т. е. на траверзе штевня.

Пределы возможной погрешности зависят от величины угла между зрительным лучом и траверзом, а также от расстояния между бортом судна и ориентиром. В практических условиях наблюдатель обычно оп­ределяет моменты выхода ориентира на траверз штевней без визира, становясь поперек судна лицом к ориентиру. В этом случае угловое от­клонение зрительного луча наблюдателя от траверза может составлять несколько градусов (примерно до 10°). Расстояние до избираемых ори­ентиров или бросаемых предметов с борта судна может находиться в пре­делах 10—30 м. Если взять длину судна равной 100 м, то ошибка в опре­делении скорости будет находиться в пределах 10%, что вполне при­емлемо для практических условий плавания во льдах.

Источником больших погрешностей в определении скорости судна может явиться дрейф судна, при котором ориентир перестает быть не­подвижным. Для устранения других возможных ошибок определения скорости следует определять ее в такое время, когда судно двигается равномерно и прямолинейно. Если плавание протекает в условиях, когда сплоченный лед чередуется с разводьями, следует определять скорость в моменты применительно к тем и другим условиям движения. Судоводитель должен определять скорость, которая соответствует той ледовой обстановке, в которой в основном проходит плавание.

Определение дрейфа судна — важный элемент ориентирования во льдах. Один из способов — с применением ручного лота на глубинах до 30 м. Определение ведется с судна, лежащего в дрейфе. Гирю лота опускают на грунт. Замечают отсчет лотлиня на уровне руки, одновременно пускают секундомер. Постепенно по мере натяжения лотлиня втугую потравливают еще 20—30 м лотлиня. Затем подождав момента, когда выберется слабина, останавливают

секундомер, замечают угол между вытянутым лотлинем и диаметраль­ной плоскостью судна, а также курс последнего. При этом очень важно следить за тем, чтобы при выбирании лотлиня втугую не сдвинуть гирю с места.

Величину дрейфа определяют по формуле прямоугольного треуголь­ника, т. е.

особенности ориентирования при плавании в ледовых условиях - student2.ru

особенности ориентирования при плавании в ледовых условиях - student2.ru

Рис. 87. К определению величины дрейфа судна по лотлиню

где lл (рис. 87) —длина лотлиня;

игл (см рис- 87) — глубина места.

Для определения скорости дрейфа Од расчетную величину дрейфа Sд делят на время наблюдения tн

Данный способ имеет погрешности, связанные с излишней слаби­ной и провесом лотлиня, возможным сдвигом гири лота. Однако эти погрешности вполне допустимы в практических условиях плавания.

Наши рекомендации