Особенности ориентирования в различных условиях местности

а)Ориентирование в лесной местности. Лес беден ориентирами, в нем ограничена дальность видимости. Это затрудняет сличе­ние карты с местностью. Ориентирами в лесу служат в основном перекрестки дорог и просек, реки, ручьи, глубокие лощины, ов­раги, высоты, населенные пункты, отдельные строения.

Движение в лесу совершают обычно по дорогам и просекам. При ориентировании необходимо учитывать, что отдельные лес­ные дороги и временные, иногда хорошо наезженные дороги, проложенные на лесные делянки и луга, на топографических картах, особенно на картах масштабов 1:100006 и 1:200000, могут быть не показаны.

Направление движения в лесу выдерживают, как правило, по азимутам, а свое местоположение определяют по пройденному расстоянию. Около обозначений надежно опознанных крупных местных предметов (ориентиров) на карте записывают (контро­лируют) показания спидометра и магнитный азимут направления движения, измеряемый с помощью компаса. В пути тщательно следят за поворотами маршрута, развилками дорог, перекрестка­ми просек, заранее ожидая их появления. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.

б)Ориентирование в горах. Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах, через перевалы, вдоль ручьев и рек. Для горного маршрута характерны крутые подъе­мы и спуски, частые изменения направления движения и усло­вий обзора местности. Все это усложняет ориентирование. В свя­зи с большой прозрачностью воздуха, преобладанием крупных форм рельефа в горах расстояния до удаленных местных пред­метов кажутся меньше действительных. Знакомые очертания горных вершин иногда трудно опознать при их обзоре с другой стороны. Ориентирами в горах обычно служат характерные эле­менты и формы рельефа (вершины, ущелья, угловатые выступы скал), ледники, отдельные группы деревьев и характерные конту­ры лесных массивов, реки, ручьи, дороги, тропы, мосты, выемки и насыпи па дорогах, отдельные постройки, развалины древних крепостей, памятники, могилы и т. д.

В горах часто встречаются локальные магнитные аномалии, что ограничивает использование компаса для определения сто­рон горизонта и выдерживания направления движения. В пути направление движения часто контролируют по небесным свети­лам или удаленным заснеженным вершинам гор, хорошо види­мым с многих точек маршрута.

в)Ориентирование в пустынно-степной местности. Ориентирова­ние в пустыне затрудняется ее однообразием. По маршруту ред­ко встречаются местные предметы, которые могут служить ори­ентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также сильный зной, миражи и большая запыленность воздуха. Расстояния до местных предметов в пустыне всегда кажутся меньше действительных. Повышенная конвекция воздуха днем снижает точность измерения расстояний с помощью дальноме­ров. В песках увеличивается пробуксовка колесных и гусенич­ных машин, что затрудняет пользование спидометром.

Маршруты движения в пустынной местности прокладывают обычно по колонным путям. Движение совершают, как правило, по азимутам. Заданные направления движения выдерживают с помощью компаса и навигационной аппаратуры боевых машин.

Ориентирами в пустыне служат курганы, такыры, колодцы, русла высохших рек, оазисы, развалины и различные сооруже­ния, связанные с религиозными культами. При благоприятных условиях видимости многие ориентиры просматриваются издали. В качестве вспомогательных ориентиров могут быть исполь­зованы небесные светила, следы от машин, а также расположе­ние дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением господствующих ветров и практически постоянно для обширных территорий пустынной местности.

г)Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт намечают, как пра­вило, по главным и магистральным улицам. На топографических картах такие улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Продолжением этих улиц часто бывают шоссейные дороги, подходящие к населенному пункту.

Повороты маршрута намечаются около ориентиров, которые легко опознаются на местности и карте (мосты, путепроводы, стадионы и др.). Ориентирование на местности значительно об­легчается при использовании плана города, на котором с боль­шой подробностью отображаются особенности планировки насе­ленного пункта и ориентиры.

При подходе к городу тщательно сличают план с местностью, точно определяют место въезда в населенный пункт. В самом городе план ориентируют по направлению улицы, по которой совершается движение, и внимательно сличают перекрестки улиц, площади, скверы, памятники с их изображением на плане.

Важное значение при движении по населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на мар­шруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

д)В районах разрушений сличение топографической карты, с местностью, как правило, затруднено. Значительно усложняется определение по карте своего местоположения и выдерживание намеченного направления движения.

Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы. Направле­ние движения выдерживают обычно по компасу или гирополукомпасу.

При ориентировании в движении по сильно измененной ме­стности очень важно уметь быстро сличать топографическую карту с местностью по тем ее элементам и объектам, которые не подверглись сильным изменениям (элементы рельефа, гидрогра­фии и т. п.).

е)Ориентирование ночью. Многие местные предметы, которые днем легко опознаются, в ночной темноте становятся труднораз­личимыми, внешний вид и очертания их меняются. Расстояния до предметов всегда кажутся большими, чем днем. В темноте напрягается зрение, быстрее наступает усталость, ухудшается восприятие местности. Все это существенно затрудняет ориенти­рование.

В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирают по возможности вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направления движения. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от дру­га, чем при движении днем. При подготовке к маршу тщательно изучают маршрут по карте, чтобы знать на память его начерта­ние, характер дорог по участкам, контрольные ориентиры.

В пути направление движения выдерживают по азимутам или вспомогательным ориентирам (небесным светилам, удаленным огням). Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от ис­ходного пункта или контрольного ориентира по направлению движения.

ж)Восстановление потерянной ориентировки. Ориентировка счи­тается потерянной, когда на карте не могут определить свое ме­стоположение. Различают частичную и полную потерю ориенти­ровки.

Частичная потеря ориентировки наиболее вероятна при не­брежном сличении карты с местностью по маршруту движения. Она возможна как днем, так и ночью. Для восстановления ори­ентировки снижают скорость движения и путем внимательного сличения карты с местностью опознают крупные местные пред­меты и формы рельефа, по которым определяют свое местопо­ложение.

При движении ночью и в условиях ограниченной видимости из-за недостаточных навыков в ориентировании может произойти отклонение от маршрута, что ведет, как правило, к полной по­тере ориентировки. Для ее восстановления необходимо вначале ориентировать карту по сторонам горизонта с помощью компаса, определить магнитный азимут направления движения и записать на карте показания спидометра и время, затем попытаться сли­чить карту с местностью. Если восстановить ориентировку не удается, можно воспользоваться следующими приемами опреде­ления района вероятного нахождения места остановки.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводят прямую, соответствующую направлению по­следнего участка движения. На прямой откладывают пройденное расстояние от ориентира, которое определяет дальнюю границу района местонахождения. Расстояние определяют по спидометру или по времени движения. От дальней границы района местона­хождения радиусом, равным 1/4 пройденного пути от ориентира, в сторону этого ориентира проводят полуокружность, которая ограничивает вероятный район местонахождения. Этот район внимательно сличают с картой и по местным предметам опре­деляют свое местоположение.

По линейному ориентиру. При выходе к линейному ориентиру определяют его направление по сторонам горизонта. Затем на карте отыскивают условный знак этого ориентира, ази­мут направления которого равен азимуту направления линейного ориентира на местности. При сличении карты с местностью учи­тывают формы рельефа. Опознав ориентир, двигаются вдоль него до какого-либо точечного ориентира, где и определяют свое местоположение.

Схемы местности.

Наши рекомендации