Перспективным направлением привлечения негосударственных средств для финансирования транспортной отрасли является государственно-частное партнерство.
Основной формой государственно-частного партнерства являются концессии, прежде всего - в сфере платных дорог, железнодорожного строительства, развития аэропортов, городского общественного транспорта;
Приоритетной задачей является разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определение приоритетных сфер применения государственно-частного партнерства на транспорте.
При формировании перспективной финансово-экономической модели транспортной системыгосударство с использованием механизмов экономического регулирования:
обеспечивает условия для воспроизводства объектов транспортной инфраструктуры, многие объекты которой носят «вековой» характер, с учетом их высокой фондоемкости и длительных периодов амортизации;
стимулирует применение наиболее экономически эффективных, безопасных и экологичных транспортной техники и технологий;
обеспечивает для российских транспортных организаций равные конкурентные условия при работе на международном рынке транспортных услуг с учетом особенностей этого рынка;
исключает создание неоправданных конкурентных преимуществ для одних операторов над другими.
По мере развития транспортной системы все более широкое применение должен получать принцип "пользователь платит".
В соответствии с мировым опытом, реализация этого принципа должна стимулировать производство и применение наиболее экономичных и экологичных транспортных средств, рациональное распределение спроса на транспортные услуги между видами транспорта, применение рациональных форм организации перевозок и эффективных транспортных технологий, разумное ограничение транспортных потребностей.
Реализация принципа «пользователь платит», в частности, предполагает:
- приближение стоимости транспортных услуг к полным экономическим издержкам, прежде всего, связанным с экологическим ущербом, наносимым транспортной деятельностью;
- расширение элементов платности в использовании транспортной инфраструктуры.
Управление государственным имуществом на транспорте
Государство повышает эффективность управления государственной собственностью транспорта, а также создает условия, обеспечивающие деятельность и правоотношения участников гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач государственной политики в области имущественных отношений.
Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью на транспорте являются:
совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области управления государственным имуществом;
совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли, а также вопросы пользования земельными участками организациями транспортного комплекса (в том числе, совершенствование нормативно-правового регулирования процедур резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд);
совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли;
проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом целей и задач транспортной стратегии;
внедрение современных компьютерных технологий для решения задач учета федерального имущества и показателей эффективности его использования;
совершенствование системы профессиональной подготовки и квалификации руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ транспортной отрасли;
Основными направлениями работы по совершенствованию условий деятельности участников гражданского оборота имущества транспорта и их правоотношений, являются:
совершенствование норм законодательства в целях недопущения несостоятельности системообразующих организаций транспортной отрасли, и в отношении ужесточения ответственности лиц, виновных в преднамеренных банкротствах данных организаций;
совершенствование законодательства, регулирующего вопросы долевой собственности на имущество транспортной отрасли;
совершенствование законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте, осуществляемой в форме капитальных вложений;
совершенствование форм и способов передачи государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам, а также порядка перечисления в бюджет государства доходов государственных унитарных предприятий, получаемых ими от передачи в пользование третьим лицам, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
содействие созданию интегрированных структур с участием организаций различных секторов транспортной отрасли, иных отраслей народного хозяйства;
совершенствование методов оценки стоимости государственного имущества транспортной отрасли;
совершенствование процедур залога государственного имущества транспортной отрасли.
2.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.
Наряду с мерами государственного регулирования, направленными на развитие конкуренции, развитию рыночных отношений на транспорте и повышению его привлекательности как сферы предпринимательства и инвестиций способствуют структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
2.2.1. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг.
Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:
совершенствование антимонопольного регулирования;
поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более «мягким» формам государственного регулирования;
поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
постепенная замена действующих количественных квот качественными;
содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.
2.2.2. Совершенствование антимонопольного регулирования
Основными направлениями совершенствования антимонопольного регулирования являются:
совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации и оценки фактического уровня конкуренции;
разграничение рынка транспортных услуг и использования транспортных средств для некоммерческих нужд;
сокращение монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе, посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе, методами антимонопольного регулирования и контроля);
формирование процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений.
Государство не вправе ограничивать доступ операторов на рынок.
Основным инструментом, стимулирующим консолидацию транспортного бизнеса, является ужесточение качественных требований к операторам.
Консолидация может осуществляться на корпоративной основе, путем создания альянсов, пулов, использования других механизмов, которые допускает действующее законодательство.
Сегментами рынка транспортных услуг, где консолидация оправдана в первую очередь, являются гражданская авиация, городской общественный транспорт, международные автомобильные перевозки грузов, перевозки для целей международного и внутрироссийского туризма.
2.2.3. Тарифно-ценовое регулирование
Тарифно-ценовое регулирование должно быть, по возможности, ограничено сферами естественных монополий. При этом обеспечивается баланс интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг.
При регулировании тарифов могут решаться следующие основные задачи:
мониторинг и общего уровня тарифов в целях ограничения их инфляционного влияния;
ограничение предельных уровней тарифов в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей и для недопущения кратковременной реализации транспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) или долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности транспортного процесса;
обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа "объявленного тарифа");
обеспечение в интересах пользователей транспортных услуг разумной стабильности тарифов.
В ходе реализации стратегии при замене льгот отдельным категориям граждан по проезду на различных видах транспорта в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, других обстоятельств, а также с учетом интересов организаций и предприятий транспортного комплекса.
Основными направлениями совершенствования тарифного регулирования на отдельных сегментах рынка транспортных услуг являются:
На железнодорожном транспортенеобходимо совершенствование тарифной политики, адаптированной к условиям рыночной экономики, в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Программой реформирования железнодорожного транспорта.
В соответствии с осуществляемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок необходим постепенный переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
На пассажирских железнодорожных перевозках должно осуществляться постепенное сокращение внутреннего перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. По мере развития конкуренции и снижения издержек на пассажирские перевозки будет проводиться дальнейшее дерегулирование тарифов на эти перевозки. Постепенный переход к свободным тарифам будет осуществляться по мере роста благосостояния населения. В первую очередь, свободные тарифы должны устанавливаться на наиболее дорогие категории услуг.
Для основных грузопотоков экспортных грузов, доставляемых в смешанном сообщении, необходима разработка методов комплексного регулирования тарифов различных видов транспорта. Сокращение сферы регулирования тарифов на грузовые перевозки будет возможно по мере развития конкуренции на отдельных видах перевозок.
На железнодорожном транспорте следует проводить регулирование тарифов на федеральном уровне по методикам, учитывающим необходимость сокращения транспортной составляющей в себестоимости продукции.
В сфере услуг морских портов регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий должно быть направлено на повышение привлекательности российских портов для грузовладельцев, поддержку российских перевозчиков при адекватном финансировании мероприятий по обеспечению безопасности судоходства в портах.
В целях развития рыночной конкуренции в потенциально конкурентных секторах естественных монополий целесообразно проводить выведение отдельных стивидорных компаний морских портов, работающих в одном морском бассейне и реально конкурирующих между собой по перевалке одинаковых грузов, из реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий в морских портах должно быть взаимоувязано с регулированием тарифов на железнодорожные перевозки с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления экономического пространства Российской Федерации, повышения привлекательности услуг российских портов и перевозчиков.
В сфере услуг речных портов регулирование сборов, тарифов и плат должно учитывать необходимость обеспечения устойчивого финансово-экономического положения и развития речных портов, а также доступность их услуг для перевозчиков.
Развитие конкуренции на рынке услуг речных портов, а также между различными видами транспорта (внутренний водной, железнодорожный, автомобильный) должно привести к существенному сокращению естественно-монопольных секторов в данной сфере услуг и сокращению объема государственного регулирования на данном сегменте рынка. Условием выведения речных портов из перечня локальных естественных монополий является разделение функций портового оператора и перевозчика.
В сфере внутренних водных путейв качестве меры направленной на обеспечение устойчивого функционирования и создания условий для развития их инфраструктуры целесообразно введение платы за пользование таковой инфраструктурой.
В сфере услуг аэропортовгосударственное регулирование ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов должно быть направлено на поддержку российских авиаперевозчиков при адекватном финансировании мероприятий по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а также на повышение инвестиционной привлекательности аэропортов.
В целях повышения эффективности государственного регулирования субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов и обеспечения добросовестной конкуренции на рынке авиационных перевозок должен быть завершен процесс разделения авиапредприятий (по видам деятельности) на авиакомпании и аэропорты.
Услуги системы организации воздушного движения (ОВД)рассматриваются как разновидность естественной монополии. В результате консолидации гражданской части ОВД предусматривается создание единого находящегося в государственной собственности субъекта, получающего сборы за аэронавигационное обслуживание (АНО) и осуществляющего за счет этих сборов финансирование текущих затрат за АНО и функции государственного заказчика при модернизации гражданской части единой системы ОВД.
Уровень ставок сборов за АНО должен устанавливаться с учетом баланса интересов хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, и потребителей услуг - авиаперевозчиков. При этом с учетом фактического уровня доходности различных услуг по АНО уровень ставок сборов за АНО должен обеспечивать доступность данных услуг для авиакомпаний, достаточный уровень финансирования мероприятий по модернизации гражданской части единой системы ОВД, а также поэтапное сокращение перекрестного субсидирования в данной сфере.
Тарифы для отечественных и иностранных авиакомпаний должны быть в течение определенного периода различными с учетом фактического уровня доходности их деятельности на соответствующих маршрутах.
В сфере услуг городского пассажирского транспорта(ГПТ) на базовой сети регулярных маршрутов сохранится государственное тарифное регулирование. Однако, по мере разрешения проблемы обеспечения государственных социальных мандатов, назначение этой системы будет меняться. Исчезнет необходимость использования регулируемого тарифа как средства обеспечения перекрестного субсидирования поездок пассажиров, имеющих льготы, что создаст предпосылки к снижению тарифов. Тарифное регулирование будет направлено на решение двух основных задач:
- повышение ценовой доступности услуг ГПТ для менее обеспеченных слоев населения;
- обеспечение ценовой привлекательности услуг ГПТ для среднего класса;
Ценообразование на дополнительной маршрутной сети будет основываться на рыночных принципах. В перспективе этот сегмент рынка будет характеризоваться предоставлением транспортных услуг повышенного качества.