Государственно-частное партнёрство как способ модернизации моногородов

Наиболее вероятным выглядит сценарий использования средств, выделяемых федерацией в рамках ГЧП.

Основными институциональными формами ГЧП являются: концессионные соглашения, совместные предприятия, контрактная система, соглашения о разделе продукции. К ГЧП относится любое предоставление услуг или производство товара для общественных нужд, традиционно находящееся в сфере занятий государства и осуществляемое с учетом следующего:

- объединения активов и управленческих навыков государственных институтов и частного сектора;

- извлечения обоюдной выгоды, выражающейся в экономии бюджетных средств органами власти и получении обеими сторонами прибыли от использования государственных активов и прибыли на частный капитал;

- разделения прибыли (у обеих сторон появляется мотив добиваться успеха реализуемого проекта);

- равного разделения рисков между партнерами - государством и частным бизнесом.

В настоящее время в стране сформирован перечень инвестиционных инструментов ГЧП, посредством которых распределяются бюджетные ресурсы: инвестиционный фонд, промышленно-производственные зоны, особые экономические зоны, венчурные фонды, технопарки.

В августе 2007 г. создана ОАО «Российская венчурная компания», 100 % акций которой принадлежит государству, в ее уставный фонд направлено 15 млрд. руб. из инвестиционного фонда.

Инвестиционный фонд может стать важным источником в финансировании региональных инвестиционных проектов. На сайте Минрегиона (http://www.minregion.ru/invest_phound/invest_instruct/) представлены методические рекомендации по подготовке документов для участия региональных инвестиционных проектов в отборе проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований ИФ. Одним из условий получения этих средств является наличие бизнес-плана под проект, выполненный в соответствии с рекомендациями соинвестора.

Для развития кластерных проектов могут быть использованы также программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, предусматривающие предоставление на конкурсной безвозмездной и безвозвратной основе субсидий по следующим направлениям:

создание новых инновационных предприятий на основе успешной коммерциализации технологий;

реализация инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основании разработок и при кадровой поддержке университетов Российской Федерации;

осуществление НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий, приобретаемых ими на новые технологии и технические решения у российских вузов, академических и отраслевых институтов.

В целях обеспечения ускоренного развития жилищного строительства на территориях базирования кластеров предполагается возможность использования субъектами Российской Федерации средств ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675.

Важнейшим направлением модернизации системы моногородов является кластерный принцип организации производительных сил территории. По определению американского ученого М.Портера, кластер - «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»[4] М. Портер выделяет три главных признака кластера бизнеса: территориальная специализация; конкуренция и кооперация. Кластерный принцип размещения производительных сил способствует повышению экономической эффективности за счет постоянства взаимосвязей, сокращения транспортных расходов, рационального использования всех видов местных ресурсов, создания условий для сочетания с территориальным планированием и управлением. Из теории М. Портера вытекает определение кластера как географически сконцентрированной группы взаимосвязанных компаний (производители, поставщики, банковские, биржевые и кредитные учреждения, фонды венчурного финансирования и тому подобное), а также связанных с их деятельностью организаций (например, сервисных, инжиниринговых, консалтинговых компаний, агентств по стандартизации, торговых объединений, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций). Последние элементы особенно важно подчеркнуть, поскольку высшие учебные заведения и научные учреждения одухотворяют кластер, наполняя его идеями и проектами. В целях активизации развития кластеров более активно должен быть использован потенциал особых экономических зон, связанный с финансированием развития инфраструктуры, осуществляемым из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом и обеспечиваемым привлечением «якорных» резидентов – крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров.



Наши рекомендации