Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности
Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью.
В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.
При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт единым комплексом, что обеспечивает дополнительный системный эффект.
Единство государственного управления транспортом предполагает:
развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь – в транспортных узлах и на подходах к ним;
развитие интермодальных перевозок на основе единых технических и информационных стандартов и технологий, а также унифицированных перевозочных документов;
координацию обеспечения средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;
оптимизация и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;
согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и "стыковку" транспортных систем отдельных регионов;
формирование на транспорте единого информационного пространства;
согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:
совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
решение задач оборонного и мобилизационного характера;
создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;
обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;
обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для её обновления;
выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;
регулирование социально-трудовых отношений и развитие кадрового потенциала;
проведение структурных преобразований на транспорте;
устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре;
выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;
обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны. Целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить такого обслуживания;
совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования;
обеспечение интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему, в том числе – в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:
реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
прекращение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других;
инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;
развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;
развитие социального партнерства на транспорте;
развитие транспортной системы в интересах обеспечения задач в области обороны и безопасности государства.